Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

ТВ-мониторинг президентской кампании. (18 декабря 2023 г. – 14 марта 2024 г.)

ЦИПКР и Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ в рамках президентской кампании 2024 года ведет ежесуточный мониторинг федерального политического партийного телеэфира. Суть проекта – ежедневный подсчет количества телесюжетов с упоминанием кандидатов в президенты и продолжительности освещения их деятельности в новостных передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также хронометраж синхрона (прямой речи) кандидатов. Кроме контент-анализа информационно-политического эфира пяти ведущих телеканалов, анализируется представленность кандидатов в президенты в телесюжетах всех федеральных телеканалов.

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, Центр исследований политической культуры России
2024-03-18 10:21

 

В данной записке проанализированы итоги информационно-политического эфира Президентской избирательной кампании (18 декабря-14 марта 2024 года).

Как видно из гр.1, в информационно-политическом эфире было полное доминирование действующего президента/кандидата в президенты В.В.Путина (13857 телесюжетов на всех федеральных телеканалах). Это 85,4% от общего количества сюжетов с упоминанием кандидатов в президенты. Кандидат от ЛДПР Л.Э.Слуцкий упоминался 827 раз (5,1%). Кандидат от КПРФ Н.М.Харитонов был упомянут в 791 сюжете (4,9%). Представитель «Новых людей» В.А.Даванков был отмечен в 750 сюжетах (4,6%).

График 1

Распределение телесюжетов всех федеральных телеканалов

с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 18 декабря – 14 марта

 

 

 

Динамика представленности кандидатов в президенты в федеральных новостных и информационных сюжетах с 18 декабря 2023 года по 14 марта 2024 г. а также совокупный результат за этот период даны в табл.1. и на гр.2

Таблица 1

Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах

(количество сюжетов):

Дата

В. В. Путин

Н. М. Харитонов

Л. Э. Слуцкий

В. А. Даванков

18-24 дек

1412

46

39

16

%

93,3

3,0

2,6

1,1

25-31 дек

996

34

50

38

%

89,1

3,0

4,5

3,4

1-7 янв

386

4

22

21

%

89,1

0,9

5,1

4,8

8-14 янв

904

42

61

47

%

85,8

4,0

5,8

4,5

15-21 янв

886

74

76

71

%

80,0

6,7

6,9

6,4

22-28 янв

988

62

87

66

%

82,1

5,2

7,2

5,5

29 янв – 4 фев

1061

117

99

116

%

76,2

8,4

7,1

8,3

5-11 фев

1289

103

98

105

%

80,8

6,5

6,1

6,6

12-18 фев

1324

87

73

77

%

84,8

5,6

4,7

4,9

19-25 фев

1325

62

65

56

%

87,9

4,1

4,3

3,7

26 фев-3 мар

1426

50

41

33

%

92,0

3,2

2,6

2,1

4 - 10 мар

1053

58

59

53

%

86,1

4,7

4,8

4,3

11-14 мар

739

50

55

49

%

82,8

5,6

6,2

5,5

В течение всей Президентской избирательной кампании лидировал В.В.Путин (76-93% сюжетов). У Н.М.Харитонова доля сюжетов составляла от 0,9% до 8,4%. Доля Л.Э.Слуцкого колебалась от 2,6% до 7,2%, В.А.Даванкова – от 1,1% до 8,3%.

График 2

Структура сообщений с упоминаниями кандидатов всех федеральных телеканалов,

18 декабря – 14 марта

 

 

 

Если проанализировать информационную ситуацию с начала заявительно-регистрационной фазы кампании (с 18 декабря по 14 марта) – 85,4% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину, 5,1% - Л.Э.Слуцкому, 4,9% - Н.М.Харитонову и 4,6% - В.А.Даванкову.

С момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января по 14 марта) ситуация выглядит следующим образом: 84% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину, 5,5% - Л.Э.Слуцкому, 5,4% - Н.М.Харитонову и 5,1% - В.А.Даванкову.

