Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

К 140-летию И.В. Сталина. ​Создатель судоремонтной базы ВМФ СССР – основы боеготовности флота

Сталин создатель судоремонтной базы ВМФ СССР – основы боеготовности флота

Член Президиума ЦС РУСО, инженер-судомеханик В.А. Попович.

7 Ноября 2019, 10:22

Неисправный боевой корабль - это груда металлолома. Судоремонт по праву считают основой боеготовности Военно-Морского флота. Это прекрасно понимал И.В. Сталин – основатель создания могучего ракетно-ядерного флота. Техническое восстановление корабля после навигации, отработки того или иного срока эксплуатации, требует постановки в док, иди длительного ремонта. Судоремонт на всех этапах развития флота имел важнейшее значение в поддержании и укреплении боевой готовности основных сил флота. Высокая боевая готовность кораблей и судов Военно-Морского флота непосредственно зависит от технического состояния, исправности механизмов, систем и вооружения, своевременного и качественного их ремонта, производства модернизационных работ. Для решения этих вопросов на флотах усилиями многих поколений создана судоремонтная база.

В период войны, когда Военно-Морской флот, тесно взаимодействуя с Красной Армией, прочно обеспечивал устойчивость приморских флангов, наносил мощные удары по вражеским базам и коммуникациям, активно поддерживал боевые действия сухопутных войск, от судоремонтных предприятий требовалось, в первую очередь, обеспечить быстрейший ввод в строй кораблей, получивших повреждения. В тех условиях не только судоремонтные предприятия флота, но и приданные флоту по планам военного времени предприятия промышленности находились в подчинении командующих флотами, которые через технические управления и отделы флотов и флотилий руководили их производственной, хозяйственной и боевой деятельностью.

Как отмечает капитан 1 ранга Лебедев В.О, к началу Великой Отечественной войны флот располагал 20 судоремонтными предприятиями: Кронморзавод, в Ленинграде, в Ораниенбауме, в Кронштадте, в Таллине, в Либаве, в Риге, в Архангельске, в Мурманске. Имелись плавучие мастерские: «Красный горн», «ПМ-104» и «ПМ-106», во Владивостоке, в Хабаровске, в Севастополе, в Николаеве, в Баку, в Киеве и Пинске. ВМФ располагал целой сетью мелких базовых мастерских, находившихся в распоряжении командиров объединений и соединений флотов, сыгравших значительную роль в поддержании сил флота в боевой готовности. Таких мастерских накануне войны в ВМФ имелось около 40 единиц. Значительные объемы работ по ремонту кораблей ВМФ выполняли предприятия гражданских министерств и ведомств по выделяемым для ВМФ лимитам.

Так, согласно плана судоремонта на 1941 год для предприятий ВМФ был в объеме 165,4 млн. руб, но из-за потери части судоремонтных предприятий в первые месяцы войны, был выполнен только на 92,6 процента. В 1942 году в связи с потерями судоремонтных мощностей ВМФ, снизилась их доля в общем объеме судоремонта до 23 % общего объема. Несмотря на потери и эвакуацию ряда предприятий, бомбардировок и обстрелов противника, затруднений с электроэнергией, топливом, материалами и рабочей силой, благодаря героическому напряженному труду рабочих судоремонтных предприятий ВМФ, за второй год войны на всех флотах и флотилиях было выполнено 2267 ремонтов кораблей и судов.

По окончанию войны продолжался рост объемов военного судоремонта, его доли в общем объеме работ. В 1945 году общий объем судоремонта ВМФ составил более 340 млн. руб. Влияние военного судоремонта на ход Великой Отечественной войны на море трудно переоценить. Только на действующих флотах было отремонтировано 8815 различных кораблей и судов. Это был достойный вклад судоремонтников ВМФ и других наркоматов в общую Победу. В первые послевоенные годы судоремонтные предприятия ВМФ выполняли задачи по ремонту изношенных в боевых операциях кораблей довоенной постройки и по частичному восстановлению ресурса корабельных механизмов и оборудования. В этих условиях руководство всеми видами деятельности судоремонтных предприятий ВМФ также осуществлялось ремонтными отделами Технических управлений флотов. Положительной стороной такого руководства работой судоремонтных предприятий была оперативность в решении повседневных вопросов организации работ, определении их объемов, взаимодействия с личным составом в ходе ремонта.

