
ЦИПКР и Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ в рамках президентской кампании 2024 года ведет ежесуточный мониторинг федерального политического партийного телеэфира. Суть проекта – ежедневный подсчет количества телесюжетов с упоминанием кандидатов в президенты и продолжительности освещения их деятельности в новостных передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также хронометраж синхрона (прямой речи) кандидатов. Кроме контент-анализа информационно-политического эфира пяти ведущих телеканалов, анализируется представленность кандидатов в президенты в телесюжетах всех федеральных телеканалов.
В данной записке проанализированы итоги информационно-политического эфира Президентской избирательной кампании (18 декабря-14 марта 2024 года).
Как видно из гр.1, в информационно-политическом эфире было полное доминирование действующего президента/кандидата в президенты В.В.Путина (13857 телесюжетов на всех федеральных телеканалах). Это 85,4% от общего количества сюжетов с упоминанием кандидатов в президенты. Кандидат от ЛДПР Л.Э.Слуцкий упоминался 827 раз (5,1%). Кандидат от КПРФ Н.М.Харитонов был упомянут в 791 сюжете (4,9%). Представитель «Новых людей» В.А.Даванков был отмечен в 750 сюжетах (4,6%).
График 1
Распределение телесюжетов всех федеральных телеканалов
с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 18 декабря – 14 марта
Динамика представленности кандидатов в президенты в федеральных новостных и информационных сюжетах с 18 декабря 2023 года по 14 марта 2024 г. а также совокупный результат за этот период даны в табл.1. и на гр.2
Таблица 1
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах
(количество сюжетов):
|
Дата |
В. В. Путин |
Н. М. Харитонов |
Л. Э. Слуцкий |
В. А. Даванков |
|
18-24 дек |
1412 |
46 |
39 |
16 |
|
% |
93,3 |
3,0 |
2,6 |
1,1 |
|
25-31 дек |
996 |
34 |
50 |
38 |
|
% |
89,1 |
3,0 |
4,5 |
3,4 |
|
1-7 янв |
386 |
4 |
22 |
21 |
|
% |
89,1 |
0,9 |
5,1 |
4,8 |
|
8-14 янв |
904 |
42 |
61 |
47 |
|
% |
85,8 |
4,0 |
5,8 |
4,5 |
|
15-21 янв |
886 |
74 |
76 |
71 |
|
% |
80,0 |
6,7 |
6,9 |
6,4 |
|
22-28 янв |
988 |
62 |
87 |
66 |
|
% |
82,1 |
5,2 |
7,2 |
5,5 |
|
29 янв – 4 фев |
1061 |
117 |
99 |
116 |
|
% |
76,2 |
8,4 |
7,1 |
8,3 |
|
5-11 фев |
1289 |
103 |
98 |
105 |
|
% |
80,8 |
6,5 |
6,1 |
6,6 |
|
12-18 фев |
1324 |
87 |
73 |
77 |
|
% |
84,8 |
5,6 |
4,7 |
4,9 |
|
19-25 фев |
1325 |
62 |
65 |
56 |
|
% |
87,9 |
4,1 |
4,3 |
3,7 |
|
26 фев-3 мар |
1426 |
50 |
41 |
33 |
|
% |
92,0 |
3,2 |
2,6 |
2,1 |
|
4 - 10 мар |
1053 |
58 |
59 |
53 |
|
% |
86,1 |
4,7 |
4,8 |
4,3 |
|
11-14 мар |
739 |
50 |
55 |
49 |
|
% |
82,8 |
5,6 |
6,2 |
5,5 |
В течение всей Президентской избирательной кампании лидировал В.В.Путин (76-93% сюжетов). У Н.М.Харитонова доля сюжетов составляла от 0,9% до 8,4%. Доля Л.Э.Слуцкого колебалась от 2,6% до 7,2%, В.А.Даванкова – от 1,1% до 8,3%.
График 2
Структура сообщений с упоминаниями кандидатов всех федеральных телеканалов,
18 декабря – 14 марта
Если проанализировать информационную ситуацию с начала заявительно-регистрационной фазы кампании (с 18 декабря по 14 марта) – 85,4% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину, 5,1% - Л.Э.Слуцкому, 4,9% - Н.М.Харитонову и 4,6% - В.А.Даванкову.
С момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января по 14 марта) ситуация выглядит следующим образом: 84% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину, 5,5% - Л.Э.Слуцкому, 5,4% - Н.М.Харитонову и 5,1% - В.А.Даванкову.
