К 200-летию Ф. Энгельса. И.И. Никитчук: "Еще раз о рабочем классе"
Сегодня от разного рода критиков и хулителей марксизма можно услышать, что, дескать, он устарел, его основатели в своих выводах исходили из реалий времени, в которых они жили и, дескать, эти выводы неприменимы в современную эпоху научно-технического прогресса, высоких технологий и т.п., когда многое изменилось, в том числе и сам характер труда. Это касается и такого понятия, как рабочий класс.
Иван
Игнатьевич
Давайте, не заниматься фантазиями, а то и клеветой, а обратимся к самим классикам – К. Марксу и Ф. Энгельсу.
В «Проекте Коммунистического символа веры» и в «Принципах коммунизма» Энгельс дает принципиально важное определение того, что такое пролетариат, рабочий класс, трудящийся в отличие от класса капиталистов.
В «Проекте Коммунистического символа веры» он пишет: «Пролетариат – это тот класс общества, который живет исключительно за счет своего труда, а не за счет прибыли с какого-нибудь капитала…»
В «Принципах коммунизма» читаем: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала… Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс Х1Х века… Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине прошлого века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира».
В примечании к английскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1888 год) Энгельс повторяет аналогичное определение: «Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариями понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того, чтобы жить, продавать свою рабочую силу».
Исследование капиталистического способа производства привело Маркса в его главном труде «Капитал» к концепции «совокупный рабочий».
В 1862 году во втором черновом варианте «Капитала» Маркс отмечает: «К числу производительных работников принадлежат, разумеется, все те, кто так или иначе участвует в производстве товара, начиная с рабочего в собственном смысле слова и кончая директором, инженером (в отличие от капиталиста)».
В 1873 году в авторизованном французском издании 1 тома «Капитала» Маркс конкретизирует это определение: «один больше работает руками, другой больше головой, один как управляющий, инженер, технолог и т.д., другой как надсмотрщик, третий непосредственно как рабочий физического труда или даже как простой подручный».
Наконец в последнем прижизненном, третьем издании 1 тома «Капитала» (1883 год) Маркс приводит окончательную формулировку, вводя понятие совокупного рабочего и заключая ее в следующую мысль: «Пока процесс труда является чисто индивидуальным, один и тот же рабочий объединяет все те функции, которые впоследствии разделяются. При индивидуальном присвоении предметов природы для своих жизненных целей рабочий сам себя контролирует. Впоследствии его контролируют. Отдельный человек не может воздействовать на природу, не приводя в движение своих собственных мускулов под контролем своего собственного мозга. Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд. Впоследствии они разъединяются и доходят до враждебной противоположности. Продукт превращается вообще из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в общий продукт совокупного рабочего, т. е. комбинированного рабочего персонала, члены которого ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Поэтому уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций. Данное выше первоначальное определение производительного труда, выведенное из самой природы материального производства, всегда сохраняет своё значение в применении к совокупному рабочему, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит более к каждому из его членов, взятому в отдельности».
Через десять лет, развивая идею Маркса, Энгельс вводит понятие «пролетариат умственного труда». В 1893 году, выступая на Международном конгрессе студентов-социалистов, он сказал: «Пусть ваши усилия приведут к развитию среди студентов сознания того, что именно из их рядов должен выйти тот пролетариат умственного труда, который призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции.
Буржуазным революционерам прошлого от университетов требовались только адвокаты, как лучшее сырье, из которого формировались их политические деятели; для освобождения рабочего класса понадобятся, кроме того, врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты, ибо дело идет о том, чтобы овладеть управлением не только политической машиной, но и всем общественным производством, а тут уж нужны будут отнюдь не звонкие фразы, а солидные знания».
Итак, пролетариат умственного труда по определению Энгельса – это врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты. Сегодня к ним можно добавить, офисных работников, как принято говорить, офисный планктон, программистов, операторов станков и оборудования с компьютерным управлением, наладчиков сложной техники и приборов, авиадиспетчеров и т.д. Рабочий класс никуда не исчез, ни во что не выродился, как считают некоторые нынешние опровергатели Маркса и Энгельса. Да, изменился характер труда, усложнилась, стала более разнообразной специализация, повысился его интеллектуальный уровень, но рабочий, вынужденный продавать свои физические и интеллектуальные способности ради выживания, будь то шахтер или сталевар, тракторист или агроном, инженер или менеджер, был и остается главной производительной силой, подвергающейся в капиталистическом обществе жестокой эксплуатации.
В целом, как видим, классики марксизма дали четкое определение рабочего класса во всей совокупности его многообразия. В то же время, в сочетании с концепцией Энгельса о возрастании роли общественного сознания в жизни общества, а, соответственно, и с возрастанием роли того, что Маркс и Энгельс называли духовным производством, что наглядно продемонстрировано современной научно-технической и информационной революцией, учитывая диалектический характер развития и познания, представления Маркса и Энгельса о рабочем классе нацеливают нас на теоретические предпосылки для дальнейшего их развития, в равной степени как и концепции его политического господства в переходный период к коммунизму.