Децентрализованное управление судоремонтным производством ВМФ не обеспечивало в полной мере решение таких вопросов, как: специализация заводов на ремонте кораблей определённых проектов, создание специализированных цехов по ремонту главных двигателей, оборудования и механизмов в масштабе ВМФ; перспективное наращивание производственных мощностей, строительство новых цехов и реконструкция существующих производств; внедрение новой передовой технологии судоремонтных работ; подготовка производства и квалифицированных кадров к ремонту новых проектов кораблей; организация планово-предупредительного ремонта основных фондов предприятий и планомерное обновление технологического оборудования. Необходимость решения этих вопросов остро встала в начале 50-х годов после определения руководством страны основных тенденций развития военно-стратегической обстановки в мировом океане и начала работ по созданию мощного океанского ракетно-ядерного флота. Основой океанского флота должны были стать качественно новые подводные и надводные корабли, при строительстве которых использовались все последние достижения науки, техники и технологии

Решением И.В. Сталина в феврале 1952 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве подводных лодок» (в том числе атомного флота), а в дальнейшем утверждена программа военного судостроения на 1955-1964 годы, которой предусматривалось строительство авианесущих кораблей, крейсеров, эскадренных миноносцев, больших десантных кораблей и других боевых кораблей. Интенсивное развитие флота потребовало пересмотреть организацию судоремонтной отрасли Военно-Морского флота, вести поиск новых решений в его развитии и управлении. Для выполнения возрастающих объемов ремонта действующих и новых кораблей требовалось не только иметь соответствующую судоремонтную базу в составе Военно-Морского флота, но и изменить существующую организацию управления судоремонтным производством.

Началом решения этой задачи стала организация в 1949 году Управления судоремонтных предприятий и доков Военно-Морского флота (УСП и ВМФ), которому были подчинены судоремонтные предприятия и доки Военно-Морского флота, возложены обязанности по централизованному руководству предприятиями. Однако, не располагая правами и полномочиями центрального промышленного главка, не имея финансовой и хозяйственной самостоятельности, аппарата материально-технического обеспечения, это управление не смогло в полной мере выполнить возложенные на него задачи.

В конце 1953 года на совещании инженеров-механиков Военно-Морского флота принято решение, (поддержано Главнокомандующим Военно-Морскими Силами), о создании центрального органа управления судоремонтной отраслью Военно-Морского флота с правами промышленного главка. Предложение было одобрено Министром обороны СССР и 7 апреля 1954 года Главнокомандующим ВМС издан приказ № 081, предписывающий сформировать Главное управление судоремонтных заводов ВМС (ГУСРЗ). Распоряжением Совета Министров СССР от 8 апреля 1954 года № 3659р начальнику Главного управления судоремонтных заводов ВМФ были предоставлены права, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1954 года № 1002 для начальников главных управлений министерств СССР.

Создавая ГУСРЗ, ему было передано 26 хозрасчетных предприятий: 22 судоремонтных завода, 2 судоремонтные мастерские и 2 судоверфи. В том числе: На Балтике только Кронштадтский морской завод, вышедший из войны с наименьшими потерями и составлявший почти 25 процентов судоремонтной мощности всего Военно-Морского Флота, мог решать задачи судоремонта. Остальные 8 предприятий Балтийского флота были недостаточной мощности. А на Черноморском флоте 13 судоремонтный завод после возвращения из эвакуации к 1954 году только восстановил довоенную мощность; судоремонтная мастерская в Балаклаве и судоверфь в п. Лазаревское. На Северном флоте предприятие в п. Роста (завод Севморпути) соответствовал своему предназначению, а предприятие в п. Росляково состояло только из плавучего дока и берегового докового цеха. В Полярном завод размещался на списанных плавучих средствах и имел только один береговой цех. На Тихоокеанском флоте только 178 завод располагал возможностями полноценно производить ремонт кораблей и судов. Другие два завода, одна мастерская и судоверфь, переданные от Министерства рыбного хозяйства, должны были осваивать ремонт кораблей Военно-Морского флота. ГУСРЗ (УСРЗ) их возглавляли адмиралы: Л.И. Карагалов, А.М. Геворков, Ю.Д. Чуриков, Ю.Е. Петров, В.А. Фёдоров и др.

Основной задачей для коллектива Главного управления, было создание в системе ГУСРЗ конструкторско-технологических организаций для разработки технической документации на ремонт кораблей всех проектов и базы технического имущества для централизованного материально-технического снабжения заводов. Фактически в составе центрального аппарата ВМФ создавался промышленный главк, отличающийся по своим функциям от существующих органов военного управления, что не всегда находило понимание отдельных руководителей при согласовании организационных и штатных вопросов. После длительных и настойчивых усилий коллектива Главного управления эти вопросы были решены и приказом Главнокомандующего ВМС № 0242 в августе 1954 года в подчинение ГУСРЗ были переданы четыре специализированных конструкторских бюро (по одному хозрасчетному СКБ на каждом флоте), а приказом от 24 августа 1954 года № 00491 организовано Центральное конструкторско-технологическое бюро численностью 160 чел.