С момента регистрации В. Путина в 2024 г. (c 29 января по 14 марта) распределение телесюжетов несколько изменилось: 84,6% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину, 5,4% - Н.М.Харитонову, и по 5% - Л.Э.Слуцкому и В.А.Даванкову (табл.2)

Таблица 2

Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах в различные периоды избирательной кампании

ФИО

18 дек-14 мар

%

9 янв-14 мар

%

29 янв-14 мар.

%

В. В. Путин

13857

85,4

11013

84,0

8285

84,6

Н.М.Харитонов

791

4,9

707

5,4

529

5,4

Л.Э.Слуцкий

827

5,1

716

5,5

492

5,0

В.А.Даванков

750

4,6

675

5,1

491

5,0

Всего

16225

100%

13111

100%

9797

100%

 

Освещение значимых инфоповодов кандидатов в период избирательной кампании

Рассмотрим число сюжетов, посвящённых каждому мероприятию непосредственно в день события на пяти центральных федеральных телеканалах («Первом», «России», НТВ, ТВЦ и Рен).

В декабре кандидаты на пост президента подали документы для регистрации в Центризбирком: 18 декабря В. Путин, 25 декабря Л. Слуцкий и В. Даванков, 27 декабря Н. Харитонов. Также подача кандидатами документов в ЦИК освещалась 1 января 2024 г. (Л. Слуцкий и В. Даванков) и 3 января (Н. Харитонов).

В январе Центризбирком зарегистрировал кандидатов на пост президента: 5 января Л. Слуцкого и В. Даванкова, 9 января Н. Харитонова, 29 января В. Путина.

В январе-феврале кандидаты представили свои предвыборные программы: Н. Харитонов 18 января, В. Даванков 15 февраля, Л. Слуцкий 21 февраля, В. Путин 29 февраля (табл. 3).

Таблица 3

Освещение главных инфоповодов избирательной кампании на пяти центральных федеральных телеканалах (число сюжетов)

Мероприятие

В. В. Путин

Н.М.Харитонов

Л.Э.Слуцкий

В.А.Даванков

Всего

Подача документов

19

14

17

14

64

%

29,7

21,9

26,6

21,9

100%

Регистрация в ЦИК

31

18

27

27

103

%

30,1

17,5

26,2

26,2

100%

Программа (послание)

158

9

6

9

182

%

86,8

4,9

3,3

4,9

100%

Таким образом, при освещении каждого инфоповода по числу сюжетов лидирует В. Путин.

 

Анализ ситуации в федеральном телеэфире в период с 18 декабря по 14 марта показал, что среди соперников В.В.Путина наибольший объем эфира в период Президентской избирательной кампании на федеральных каналах получил Н.М.Харитонов – 38% эфира без учета В.В.Путина, далее Л.Э.Слуцкий – 32% эфира и В.А.Даванков – 30% телеэфира (табл. 4, гр. 3).

Таблица 4

Структура суммарного лидерского эфира, 18 декабря 2023 г. – 14 марта 2024 г.

Кандидат

Продолжительность эфира, мин

%

Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, мин

%

Н. М. Харитонов

246

37,1

105

35,7

Л. Э. Слуцкий

215

32,5

95

32,2

В. А. Даванков

201

30,4

95

32,1

Всего

662

100,0

295

100,0

График 3

Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина) на пяти центральных федеральных телеканалов, 18 декабря 2023 г. – 14 марта 2024 г.

 

 

 

Динамика и структура суммарного лидерского телеэфира без учёта представленности В.В. Путина за период с 18 декабря 2023 г. по 14 марта 2024 г. представлена на гр.4.

График 4

Динамика суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 декабря – 14 марта

 

 

 

Рассмотрим, как изменялось распределение телеэфира в различные временные периоды избирательной кампании: с начала заявительно-регистрационной фазы кампании (с 18 декабря по 14 марта), с момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января по 14 марта) и с момента регистрации всех кандидатов, завершившейся регистрацией В. Путина (c 29 января по 14 марта) (табл.2, Гр. 5)

Таблица 5

Структура суммарного лидерского эфира в различные периоды избирательной кампании

ФИО

18 дек-14 мар

%

9 янв-14 мар

%

29 янв-14 мар.