С момента регистрации В. Путина в 2024 г. (c 29 января по 14 марта) распределение телесюжетов несколько изменилось: 84,6% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину, 5,4% - Н.М.Харитонову, и по 5% - Л.Э.Слуцкому и В.А.Даванкову (табл.2)
Таблица 2
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах в различные периоды избирательной кампании
|
ФИО |
18 дек-14 мар |
% |
9 янв-14 мар |
% |
29 янв-14 мар. |
% |
|
В. В. Путин |
13857 |
85,4 |
11013 |
84,0 |
8285 |
84,6 |
|
Н.М.Харитонов |
791 |
4,9 |
707 |
5,4 |
529 |
5,4 |
|
Л.Э.Слуцкий |
827 |
5,1 |
716 |
5,5 |
492 |
5,0 |
|
В.А.Даванков |
750 |
4,6 |
675 |
5,1 |
491 |
5,0 |
|
Всего |
16225 |
100% |
13111 |
100% |
9797 |
100% |
Освещение значимых инфоповодов кандидатов в период избирательной кампании
Рассмотрим число сюжетов, посвящённых каждому мероприятию непосредственно в день события на пяти центральных федеральных телеканалах («Первом», «России», НТВ, ТВЦ и Рен).
В декабре кандидаты на пост президента подали документы для регистрации в Центризбирком: 18 декабря В. Путин, 25 декабря Л. Слуцкий и В. Даванков, 27 декабря Н. Харитонов. Также подача кандидатами документов в ЦИК освещалась 1 января 2024 г. (Л. Слуцкий и В. Даванков) и 3 января (Н. Харитонов).
В январе Центризбирком зарегистрировал кандидатов на пост президента: 5 января Л. Слуцкого и В. Даванкова, 9 января Н. Харитонова, 29 января В. Путина.
В январе-феврале кандидаты представили свои предвыборные программы: Н. Харитонов 18 января, В. Даванков 15 февраля, Л. Слуцкий 21 февраля, В. Путин 29 февраля (табл. 3).
Таблица 3
Освещение главных инфоповодов избирательной кампании на пяти центральных федеральных телеканалах (число сюжетов)
|
Мероприятие |
В. В. Путин |
Н.М.Харитонов |
Л.Э.Слуцкий |
В.А.Даванков |
Всего |
|
Подача документов |
19 |
14 |
17 |
14 |
64 |
|
% |
29,7 |
21,9 |
26,6 |
21,9 |
100% |
|
Регистрация в ЦИК |
31 |
18 |
27 |
27 |
103 |
|
% |
30,1 |
17,5 |
26,2 |
26,2 |
100% |
|
Программа (послание) |
158 |
9 |
6 |
9 |
182 |
|
% |
86,8 |
4,9 |
3,3 |
4,9 |
100% |
Таким образом, при освещении каждого инфоповода по числу сюжетов лидирует В. Путин.
Анализ ситуации в федеральном телеэфире в период с 18 декабря по 14 марта показал, что среди соперников В.В.Путина наибольший объем эфира в период Президентской избирательной кампании на федеральных каналах получил Н.М.Харитонов – 38% эфира без учета В.В.Путина, далее Л.Э.Слуцкий – 32% эфира и В.А.Даванков – 30% телеэфира (табл. 4, гр. 3).
Таблица 4
Структура суммарного лидерского эфира, 18 декабря 2023 г. – 14 марта 2024 г.
|
Кандидат |
Продолжительность эфира, мин |
% |
Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, мин |
% |
|
Н. М. Харитонов |
246 |
37,1 |
105 |
35,7 |
|
Л. Э. Слуцкий |
215 |
32,5 |
95 |
32,2 |
|
В. А. Даванков |
201 |
30,4 |
95 |
32,1 |
|
Всего |
662 |
100,0 |
295 |
100,0 |
График 3
Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина) на пяти центральных федеральных телеканалов, 18 декабря 2023 г. – 14 марта 2024 г.
Динамика и структура суммарного лидерского телеэфира без учёта представленности В.В. Путина за период с 18 декабря 2023 г. по 14 марта 2024 г. представлена на гр.4.
