Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на выездном заседании «круглого стола» 22 мая 2017 года в г. Воронеж
Уважаемые товарищи!
От лица Комитета
Государственной Думы по аграрным вопросам, от лица депутатов хочу выразить
слова благодарности администрации Воронежской области, лично Губернатору
Воронежской области А.В. Гордееву за помощь в организации сегодняшнего
мероприятия, а также поприветствовать всех участников и гостей заседания.
Тема круглого стола
выбрана не случайно, ведь именно животноводство является наиболее эффективным
движителем агропромышленного комплекса - круглогодичное производство, широкий
спектр сопутствующих производств и взаимосвязанных отраслей, рабочие места, развитие
сельских территорий, ассортимент продукции и ее место в потребительской корзине
наших граждан. Аргументов можно привести великое множество.
В этой связи актуальность
вопроса не вызывает сомнений, впрочем, как и место, выбранное для встречи –
Воронежская область сегодня является одним из регионов наиболее динамично развивающим
сельское хозяйство и АПК в целом.
Вклад сельского
хозяйства в ВРП области достигает 15,3%. И это в сегодняшних реалиях весьма
достойный результат, ведь в среднем по России этот показатель находится на
уровне 5,2% - почти трехкратная разница. Сельское хозяйство Воронежской
области, даже без учета переработки, ежегодно производит продукции на сумму
более 200 млрд. рублей и по этому показателю занимает 5 место среди всех субъектов
Российской Федерации и второе среди регионов Центрального федерального округа.
Во многом благодаря сельскохозяйственному сектору валовый региональный продукт области динамично
растет.
Перейти к поставленному
на повестку дня вопросу следует с рассмотрения результатов «развития»животноводства
в современной России, ведь эффективность производства продукции этой подотрасли
за последние 25 лет существенно изменилась.
Наибольший спад
пришелся, конечно, на мясное скотоводство – мы стали производить в 2,7 раза
меньше мяса говядины, чем в 1990 году. Производство молока за 25 лет также
значительно упало (в 1,8 раза). Что касается мяса свинины, то за последние 15
лет мы приблизились к объемам производства 1990 года, а по мясу птицы и вовсе стали
производить в 2,5 раза больше. Но, к сожалению, этот факт сегодня используется правительством для
декларирования достижения целей Доктрины продовольственной безопасности по
уровню самообеспеченности «мясом» (суммарно по скоту и птице). При этом упорно игнорируется
неоспоримый факт - с точки зрения питательной ценности мясо говядины не может
быть заменено ни свининой, ни, тем более, птицей.
В корне сложившейся
ситуации лежат существенные изменения производственной базы, и в первую очередь
-сокращение поголовья сельскохозяйственных животных.
В целом по России с
1990 по 2016 год поголовье КРС в хозяйствах всех категорий сократилось более
чем в 3 раза, дойное стадо уменьшилось в 2,5 раза. Поголовье свиней уменьшилось
в 1,7 раза, птицы – в 1,2 раза.
Ситуация усугубляется
сложившейся к сегодняшнему дню структурой поголовья сельскохозяйственных
животных.
В производстве
продукции животноводства личными подсобными хозяйствами отсутствует должный
учет и контроль со стороны государства. Получается, что почти половина
поголовья КРС в России фактически выведена за пределы ветеринарного надзора, а
производимая продукция – за пределы санитарного надзора. Кроме того, отсутствие
элементарного первичного статистического учета в хозяйствах населения ставит
под сомнение достоверность данных официальной статистики, как по поголовью, так
и по производству мяса, молока. Очевидно, что при текущей товарности продукции
животноводства реальные объемы производства, к примеру, молока составляют
далеко не «нарисованные» 30 миллионов тонн, а максимум – 19-20 миллионов тонн. Аналогично
– по мясу.
Общий упадок в отрасли
отразился и на сельском хозяйстве Воронежской области. Здесь мы видим
сопоставимую с общей по стране динамику снижения поголовья - в 2,8 раза по КРС,
в 2,9 раза по дойному стаду, в 2,2 раза по поголовью свиней.
Но все-таки ситуация в
Воронежской области имеет ряд принципиальных особенностей, позволяющих дать
позитивную оценку региональной аграрной политике последних лет. На фоне
продолжающегося снижения поголовья сельскохозяйственных животных в целом по
России, поголовье животных в области начиная с 2010 года показывает рост – за 6
лет более чем на четверть увеличилось поголовье КРС, более чем на 45%
увеличилось поголовье свиней, на 21,5% увеличилось поголовье птицы.