%

Н.М.Харитонов

246

37,1

222

37,6

164

38,6

Л.Э.Слуцкий

215

32,5

183

30,9

124

29,1

В.А.Даванков

201

30,4

186

31,5

137

32,2

Всего

662

100%

592

100%

424

100%

График 5

Структура суммарного лидерского эфира центральных федеральных телеканалов

 

 

 

Рассмотрим распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Табл.6, Гр. 6):

 

Таблица 6

Структура эфирного времени федеральных телеканалов

Телеканал

Н. М. Харитонов

Л. Э. Слуцкий

В. А. Даванков

«Первый»

мин

53

55

44

%

35

36

29

«Россия»

мин

95

66

66

%

42

29

29

НТВ

мин

26

30

29

%

31

35

34

ТВЦ

мин

61

55

52

%

36

33

31

Рен-ТВ

мин

10

9

11

%

34

29

37

Н. Харитонов получил наибольшее количество эфирного времени на «России» (42%), наименьшее – на НТВ (31%).

Л. Слуцкому наибольшая доля эфирного времени была предоставлена на «Первом» и НТВ (36 и 35% эфира). В. Даванкову отдал предпочтение Рен (37%) (График 6)

График 6

Структура эфира федеральных телеканалов, 18 декабря – 14 марта

 

 

 

Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Табл. 7):

Таблица 7

Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов

Телеканал

Н. М. Харитонов

Л. Э. Слуцкий

В. А. Даванков

«Первый»

мин

26

25

22

%

36

34

30

«Россия»

мин

38

32

35

%

36

30

33

НТВ

мин

11

13

14

%

29

35

35

ТВЦ

мин

30

25

24

%

38

31

31

Рен-ТВ

мин

0

0,4

0

%

0

100

0

Наибольшую долю лидерского телеэфира Н. Харитонову предоставили ТВЦ, «Первый» и «Россия» (38, 36 и 36%), Рен проигнорировал кандидатов от КПРФ и «Новых людей».

Л. Слуцкий получил наибольшую долю синхрона на Рен (100%, но всего 26 секунд) и НТВ (35%). Предпочтение В. Даванкову также отдал НТВ (35%) (График 7).

График 7

Структура синхрона федеральных телеканалов, 18 декабря – 14 марта

 

 

 

 

Внимание ТВ к инфоповодам, создаваемым Н.М.Харитоновым

 

Рассмотрим, как изменялось освещение значимых инфоповодов предвыборной кампании Н. Харитонова (Табл. 8, Гр. 8):

Таблица 8

Освещение основных инфоповодов с участием Н. Харитонова в период Президентской избирательной кампании в 2024 г.

Дата

Событие

Число сюжетов

Телеканалы, принявшие участие в освещении

Время (сек)

27 декабря, 3 января

Подача документов в ЦИК

14

Первый (7), Россия (4), НТВ (1), ТВЦ (2)

7 мин 1 сек

9 января

Регистрация Н. Харитонова в ЦИК

18

Первый (6), Россия (3), НТВ (3), ТВЦ (3), Рен (3)

6 мин 56 сек

15-19 января

Поездка в Хабаровск

30

Первый (6), Россия (7), НТВ (4), ТВЦ (11), Рен (2)

19 мин 3 сек

18 января

Пресс-конференция КПРФ

9

Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (3)

12 мин 24 сек

23-25 января

Поездка в Оренбург

14

Первый (3), Россия (4), ТВЦ (5), Рен (2)

7 мин 53 сек

26 января

Общероссийское партсобрание

6

Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1), Рен (2)

3 мин 25 сек

28 января

Концерт памяти В. И. Ленина

3

«Первый» (1), «Россия» (2)

