Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин: Продовольственной безопасности особое внимание

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на выездном заседании «круглого стола» 22 мая 2017 года в г. Воронеж

В.И.Кашин
2017-05-31 13:47 (обновление: 2017-05-31 16:53)
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

Уважаемые товарищи!

От лица Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, от лица депутатов хочу выразить слова благодарности администрации Воронежской области, лично Губернатору Воронежской области А.В. Гордееву за помощь в организации сегодняшнего мероприятия, а также поприветствовать всех участников и гостей заседания.

































































































Тема круглого стола выбрана не случайно, ведь именно животноводство является наиболее эффективным движителем агропромышленного комплекса - круглогодичное производство, широкий спектр сопутствующих производств и взаимосвязанных отраслей, рабочие места, развитие сельских территорий, ассортимент продукции и ее место в потребительской корзине наших граждан. Аргументов можно привести великое множество.

В этой связи актуальность вопроса не вызывает сомнений, впрочем, как и место, выбранное для встречи – Воронежская область сегодня является одним из регионов наиболее динамично развивающим сельское хозяйство и АПК в целом.









Вклад сельского хозяйства в ВРП области достигает 15,3%. И это в сегодняшних реалиях весьма достойный результат, ведь в среднем по России этот показатель находится на уровне 5,2% - почти трехкратная разница. Сельское хозяйство Воронежской области, даже без учета переработки, ежегодно производит продукции на сумму более 200 млрд. рублей и по этому показателю занимает 5 место среди всех субъектов Российской Федерации и второе среди регионов Центрального федерального округа. Во многом благодаря сельскохозяйственному сектору валовый региональный продукт области динамично растет.

Перейти к поставленному на повестку дня вопросу следует с рассмотрения результатов «развития»животноводства в современной России, ведь эффективность производства продукции этой подотрасли за последние 25 лет существенно изменилась.









Наибольший спад пришелся, конечно, на мясное скотоводство – мы стали производить в 2,7 раза меньше мяса говядины, чем в 1990 году. Производство молока за 25 лет также значительно упало (в 1,8 раза). Что касается мяса свинины, то за последние 15 лет мы приблизились к объемам производства 1990 года, а по мясу птицы и вовсе стали производить в 2,5 раза больше. Но, к сожалению, этот факт сегодня используется правительством для декларирования достижения целей Доктрины продовольственной безопасности по уровню самообеспеченности «мясом» (суммарно по скоту и птице). При этом упорно игнорируется неоспоримый факт - с точки зрения питательной ценности мясо говядины не может быть заменено ни свининой, ни, тем более, птицей.

В корне сложившейся ситуации лежат существенные изменения производственной базы, и в первую очередь -сокращение поголовья сельскохозяйственных животных.









В целом по России с 1990 по 2016 год поголовье КРС в хозяйствах всех категорий сократилось более чем в 3 раза, дойное стадо уменьшилось в 2,5 раза. Поголовье свиней уменьшилось в 1,7 раза, птицы – в 1,2 раза.

Ситуация усугубляется сложившейся к сегодняшнему дню структурой поголовья сельскохозяйственных животных.









В производстве продукции животноводства личными подсобными хозяйствами отсутствует должный учет и контроль со стороны государства. Получается, что почти половина поголовья КРС в России фактически выведена за пределы ветеринарного надзора, а производимая продукция – за пределы санитарного надзора. Кроме того, отсутствие элементарного первичного статистического учета в хозяйствах населения ставит под сомнение достоверность данных официальной статистики, как по поголовью, так и по производству мяса, молока. Очевидно, что при текущей товарности продукции животноводства реальные объемы производства, к примеру, молока составляют далеко не «нарисованные» 30 миллионов тонн, а максимум – 19-20 миллионов тонн. Аналогично – по мясу.

Общий упадок в отрасли отразился и на сельском хозяйстве Воронежской области. Здесь мы видим сопоставимую с общей по стране динамику снижения поголовья - в 2,8 раза по КРС, в 2,9 раза по дойному стаду, в 2,2 раза по поголовью свиней.

Но все-таки ситуация в Воронежской области имеет ряд принципиальных особенностей, позволяющих дать позитивную оценку региональной аграрной политике последних лет. На фоне продолжающегося снижения поголовья сельскохозяйственных животных в целом по России, поголовье животных в области начиная с 2010 года показывает рост – за 6 лет более чем на четверть увеличилось поголовье КРС, более чем на 45% увеличилось поголовье свиней, на 21,5% увеличилось поголовье птицы.

