Сергей Обухов – «Красной линии»: Власти устанавливают цензуру в Rutube
Российской левой оппозиции отказывают в доступе к видеохостингу Rutube.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов рассказал «НГ», что пытался выложить на Rutube видеоролики по самым разным темам – от экономики и внешней политики, которую КПРФ в последние годы в основном поддерживает, до чисто исторических и даже абстрактных вопросов. Часть могла не пройти премодерацию из-за названий, где упоминаются акции протеста, задержания левых активистов, «украденные выборы» и пр.
Были забанены видео с такими названиями – «Подлинный День народного единства – это 7 ноября!», «О недостаточности первых мер реагирования в условиях санкций», «В Казахстане хотят запретить российское ТВ и исключить русский язык из Конституции», «У ГКЧП была очень сильная поддержка народа, но он ей не воспользовался!» и т.д. По сведениям Обухова, такие же проблемы с Rutube возникли и у некоторых его товарищей по партии.
Политик предположил, что теоретически YouTube и другие иностранные хостинги могут закрыть. По его мнению, плюсы международной платформы превышают ее минусы, и для российский оппозиции это в принципе удобный инструмент. «Закрывать сегодня какие-то сайты или видеохостинги не имеет смысла. Власть в итоге получит сиюминутную выгоду, но люди уже научились обходить блокировки, да и оппозиция будет искать другие каналы. Например, пока работает «ВКонтакте», куда я разместил свои видеоролики. Как показывает практика, если есть потребность в размещении альтернативной информации и ее употреблении, то они так или иначе будут реализованы. Опыт говорит о том, что оппозиция адаптируется к любым условиям. Да, первое время после очередных политических ужесточений обычно оппозиция проваливается, но потом находит возможности и снова поднимается», – сказал Сергей Обухов.
Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов подтвердил, что тоже пытался разместить на Rutube чуть более полдесятка роликов различного содержания. Удальцов ждал ответа примерно неделю, но в итоге ничего не дождался. «Надо понимать, что хотя я размещал некоторые политические и социально-экономические вещи, но это не была радикально-оппозиционная антипутинская риторика, все вполне в рамках и умеренно. Я хотел проверить: ставит ли в принципе этот видеохостинг какой-либо политический и оппозиционный контент. Оказалось, что не ставит. В размещении мне было отказано совсем, ни один ролик не прошел одобрение модераторов», – заметил он.
Удальцов полагает, что отбор в российском видеохостинге реализуется таким образом: «Наверное, они не отсматривают все ролики физически, это было бы невозможно из-за объемов, но скорее всего выявляются какие-то ключевые слова, темы, может быть, даже имена авторов. Главное же то, что политические ограничения есть, и очень жесткие. При этом удобства на серверах Rutube нет в отличие от YouTube. Если на Rutube можно днями ждать размещения роликов, то на YouTube это зависит только от скорости интернета – размещение происходит за 5–10 минут».
Удальцов напомнил, что на YouTube большая часть контента не политическая, это фильмы, музыка, исторические и образовательные программы и т.д. Блокировать это в РФ, по его мнению, было бы излишней и чрезвычайно вредной мерой: если власть хочет добиться сплочения общества, то она должна показать открытость альтернативным точкам зрения.
Представитель «Левого фронта» предположил, что в принципе власть может закрыть YouTube как иностранный, а значит, и враждебный ресурс, так как во многом представления власти об интернете перекликаются с ее пониманием телевидения. Это значит, что мечта у Кремля такая: закрыть все неугодные каналы распространения информации и враждебные соцсети, оставить только российские и подконтрольные, причем, «к сожалению, такое представление зависит не от возраста чиновников, оно есть и среди молодежи во власти, особенно среди силовиков». Но если власть пойдет на превращение Сети в ТВ, то оппозиционные настроения не только не сойдут на нет, они только усилятся внутри страны. Люди будут обходить блокировки и искать уже именно политический контент, заявил Удальцов. При этом у него есть сомнения, что имеются технические возможности переноса на Rutube всего неполитического контента в случае блокировки YouTube.