Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить следующую структуру медиа-пространства, в которой действуют парламентские политические партии в период выборной кампании (табл.1).
Таблица
1
Структура публикаций о парламентских
партиях в СМИ
(18 июня – 11 сентября 2016 года).
|
Партия |
Упоминаемость за 18.06-11.09 |
Медиа-индекс за 18.06-11.09 |
||
|
Кол-во сообщений |
в % |
Показатель |
в % |
|
|
«Единая Россия» |
173844 |
48,95% |
292618 |
49,20% |
|
КПРФ |
75560 |
21,27% |
118851 |
19,99% |
|
ЛДПР |
52735 |
14,85% |
92641 |
15,58% |
|
"Справедливая Россия" |
53038 |
14,93% |
90588 |
15,23% |
Таблица 1.1
Суммарное распределение публикаций в СМИ за период
«Единой
России» принадлежит 48,9% медийного пространства. Медиа-индекс партии власти
занимает почти половину всех положительных упоминаний и 1-е место.
Показатель
упоминаемости КПРФ составляет 21,3% (2-е место). По показателю медиа-индекса
КПРФ также занимает 2-е место с достаточно ощутимым отрывом от ближайшего
преследователя.
«Справедливая
Россия» – на 3-м месте с небольшим опережением ЛДПР, ее представленность
составляет 14,9%. Однако показатель медиа-индекса «СР» – на последнем месте.
ЛДПР
принадлежит 14,8% суммарного объема сообщений и 4-е место. По медиа-индексу
ЛДПР опережает «СР» и находится на 3-м месте.
Контент-анализ
публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую
структуру медиа-пространства печатных СМИ, в которой действуют парламентские
политические партии (табл. 2).
Таблица
2
Структура публикаций о парламентских
партиях в печатных СМИ
(18 июня – 11 сентября 2016 года).
Партия | Упоминаемость за 18.06-11.09 | Медиа-индекс за 18.06-11.09 | ||
Кол-во сообщений | в % | Показатель | в % | |
«Единая Россия» | 14096 | 44,72% | 17827 | 37,40% |
КПРФ | 8149 | 25,85% | 14014 | 29,40% |
ЛДПР | 4665 | 14,80% | 8684 | 18,22% |
"Справедливая Россия" | 4613 | 14,63% | 7147 | 14,99% |
По
присутствию информации о партии в печатных СМИ в период выборной кампании лидирует
«Единая Россия». Её доля составляет 44,7%. Медиа-индекс партии власти – на 1-м
месте.
Представленность
в печатных СМИ у КПРФ составляет 25,8% (2-е место). Показатель медиа-индекса
КПРФ за рассматриваемый период составляет почти треть всех положительных
упоминаний (2-е место) с большим отрывом от ближайшего преследователя. В
течение ряда недель данный показатель Компартии занимал 1-е место.
ЛДПР
по представленности в печати занимает 3-ю позицию с 14,8%. Показатель
медиа-индекса партии – также на 3-м месте.
«СР» занимает последнее место и по
упоминаемости, и по медиа-инексу. Доля партии Миронова составляет 14,6% от всех
сообщений.
Таблица
2.1
Упоминаемость парламентских партий в печатных
изданиях
(18 июня – 11 сентября 2016 года).
График
количества публикаций о партиях в печатных СМИ во многом повторяет тот же
график для сети Интернет.
Для
«Единой России» пик публикаций пришелся на начало выборной кампании и начало
агитационного периода (середина августа), однако окончание периода
отпусков характеризуется снижением числа
публикаций о «ЕР» в печати.
Пик
публикаций о КПРФ также пришелся на начало выборной кампании, начало
агитационного периода, а также на середину и конец июля, когда наиболее широко
обсуждалось давление на коммунистов и отстранение ряда из них от выборов.
Графики
ЛДПР и «СР» практически повторяют друг друга, наибольший пик для этих партий
приходится на начало агитационного периода.
Парламентские партии в сети Интернет
Контент-анализ,
проведенный с помощью аналитической системы «Медиалогия», позволил выявить
характер пространства, в котором действуют политические партии в сети Интернет
(табл. 3).
Таблица
3.
Структура публикаций о парламентских партиях в сети Интернет
(18 июня – 11 сентября 2016 года).
Партия | Упоминаемость за 18.06-11.09 | Медиа-индекс за 18.06-11.09 | ||
Кол-во сообщений | в % | Показатель | в % | |
«Единая Россия» | 156637 | 49,50% | 251783 | 51,00% |
КПРФ | 65867 | 20,82% | 93143 | 18,87% |
ЛДПР | 46625 | 14,74% | 73455 | 14,88% |
"Справедливая Россия" | 47287 | 14,94% | 75350 | 15,26% |
«Единой России» принадлежит 49,5% интернет-пространства
и 1-е место. Количество положительных сообщений в адрес партии власти – более половины
от всех.
Вторую
строчку занимает КПРФ, которой принадлежит 20,8% упоминаний в интернет-СМИ. По
медиа-индексу в сети интернет КПРФ занимает второе место.
«СР»
– находится на 3-й позиции с почти 15% упоминаний и небольшим отрывом от ЛДПР. По
медиа-индексу «СР» – на 3-м месте.