Кроме того, производственная база животноводства Воронежской области отличается от общероссийской структурой поголовья сельскохозяйственных животных с ярко выраженным перевесом в сторону сельхозтоваропроизводителей. Так, в части КРС, в Воронежской области более 2/3 поголовья находится в товарном секторе. Аналогично – по поголовью дойного стада. Поголовье свиней в области на все 93,4% находится в товарном производстве.

В комплексе это позволило Воронежской области занять прочную позицию среди регионов-лидеров по производству продукции животноводства.Причем это отразилось и на уровне потребления продукции животноводства в области. Потребление, как молока, так и мяса надушу населения в регионе существенно выше такового в целом по России.









Учитывая изложенное мы должны решительно повысить эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне по развитию агропромышленного комплекса.В основу этих решений следует положить, как богатый и успешный опыт прошлого, так и лучшие практики современности, максимально использовать потенциал точек роста отрасли, к которым,безусловно, следует отнести и Воронежскую область.

Первое, на что в этой работе следует сделать упор –наращивание поголовья при одновременном повышении продуктивности сельскохозяйственных животных.









По молоку мы демонстрируем определенную положительную динамику - надои на 1 корову в среднем по России увеличились с 2,7 т. в 1990 году до 4,1 тонны в 2015 году. Но если сопоставить полученные результаты с результатами, к примеру, Беларуси, то увидим определенное отставание. Еще есть Германия с 7 тысячами кг., США с 9,8 тысячами кг.

Дальнейшего увеличения надоев можно добиться посредством обеспечения раскрытия генетического потенциала коров молочного направления и увеличением доли таких коров в общем поголовье дойного стада. В России этот показатель сегодня находится на уровне 13-14%.

В части мясного скотоводства – на фоне сокращения общего поголовья КРС позитивным видится увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесного скота – за 3 последних года рост составил 19,8 процента. При этом такая динамика была обеспечена более чем на 50% силами отечественной селекции, поскольку импорт племенного молодняка с пиковых 63 тысяч голов в 2013 года снизился к 2016 году до ничтожных значений.

Заданный вектор развития и позитивная динамика должны быть закреплены и интенсифицированы.

При этом следует учитывать успешный опыт Воронежской области по повышению продуктивности в животноводстве.

В молочном скотоводстве по темпам прироста валового производства молока регион вышел в лидеры, а по наращиванию поголовья КРС занял второе место среди субъектов Российской Федерации.Удельный вес племенных коров молочного направления в общем поголовье области в 2016 году достиг 37%.

В этой связи в регионе растут и средние надои на одну корову -5781 кг в 2015 году и уже 6143 кг в 2016 году. При этом на отдельных племенных предприятиях области надои превысили 8000 кг.

В направлении развития мясного скотоводства Воронежская область начала активно работать с 2010 года, когда была приобретена первая партия мясного скота (1700 голов). К 2016 году в область было завезено уже 25 тыс. голов КРС мясного направления, в том числе, из США, Австралии, ЕС.

Комплекс принятых руководством области мер позволил вывести динамику производства продукции животноводства к росту.Так, по предварительным оценкам, в 2016 году в области было произведено 52 тыс. т. мяса КРС в убойном весе, что на 21,8% больше чем в 2010 году. Аналогичный показатель по мясу свинины оценивается в 15,3%, по птице – 53,4%, а по молоку – 21,4%.

Это подводит нас к постановке второй задачи –развитие племенной базы должно стать одной из приоритетных задач государственной аграрной политики.









На сегодняшний день племенная база в России сформирована по 21 породе молочного направления продуктивности и 19 породам мясного направления продуктивности. В развитии племенного молочного скотоводства участвует 1240 племенных хозяйств с общим поголовьем 950 тыс. племенных коров. В мясном направлении – 326 племенных организаций с поголовьем 191 тыс. голов маточного стада.

В Воронежской области племенным животноводством молочного направления занимается 27 организаций – 9 племзаводов и 18 племрепродукторов. Общее поголовье племенного скота достигло 75 тыс. голов, из которых 32 тыс. – маточное стадо.

Мясным направлением племенного дела в регионе занимается 8 организаций, общее поголовье племенного скота в которых к 2016 году достигло 16 тыс. голов (в т.ч. 9 тыс. голов маточного поголовья).

