ТВ-мониторинг президентской кампании. Итоги за 27 февраля 2024 года
ЦИПКР и Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ в рамках президентской кампании 2024 года ведет ежесуточный мониторинг федерального политического партийного телеэфира. Суть проекта – ежедневный подсчет количества телесюжетов с упоминанием кандидатов в президенты и продолжительности освещения их деятельности в новостных передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также хронометраж синхрона (прямой речи) кандидатов. Кроме контент-анализа информационно-политического эфира пяти ведущих телеканалов, анализируется представленность кандидатов в президенты в телесюжетах всех федеральных телеканалов.
В данной записке проанализированы итоги информационно-политического эфира 27 февраля 2024 года.
Как видно из гр.1, 27 февраля в информационно-политическом эфире было полное доминирование действующего президента/кандидата в президенты В.В.Путина (195 телесюжетов на всех федеральных телеканалах). Это 91,1% от общего количества сюжетов с упоминанием кандидатов в президенты. Представитель КПРФ Н.М.Харитонов упоминался 9 раз (4,2%). Лидер ЛДПР Л.Э.Слуцкий и кандидат «Новых людей» В.А.Даванков были отмечены в пяти сюжетах каждый (по 2,3%).
График 1
Распределение телесюжетов всех федеральных телеканалов
с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 27 февраля
Динамика представленности кандидатов в президенты в федеральных новостных и информационных сюжетах с 18 декабря 2023 года по 27 февраля 2024 г. а также совокупный результат за этот период даны в табл.1. и на гр.2
Таблица 1
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах
(количество сюжетов):
Дата |
В. В. Путин |
Н. М. Харитонов |
Л. Э. Слуцкий |
В. А. Даванков |
18-24 дек |
1412 |
46 |
39 |
16 |
% |
93,3 |
3,0 |
2,6 |
1,1 |
25-31 дек |
996 |
34 |
50 |
38 |
% |
89,1 |
3,0 |
4,5 |
3,4 |
1-7 янв |
386 |
4 |
22 |
21 |
% |
89,1 |
0,9 |
5,1 |
4,8 |
8-14 янв |
904 |
42 |
61 |
47 |
% |
85,8 |
4,0 |
5,8 |
4,5 |
15-21 янв |
886 |
74 |
76 |
71 |
% |
80,0 |
6,7 |
6,9 |
6,4 |
22-28 янв |
988 |
62 |
87 |
66 |
% |
82,1 |
5,2 |
7,2 |
5,5 |
29 янв – 4 фев |
1061 |
117 |
99 |
116 |
% |
76,2 |
8,4 |
7,1 |
8,3 |
5-11 фев |
1289 |
103 |
98 |
105 |
% |
80,8 |
6,5 |
6,1 |
6,6 |
12-18 фев |
1324 |
87 |
73 |
77 |
% |
84,8 |
5,6 |
4,7 |
4,9 |
19-25 фев |
1325 |
62 |
65 |
56 |
% |
87,9 |
4,1 |
4,3 |
3,7 |
26 фев |
202 |
13 |
4 |
4 |
% |
90,6 |
5,8 |
1,8 |
1,8 |
27 фев |
195 |
9 |
5 |
5 |
% |
91,1 |
4,2 |
2,3 |
2,3 |
График 2
Структура сообщений с упоминаниями кандидатов всех федеральных телеканалов,
18 декабря – 27 февраля
Как видим (гр.2), если анализировать информационную ситуацию с начала заявительно-регистрационной фазы кампании с 18 декабря по 27 февраля - 85% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину и по 5% - Н.М.Харитонову, Л.Э.Слуцкому и В.А.Даванкову.
В течение анализируемого периода у Н.М.Харитонова доля сюжетов составляла от 0,9% до 8,4%. Доля Л.Э.Слуцкого колебалась от 2,6% до 7,1%, В.А.Даванкова – от 1,1% до 8,3%.
С момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января) ситуация выглядит несколько иначе (табл.2)
Таблица 2
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах с момента активной фазы кампании (с 9 января 2024) (количество сюжетов):
ФИО |
В. В. Путин |
Н.М.Харитонов |
Л.Э.Слуцкий |
В.А.Даванков |
Всего |
09 янв.-18 фев. |
6454 |
487 |
496 |
484 |
7921 |
19.фев |
156 |
14 |
13 |
10 |
193 |
20.фев |
194 |
12 |
12 |
12 |
230 |
21.фев |
364 |
13 |
13 |
7 |
397 |
22.фев |
273 |
11 |
13 |
11 |
308 |
23.фев |
152 |
7 |
7 |
6 |
172 |
24.фев |
70 |
1 |
2 |
5 |
78 |
25.фев |
116 |
4 |
5 |
5 |
130 |
26.фев |
202 |
13 |
4 |
4 |
223 |
27.фев |
195 |
9 |
5 |
5 |
214 |
9 янв-27 фев. |
8160 |
571 |
570 |
549 |
9850 |
% |
82,8 |
5,8 |
5,8 |
5,6 |
100% |
Доля В.В.Путина в телесюжетах с 9 января 2024 года – 82,8%, Н.М.Харитонова – 5,8%, Л.Э.Слуцкого – 5,8%, В.А.Даванкова – 5,6%.
Анализ ситуации в федеральном телеэфире 27 февраля показал, что среди соперников В.В.Путина наибольший объем эфира за анализируемые сутки на федеральных каналах получил Н.М.Харитонов – 63% эфира без учета В.В.Путина, далее Л.Э.Слуцкий – 30% эфира и В.А.Даванков – 7% (табл.3, гр.3).
Таблица 3
Структура суммарного лидерского эфира, 27 февраля
Кандидат |
Продолжительность эфира, сек |
% |
Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек |
% |
Н. М. Харитонов |
140 |
63,6 |
67 |
66,3 |
Л. Э. Слуцкий |
65 |
29,5 |
23 |
22,8 |
В. А. Даванков |
15 |
6,8 |
11 |
10,9 |
Всего |
220 |
100% |
101 |
100% |
График 3
Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина) на пяти центральных федеральных телеканалов, 27 февраля
Динамика и структура суммарного лидерского телеэфира без учёта представленности В.В. Путина, 18 декабря – 27 февраля представлена на гр.4 и на гр.5.
График 4
Динамика суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 дек – 27 февраля
График 5
Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 декабря - 27 февраля
Инфоповоды на пяти федеральных каналах ТВ за 27 февраля:
В указанный период кандидаты упоминались в связи со следующими основными темами:
- Н. Харитонов: встреча с «Детьми войны», участие в дебатах.
- Л. Слуцкий: участие в дебатах представителя ЛДПР А. Старовойтова, поправки в КоАП с увеличением ответственности за вовлечение в пирамиды.
- В. Даванков: участие в дебатах.
- В. Путин: указ о праздновании 150-летия Союза театральных деятелей, Второй конгресс Международного движения русофилов, День Сил Специальных операций, конференция по поддержке Украины в Париже, работа над Посланием.
Некоторые выводы
- 27 февраля доля телесюжетов на федеральных каналах с упоминанием участников президентской кампании составила:
91,1% телесюжетов о действующем президенте/кандидате В.В.Путине,
4,2% посвящено информационным поводам, создаваемым представителем КПРФ Н.М.Харитоновым.
2,3% об активности лидера ЛДПР Л.Э.Слуцкого.
2,3% телесюжетов о предвыборной активности представителя «Новых людей» В.А.Даванкова.
- Доминирование в телеэфире В.В.Путина с момента старта заявительных процедур в декабре остается на уровне 76-93% от общего эфира, выделяемого для всех участников президентской гонки.
- Телеэфир без учета В. В. Путина с 18 декабря по 27 февраля распределился следующим образом: 38% - Н.М.Харитонов и по 31% - Л.Э.Слуцкий и В.А.Даванков.
- 27 февраля наибольшую долю телеэфира без учёта представленности В.В.Путина занял Н. Харитонов (63% или 2 мин 20 сек). Л. Слуцкому досталось 30% эфирного времени или 1 мин 5 сек. В. Даванков получил 7% эфира или 15 сек.
Исполнитель исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.
Методика – А.Н.Васильцова
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России