График 4
Динамика суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 декабря – 14 марта
Рассмотрим, как изменялось распределение телеэфира в различные временные периоды избирательной кампании: с начала заявительно-регистрационной фазы кампании (с 18 декабря по 14 марта), с момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января по 14 марта) и с момента регистрации всех кандидатов, завершившейся регистрацией В. Путина (c 29 января по 14 марта) (табл.2, Гр. 5)
Таблица 5
Структура суммарного лидерского эфира в различные периоды избирательной кампании
|
ФИО |
18 дек-14 мар |
% |
9 янв-14 мар |
% |
29 янв-14 мар. |
% |
|
Н.М.Харитонов |
246 |
37,1 |
222 |
37,6 |
164 |
38,6 |
|
Л.Э.Слуцкий |
215 |
32,5 |
183 |
30,9 |
124 |
29,1 |
|
В.А.Даванков |
201 |
30,4 |
186 |
31,5 |
137 |
32,2 |
|
Всего |
662 |
100% |
592 |
100% |
424 |
100% |
График 5
Структура суммарного лидерского эфира центральных федеральных телеканалов
Рассмотрим распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Табл.6, Гр. 6):
Таблица 6
Структура эфирного времени федеральных телеканалов
|
Телеканал |
Н. М. Харитонов |
Л. Э. Слуцкий |
В. А. Даванков |
|
|
«Первый» |
мин |
53 |
55 |
44 |
|
% |
35 |
36 |
29 |
|
|
«Россия» |
мин |
95 |
66 |
66 |
|
% |
42 |
29 |
29 |
|
|
НТВ |
мин |
26 |
30 |
29 |
|
% |
31 |
35 |
34 |
|
|
ТВЦ |
мин |
61 |
55 |
52 |
|
% |
36 |
33 |
31 |
|
|
Рен-ТВ |
мин |
10 |
9 |
11 |
|
% |
34 |
29 |
37 |
|
Н. Харитонов получил наибольшее количество эфирного времени на «России» (42%), наименьшее – на НТВ (31%).
Л. Слуцкому наибольшая доля эфирного времени была предоставлена на «Первом» и НТВ (36 и 35% эфира). В. Даванкову отдал предпочтение Рен (37%) (График 6)
График 6
Структура эфира федеральных телеканалов, 18 декабря – 14 марта
Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Табл. 7):
Таблица 7
Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов
|
Телеканал |
Н. М. Харитонов |
Л. Э. Слуцкий |
В. А. Даванков |
|
|
«Первый» |
мин |
26 |
25 |
22 |
|
% |
36 |
34 |
30 |
|
|
«Россия» |
мин |
38 |
32 |
35 |
|
% |
36 |
30 |
33 |
|
|
НТВ |
мин |
11 |
13 |
14 |
|
% |
29 |
35 |
35 |
|
|
ТВЦ |
мин |
30 |
25 |
24 |
|
% |
38 |
31 |
31 |
|
|
Рен-ТВ |
мин |
0 |
0,4 |
0 |
|
% |
0 |
100 |
0 |
|
Наибольшую долю лидерского телеэфира Н. Харитонову предоставили ТВЦ, «Первый» и «Россия» (38, 36 и 36%), Рен проигнорировал кандидатов от КПРФ и «Новых людей».
Л. Слуцкий получил наибольшую долю синхрона на Рен (100%, но всего 26 секунд) и НТВ (35%). Предпочтение В. Даванкову также отдал НТВ (35%) (График 7).
График 7
Структура синхрона федеральных телеканалов, 18 декабря – 14 марта
Внимание ТВ к инфоповодам, создаваемым Н.М.Харитоновым
Рассмотрим, как изменялось освещение значимых инфоповодов предвыборной кампании Н. Харитонова (Табл. 8, Гр. 8):
Таблица 8
Освещение основных инфоповодов с участием Н. Харитонова в период Президентской избирательной кампании в 2024 г.
|
Дата |
Событие |
Число сюжетов |
Телеканалы, принявшие участие в освещении |
Время (сек) |
|
27 декабря, 3 января |
Подача документов в ЦИК |
14 |
Первый (7), Россия (4), НТВ (1), ТВЦ (2) |
7 мин 1 сек |
|
9 января |
Регистрация Н. Харитонова в ЦИК |
18 |
Первый (6), Россия (3), НТВ (3), ТВЦ (3), Рен (3) |
6 мин 56 сек |
|
15-19 января |
Поездка в Хабаровск |
30 |
Первый (6), Россия (7), НТВ (4), ТВЦ (11), Рен (2) |
19 мин 3 сек |
|
18 января |
Пресс-конференция КПРФ |
9 |
Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (3) |
12 мин 24 сек |
|
23-25 января |
Поездка в Оренбург |
14 |
Первый (3), Россия (4), ТВЦ (5), Рен (2) |
7 мин 53 сек |
|
26 января |
Общероссийское партсобрание |
6 |
Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1), Рен (2) |
3 мин 25 сек |
|
28 января |
Концерт памяти В. И. Ленина |
3 |
«Первый» (1), «Россия» (2) |
3 мин 1 сек |
|
29-30 января |
Поездка в Санкт-Петербург |
19 |
Первый (5), Россия (4), НТВ (2), ТВЦ (5), Рен (3) |
12 мин 34 сек |
|
31 января |
Пресс-конференция |
10 |
Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (3), Рен (2) |