При этом в мясном направлении продуктивности основной упор сделан на такие породы, как Амбер-ангусская, Симментальская, Казахская-белоголовая, Лимузинская. В молочном же направлении -Красно-пестрая, Симментальская, Черно-пестрая, Монбельярд и Джерсейская. Нельзя при этом не отметить, что Воронежская область является оригинатором по выведению красно-пестрой породы тип «Воронежский».

Развитие племенного животноводства должно быть приоритетом государственной аграрной политики и драйвером интенсивного развития отрасли.

Третий вопрос – основные фонды и материально-техническое обеспечение.









Первостепенный вопрос – создание достаточного количества помещений для наращиваемого поголовья. В среднем за 4 последних года в России вводилось всего по 141 тыс. мест суммарно для скота мясного и молочного направления.

Очевидно, что тут есть над чем работать. И в этой работе у нас есть ориентир - напомню, что к 1990 году в России вводилось в строй по 1,1 миллиона новых скотомест.

Это актуально и для Воронежской области. Но в рамках региона всё-таки просматривается позитивная динамика – 2,5 тыс. скотомест построенных в 2012 году против 12,9 тыс. скотомест, построенных в 2016 году. Достигнутый результат нужно закрепить.

В части материально-технического оснащения – ни для кого не секрет, что вопрос модернизации сельскохозяйственных предприятий является одним из наиболее острых.Высокая закредитованность, диспаритет цен, труднодоступные внутренние рынки сбыта продукции, а также ряд других факторов определяют доходность значительного числа производителей сельхозсырья и продовольствия ниже уровня рентабельности.









В совокупности с ничтожным финансированием мероприятий по развитию агропромышленного комплекса со стороны государства российские аграрии не в состоянии самостоятельно обеспечить обновление основных фондов, внедрение наилучших техники и технологий, развитие производственной, транспортной инфраструктуры. С точки зрения производительности труда, энерго- и ресурсоэффективности наши предприятия не могут составить конкуренцию зарубежным компаниям.

Основные фонды сельсхозпредприятий в России имеют степень износа уже выше 41,5%, а доля полностью изношенных достигла 7,5%.

Ситуация с оснащенностью российских предприятий сельскохозяйственной техникой, если динамика последних 25 лет сохранится, вернет наших крестьян к ручному труду.Количество машин и оборудования, используемых в животноводстве, за период с 1990 года сократилось в среднем в 8 раз. Доильных установок осталось в 10 раз меньше, тракторов – в 6 раз, кормоуборочных комбайнов – в 9 раз, косилок – в 7 раз.

Рассматриваемая проблема актуальна и для Воронежской области. Степень износа основных фондов сельскохозяйственных организаций региона несколько меньше чем средняя по России, но все равно достигает 36,4%. Доля полностью изношенных фондов – 4,1%. Но ситуация с сельскохозяйственной техникой такая же, как и в целом по стране – по сравнению с 1990 годом осталось в 11 раз меньше доильных установок, в 4 раза меньше тракторов, в 10 раз меньше кормоуборочных комбайнов, в 7,5 раз меньше косилок, и .т.д.

Повышение материально-технической оснащенности наших сельхозпредприятий является перспективным механизмом интенсификации сельского хозяйства в России. Заставить работать этот механизм – наша общая задача.

Четвертое – кормовая база.









Когда мы сегодня смотрим структуру пашни, то мы видим резкое сокращение площади посевов кормовых культур. За 25 лет посевная площадь однолетних трав сократилась в 3 раза, многолетних–почти в 2 раза, кормовых культур – в 3 раза.

Производство комбинированных кормов в России на протяжении последних четырех лет не показывает положительной динамики,находясь на одном уровне - 2 млн. тонн в год. В этой связи с положительной оценкой можно говорить лишь о производстве премиксов и добавок, объемы производства которых в России за 4 года увеличились в 1,5 раза 2 раза соответственно.

Понятно, что сокращение поголовья явилось здесь одной из предпосылок, но, в том числе, через кормовую базу мы должны обеспечить обратный процесс - прирост поголовья, использовать соответствующие возможности наших угодий – пашни, сенокосов и пастбищ.

Пятое – финансовое обеспечение.









Сегодня нам, как никогда, дорога каждая копейка господдержки. Мы конечно знаем субсидии, которые работают на фермера, знаем компенсацию прямых затрат, поддержку на литр молока с определённой системой, стимулирующей продуктивность и качество молока, знаем инвестиционные кредиты. Всё это является хорошим инструментарием. Но вот средств, которые на это выделяются, хватает лишь на то, чтобы «заткнуть дыры».

