ТВ-мониторинг президентской кампании. Итоги за 11 марта 2024 года
ЦИПКР и Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ в рамках президентской кампании 2024 года ведет ежесуточный мониторинг федерального политического партийного телеэфира. Суть проекта – ежедневный подсчет количества телесюжетов с упоминанием кандидатов в президенты и продолжительности освещения их деятельности в новостных передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также хронометраж синхрона (прямой речи) кандидатов. Кроме контент-анализа информационно-политического эфира пяти ведущих телеканалов, анализируется представленность кандидатов в президенты в телесюжетах всех федеральных телеканалов.
В данной записке проанализированы итоги информационно-политического эфира 11 марта 2024 года.
Как видно из гр.1, 11 марта в информационно-политическом эфире было полное доминирование действующего президента/кандидата в президенты В.В.Путина (152 телесюжета на всех федеральных телеканалах). Это 76,4% от общего количества сюжетов с упоминанием кандидатов в президенты. Кандидат от КПРФ Н.М.Харитонов был упомянут в 15 сюжетах (7,5%). Лидер ЛДПР Л.Э.Слуцкий упоминался 16 раз (8%). Представитель «Новых людей» В.А.Даванков также был отмечен в 16 сюжетах (8%).
График 1
Распределение телесюжетов всех федеральных телеканалов
с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 11 марта
Динамика представленности кандидатов в президенты в федеральных новостных и информационных сюжетах с 18 декабря 2023 года по 11 марта 2024 г. а также совокупный результат за этот период даны в табл.1. и на гр.2
Таблица 1
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах
(количество сюжетов):
Дата |
В. В. Путин |
Н. М. Харитонов |
Л. Э. Слуцкий |
В. А. Даванков |
18-24 дек |
1412 |
46 |
39 |
16 |
% |
93,3 |
3,0 |
2,6 |
1,1 |
25-31 дек |
996 |
34 |
50 |
38 |
% |
89,1 |
3,0 |
4,5 |
3,4 |
1-7 янв |
386 |
4 |
22 |
21 |
% |
89,1 |
0,9 |
5,1 |
4,8 |
8-14 янв |
904 |
42 |
61 |
47 |
% |
85,8 |
4,0 |
5,8 |
4,5 |
15-21 янв |
886 |
74 |
76 |
71 |
% |
80,0 |
6,7 |
6,9 |
6,4 |
22-28 янв |
988 |
62 |
87 |
66 |
% |
82,1 |
5,2 |
7,2 |
5,5 |
29 янв – 4 фев |
1061 |
117 |
99 |
116 |
% |
76,2 |
8,4 |
7,1 |
8,3 |
5-11 фев |
1289 |
103 |
98 |
105 |
% |
80,8 |
6,5 |
6,1 |
6,6 |
12-18 фев |
1324 |
87 |
73 |
77 |
% |
84,8 |
5,6 |
4,7 |
4,9 |
19-25 фев |
1325 |
62 |
65 |
56 |
% |
87,9 |
4,1 |
4,3 |
3,7 |
26 фев-3 мар |
1426 |
50 |
41 |
33 |
% |
92,0 |
3,2 |
2,6 |
2,1 |
4-10 мар |
1069 |
58 |
59 |
53 |
% |
86,3 |
4,7 |
4,8 |
4,3 |
11 мар |
152 |
15 |
16 |
16 |
% |
76,4 |
7,5 |
8,0 |
8,0 |
График 2
Структура сообщений с упоминаниями кандидатов всех федеральных телеканалов,
18 декабря – 11 марта
Как видим (гр.2), если анализировать информационную ситуацию с начала заявительно-регистрационной фазы кампании с 18 декабря по 10 марта - 85% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину и по 5% - Н.М.Харитонову, Л.Э.Слуцкому и В.А.Даванкову.
В течение анализируемого периода у Н.М.Харитонова доля сюжетов составляла от 0,8% до 8,4%. Доля Л.Э.Слуцкого колебалась от 1% до 8,0%, В.А.Даванкова – от 0,5% до 8,3%.
С момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января) ситуация выглядит несколько иначе (табл.2)
Таблица 2
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах с момента активной фазы кампании (с 9 января 2024) (количество сюжетов):
ФИО |
В. В. Путин |
Н.М.Харитонов |
Л.Э.Слуцкий |
В.А.Даванков |
Всего |
09 янв.-3 мар. |
9205 |
599 |
602 |
573 |
10979 |
4 мар. |
139 |
13 |
15 |
15 |
182 |
5 мар. |
150 |
11 |
11 |
10 |
182 |
6 мар |
245 |
10 |
6 |
5 |
266 |
7 мар. |
274 |
10 |
8 |
12 |
304 |
8 мар. |
141 |
4 |
8 |
7 |
160 |
9 мар. |
35 |
1 |
3 |
1 |
40 |
10 мар. |
85 |
9 |
8 |
3 |
105 |
11 мар. |
152 |
15 |
16 |
16 |
199 |
9 янв-11 мар. |
10426 |
672 |
677 |
642 |
12417 |
% |
84,0 |
5,4 |
5,5 |
5,2 |
100,0 |
Доля В.В.Путина в телесюжетах с 9 января 2024 года – 84%, Н.М.Харитонова – 5,4%, Л.Э.Слуцкого – 5,5%, В.А.Даванкова – 5,2%.