Кроме того,
производственная база животноводства Воронежской области отличается от общероссийской
структурой поголовья сельскохозяйственных животных с ярко выраженным перевесом
в сторону сельхозтоваропроизводителей. Так, в части КРС, в Воронежской области
более 2/3 поголовья находится в товарном секторе. Аналогично – по поголовью
дойного стада. Поголовье свиней в области на все 93,4% находится в товарном
производстве.
В комплексе это
позволило Воронежской области занять прочную позицию среди регионов-лидеров по
производству продукции животноводства.Причем это отразилось и на уровне
потребления продукции животноводства в области. Потребление, как молока, так и
мяса надушу населения в регионе существенно выше такового в целом по России.
Учитывая изложенное мы
должны решительно повысить эффективность решений, принимаемых на федеральном
уровне по развитию агропромышленного комплекса.В основу этих решений следует
положить, как богатый и успешный опыт прошлого, так и лучшие практики
современности, максимально использовать потенциал точек роста отрасли, к
которым,безусловно, следует отнести и Воронежскую область.
Первое,
на что в этой работе следует сделать упор –наращивание поголовья при
одновременном повышении продуктивности сельскохозяйственных животных.
По молоку мы
демонстрируем определенную положительную динамику - надои на 1 корову в среднем
по России увеличились с 2,7 т. в 1990 году до 4,1 тонны в 2015 году. Но если
сопоставить полученные результаты с результатами, к примеру, Беларуси, то
увидим определенное отставание. Еще есть Германия с 7 тысячами кг., США с 9,8
тысячами кг.
Дальнейшего увеличения
надоев можно добиться посредством обеспечения раскрытия генетического
потенциала коров молочного направления и увеличением доли таких коров в общем
поголовье дойного стада. В России этот показатель сегодня находится на уровне 13-14%.
В части мясного
скотоводства – на фоне сокращения общего поголовья КРС позитивным видится
увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесного скота
– за 3 последних года рост составил 19,8 процента. При этом такая динамика была
обеспечена более чем на 50% силами отечественной селекции, поскольку импорт
племенного молодняка с пиковых 63 тысяч голов в 2013 года снизился к 2016 году до
ничтожных значений.
Заданный вектор
развития и позитивная динамика должны быть закреплены и интенсифицированы.
При этом следует
учитывать успешный опыт Воронежской области по повышению продуктивности в
животноводстве.
В молочном скотоводстве по
темпам прироста валового производства молока регион вышел в лидеры, а по наращиванию
поголовья КРС занял второе место среди субъектов Российской Федерации.Удельный
вес племенных коров молочного направления в общем поголовье области в 2016 году
достиг 37%.
В этой связи в регионе
растут и средние надои на одну корову -5781 кг в 2015 году и уже 6143 кг в 2016
году. При этом на отдельных племенных предприятиях области надои превысили 8000
кг.
В направлении развития мясного
скотоводства Воронежская область начала активно работать с 2010 года, когда
была приобретена первая партия мясного скота (1700 голов). К 2016 году в
область было завезено уже 25 тыс. голов КРС мясного направления, в том числе,
из США, Австралии, ЕС.
Комплекс принятых
руководством области мер позволил вывести динамику производства продукции
животноводства к росту.Так, по предварительным оценкам, в 2016 году в области
было произведено 52 тыс. т. мяса КРС в убойном весе, что на 21,8% больше чем в
2010 году. Аналогичный показатель по мясу свинины оценивается в 15,3%, по птице
– 53,4%, а по молоку – 21,4%.
Это подводит нас к
постановке
второй задачи –развитие племенной базы
должно стать одной из приоритетных задач государственной аграрной политики.
На сегодняшний день
племенная база в России сформирована по 21 породе молочного направления
продуктивности и 19 породам мясного направления продуктивности. В развитии
племенного молочного скотоводства участвует 1240 племенных хозяйств с общим
поголовьем 950 тыс. племенных коров. В мясном направлении – 326 племенных
организаций с поголовьем 191 тыс. голов маточного стада.
В Воронежской области
племенным животноводством молочного направления занимается 27 организаций – 9
племзаводов и 18 племрепродукторов. Общее поголовье племенного скота достигло
75 тыс. голов, из которых 32 тыс. – маточное стадо.
Мясным направлением
племенного дела в регионе занимается 8 организаций, общее поголовье племенного
скота в которых к 2016 году достигло 16 тыс. голов (в т.ч. 9 тыс. голов
маточного поголовья).
При этом в мясном
направлении продуктивности основной упор сделан на такие породы, как Амбер-ангусская,
Симментальская, Казахская-белоголовая, Лимузинская. В молочном же направлении
-Красно-пестрая, Симментальская, Черно-пестрая, Монбельярд и Джерсейская.