Напомню, что Комитет в большой борьбе отстаивал финансирование АПК на 2017 год на уровне 2016 года. Мы добились определённой договоренности, что получим дополнительные 10-13 миллиардов рублей по технике. Но все равно в 2017 году на село в бюджете оказались выделено на 28% меньше объема финансирования, изначально запланированного Госпрограммой.

Фактически Россия вернулась к финансированию АПК по остаточному принципу. Это подтверждается также тем, что правительство втихую своим Постановлением № 396 от 31 марта 2017 фактически отрезало от Госпрограммы развития сельского хозяйства более 510 млрд. рублей! Около 38% средств срезано с 2018 года, 43%с 2019 года, и 45% с 2020 год.

О каких перспективах в развитии АПК с таким отношением правительства к отрасли можно говорить?Ответ очевиден!

По нашим оценкам и оценкам авторитетных экспертов, для того, чтобы в российском АПК процессы деградации развернулись в сторону развития, необходимо выделять из федерального бюджета не менее 1 трлн. рублей с последующим ростом затрат до 10-15% расходной части бюджета. И это не из ряда вон выходящая цифра. Достаточно взглянуть на уровень финансирования сельского хозяйства в таких странах, как Швеция (посевных площадей значительно меньше, выделяет 6 млрд. долларов), Япония (выделяет 64 млрд. долларов), а также Китай и Евросоюз (при сопоставимых площадях посевов, выделяют 147 и 108 млрд. долларов соответственно).

Все эти вложения многократно и быстро окупятся полученными продуктами питания и сырьем для промышленности, новыми рабочими местами, ведь каждое новое рабочее место на селе - это минимум 6 новых рабочих мест в городе. Нам удастся восстановить отечественное сельхозмашиностроение и эффективно укрепить материально-техническую базу села, ликвидировать кадровый голод и привлечь в отрасль молодых перспективных специалистов, осуществить широкомасштабное внедрение выдающихся достижений отечественной аграрной науки, обеспечить действительно устойчивое развитие села, восстановить и развивать социальную инфраструктуру наших поселков и деревень, а также многое-многое другое, без чего продовольственная безопасность России так и останется лишь декларацией на бумаге.

Шестое – законодательное обеспечение.









Комитет договорился с Министерством сельского хозяйства о том, что законотворческую работу мы вместе будем выводить на новый достойный уровень. Ведь аграрная отрасль сегодня ярко выделяется на фоне других секторов экономики, как лучшая с точки зрения прироста ВВП. В то время, когда вся экономика проседает, АПК дает 3% роста. Это лучший результат. В этой связи и законодательно мы тоже должны этот процесс стимулировать.

Для решения назревших вопросов в Комитете и Министерстве сельского хозяйства ведется активная работа над целым пакетом законодательных инициатив, в том числе:

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»;

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

- «О ветеринарии»;

- «О развитии молочного животноводства»;

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствовании методов государственной поддержки молочного животноводства»

Особое же внимание в рамках сегодняшнего мероприятия хочу обратить на подготавливаемый к внесению в Государственную Думу законопроект о школьном молоке.

Данная инициатива должна создать законодательные основы для гарантированного обеспечения обучающихся в общеобразовательных организациях бесплатным питьевым молоком.

Идея не нова - она появилось еще в 1920-х годах в Англии. На сегодняшний день в программе по всему миру принимает участие более 140 миллионов детей.

При этом в России программа «Школьное молоко» с 2005 года реализуется лишь на региональном уровне и в разные периоды охватывала более половины субъектов Российской Федерации.

И в этой части хочу выразить особые слова благодарности правительству Воронежской области и лично Губернатору А.В. Гордееву за ту работу, которую они проводят в регионе по развитию «школьного молока».

Сегодня молоко по губернаторской программе поставляется в 118 образовательных учреждений Воронежа и 606 образовательных учреждений области. Дети получают бесплатное молоко трижды в неделю. Всего на программу в регионе потрачено уже более 590 млн. рублей из регионального бюджета.

И мы сегодня можем наблюдать замечательные результаты – физическое развитие школьников подтянулось, все меньше и меньше детей имеют 3 и 4 группы здоровья.