В апреле 1955 г. приказом главнокомандующего ВМС № 00133 ГУСРЗ был передан склад технического имущества № 1701 в городе Ломоносове (Ленинград). Одновременно велась разработка основополагающего нормативного документа – Положения об организации, подготовке и планировании производства на судоремонтных заводах ВМФ. При разработке этого Положения был изучен опыт организации аналогичных работ в других министерствах и ведомствах, учтены требования действующих приказов Министра обороны и Главнокомандующего ВМС по вопросам финансово-хозяйственной и производственной деятельности. Положение было согласовано со всеми заинтересованными главными и центральными управлениями Минобороны СССР. Аналогичная работа проведена по разработке Положения о планировании, учете и отчетности в хозрасчетных конструкторско-технологических организациях. Положения объявлены в 1956 году приказами Главнокомандующего ВМФ № 270 и 290 соответственно.

Создав первичную нормативную базу, коллектив Главного управления приобретал практический опыт централизованного экономического планирования, материально-технического и финансового обеспечения подчиненных предприятий и организаций. Совершенствовалось оперативное руководство и контроль за работой заводов, обеспечение производства необходимой технической документацией, разрабатывались перспективные планы строительства и реконструкции судоремонтного производства. В 60- годы значительно изменился состав кораблей Военно-Морского флота. На смену надводным кораблям и подводным лодкам проектов 613, 30 бис, 122 бис на флот поступали корабли, оснащенные новыми механизмами, в том числе надводные корабли с мощными двигателями типа М-503, с газотурбинными установками, с корпусами из пластических масс и маломагнитных сталей. В ремонт стали поступать подводные лодки проектов 641, 629, 651, надводные корабли проектов 204, 205. 206, 159, 612 и другие. Освоение ремонта кораблей новых проектов потребовало усиление работы по повышению культуры производства, обновлению технологического оборудования, совершенствованию планирования и организации производства, созданию специализированных цехов и участков производства, изготовлению большого количества испытательных стендов и технологической оснастки. Была поставлена задача создать судоремонтную базу на Камчатке.

В условиях ограниченных размеров бюджетных титульных ассигнований, выделяемых на строительство новых цехов и участков производства, Главным управлением в эти годы уделялось большое внимание мобилизации коллективов судоремонтных заводов на всемерное выявление и использование внутренних сил и средств, на организацию строительства производственных цехов и участков «хозяйственным способом». Таким способом было положено начало созданию судоремонтной базы на Камчатке, где строительные органы Минобороны СССР не имели достаточно мощной строительной базы. В бухту Сельдевую, где было решено строить новый завод, можно было попасть только морем, а в зимнее время – на собачьих упряжках. Было ясно, что в таких условиях для строительства первых цехов потребуется пять-шесть лет. Поэтому было принято решение приобрести в Дальневосточном морском пароходстве списанный в металлолом пароход «Горняк» и на его базе построить плавучий завод с соответствующими производственными и административными помещениями, а также каютами для размещения офицеров, рабочих и служащих (порой даже с семьями). Техническая документация на переоборудование была разработана силами конструкторских организаций Главного управления. Плавучий завод в течение двух лет создан из переоборудованного «Горняка» на 178 судоремонтном заводе в г. Владивостоке, откуда своим ходом передислоцирован к месту базирования. К этому времени на 179 СРЗ в г. Хабаровске было изготовлено более 50 разборных двухквартирных домов, после сборки которых на Камчатке были частично решены жилищные условия рабочих завода. Новому заводу был придан полученный от промышленности плавучий железобетонный док и, таким образом, в результате всех проведенных мероприятий была обеспечена возможность начать производство ремонтных работ, докование кораблей и судов Камчатской флотилии на 49 судоремонтном заводе.