Нельзя при этом не отметить, что Воронежская область является оригинатором по
выведению красно-пестрой породы тип «Воронежский».
Развитие племенного
животноводства должно быть приоритетом государственной аграрной политики и
драйвером интенсивного развития отрасли.
Третий
вопрос – основные фонды и материально-техническое обеспечение.
Первостепенный вопрос –
создание достаточного количества помещений для наращиваемого поголовья. В
среднем за 4 последних года в России вводилось всего по 141 тыс. мест суммарно
для скота мясного и молочного направления.
Очевидно, что тут есть
над чем работать. И в этой работе у нас есть ориентир - напомню, что к 1990
году в России вводилось в строй по 1,1 миллиона новых скотомест.
Это актуально и для
Воронежской области. Но в рамках региона всё-таки просматривается позитивная
динамика – 2,5 тыс. скотомест построенных в 2012 году против 12,9 тыс.
скотомест, построенных в 2016 году. Достигнутый результат нужно закрепить.
В части
материально-технического оснащения – ни для кого не секрет, что вопрос
модернизации сельскохозяйственных предприятий является одним из наиболее
острых.Высокая закредитованность, диспаритет цен, труднодоступные внутренние
рынки сбыта продукции, а также ряд других факторов определяют доходность
значительного числа производителей сельхозсырья и продовольствия ниже уровня
рентабельности.
В совокупности с
ничтожным финансированием мероприятий по развитию агропромышленного комплекса
со стороны государства российские аграрии не в состоянии самостоятельно обеспечить
обновление основных фондов, внедрение наилучших техники и технологий, развитие
производственной, транспортной инфраструктуры. С точки зрения
производительности труда, энерго- и ресурсоэффективности наши предприятия не
могут составить конкуренцию зарубежным компаниям.
Основные фонды
сельсхозпредприятий в России имеют степень износа уже выше 41,5%, а доля
полностью изношенных достигла 7,5%.
Ситуация с оснащенностью
российских предприятий сельскохозяйственной техникой, если динамика последних
25 лет сохранится, вернет наших крестьян к ручному труду.Количество машин и
оборудования, используемых в животноводстве, за период с 1990 года сократилось
в среднем в 8 раз. Доильных установок осталось в 10 раз меньше, тракторов – в 6
раз, кормоуборочных комбайнов – в 9 раз, косилок – в 7 раз.
Рассматриваемая
проблема актуальна и для Воронежской области. Степень износа основных фондов
сельскохозяйственных организаций региона несколько меньше чем средняя по
России, но все равно достигает 36,4%. Доля полностью изношенных фондов – 4,1%. Но
ситуация с сельскохозяйственной техникой такая же, как и в целом по стране – по
сравнению с 1990 годом осталось в 11 раз меньше доильных установок, в 4 раза
меньше тракторов, в 10 раз меньше кормоуборочных комбайнов, в 7,5 раз меньше
косилок, и .т.д.
Повышение
материально-технической оснащенности наших сельхозпредприятий является
перспективным механизмом интенсификации сельского хозяйства в России. Заставить
работать этот механизм – наша общая задача.
Четвертое
– кормовая база.
Когда мы сегодня
смотрим структуру пашни, то мы видим резкое сокращение площади посевов кормовых
культур. За 25 лет посевная площадь однолетних трав сократилась в 3 раза,
многолетних–почти в 2 раза, кормовых культур – в 3 раза.
Производство
комбинированных кормов в России на протяжении последних четырех лет не показывает
положительной динамики,находясь на одном уровне - 2 млн. тонн в год. В этой
связи с положительной оценкой можно говорить лишь о производстве премиксов и
добавок, объемы производства которых в России за 4 года увеличились в 1,5 раза
2 раза соответственно.
Понятно, что сокращение
поголовья явилось здесь одной из предпосылок, но, в том числе, через кормовую
базу мы должны обеспечить обратный процесс - прирост поголовья, использовать
соответствующие возможности наших угодий – пашни, сенокосов и пастбищ.
Пятое
– финансовое обеспечение.
Сегодня нам, как
никогда, дорога каждая копейка господдержки. Мы конечно знаем субсидии, которые
работают на фермера, знаем компенсацию прямых затрат, поддержку на литр молока
с определённой системой, стимулирующей продуктивность и качество молока, знаем
инвестиционные кредиты. Всё это является хорошим инструментарием. Но вот
средств, которые на это выделяются, хватает лишь на то, чтобы «заткнуть дыры».