3 мин 1 сек

29-30 января

Поездка в Санкт-Петербург

19

Первый (5), Россия (4), НТВ (2), ТВЦ (5), Рен (3)

12 мин 34 сек

31 января

Пресс-конференция

10

Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (3), Рен (2)

6 мин 28 сек

1-2 февраля

Встреча с участниками СВО

6

Первый (1), Россия (2), ТВЦ (2), Рен (1)

6 мин 48 сек

3 февраля

Встреча по вопросу ЖКХ

9

Первый (2), Россия (4), НТВ (1), ТВЦ (2)

7 мин 14 сек

5 февраля

Отправка Гумконвоя

10

Первый (3), Россия (3), ТВЦ (3), Рен (1)

10 мин 31 сек

6-9 февраля

Поездка в Красноярск

25

Первый (4), Россия (8), НТВ (2), ТВЦ (5), Рен (6)

13 мин

10 февраля

Встреча с киберспортсменами

9

Первый (2), Россия (4), НТВ (2), ТВЦ (1)

4 мин 49 сек

12 февраля

Поездка в Калугу

11

Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (3), Рен (2)

6 мин 51 сек

14-16 февраля

Поездка в Екатеринбург

19

Первый (5), Россия (6), НТВ (3), ТВЦ (5)

13 мин 36 сек

16-17 февраля

Поездка в Лыткарино

8

Первый (1), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (1), Рен (2)

5 мин 37 сек

19 февраля

Визит в институт Геотехники

9

Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (2), Рен (1)

6 мин 16 сек

20 февраля

Поездка в Ярославль

6

Первый (2), Россия (2), ТВЦ (1), Рен (1)

3 мин 52 сек

21 февраля

Встреча с командой по мини-футболу

7

Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (2)

4 мин 27 сек

22 февраля

Круглый стол

8

Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (2)

6 мин 10 сек

23 февраля

День Защитника Отечества

7

Первый (2), Россия (4), НТВ (1)

9 мин 1 сек

26 февраля

Встреча с деятелями искусств

8

Первый (3), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (2)

7 мин 8 сек

27 февраля

Встреча с «Детьми войны»

3

Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (1)

2 мин 13 сек

28 февраля

Встреча с представителями Союза Советских Офицеров

5

Первый (1), Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (2)

2 мин 40 сек

2-3 марта

Общероссийское партсобрание

7

Первый (2), Россия (4), ТВЦ (1)

4 мин 55 сек

4 марта

Визит в Институт ядерных исследований РАН

7

Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1), Рен (1)

3 мин 41 сек

5 марта

Встреча с представителями движения «Русский лад»

2

Первый (1), Россия (1)

1 мин 16 сек

5 марта

День Памяти И. В. Сталина

1

ТВЦ (1)

33 сек

6,10 марта

123-ий Гумконвой

8

Первый (2), Россия (5), ТВЦ (1)

6 мин 52 сек

7 марта

Встреча с Всероссийским женским союзом «Надежда России»

4

Первый (1), Россия (2), ТВЦ (1)

2 мин 47 сек

10 марта

90-летие Ю. Гагарина

4

Первый (1), Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (1)

2 мин 50 сек

11 марта

Красные в городе

4

Первый (1), Россия (2), ТВЦ (1)

2 мин 11 сек

12 марта

Встреча со студенческими профсоюзами

6

Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1)

3 мин 21 сек

13 марта

Поездка в Волгоград

6

Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1)

3 мин 44 сек

14 марта

Красный контроль

5

Первый (2), Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (1)

2 мин 44 сек

 

График 8

Сравнение объема эфира при освещении основных инфоповодов избирательной кампании Н. Харитонова

 

 

 

Таким образом, в период Президентской избирательной кампании рекорд по освещению заняла поездка Н. Харитонова в Хабаровск (19 мин. 3 сек). Кроме того, дольше всего освещались поездка в Санкт-Петербург (12 мин 34 сек), поездка в Красноярск (13 мин) и поездка в Екатеринбург (13 мин 36 сек).