Важную страницу в развитии судоремонтной базы Военно-Морского Флота занимает решение задачи организации на судоремонтных заводах ремонта атомных подводных лодок. В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ необходимо было в короткое время создать новые производства, связанные с ремонтом совершенно нового по конструкции, принципам действия оборудования и отвечающие специфическим требованиям радиационной безопасности. Создавались и осваивались совершенно новые технологические процессы, связанные с ремонтом корпусов АПЛ, систем, силовых установок, автоматики и т.д. Для обеспечения этих работ технической документацией и практической помощи заводам в производстве ремонта АПЛ в 1959 году по приказу Главнокомандующего ВМФ № 0255 в г.Ленинграде было создано специальное конструкторско-технологическое бюро, а в составе Главного управления – специальный отдел, на который возложено решение всех организационных и технических вопросов, связанных с ремонтом АПЛ. Из-за отсутствия времени одновременно с проектированием и созданием новых цехов и участков силами заводов и конструкторско-технологических организаций производились первые работы по ремонту АПЛ. Были срочно разработаны проекты переоборудования плавучих мастерских, проекты совершенно новых для ВМФ судов – плавучих контрольно-дозиметрических судов (ПКДС), которые строились в срочном порядке.

В 1961 году силами 35 СРЗ была отремонтирована первая атомная подводная лодка в месте базирования, а 10 СРЗ освоил ремонт в заводских условиях и в 1962 году сдал флоту атомную подводную лодку непосредственно на заводе. В последующие годы ремонт АПЛ освоил 49 и 30 судоремонтные заводы, а в качестве контрагентов привлекались базовые судоремонтные заводы на Северном и Тихоокеанском флотах. В средине 60-х годов на 35 судоремонтном заводе была выполнена не имеющая аналогов в практике судоремонта работа по изготовлению трех носовых отсеков подводной лодки 633 проекта и пристыковке их к оставшейся после аварии подводной лодки «С-350» Северного флота. С начала 1960 года Главное управление судоремонтных заводов ВМФ директивой Генерального штаба Вооруженных Сил исключено из состава центрального аппарата и переведено на содержание за счет себестоимости выпускаемой судоремонтными заводами продукции. В 1967 году судоремонтные заводы переведены на новый порядок экономического планирования и материального стимулирования. В результате на тот период был эффект улучшения управления производством, возможности четкого контроля за работой всех звеньев производства, что в тот период положительно повлияло на сокращение сроков и повышение качества ремонта кораблей, позволило провести унификацию плановых форм, таблиц, ремонтных ведомостей и экономических расчетов. Совершенствование системы планирования повысило роль и значение перспективного долгосрочного планирования. Разработка перспективных планов позволила поднять эффективность производства за счет использования достижений науки и техники и увязать план капитальных вложений с программой увеличения выпуска продукции.

Неоценимый вклад в организацию централизованного руководства судоремонтными заводами, в реконструкцию и расширение судоремонтной базы, в выработку стиля работы Главного управления в первые годы его деятельности это: начальник Главного управления Караганов Леонид Иванович, его заместители - Новиков Василий Григорьевич (в будущем заместитель Главнокомандующего ВМФ по эксплуатации – начальник Главного технического управления), Бойко Всеволод Михайлович, помощники начальника Главного управления – Пилиневич Владимир Борисович, Молочек Виктор Александрович, начальники отделов и ведущие специалисты Павлов Павел Яковлевич (в будущем заместитель начальника Главного управления), Дураков Валентин Константинович, Макаревич Анатолий Алексеевич, Карнаухов Григорий Тимофеевич, Лисиченко Александр Александрович, Ващенко Владимир Кондратьевич, Адамкович Михаил Александрович, Козлов Константин Федорович, Коваленко Николай Иванович, Ракин Григорий Кириллович, Турчинский Юлий Павлович, Абрамов Борис Павлович, Азаров Михаил Иванович, Степанов Алексей Николаевич. Они непосредственно решили задачу централизованного управления судоремонтным производством Военно-Морского флота, внедрили перспективное планирование производства и разработали первые планы строительства и реконструкции заводов.

Под их руковуодством выросла целая плеяда руководителей и организаторов судоремонтной отрасли – директора и главные инженеры судоремонтных заводов и конструкторско-технологических организаций, которые на местах успешно решали задачи по своевременному и качественному ремонту кораблей ВМФ. Это такие ветераны - судоремонтники, как Бурлаков Александр Алексеевич, Парасенко Михаил Иванович, Мурадян Альберт Аркадьевич, Сирош Михаил Терентьевич, Куликовский Игорь Милитонович, Смирнов Евгений Алексеевич, Куликов Михаил Васильевич, Вуцкий Георгий Маркович, Панфилов Иван Александрович и многие другие. Дальнейшее мощное развитие судоремонтная отрасль Военно-Морского Флота получила в конце 60-х – средине 80-х годов прошлого столетия, когда этому вопросу уделялось большое внимание со стороны руководства СССР, командования Министерства обороны и лично Главнокомандующего Военно-Морским флотом Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова.