У
ЛДПР – 4-е место по доле представленности с 14,7%. По показателю медиа-индекса ЛДПР
также занимает последнее место.
Таблица
3.1
Упоминаемость парламентских партий в публикациях в сети Интернет
(18 июня – 11 сентября 2016 года).
Из
графика упоминаемости партий в интернет-сообщениях видно, что пик упоминаемости
«Единой России» пришелся на начальный этап, время после объявления выборной
кампании. График партии власти более
подвержен колебаниям, чем показатели остальных партий. Наблюдается рост в
период окончания отпускного сезона (начало сентября).
У
КПРФ можно выделить 2 периода, когда количество сообщений было выше среднего:
это период, когда массово публиковались статьи и экспертные мнения о снятии с
губернаторских выборов В.Г. Соловьева, попытках снятия с выборов (исключение из
списка) С.П. Обухова, и время начала агитационной кампании 18 августа.
Парламентские партии на ТВ и радио
Контент-анализ
выявил следующую структуру медиа-пространства в федеральном ТВ-эфире и на
радио, где упоминались политические партии (табл.4)
Таблица
4
Структура публикаций о партиях на ТВ и
радио
(18 июня – 11 сентября 2016 года).
Партия | Упоминаемость за 18.06-11.09 | Медиа-индекс за 18.06-11.09 | ||
Кол-во сообщений | в % | Показатель | в % | |
«Единая Россия» | 3111 | 42,98% | 23008 | 43,17% |
КПРФ | 1544 | 21,33% | 11694 | 21,94% |
ЛДПР | 1445 | 19,96% | 10502 | 19,71% |
"Справедливая Россия" | 1138 | 15,72% | 8091 | 15,18% |
В
теле- и радио-эфире партия власти на 11 сентября занимает почти 43% от всех
сообщений. «ЕР» предсказуемо лидирует по медиа-индексу.
КПРФ
– на 2-м месте с 21,3% упоминаний на ТВ и радио. По медиа-индексу КПРФ занимает
2-е место. И по доле сообщений, и по медиа-индексу Компартия идет с небольшим
отрывом от ЛДПР.
ЛДПР
по упоминаемости занимает 3-е место с почти 20% сообщений, и 3-е - по
медиа-индексу. В течение ряда недель партия Жириновского занимала 2-е место по
доле упоминаний и количеству положительных сообщений после партии власти.
«Справедливая
Россия» - на 4-м месте. Представленность «СР» на ТВ и радио составляет 15,7%.
По медиа-индексу «СР» – также на 4-м месте.
Таблица
4.1
Упоминаемость парламентских партий в публикациях
на ТВ и радио
(18 июня – 11 сентября 2016 года).
Из
графика упоминаемости партий на ТВ и радио видно, что пик упоминаемости «Единой
России» пришелся, как и в остальных СМИ, на начальный этап выборной кампании,
потом показатели резко пошли на спад и вновь возросли с окончанием периода
отпусков.
Показатели
КПРФ на ТВ и радио идут почти вровень с показателями ЛДПР, но к концу выборной
кампании Компартия все же превысила показатели партии Жириновского, даже
несмотря на привилегированное положение последнего на ТВ. Можно выделить пики
упоминаемости КПРФ на ТВ и радио в начале выборной компании, в начале
агитационного периода и в конце периода отпусков. Давление на коммунистов и
снятие ряда из них с выборов ТВ обошло стороной.
Выводы:
1.«Единая Россия» во всех видах
СМИ за рассматриваемый период демонстрирует показатели, близкие к 45% объема
упоминаний. 1-е место с большим отрывом от ближайшего преследователя (КПРФ)
партия власти занимает по медиа-индексу.
2.КПРФ уверенно
удерживает 2-е место во всех видах СМИ и по доле упоминаний, и по
медиа-индексу. Отрыв от других партий по последнему показателю можно
охарактеризовать как небольшой, но заметный. По итогам периода Компартия обошла
ЛДПР по упоминаемости и медиа-индексу на ТВ. В печати разрыв с партией власти
по медиа-индексу минимален в сравнении с другими СМИ.
3.«Справедливая
Россия»
в
течение агитационного периода шла «ноздря в ноздрю» с ЛДПР, эти партии
постоянно сменяли друг друга на 3-м месте. На 11 сентября «СР» все же обошла
ЛДПР по суммарной доле упоминаний, однако уступила ей по медиа-индексу.
4.ЛДПР за
рассматриваемый период заняла последнее место по доле упоминаний и 3-е – по
медиа-индексу. На ТВ в течение ряда недель «жириновцы» занимали 2-е место после
партии власти, но по итоговым результатам уступили КПРФ. Партия Жириновского в
то же время обходит «Справедливую Россию» на ТВ и в печати.
5.Для всех партий в течение выборной кампании был
характерен рост упоминаемости в её начале, начале агитационного периода и
начале сентября (окончание отпускного сезона). У КПРФ дополнительно к этим
периодам был рост упоминаемости в июле, во время широкого обсуждения экспертным
сообществом давления властей на коммунистов.
Материал подготовил: Стрелков Д.А.,
консультант ЦК КПРФ.
Координатор
проекта: Волков Н.Ю., зав. сектором ЦК КПРФ.
Отв. за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