«Ночь музеев»: Анатолий Локоть рассказал новосибирцам о легендах и историях местных мостов
На этих выходных мэр Новосибирска Анатолий Локоть провел экскурсию по обновленной Михайловской набережной в рамках акции «Ночь музеев 2018». Глава города рассказал об истории местных мостов и их легендах.
Анатолий
Евгеньевич
Градоначальник
встретил новосибирцев в парке «Городское начало», около памятника Александру III. Он отметил, что именно этот царь когда-то подписал
документы о строительстве железной дороги — Транссиба и дал старт началу работ.
Мэр
Новосибирска рассказал историю о разных часовых поясах внутри Новосибирска,
граница которых проходила по Оби. Пояса отличались на один час.
–
Был такой период, что областной комитет готов был принять решение о разделении
города, – поделился Анатолий Локоть. – Что это разные города — на Левом и
Правом берегу. И проблема была снята только после того, как был построен первый
Коммунальный (Октябрьский) мост. Тогда Новосибирск стал единым.
Про
этот мост градоначальник вспомнил и одну из самых красивых легенд — про летчика
аса Валентина Привалова. Спустя 10 лет после запуска Коммунального моста,
военный, ради забавы, пролетел на истребителе МиГ-17 под мостом в метре от
воды.
–
Могли летчика посадить запросто, могла его карьера на этом закончиться, –
рассказал «красный» мэр. – Но тогда было время романтиков. Они [молодые люди, –
прим. ред.] шли в летную профессию,
хотели себя как-то показать. Вот эта слава Чкалова, Покрышкина, хотелось и им
как-то проявить себя. Вообще-то, этот летчик — мастер. Это хулиган по натуре,
но из хулиганов, как известно, получаются хорошие бойцы.
Напомним,
что сейчас в Новосибирске кипят споры, связанные со строительством нового
платного моста. Анатолий Локоть выяснил в городском архиве, что такая же
дискуссия была и полвека назад. Он сообщил, что нашел в исторических документах
протокол заседания декабря 1967 года Горисполкома, где единогласно принимается
решение о строительстве второго коммунального моста не в створе улицы Димитрова,
а в створе улицы 1905 года:
–
Если бы история пошла по этому пути, тогда у нас по-другому бы формировался
центр, но решение областного комитета было другое. Решение было принято —
именно в створе Димитровского проспекта, поскольку это на несколько миллионов
дешевле. Тогда это были бешеные деньги. 1967 год: а люди уже думают о том,
каким будет центр, о том, что его надо разгружать. А про улицу Ленина было
сказано в протоколе: «собираемся ее сделать пешеходной».
Кроме
того, глава города рассказал и о том, что в память о самом первом мосте —
Железнодорожном — на Оби оставили один его пролет. Существует легенда, что из
демонтированных частей отлили награды отличившимся жителям на 110-летие
Новосибирска.
– Всегда на юбилей города мы изготавливаем медали или знаки. Я был депутатом городского совета, когда была первая медаль на 110 лет Новосибирску, – начал рассказывать Анатолий Локоть. – Мы обсуждали тогда, из чего делать ее. И, вдруг, у кого-то родилась мысль: мы разобрали мост, давайте из моста из этого начеканим медаль! И когда появилась медаль, мы, депутаты, спрашивали: «Так из моста эта медаль отчеканена?» «Нет», — говорили нам. «А почему?» «Не получилось». «А почему?» «Штампы все сломались. Такая прочная сталь». Правда это, или нет — но пусть эта легенда живет.