В 1968 году было принято специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по развитию судоремонтной базы для ремонта кораблей ВМФ». Во исполнение этого постановления за счет централизованных капитальных вложений были построены 30 судоремонтный завод в бухте Чажма, блоки цехов площадью в десятки тысяч квадратных метров на 35, 10, 49 и 179 заводах, жилые и культурно-бытовые объекты. Заводам были увеличены фонды на поступающее от промышленности технологическое, подъемно-транспортное оборудование и средства механизации, что позволило в значительной степени заменить изношенное и морально устаревшее оборудование на более точное и высокопроизводительное. Несмотря на существенное развитие, реально судоремонтная база Военно-Морского Флота не могла обеспечить все возрастающие потребности флота в судоремонте. В годы восьмой и девятой пятилеток флот получал от промышленности атомные подводные лодки второго поколения, надводные корабли новых проектов различного боевого предназначения. Перед заводами стояла задача подготовки производства к ремонту новых проектов атомных подводных лодок, крейсеров, больших противолодочных кораблей, быстроходных ракетных кораблей и катеров. В 1973 году Центральный Комитет КППС и Совет Министров СССР вновь рассмотрели положение с организацией судоремонта в Военно-Морском флоте и приняли новое постановление по этому вопросу, в котором особое внимание уделялось подготовке производства и освоению ремонта новых атомных подводных лодок и надводных кораблей новых проектов. Повысились требования к качеству ремонта атомных подводных лодок, увеличился объем выполняемых в период ремонтов модернизационных работ и в значительной степени возросли требования к обесшумливанию кораблей, в первую очередь атомных подводных лодок.

Для исполнение постановления на строительство и реконструкцию судоремонтных заводов ВМФ только за счет централизованных капитальных вложений на 10 пятилетку было выделено в 2,5 раза больше, чем в 9 пятилетке, а в 11 пятилетке эта сумма возросла еще на 35 процентов. На пяти судоремонтных заводах были построены новые блоки цехов площадью от 32 до 58 тысяч кв. метров, ежегодно вводились жилые дома, а практически возводились городки для судоремонтников. Ежегодно вводилось до 80 тысяч кв. метров жилой площади. Чтобы представить темпы развития судоремонтной базы ВМФ в эти годы можно привести следующее сравнение: если полезные производственные площади на начало 9 пятилетки (1971 год) принять за 100 процентов, то через 5 лет они возросли до 150 процентов, к 1978 году уже до 173 процентов, а в 1980 году- составляли 216 процентов. Вместе с ростом производственных площадей росло количество технологического оборудования, энерговооруженность производства, вводились в эксплуатацию новые судоподъемные средства. Именно в эти годы для 30 и 82 судоремонтных заводов были заказаны и построены в Японии и Швеции за счет валютных средств уникальные большие плавучие доки грузоподъемностью по 80 тысяч тонн. Таких доков не имела ни одна морская держава мира.

В связи с быстро растущими объемами судоремонтного производства остро встал вопрос обеспечения заводов высококвалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Постановлением Правительства СССР 1973 года в распоряжение Главного управления ежегодно выделялись до 500 выпускников профтехучилищ, готовящих рабочих для промышленных министерств, главным образом для Минсудпрома. Эти молодые рабочие направлялись по разнарядке Государственного Комитета СССР по профтехобразованию на судоремонтные предприятия ВМФ и пополняли ряды рабочего класса. Кроме того, этим же постановлением Правительства СССР молодым рабочим представлялась отсрочка от призыва на военную службу. Ежегодно по заявкам Главного управления заводам выделялось до 100 выпускников высших и средних специальных учебных заведений, многие из которых в дальнейшем вырастали в квалифицированных специалистов и руководителей судоремонтного производства. При ряде судоремонтных заводов (КМОЛЗ, 82, 49, 13 и другие) создавались профтехучилища, готовившие специалистов для предприятий ВМФ, а при 49 СРЗ действовал филиал Хабаровского судостроительного техникума. Однако этих источников пополнения кадров было недостаточно для полного удовлетворения потребности заводов. В 1973 году решением Министра обороны СССР Главному управлению было передано 10 военно-строительных отрядов, освободившихся от выполнения строительных работ по планам Главвоенстроя. В дальнейшем численность военно-строительных отрядов (для судоремонта) была доведена почти до 10 тысяч человек. Все отряды на момент передачи были укомплектованы специалистами строительных профессий и передислоцированы на ведущие судоремонтные предприятия в прежнем составе. В последующем численность военных судоремонтников увеличили почти в два раза.