Наименьшее количество эфирного времени заняло освещение памятных мероприятий в годовщину со дня смерти И. В. Сталина (33 сек).

В последнюю неделю перед выборами (с 7 по 14 марта) каждый из инфоповодов с участием Н. Харитонова освещался не более 4 минут эфира.

 

Некоторые выводы

  • В период Президентской избирательной кампании доля телесюжетов на федеральных каналах с упоминанием участников президентской кампании составила:
    85,4% телесюжетов о действующем президенте/кандидате В.В.Путине,    
    4,9% посвящено информационным поводам, создаваемым представителем КПРФ Н.М.Харитоновым.

5,1% об активности лидера ЛДПР Л.Э.Слуцкого, 
4,6% телесюжетов о предвыборной активности представителя «Новых людей» В.А.Даванкова.

  • В течение всей Президентской избирательной кампании (с 18 декабря 2023 г. по 14 марта 2024 г.) лидировал В.В.Путин (76-93% сюжетов). У Н.М.Харитонова доля сюжетов составляла от 0,9% до 8,4%. Доля Л.Э.Слуцкого колебалась от 2,6% до 7,2%, В.А.Даванкова – от 1,1% до 8,3%.
  • При освещении трёх значимых инфоповодов президентской кампании наибольшая часть телесюжетов также была посвящена действующему Президенту.
  • Так, при освещении подачи документов в ЦИК для регистрации В.В.Путин был упомянут в 29,7% сообщений (Н.М.Харитонов в 21,9%, Л.Э.Слуцкий в 26,6%, В.А.Даванков в 21,9% сюжетов).
  • При освещении регистрации кандидатов ЦИКом В.В.Путину досталось 30,1% телесюжетов, Н.М.Харитонову 17,5%, В.А.Даванкову и Л.Э.Слуцкому по 26,2% сообщений.
  • Наибольший разрыв ожидаемо отразился в освещении предвыборных программ кандидатов и Послания В.В.Путина. Так, освещению послания было уделено 86,8% сообщений, программам Н.М.Харитонова и В.А.Даванкова по 4,9%, программе Л.Э.Слуцкого – 3,3% сюжетов.
  • В период с 18 декабря по 14 марта наибольшую долю телеэфира на пяти центральных федеральных телеканалах без учёта представленности В.В.Путина занял Н. Харитонов (37,1% или 4 часа 6 мин). Л. Слуцкий получил 32,5% эфира или 3 часа 35 мин. В. Даванкову досталось 30,4% эфирного времени или 3 часа 21 мин.
  • Однако если оценить распределение телеэфира в различные временные периоды избирательной кампании, то соотношение долей кандидатов изменяется. Второе по освещению место занимает В. Даванков, а не Л. Слуцкий, кроме того, растёт доля Н. Харитонова.
  • Так, с момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января по 14 марта) Н. Харитонову досталось 37,6% эфира, В. Даванкову 31,5%, Л. Слуцкому – 30,9%.
  • Если рассмотреть телеэфир с момента регистрации всех кандидатов, завершившейся регистрацией В. Путина (c 29 января по 14 марта), то и тут В. Даванков на втором по освещению месте, а доля Н. Харитонова наиболее высока. Так, кандидат от КПРФ получил 38,6% эфирного времени, представитель «Новых людей» - 32,2%, лидер ЛДПР – 29,1% эфира.
  • Среди пяти центральных федеральных каналов наибольший объём своего эфира Н. Харитонову выделил «Россия» (42%). Предпочтение В. Даванкову отдал Рен (37%). Л. Слуцкий получил наибольшую долю эфира на «Первом» (36%).
  • Таким образом, в течение всей Президентской избирательной кампании абсолютным лидером эфира оставался действующий президент В.В.Путин, которому доставалось наибольшее количество телесюжетов. Однако если оценить телеэфир пяти центральных федеральных каналов без учёта В.В.Путина, то дольше всего упоминался Н.М. Харитонов.

Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.

Методика – А.Н.Васильцова

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.