Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве в ноябре 2010 года

   «Тандемократия», утвердившаяся в  российском обществе после избрания Д.А.Медведева  на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, власть стремится поддержать имидж главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. С другой же – сохранить неоспоримость влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-12-14 09:43

    Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.

    Однако, как бы не старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.

    Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.

    На основании контент-анализа 5838 сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1). 
 

    Таблица 1

Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина  в ноябре 2009 – 2010 годов

  Ноябрь 2010 года Октябрь 2010 года Ноябрь 2009 года
  Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Представленность  в СМИ Д.А.Медведева 4196 67,2 4392 65,6 4608 63,2
Представленность  в СМИ В.В.Путина 2044 32,8 2301 34,4 2687 36,8

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  «Медиалогия» 

    Согласно  данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», в ноябре 2010 года Д.А.Медведев продолжил наращивать долю присутствия в телеэфире. Ноябрьский результат президента России в 67,2% на 1,6% больше октябрьского показателя (65,6%).

    Индекс  телеактивности В.В.Путина, соответственно, упал с 34,4% предшествующего месяца до 32,8% (график 1).

    График 1

    Процентное  соотношение степени  представленности на телевидении Д.А.Медведева  и В.В.Путина в  ноябре 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы  «Медиалогия» 

    Анализ  порядка изменения информационных показателей Д.А.Медведева и В.В.Путина в 2010 году (график 2) позволяет заключить, что полученный в ноябре результат, в целом, соответствует общегодовой тенденции, существенные отклонения от которой были зафиксированы лишь в апреле и августе, когда в количестве сообщений о деятельности президента наметился кратковременный спад. В то же время стоит отметить, что ноябрьский информационный показатель главы государства очень близок к своему годовому максимуму, зафиксированному в июне – 68,6%.

    График  2

Динамика  информационной активности Д.А.Медведева и  В.В.Путина на TV

в январе – ноябре 2010 года

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

    Примечание: Составлено сектором по данным системы  «Медиалогия» 

    Примечательно, что ноябрьские результаты текущего года ощутимо разняться с аналогичными показателями 2009 года, когда Д.А.Медведеву было отведено 63,2% теле-пространства, В.В.Путин же обладал 36,8% (график 3).

    График  3

Динамика  информационной активности Д.А.Медведева и  В.В.Путина на TV

в ноябре 2009 – 2010 годов  

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия» 

    Налицо  тенденция на поступательное увеличение количества телевизионных сообщений, посвящённых деятельности Д.А.Медведева, и, как следствие, сокращение степени представленности на TV В.В.Путина, что в контексте приближающихся президентских выборов 2012 года может быть интерпретировано как нарастание конкуренции внутри правящего «тандема» и неоднозначность её исхода. 

    Некоторые выводы 

    Проведённый анализ, в целом, свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения телевизионного пространства новостными сюжетами: существенного превосходства президента РФ над председателем российского Правительства по количеству упоминаний в телеэфире.

    В то же время ноябрь 2010 года отмечен небольшим ростом показателей Д.А.Медведева и снижением доли информационного потока, отведённого В.В.Путину, – на 1,6%. Сравнение же индексов 2009 и 2010 годов ещё более наглядно демонстрирует усиление позиций главы государства (+4%).

    Данный  результат во многом объясняется эффективным использованием президентом складывающейся в государстве и мире политической конъюнктуры и непосредственной активностью в формировании информационных поводов как эффективного способа в очередной раз заявить о себе.

    Сохранение  тенденции на формальное информационное доминирование Д.А.Медведева может служить косвенным показателем того, что президентская кампания 2012 года может сохранить нынешнюю конструкцию политической власти – «тандемократию».

    Следует также обратить внимание, что в приведённом исследовании  рассматривались количественные данные телевизионной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина и их тематический ракурс. Необходимо иметь в виду, что ряд экспертов отмечают различие в эмоциональной направленности многих телесюжетов о президенте и премьер-министре, что соответствующим образом сказывается на формировании образов данных политических деятелей в общественном сознании.  

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.