Напомню, что Комитет в большой
борьбе отстаивал финансирование АПК на 2017 год на уровне 2016 года. Мы добились
определённой договоренности, что получим дополнительные 10-13 миллиардов рублей
по технике. Но все равно в 2017 году на село в бюджете оказались выделено на
28% меньше объема финансирования, изначально запланированного Госпрограммой.
Фактически Россия
вернулась к финансированию АПК по остаточному принципу. Это подтверждается
также тем, что правительство втихую своим Постановлением № 396 от 31 марта 2017
фактически отрезало от Госпрограммы развития сельского хозяйства более 510
млрд. рублей! Около 38% средств срезано с 2018 года, 43%с 2019 года, и 45% с
2020 год.
О каких перспективах в
развитии АПК с таким отношением правительства к отрасли можно говорить?Ответ
очевиден!
По нашим оценкам и
оценкам авторитетных экспертов, для того, чтобы в российском АПК процессы
деградации развернулись в сторону развития, необходимо выделять из федерального
бюджета не менее 1 трлн. рублей с последующим ростом затрат до 10-15% расходной
части бюджета. И это не из ряда вон выходящая цифра. Достаточно взглянуть на
уровень финансирования сельского хозяйства в таких странах, как Швеция
(посевных площадей значительно меньше, выделяет 6 млрд. долларов), Япония
(выделяет 64 млрд. долларов), а также Китай и Евросоюз (при сопоставимых
площадях посевов, выделяют 147 и 108 млрд. долларов соответственно).
Все эти вложения
многократно и быстро окупятся полученными продуктами питания и сырьем для
промышленности, новыми рабочими местами, ведь каждое новое рабочее место на
селе - это минимум 6 новых рабочих мест в городе. Нам удастся восстановить
отечественное сельхозмашиностроение и эффективно укрепить материально-техническую
базу села, ликвидировать кадровый голод и привлечь в отрасль молодых
перспективных специалистов, осуществить широкомасштабное внедрение выдающихся
достижений отечественной аграрной науки, обеспечить действительно устойчивое
развитие села, восстановить и развивать социальную инфраструктуру наших
поселков и деревень, а также многое-многое другое, без чего продовольственная
безопасность России так и останется лишь декларацией на бумаге.
Шестое
– законодательное обеспечение.
Комитет договорился с
Министерством сельского хозяйства о том, что законотворческую работу мы вместе будем
выводить на новый достойный уровень. Ведь аграрная отрасль сегодня ярко
выделяется на фоне других секторов экономики, как лучшая с точки зрения
прироста ВВП. В то время, когда вся экономика проседает, АПК дает 3% роста. Это
лучший результат. В этой связи и законодательно мы тоже должны этот процесс
стимулировать.
Для решения назревших
вопросов в Комитете и Министерстве сельского хозяйства ведется активная работа
над целым пакетом законодательных инициатив, в том числе:
- «О внесении изменений
в Федеральный закон «О племенном животноводстве»;
- «О внесении изменений
в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления
административной ответственности за нарушение требований технических
регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
- «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации»;
- «О ветеринарии»;
- «О развитии молочного
животноводства»;
- «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствовании
методов государственной поддержки молочного животноводства»
Особое же внимание в
рамках сегодняшнего мероприятия хочу обратить на подготавливаемый к внесению в
Государственную Думу законопроект о школьном молоке.
Данная инициатива
должна создать законодательные основы для гарантированного обеспечения обучающихся
в общеобразовательных организациях бесплатным питьевым молоком.
Идея не нова - она появилось
еще в 1920-х годах в Англии. На сегодняшний день в программе по всему миру
принимает участие более 140 миллионов детей.
При этом в России
программа «Школьное молоко» с 2005 года реализуется лишь на региональном уровне и
в разные периоды охватывала более половины субъектов Российской Федерации.
И в этой части хочу
выразить особые слова благодарности правительству Воронежской области и лично
Губернатору А.В. Гордееву за ту работу, которую они проводят в регионе по
развитию «школьного молока».
Сегодня молоко по
губернаторской программе поставляется в 118 образовательных учреждений Воронежа
и 606 образовательных учреждений области. Дети получают бесплатное молоко
трижды в неделю. Всего на программу в регионе потрачено уже более 590 млн. рублей
из регионального бюджета.
И мы сегодня можем
наблюдать замечательные результаты – физическое развитие школьников подтянулось,
все меньше и меньше детей имеют 3 и 4 группы здоровья.