Главным управлением СРЗ ВМФ, совместно с ГОМУ Генерального Штаба, ГИУ ВМФ, Управлением кадров ВМФ и другими органами военного управления в сжатые сроки были решены вопросы создания казарменной базы для размещения отрядов, комплектования отрядов призывниками судоремонтных специальностей, назначения на должности офицеров отрядов выпускников высших Военно-Морских инженерных училищ, создания в г. Кронштадте 65 учебного комбината и ряд других вопросов по вживанию судоремонтных отрядов в систему судоремонта. В дальнейшем многие молодые офицеры, занимавшие командные должности в отрядах, стали резервом для пополнения и комплектования руководящих инженерных должностей на заводах и в аппарате Главного управления.

В средине 1980-х годов численность военнослужащих и гражданского персонала, работающих на предприятиях и в организациях Главного управления, составляла более 50 тысяч человек. На заводах был освоен ремонт кораблей и судов почти 300 проектов (в том числе более 50 проектов боевых кораблей всех классов, состоящих на вооружении Военно-Морского флота). На заводах были созданы такие новые производства, как цех и испытательная станция для ремонта корабельных газовых турбин, участки по ремонту гидромеханизмов, участки по ремонту и испытанию корабельной арматуры воздуха высокого давления 400 кг/кв.см., цеха по ремонту вооружения и радио электронного оборудования. Широкое развитие получило сварочное производство, что позволило выполнять сварку всех материалов, применяемых в судостроении. Кроме ремонта кораблей и судов, судоремонтными заводами выполнялась широкая программа по изготовлению новой продукции и работы по плану межзаводской кооперации. На заводах строились катера-торпедоловы, самоходные баржи, плавучие причалы, гидрографическое и навигационное оборудование, гребные и парусные суда (в том числе участвующие в мировых спортивных соревнованиях), водолазное, противопожарное и аварийно-спасательное имущество, корабельная арматура высокого давления, сварочные электроды, испытательные стенды и многие другие изделия. На трех заводах изготовлялось нестандартное оборудование для объектов, строящихся за границей. Это были кадры высокого класса.

Некоторые заводы ГУСРЗ ВМФ по планам командования ВМФ производили подготовку специалистов иностранных флотов по освоению советской техники и технологии ремонта, на двух заводах созданы центры по подготовке иностранных специалистов. Большое количество специалистов судоремонтных заводов ежегодно направлялось за границу для оказания практической помощи в освоении и ремонте поставляемой нашей страной техники. Для обеспечения ремонта корабельных механизмов дизельных и атомных подводных лодок на судоремонтных заводах, и в первую очередь на 37 судомеханическом заводе в г. Киеве, было создано производство по изготовлению запасных частей (ремкомплектов) для двигателей внутреннего сгорания и других механизмов. В целях более эффективного использования производственных возможностей была отработана специализация заводов. Часть заводов была специализирована на ремонте АПЛ, остальные – на ремонте дизельных подводных лодок и надводных кораблей. На Рижском, Хабаровском и Феодосийском судоремонтных заводах был освоен ремонт дизелей М-503 и М-507, на КМОЛЗ – ремонт газовых турбин. Развитие производственных мощностей заводов и расширение номенклатуры ремонтируемых кораблей потребовали расширения производственных возможностей конструкторско-технологических организаций. К 1980 году численность этих организаций увеличилась в 4,5 раза, были созданы ОКТБ на Камчатке и на Балтике. Одним из достижений конструкторско-технологических организаций явилась разработка типовой технологической и нормативной документации, которая использовалась не только судоремонтными заводами ВМФ, но и предприятиями других министерств. Силами конструкторско-технологических организаций по заказу ВМФ была разработана документация по таким уникальным темам как «Селигер», «Космос-2000», дооборудование плавучих доков иностранной постройки (Пд-41 и ПД-50) для докования АПЛ и другие.

Для использования в судоремонте передовых достижений науки и техники разработана система управления производством «Курс – судоремонт», в которой были задействованы первые поступившие на флот электронно-вычислительные машины. Значительные изменения произошли в системе материально-технического обеспечения судоремонта. Начиная с 1960 года, когда Центральная база технического имущества освоила основы хозяйственного расчета, на 4 отдел Главного управления были возложены функции централизованного обеспечения заводов судоматериалами.