Принятие законодательной инициативы по школьному молоку позволит распространить этот опыт как лучшую практику на все субъекты Российской Федерации, перенеся при этом определенный уровень финансовых затрат на приобретение молока в федеральный бюджет. Кроме того, законопроект обеспечит формирование дополнительного спроса на 550 тыс. тонн молока, если охватит программой учащихся 1-11 классов, чем поспособствует увеличению объемов производства сырого молока и повышению его качества.

В целом Комитет стремится к тому, чтобы законодательная система работала слаженно и четко, особенно на направлениях развития животноводства, как одной из наиболее сложных отраслей.

Седьмое и самое важное – социальное развитие села.

Создание и обеспечение функционирования любого крупного агропредприятия – это не просто благородное дело и великий труд, это еще и колоссальный уровень социальной ответственности.

Мы уже не раз ставили в пример Совхоз имени Ленина в Подмосковье или Совхоз «Звениговский» в Республике Марий-Эл – предприятия на которых уровень зарплат в 2 раза выше, чем в среднем по экономике, работники обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием и широкими льготами. Предприятия строят лучшие по европейским меркам детские сады, объекты социального, культурного и бытового назначения, развивают агротуризм.

Но сегодня хотелось бы особенно отметить, что не менее яркие примеры социально ответственного бизнеса есть и на воронежской земле.С ельхозпредприятие «Молоко Черноземья», с посещения которого мы начали наше выездное мероприятие, запущенное в селе Архангельское «с нуля» всего год назад. Более 5 тыс. голов дойного стада, 100 тонн молока в сутки, собственный комбикормовый завод. Все это обслуживается 215 рабочими и специалистами. Проектная мощность – 40 тыс. т. молока в год. Общий объем инвестиций в предприятие составил 2,8 млрд. рублей. Уникальная племенная работа, элитные высокопродуктивные породы КРС. Производство организовано на высшем профессиональном уровне, как с точки зрения производительности, так и с точки зрения экологии.

Предприятие группы компаний «Заречное», которое является крупнейшим по развитию мясного скотоводства в регионе (более 25% валового производства в области). Предприятие занимается разведением КРС породы Черный Ангус (стадо насчитывает 45 тыс. голов), производством кормов (63 тыс. га зерновых и кормовых посевов), откормом (до 60 тыс. голов в год) и мясопереработкой (мясокомбинат со штатом 330 человек производит 150 тонн продукции за смену).

Еще одно хозяйство - «Новомарковское», расположенное в Кантемировском районе Воронежской области. На предприятии содержится более 16 тыс. голов КРС. При этом хозяйство имеет статус «Племенного репродуктора» по разведению таких уникальных пород, как монбельярд, джерси и красно-пестрая. Все это позволяет предприятию производить около 29 тыс. тонн молока в год.

Все эти сельхозпредприятия являются образцовыми, а используемые на них технологии соответствуют лучшим мировым практикам. Но самое главное - их отношение к проблемам села. Эти компании вкладываются в развитие социальной инфраструктуры, оказывают помощь детским садам, школам, домам культуры. И это сегодня очень важно, ведь уровень жизни сельского населения крайне низок.









В этой связи молодежь, трудоспособные жители села уезжают в города, истощая тем самым кадровый потенциал отрасли. В сельском хозяйстве трудится уже менее 6,7% всего занятого населения, получая зарплату не более 21,4 тыс. рублей в месяц.

Нарастающими темпами разрушается социальная инфраструктура сельских территорий. В деревнях и поселках сохранилось всего треть от прежнего количества поликлиник. Количество больниц в сельской местности сократилось в 16 раз, школ – в 2 раза, детских садов – в 2,5 раза.

В ветхом жилье проживает 1,3 млн. селян. До сих пор не газифицировано более 95 тыс. сельских населенных пунктов. Не охвачено почтовой связью более 30 тыс., а телефонной связью – более 40 тыс. сел.

Деревня вымирает. С карты России стерто уже 34 тыс. деревень и сел.

В этой связи нужно возродить Федеральную программу социального развития села. Используемое сегодня понятие «устойчивость сельских территорий» - слишком общее. Отстраивая в год всего 130 фельдшерско-акушерских пунктов на всю Россию при том, что тысячами их ликвидировали, как и дома культуры, и многие другие объекты социальной инфраструктуры – мы проблему не решим за многие годы.

А сделать это просто жизненно необходимо, ведь деревня – это не только производитель продовольствия. Деревня – это берегиня нашей большой территории, ее скрепы.

Другими словами: возродим село – возродим Россию!