Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Сергей Обухов - «Свободной прессе»: Ситуация с Белоруссией, похожая на перетягивание каната, никакого отношения к коммерческим поставкам нефти не имеет

«Нефтяная война» между Москвой и Минском разгорается все сильнее. 13 января представители РФ и Белоруссии снова не сумели договориться по тарифам на транзит российской нефти, сообщает агентство БелТА. В ближайшее время переговоры будут продолжены, заявил после встречи в Минске представитель белорусского Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, д.полит.наук
Обухов
Сергей
Павлович
Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, д.полит.наук
Персональная страница

Как утверждает источник БелТА, Минск предложил повысить тарифы на 2020 год в соответствии с достигнутыми еще прошлым летом договоренностями. «В августе мы договорились, что посмотрим фактические объемы транспортировки за 2019 год и суммы выручки, недополученной ОАО „Гомельтранснефть Дружба“ в прошлом году в связи с уменьшением объемов транспортировки», — рассказал представитель МАРТ.

По его словам, предлагалось увеличить тариф на инфляционную составляющую и на недополученный «Гомельтранснефтью» объем выручки. Однако у российской стороны возникли «определенные вопросы» по расчетам, проведенным белорусской компанией.

До этого Минск неоднократно поднимал вопрос о необходимости повышения стоимости транспортировки российской нефти, объясняя это неудовлетворительным состоянием инфраструктуры.

10 января Минск перешел в решительное наступление: Белоруссия ввела экологический налог за транзит нефти и нефтепродуктов по своей территории. О подписании соответствующего указа сообщило БелТА со ссылкой на пресс-службу президента страны Александра Лукашенко.

«В целях формирования источника денежных средств для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе либо иных непредвиденных ситуаций, связанных с перемещением нефти и нефтепродуктов по территории Белоруссии, для организаций, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов, установлена ставка налога на прибыль в размере 50%», — отметили в пресс-службе и добавили, что объектом налогообложения признана транзитная транспортировка по территории Белоруссии нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами.

Минск ввел экологический сбор на фоне конфликта с российскими нефтекомпаниями, которые в этом году не согласились подписывать контракты на поставку нефти на белорусские НПЗ. Основными поставщиками являются «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». Минск потребовал от них отказаться от премии к экспортному паритету при поставках в страну (примерно $ 6 на тонну).

Единственными поставщиками, согласившимися поставлять нефть в Белоруссию на ее условиях, стали «Нефтиса» и «Русснефть» (обеими владеет Михаил Гуцериев). Прокачка на белорусские НПЗ была возобновлена 4 января, но обеспечивает только половину потребностей страны.

Из-за отсутствия нового договора с Россией Белоруссия приостановила экспорт нефтепродуктов, при этом транзит нефти сохраняется. Понятно, на прекращении экспорта Минск теряет деньги.

10 января конфликт прокомментировали и в российском правительстве. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, кабмин не вмешивается в частные коммерческие контракты. «Особенность нефтяной отрасли состоит в том, что она функционирует полностью на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются. Эта надбавка к цене, премия к экспортному паритету, которая существовала и которую наши белорусские коллеги предлагают как-то централизованно отменить, потребует радикальной перестройки принципов функционирования российской отрасли», — сообщил Козак.

Что стоит за конфликтом Минск-Москва, во что выльется противостояние?

— Ситуация с Белоруссией, похожая на перетягивание каната, никакого отношения к коммерческим поставкам нефти не имеет, — уверен секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Все понимают, что в основе конфликта — чистая политика.

Неслучайно на переговорах Ангелы Меркель и Владимира Путина, которые состоялись 11 января в Кремле, ставился белорусский вопрос — в плане обеспечения транзита нефти через территорию республики, и сохранения белорусского суверенитета.

Получается, в конфликт Минск-Москва уже влезла и Германия. Собственно, она влезла даже раньше — с подпиткой так называемого белорусского оппозиционного гражданского общества. Эта политика, замечу, активно поддерживается не только немцами, но и поляками, и американцами.

«СП»: — О чем все это говорит?

— О том, что идет большая геополитическая игра. Кремль в ней имеет целью самый легкий вариант транзита власти Путина — через переформатирование Союзного государства. Но пока у Кремля не выгорает.

Лукашенко ушел в эшелонированную оборону, и играет на многих политических клавиатурах. Здесь и переговоры о продаже белорусских НПЗ китайцам, и ожидания визита в Минск госсекретаря США Майка Помпео, и тот же московский визит Меркель.

На этом фоне просто бессмысленно утверждать, что «нефтяная война» — вопрос чисто коммерческий. Торговля нефтью — это жестко регулируемая государством сфера. А у государства чисто коммерческих вопросов не бывает — они всегда еще и политические.

«СП»: — Как выглядят перспективы противостояния?

— Все зависит от того, что себе выторгует Лукашенко. Повторюсь, для Путина вариант транзита через Союзное государство — самый выгодный, и проще всего реализуемый. Раз так, любые коммерческие подробности конфликта — рубль сюда, доллар туда — совсем не об этом.

Замечу, те же самые процессы, что сегодня идут в Белоруссии, мы наблюдали перед потерей Украины в 2013 году. Извлечет ли Кремль уроки из этого опыта — вопрос открытый. Судя по тому, как сейчас ведется дело, у российской элиты нет консолидированной позиции в белорусском вопросе.

МИД РФ смотрит на ситуацию со своей колокольни, Дмитрий Козак — хозяйственный руководитель — со своей. Плюс у администрации президента собственный взгляд на ситуацию.

В такой разноголосице Александр Григорьевич имеет широкое поле для маневра. И одно то, что в вопрос поставок нефти втянули Запад, говорит, что ключевая проблема — совсем не в нефти, и не в тарифах на прокачку.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.