«Нефтяная война» между Москвой и Минском разгорается все сильнее. 13 января представители РФ и Белоруссии снова не сумели договориться по тарифам на транзит российской нефти, сообщает агентство БелТА. В ближайшее время переговоры будут продолжены, заявил после встречи в Минске представитель белорусского Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).
Как утверждает источник БелТА, Минск предложил повысить тарифы
на 2020 год в соответствии с достигнутыми еще прошлым летом
договоренностями. «В августе мы договорились, что посмотрим
фактические объемы транспортировки за 2019 год и суммы выручки,
недополученной ОАО „Гомельтранснефть Дружба“ в прошлом году
в связи с уменьшением объемов транспортировки», — рассказал
представитель МАРТ.
По его словам, предлагалось увеличить тариф
на инфляционную составляющую и на недополученный
«Гомельтранснефтью» объем выручки. Однако у российской стороны возникли
«определенные вопросы» по расчетам, проведенным белорусской компанией.
До этого Минск неоднократно поднимал вопрос
о необходимости повышения стоимости транспортировки российской нефти,
объясняя это неудовлетворительным состоянием инфраструктуры.
10 января
Минск перешел в решительное наступление: Белоруссия ввела экологический
налог за транзит нефти и нефтепродуктов по своей территории.
О подписании соответствующего указа сообщило БелТА со ссылкой
на пресс-службу президента страны Александра Лукашенко.
«В целях формирования источника денежных средств для
ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии
на магистральном нефтепроводе либо иных непредвиденных ситуаций, связанных
с перемещением нефти и нефтепродуктов по территории Белоруссии,
для организаций, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов,
установлена ставка налога на прибыль в размере 50%», — отметили
в пресс-службе и добавили, что объектом налогообложения признана
транзитная транспортировка по территории Белоруссии нефти
и нефтепродуктов магистральными трубопроводами.
Минск ввел экологический сбор на фоне конфликта
с российскими нефтекомпаниями, которые в этом году
не согласились подписывать контракты на поставку нефти
на белорусские НПЗ. Основными поставщиками являются «Роснефть»,
«Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». Минск потребовал от них
отказаться от премии к экспортному паритету при поставках
в страну (примерно $ 6 на тонну).
Единственными поставщиками,
согласившимися поставлять нефть в Белоруссию на ее условиях, стали
«Нефтиса» и «Русснефть» (обеими владеет Михаил Гуцериев). Прокачка
на белорусские НПЗ была возобновлена 4 января, но обеспечивает
только половину потребностей страны.
Из-за отсутствия нового договора с Россией Белоруссия
приостановила экспорт нефтепродуктов, при этом транзит нефти сохраняется.
Понятно, на прекращении экспорта Минск теряет деньги.
10 января
конфликт прокомментировали и в российском правительстве.
По словам вице-премьера Дмитрия Козака, кабмин не вмешивается
в частные коммерческие контракты. «Особенность нефтяной отрасли состоит
в том, что она функционирует полностью на рыночных условиях
и цены на нефть не регулируются. Эта надбавка к цене, премия
к экспортному паритету, которая существовала и которую наши
белорусские коллеги предлагают как-то централизованно отменить, потребует
радикальной перестройки принципов функционирования российской отрасли», —
сообщил Козак.
Что стоит за конфликтом Минск-Москва, во что выльется противостояние?
— Ситуация
с Белоруссией, похожая на перетягивание каната, никакого отношения
к коммерческим поставкам нефти не имеет, — уверен секретарь ЦК КПРФ, доктор
политических наук Сергей Обухов. — Все понимают, что
в основе конфликта — чистая политика.
Неслучайно на переговорах
Ангелы Меркель и Владимира Путина, которые состоялись 11 января
в Кремле, ставился белорусский вопрос — в плане обеспечения
транзита нефти через территорию республики, и сохранения белорусского
суверенитета.
Получается, в конфликт Минск-Москва уже влезла
и Германия. Собственно, она влезла даже раньше — с подпиткой так
называемого белорусского оппозиционного гражданского общества. Эта политика,
замечу, активно поддерживается не только немцами, но и поляками,
и американцами.
«СП»: — О чем все это говорит?
— О том, что идет большая геополитическая игра. Кремль
в ней имеет целью самый легкий вариант транзита власти Путина — через
переформатирование Союзного государства. Но пока у Кремля
не выгорает.
Лукашенко ушел
в эшелонированную оборону, и играет на многих политических
клавиатурах. Здесь и переговоры о продаже белорусских НПЗ китайцам,
и ожидания визита в Минск госсекретаря США Майка Помпео,
и тот же московский визит Меркель.
На этом фоне просто бессмысленно утверждать, что «нефтяная
война» — вопрос чисто коммерческий. Торговля нефтью — это жестко
регулируемая государством сфера. А у государства чисто коммерческих
вопросов не бывает — они всегда еще и политические.
«СП»: —
Как выглядят перспективы противостояния?
— Все зависит от того, что себе выторгует Лукашенко.
Повторюсь, для Путина вариант транзита через Союзное государство — самый
выгодный, и проще всего реализуемый. Раз так, любые коммерческие
подробности конфликта — рубль сюда, доллар туда — совсем
не об этом.
Замечу, те же самые процессы, что сегодня идут
в Белоруссии, мы наблюдали перед потерей Украины в 2013 году.
Извлечет ли Кремль уроки из этого опыта — вопрос открытый. Судя
по тому, как сейчас ведется дело, у российской элиты нет
консолидированной позиции в белорусском вопросе.
МИД РФ смотрит на ситуацию со своей колокольни,
Дмитрий Козак — хозяйственный руководитель — со своей. Плюс
у администрации президента собственный взгляд на ситуацию.
В такой разноголосице Александр Григорьевич имеет широкое
поле для маневра. И одно то, что в вопрос поставок нефти втянули Запад,
говорит, что ключевая проблема — совсем не в нефти, и не
в тарифах на прокачку.