С момента регистрации В. Путина в 2024 г. (c 29 января) ситуация выглядит несколько иначе (табл.3)
Таблица 3
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах с момента регистрации всех участников (В.В.Путина с 29 января 2024) (количество сюжетов):
ФИО |
В. В. Путин |
Н.М.Харитонов |
Л.Э.Слуцкий |
В.А.Даванков |
Всего |
29 янв-4 фев |
1110 |
119 |
101 |
118 |
1448 |
5-11 фев |
1292 |
103 |
98 |
105 |
1598 |
12-18 фев |
1324 |
87 |
73 |
77 |
1561 |
19-25 фев |
1325 |
62 |
65 |
56 |
1508 |
26 фев-3 мар |
1426 |
50 |
41 |
33 |
1550 |
4-10 мар |
1053 |
58 |
59 |
53 |
1223 |
11 мар |
152 |
15 |
16 |
16 |
199 |
29 янв-11мар. |
7698 |
494 |
453 |
458 |
9103 |
% |
84,6 |
5,4 |
5,0 |
5,0 |
100 |
Доля В.В.Путина в телесюжетах с 29 января 2024 года – 84,6%, Н.М.Харитонова – 5,4%, Л.Э.Слуцкого – 5%, В.А.Даванкова – 5%.
Освещение значимых инфоповодов кандидатов в период избирательной кампании.
Рассмотрим число сюжетов, посвящённых каждому мероприятию непосредственно в день события на пяти центральных федеральных телеканалах («Первом», «России», НТВ, ТВЦ и Рен).
В декабре кандидаты на пост президента подали документы для регистрации в Центризбирком: 18 декабря В. Путин, 25 декабря Л. Слуцкий и В. Даванков, 27 декабря Н. Харитонов. Также подача кандидатами документов в ЦИК освещалась 1 января 2024 г. (Л. Слуцкий и В. Даванков) и 3 января (Н. Харитонов).
В январе Центризбирком зарегистрировал кандидатов на пост президента: 5 января Л. Слуцкого и В. Даванкова, 9 января Н. Харитонова, 29 января В. Путина.
В январе-феврале кандидаты представили свои предвыборные программы: Н. Харитонов 18 января, В. Даванков 15 февраля, Л. Слуцкий 21 февраля, В. Путин 29 февраля (табл. 4).
Таблица 4
Освещение главных инфоповодов избирательной кампании на пяти центральных федеральных телеканалах (число сюжетов)
Мероприятие |
В. В. Путин |
Н.М.Харитонов |
Л.Э.Слуцкий |
В.А.Даванков |
Всего |
Подача документов |
19 |
14 |
17 |
14 |
64 |
% |
29,7 |
21,9 |
26,6 |
21,9 |
100% |
Регистрация в ЦИК |
31 |
18 |
27 |
27 |
103 |
% |
30,1 |
17,5 |
26,2 |
26,2 |
100% |
Программа (послание) |
158 |
9 |
6 |
9 |
182 |
% |
86,8 |
4,9 |
3,3 |
4,9 |
100% |
Таким образом, при освещении каждого инфоповода по числу сюжетов лидирует В. Путин.
Анализ ситуации в федеральном телеэфире пяти центральных федеральных телеканалов 11 марта показал, что среди соперников В.В.Путина наибольший объем эфира за анализируемые сутки на федеральных каналах получил Н.М.Харитонов – 34% эфира без учета В.В.Путина, далее Л.Э.Слуцкий – 33% эфира и В.А.Даванков – 33% телеэфира (табл.5, гр.3).
Таблица 5
Структура суммарного лидерского эфира, 11 марта
Кандидат |
Продолжительность эфира, сек |
% |
Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек |
% |
Н. М. Харитонов |
178 |
34,2 |
66 |
34,0 |
Л. Э. Слуцкий |
170 |
32,6 |
69 |
35,6 |
В. А. Даванков |
173 |
33,2 |
59 |
30,4 |
Всего |
521 |
100% |
194 |
100% |
График 3
Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина) на пяти центральных федеральных телеканалов, 11 марта
Динамика и структура суммарного лидерского телеэфира без учёта представленности В.В. Путина, 18 декабря – 11 марта представлена на гр.4 и на гр.5.
График 4
Динамика суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 дек – 11 марта
График 5
Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 декабря – 11 марта
Инфоповоды на пяти федеральных каналах ТВ за 11 марта:
В указанный период кандидаты упоминались в связи с предвыборными опросами, а также со следующими основными темами:
- Н. Харитонов: акция «Красные в городе».
- Л. Слуцкий: встреча с молодой семьёй.
- В. Даванков: визит на Тульский молочный комбинат.
- В. Путин: встреча c главой «Роскосмоса» Ю. Борисовым, фестиваль профессий «Время возможностей», меры поддержки участников СВО, Папа Римский прокомментировал конфликт на Украине.
Некоторые выводы
- 11 марта доля телесюжетов на федеральных каналах с упоминанием участников президентской кампании составила:
76,4% телесюжетов о действующем президенте/кандидате В.В.Путине.
7,5% посвящено информационным поводам, создаваемым представителем КПРФ Н.М.Харитоновым.
8% об активности лидера ЛДПР Л.Э.Слуцкого.
8% телесюжетов о предвыборной активности представителя «Новых людей» В.А.Даванкова.
- Доминирование в телеэфире В.В.Путина с момента старта заявительных процедур в декабре остается на уровне 76-93% от общего эфира, выделяемого для всех участников президентской гонки.
- Телеэфир без учета В. В. Путина с 18 декабря по 11 марта распределился следующим образом: 38% - Н.М.Харитонов и по 31% - Л.Э.Слуцкий и В.А.Даванков.
- 11 марта наибольшую долю телеэфира без учёта представленности В.В.Путина занял Н. Харитонов (34% или 2 мин 58 сек). Л. Слуцкий получил 33% эфира или 2 мин 50 сек. В. Даванкову досталось 33% эфирного времени или 2 мин 53 сек.
Исполнитель исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.
Методика – А.Н.Васильцова
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России