Значительно увеличился объем складских и производственных помещений базы технического имущества, механизированы погрузочно-разгрузочные работы, построены котельная, административный корпус, крытые эстакады. Объем общего грузооборота базы по сравнению с 1954 годом к 1980 году возрос более чем в 20 раз. В 1970-1980 годы судоремонт превращается в одну из основных отраслей обеспечения Военно-Морского флота. В период с 1969 по 1986 год, на который приходится наибольший рост судоремонтного производства, начальником Главного управления являлся Геворков Александр Месропович. При его непосредственном участии решались принципиальные вопросы строительства и реконструкции судоремонтных предприятий, внедрялся метод комплексного ремонта надводных кораблей и подводных лодок, происходило техническое и технологическое переоснащение производства. В этот период на судоремонтных заводах и в конструкторско-технологических организациях выросли кадры офицеров-руководителей, которые внесли большой вклад в развитие судоремонта, это: Кольнер В.Б., Пирвели Г.М., Ушаков А.Ф., Плотников В.И., Грейжа С.О., Геворков А.М., Баласанян А.А., Шведов Н.М., Васильев Ю.М., Гирев А.А., Деревянко В.Ф., Тактаров Э.А., Дивов Г.Б., Андреев Г.В., Скобинский К.М., Чуриков Ю.Д., Попов И.В., Москалев В.В., Козлов Ю.В., Парушев В.А., Ляске И.В., Туней Д.В., Раков С.Н. и др.

Многие офицеры, пройдя службу на судоремонтных заводах и на флотах, были назначены на должности в аппарат Главного управления и внесли свой вклад в развитие судоремонтного производства. Это заместители начальника управления Попов И.В., Чуриков Ю.Д. (в 1986-1992гг. – начальник управления), Петров Ю.Е. (в 1992-1996гг. – начальник управления), Андреев Ю.К., Малышев В.А., Попович В.А.; помощник начальника управления Пименов М.И.; начальники отделов и ведущие специалисты Минасов Е.Б., Гуриков А.В., Валдохин С.Е., Смуров А.А., Напалков В.И., Лебедев В.О., Ишметов М.В., Захаров В.К., Голованов Г.И., Булгаков Н.А., Куприн Ю.И, Писарев Ю.В., Кузнецов Е.А., Петунин И.Е., Башмаков В.М., Минаев В.В., Бухарцев В.В., Гук А.И. С насала формирования Главного управления в его составе вместе с офицерами трудились (а многие продолжают трудиться по настоящее время) высококвалифицированные гражданские специалисты, решающие сложные вопросы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций, это: Коваленко З.М., Горохова К.С., Кулешова Н.М., Смирнова В.И., Кутузова В.А., Красненькова В.И., Косарев Ю.И., Кулиничев С.А., Федотов М.И., Шмырев А.С., Кочнов Ф.Д., Габова Н.Д., Егорычева М.И., Шелепова С.С., Шишкина Н.В., Гмыря Н.Я., Мезенцева Л.Е., Ледкова Л.А., Паршина И.Н., Малейко Л.А., Другова Т.А., Кручинина Г.В., Черникова И.И., Гамидова Ларионова В.У., Земина Н.В. и другие. С приходом к власти антисоветских сил и нарастанием экономического кризиса в стране резко сократилось, а затем практически было прекращено финансирование планового судоремонта. Многотысячные коллективы судоремонтных предприятий не имели загрузки, образовалась многомесячная задолженность по выплатам заработной платы. В этих условиях произошло сокращение количества судоремонтных предприятий и организаций, некоторые оказались на территориях новообразованных иностранных государств, а также численности работающих в судоремонте. К началу 2004 года численность гражданского персонала судоремонтных предприятий и организаций составляла около 16 тысяч человек, то есть сократилась более чем в три раза.