6 мин 28 сек |
|
1-2 февраля |
Встреча с участниками СВО |
6 |
Первый (1), Россия (2), ТВЦ (2), Рен (1) |
6 мин 48 сек |
|
3 февраля |
Встреча по вопросу ЖКХ |
9 |
Первый (2), Россия (4), НТВ (1), ТВЦ (2) |
7 мин 14 сек |
|
5 февраля |
Отправка Гумконвоя |
10 |
Первый (3), Россия (3), ТВЦ (3), Рен (1) |
10 мин 31 сек |
|
6-9 февраля |
Поездка в Красноярск |
25 |
Первый (4), Россия (8), НТВ (2), ТВЦ (5), Рен (6) |
13 мин |
|
10 февраля |
Встреча с киберспортсменами |
9 |
Первый (2), Россия (4), НТВ (2), ТВЦ (1) |
4 мин 49 сек |
|
12 февраля |
Поездка в Калугу |
11 |
Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (3), Рен (2) |
6 мин 51 сек |
|
14-16 февраля |
Поездка в Екатеринбург |
19 |
Первый (5), Россия (6), НТВ (3), ТВЦ (5) |
13 мин 36 сек |
|
16-17 февраля |
Поездка в Лыткарино |
8 |
Первый (1), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (1), Рен (2) |
5 мин 37 сек |
|
19 февраля |
Визит в институт Геотехники |
9 |
Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (2), Рен (1) |
6 мин 16 сек |
|
20 февраля |
Поездка в Ярославль |
6 |
Первый (2), Россия (2), ТВЦ (1), Рен (1) |
3 мин 52 сек |
|
21 февраля |
Встреча с командой по мини-футболу |
7 |
Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (2) |
4 мин 27 сек |
|
22 февраля |
Круглый стол |
8 |
Первый (2), Россия (3), НТВ (1), ТВЦ (2) |
6 мин 10 сек |
|
23 февраля |
День Защитника Отечества |
7 |
Первый (2), Россия (4), НТВ (1) |
9 мин 1 сек |
|
26 февраля |
Встреча с деятелями искусств |
8 |
Первый (3), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (2) |
7 мин 8 сек |
|
27 февраля |
Встреча с «Детьми войны» |
3 |
Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (1) |
2 мин 13 сек |
|
28 февраля |
Встреча с представителями Союза Советских Офицеров |
5 |
Первый (1), Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (2) |
2 мин 40 сек |
|
2-3 марта |
Общероссийское партсобрание |
7 |
Первый (2), Россия (4), ТВЦ (1) |
4 мин 55 сек |
|
4 марта |
Визит в Институт ядерных исследований РАН |
7 |
Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1), Рен (1) |
3 мин 41 сек |
|
5 марта |
Встреча с представителями движения «Русский лад» |
2 |
Первый (1), Россия (1) |
1 мин 16 сек |
|
5 марта |
День Памяти И. В. Сталина |
1 |
ТВЦ (1) |
33 сек |
|
6,10 марта |
123-ий Гумконвой |
8 |
Первый (2), Россия (5), ТВЦ (1) |
6 мин 52 сек |
|
7 марта |
Встреча с Всероссийским женским союзом «Надежда России» |
4 |
Первый (1), Россия (2), ТВЦ (1) |
2 мин 47 сек |
|
10 марта |
90-летие Ю. Гагарина |
4 |
Первый (1), Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (1) |
2 мин 50 сек |
|
11 марта |
Красные в городе |
4 |
Первый (1), Россия (2), ТВЦ (1) |
2 мин 11 сек |
|
12 марта |
Встреча со студенческими профсоюзами |
6 |
Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1) |
3 мин 21 сек |
|
13 марта |
Поездка в Волгоград |
6 |
Первый (2), Россия (2), НТВ (1), ТВЦ (1) |
3 мин 44 сек |
|
14 марта |
Красный контроль |
5 |
Первый (2), Россия (1), НТВ (1), ТВЦ (1) |
2 мин 44 сек |
График 8
Сравнение объема эфира при освещении основных инфоповодов избирательной кампании Н. Харитонова
Таким образом, в период Президентской избирательной кампании рекорд по освещению заняла поездка Н. Харитонова в Хабаровск (19 мин. 3 сек). Кроме того, дольше всего освещались поездка в Санкт-Петербург (12 мин 34 сек), поездка в Красноярск (13 мин) и поездка в Екатеринбург (13 мин 36 сек).
Наименьшее количество эфирного времени заняло освещение памятных мероприятий в годовщину со дня смерти И. В. Сталина (33 сек).
В последнюю неделю перед выборами (с 7 по 14 марта) каждый из инфоповодов с участием Н. Харитонова освещался не более 4 минут эфира.
Некоторые выводы
5,1% об активности лидера ЛДПР Л.Э.Слуцкого,
4,6% телесюжетов о предвыборной активности представителя «Новых людей» В.А.Даванкова.
Исполнитель исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.
Методика – А.Н.Васильцова
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России