Принятие
законодательной инициативы по школьному молоку позволит распространить этот
опыт как лучшую практику на все субъекты Российской Федерации, перенеся при этом
определенный уровень финансовых затрат на приобретение молока в федеральный
бюджет. Кроме того, законопроект обеспечит формирование дополнительного спроса
на 550 тыс. тонн молока, если охватит программой учащихся 1-11 классов, чем
поспособствует увеличению объемов производства сырого молока и повышению его
качества.
В целом Комитет
стремится к тому, чтобы законодательная система работала слаженно и четко, особенно
на направлениях развития животноводства, как одной из наиболее сложных отраслей.
Седьмое
и самое важное – социальное развитие села.
Создание и обеспечение
функционирования любого крупного агропредприятия – это не просто благородное
дело и великий труд, это еще и колоссальный уровень социальной ответственности.
Мы уже не раз ставили в
пример Совхоз имени Ленина в Подмосковье или Совхоз «Звениговский» в Республике
Марий-Эл – предприятия на которых уровень зарплат в 2 раза выше, чем в среднем
по экономике, работники обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием и
широкими льготами. Предприятия строят лучшие по европейским меркам детские
сады, объекты социального, культурного и бытового назначения, развивают
агротуризм.
Но сегодня хотелось бы
особенно отметить, что не менее яркие примеры социально ответственного бизнеса
есть и на воронежской земле.С
ельхозпредприятие «Молоко
Черноземья», с посещения которого мы начали наше выездное мероприятие, запущенное в
селе Архангельское «с нуля» всего год назад. Более 5 тыс. голов дойного стада,
100 тонн молока в сутки, собственный комбикормовый завод. Все это обслуживается
215 рабочими и специалистами. Проектная мощность – 40 тыс. т. молока в год.
Общий объем инвестиций в предприятие составил 2,8 млрд. рублей. Уникальная
племенная работа, элитные высокопродуктивные породы КРС. Производство
организовано на высшем профессиональном уровне, как с точки зрения
производительности, так и с точки зрения экологии.
Предприятие группы
компаний «Заречное», которое является крупнейшим по развитию мясного
скотоводства в регионе (более 25% валового производства в области). Предприятие
занимается разведением КРС породы Черный Ангус (стадо насчитывает 45 тыс. голов),
производством кормов (63 тыс. га зерновых и кормовых посевов), откормом (до 60
тыс. голов в год) и мясопереработкой (мясокомбинат со штатом 330 человек
производит 150 тонн продукции за смену).
Еще одно хозяйство -
«Новомарковское», расположенное в Кантемировском районе Воронежской области. На
предприятии содержится более 16 тыс. голов КРС. При этом хозяйство имеет статус
«Племенного репродуктора» по разведению таких уникальных пород, как монбельярд,
джерси и красно-пестрая. Все это позволяет предприятию производить около 29
тыс. тонн молока в год.
Все эти сельхозпредприятия
являются образцовыми, а используемые на них технологии соответствуют лучшим
мировым практикам. Но самое главное - их отношение к проблемам села. Эти
компании вкладываются в развитие социальной инфраструктуры, оказывают помощь
детским садам, школам, домам культуры. И это сегодня очень важно, ведь уровень
жизни сельского населения крайне низок.
В этой связи молодежь,
трудоспособные жители села уезжают в города, истощая тем самым кадровый
потенциал отрасли. В сельском хозяйстве трудится уже менее 6,7% всего занятого
населения, получая зарплату не более 21,4 тыс. рублей в месяц.
Нарастающими темпами
разрушается социальная инфраструктура сельских территорий. В деревнях и
поселках сохранилось всего треть от прежнего количества поликлиник. Количество
больниц в сельской местности сократилось в 16 раз, школ – в 2 раза, детских
садов – в 2,5 раза.
В ветхом жилье
проживает 1,3 млн. селян. До сих пор не газифицировано более 95 тыс. сельских
населенных пунктов. Не охвачено почтовой связью более 30 тыс., а телефонной
связью – более 40 тыс. сел.
Деревня вымирает. С
карты России стерто уже 34 тыс. деревень и сел.
В этой связи нужно
возродить Федеральную программу социального развития села. Используемое сегодня
понятие «устойчивость сельских территорий» - слишком общее. Отстраивая в год
всего 130 фельдшерско-акушерских пунктов на всю Россию при том, что тысячами их
ликвидировали, как и дома культуры, и многие другие объекты социальной
инфраструктуры – мы проблему не решим за многие годы.
А сделать это просто
жизненно необходимо, ведь деревня – это не только производитель продовольствия.
Деревня – это берегиня нашей большой территории, ее скрепы.
Другими словами: возродим село – возродим Россию!