Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве в июне 2010 года

   «Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем Правительства России, определяет специфику политического процесса, направленного на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности и в одночасье на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей все «участки» политических реалий.

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-07-29 12:04

    Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна информационная сводка при освещении деятельности одного из представителей тандема не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.

    Однако, как бы ни старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.

    Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического воспитания электората, формирования его политического сознания.

    На основании контент-анализа сюжетов федеральных и региональных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в СМИ Дмитрия Медведева и Владимира Путина (табл.1). 

    Таблица 1

Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина  в июне 2010 года

  Июнь 2010 года Май 2010 года Июнь 2009 года
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Представленность в СМИ Д.А.Медведева 5310 68,6 4678 67,1 3311 64,1
Представленность в СМИ В.В.Путина 2431 31,4 2291 32,9 1857 35,9

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы «Медиалогия» 

    Согласно  данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», в июне 2010 года сохранилась центральная тенденция представленности в медиа-пространстве лидеров государства, проявляющаяся уже на протяжении года: «информационные показатели» В.В.Путина не смогли даже приблизиться к уровню представленности Д.А.Медведева, которому за анализируемый период удалось немного нарастить присутствие в медиа-потоке, выразившееся в полученных показателях – 68,6% вместо майских 67,1%.

      Подобный феномен обусловлен активностью президента, а также складывающейся политической конъюнктурой, которую он успешно использует в целях самоутверждения и окончательного искоренения из сознания общественности образа «преемника» и «протеже» В.В.Путина, не гнушаясь, впрочем, прямыми заявлениями о «стилистических различиях» между ним и премьером.

    Телевизионное сообщество достаточно широко освещало следующие события из политической жизни страны и мира, непосредственным участником которых стал Д.А.Медведев:

    – рабочая поездка президента Российской Федерации в США, ознаменовавшаяся дальнейшей оптимизацией российско-американских отношений, в частности, в области экономического сотрудничества;

    – посещение Стенфордского университета и Кремниевой долины в ходе визита в США в целях ознакомления с опытом инновационного развития и приобщения к последним научно-техническим разработкам;

    – участие Д.А.Медведева в саммитах G8 и G20, тематика которых сводилась к обсуждению основных мировых проблем: выхода из состояния экономического кризиса, ликвидации угрозы международного терроризма, разрешение афганского конфликта…;

    – подписание проекта поправок к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающего расширение прав «малых» партий (возможности формирования фракции, состоящей из одного депутата, а также обеспечение его работы на профессиональной основе, перспективы присутствия на ключевых пленарных заседаниях партий, не представленных в федеральном и региональных парламентах…);

    – обсуждение старта кампании по подготовке Послания президента РФ 2010 года, в котором, по мнению ряда аналитиков, будет подведён итог реализации первых двух программных выступлений Д.А.Медведева, а также озвучены новые предложения по развитию России, в частности, велика вероятность, что они коснутся совершенствования избирательной системы и развития местного самоуправления;

    – неутихающие общественные дискуссии по вопросу дальнейшего развития баланса сил во властном «тандеме»;

    – резкое падение рейтингов Д.А.Медведева и В.В.Путина на 9 и 8% соответственно по отношению к уровню начала 2010 года;

    – выступление Д.А.Медведева и вручение государственных наград, приуроченных к празднованию Дня России 12 июня;

    – дальнейшая ротация губернаторского корпуса…

    Активность  президента РФ вытеснила на второй план его «соперника» за «любовь» журналистов В.В.Путина, информационные индексы которого в июне вновь претерпели падение: 31,4% против майских 32,9%.

    Полученные  показатели ещё более разняться  с результатами исследования TV-активности президента и председателя правительства РФ в июне 2009 года, когда Д.А.Медведев получил 64,1% медиа-внимания, а В.В.Путин – 35,9%, что свидетельствует о нарастающих амбициях нынешнего главы государства на сохранение данного поста за собой в результате выборной кампании 2012 года.

    Для наибольшей наглядности и доступности восприятия представим графически полученные в ходе исследования результаты, отражающие соотношение степени представленности в телевизионном медиа-потоке  Д.А.Медведева и В.В.Путина в июне 2010 года (график 1).

    График 1

    Процентное  соотношение степени  представленности на телевидении Д.А.Медведева и В.В.Путина в июне 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы  «Медиалогия» 

    Таким образом, при сравнении показателей  апреля и мая 2010 года прослеживается тенденция существенного увеличения доли телевизионных сюжетов, посвящённых деятельности Д.А.Медведева, и сокращения аналогичных показателей В.В.Путина (график 2).

    График 2

Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV

в мае – июне 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия» 

    Представленные данные подтверждают правомерность выводов аналитиков о нарастании противоречия между представителями властного тандема.

    Среди основных тенденций в переформатировании телевизионного информационного пространства в июне 2010 года проявляется увеличение разрыва в информационной активности между Д.А.Медведевым и В.В.Путиным с существенным преобладанием главы государства, что, вероятнее всего, индицирует наличие с его стороны реальной «заявки» на успех в президентской «гонке» 2012 года и о стремление максимально использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения личных амбиций.

    Следует обратить внимание, что в приведённом исследовании  анализировались только количественные показатели телевизионной представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина. Необходимо иметь в виду, что ряд экспертов отмечают различие в эмоциональной направленности многих телесюжетов о президенте и премьер-министре, что соответствующим образом сказывается на формировании образов данных политических деятелей в общественном сознании.  
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.