В ходе реформирования Вооруженных Сил директивой Главнокомандующего Военно-Морским флотом от 21 сентября 1992 года № 730/1/0764 Главное управление судоремонтных заводов ВМФ было реорганизовано в Управление судоремонтных заводов Военно-Морского флота с сохранением прежних обязанностей по управлению подчиненными судоремонтными предприятиями и организациями. Расформированы все судоремонтные отряды, входившие в состав заводов. Период с начала 1990-х годов характеризуется резким сокращением производственных мощностей на всех судоремонтных предприятиях и общим упадком экономики судоремонта ВМФ. В эти годы усиленно внедряется сдача в аренду производственных мощностей, конверсия военного производства, которые привели к резкому свертыванию наиболее важных и сложных технологических процессов. Большой ущерб судоремонту принесло привлечение к выполнению отдельных ремонтных работ в качестве контрагентов различных, быстро размножающихся в ущерб основному производству кооперативов. В эти кооперативы объединялись рабочие заводов под руководством своих непосредственных начальников. Они выполняли «подряды» в свое основное рабочее время и получали двойную зарплату, что приводило к увеличению себестоимости ремонтных работ и ухудшению финансового положения предприятий. Несмотря на резко ухудшившееся финансовое положение, заводы продолжали выполнять задания Командования ВМФ. Наряду с выполнением работ по ремонту кораблей и подготовке их к несению боевой службы, судоремонтные заводы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации участвовали в утилизации кораблей и судов, в том числе кораблей со специальными энергетическими установками. Силами судоремонтных предприятий Военно-Морского флота организована подготовка производства и выполнены доковые ремонты тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и тяжелого атомного крейсера «Петр Великий», проведена уникальная операция по постановке атомного подводного крейсера «Курск» в большой плавучий док ПД-50 на 82 СРЗ. Для расширения военно-технического сотрудничества велисьработы по реализации постановления Правительства РФ о заходе иностранных судов в порты России.

По распоряжению Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации на Кронштадтском Морском заводе с 1997 по 2000 год проводился средний ремонт и модернизация кораблей проектов 1159Т и 1234Э Военно-Морских Сил Алжира. Впервые была реализована программа военно-технического сотрудничества четырех стран (Россия, Алжир, Китай, Германия) в области совместного проектирования и создания технологии выполнения ремонтных и модернизационных работ на кораблях Военно-Морских Сил АНДР. Начавшиеся в 90-е годы на большинстве заводов задержки выплаты заработной платы в 2006 году особенно обострились на заводах Тихоокеанского флота из-за несвоевременной оплаты выполненных работ заказчиками. Заводы были вынуждены под высокие проценты брать в банках кредиты. Поскольку кредиты своевременно не возвращались, заводы платили огромные штрафы, что ещё более усугубляло финансовое положение. Длительный застой судоремонтного производства, поразивший заводы в 90-х годах, привел к катастрофическим для большинства заводов последствиям. Длительное время предприятия, не имея загрузки, не обновляли основные фонды, не имели достаточных оборотных средств, искусственно сдерживали рост заработной платы основных производственных рабочих, что привело к оттоку наиболее квалифицированных кадров с основных участков производства. С введением конкурсной системы размещения заказов на выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники по условиям законодательства, ряд заводов оказались неспособными на равных условиях конкурировать с другими предприятиями промышленности. В ряде случаев т.н. конкурсы выигрывали возникающие в больших количествах ООО и ЗАО, зачастую не имеющие собственных производственных мощностей, которые затем передавали заказы другим предприятиям.

Проблема несвоевременной выплаты заработной платы в 2007 году для многих судоремонтных предприятий ВМФ на Тихоокеанском флоте стала очень острой и усиливалась неоднократными публикациями в прессе, показами по телевидению забастовок работников. По состоянию на конец мая 2007 года задолженность по выплате заработной платы на 30 СРЗ составила 2,7 млн. рублей, на 92 СРЗ – 4,1 млн. рублей. По факту невыплаты заработной платы в отношении директора 92 СРЗ прокуратурой флота было возбуждено уголовное дело. По итогам размещения Военно-Морским флотом государственного оборонного заказа на 2007 год предприятиями УСРЗ получено только 66% возможного объема заказов. Многие конкурсы были проиграны нашими заводами из-за необъективного проведения. Принимаемые меры по дополнительной загрузке заводов сторонними заказами желаемых результатов не приносили, а отдельные внебюджетные заказы были убыточными, что ещё более ухудшало финансовое состояние предприятий. За предприятиями числились значительные объемы кредиторской задолженности, недопустимо возросли объемы незавершенного производства. Общее состояние судоремонтных предприятий к средине 2007 года оценивалось как крайне тяжелое.

По заданию Министра обороны РФ от 21 мая 2007 года рабочей группой под руководством начальника Главного финансово-экономического управления проведены проверки по всем случаям невыплат заработной платы на заводах. По результатам проверки Главнокомандующим ВМФ была издана директива от 24 июля 2007 года № ДФ-28 и утвержден план действий по выводу проблемных предприятий из неустойчивого финансового положения. Однако эти меры не привели к качественному прорыву в исправлении создавшегося положения. Слишком велики были проблемы, отсутствовали квалифицированные специалисты и руководители на заводах, недостаточны усилия со стороны заказывающих управлений ВМФ, а со стороны аппарата начальника вооружения ВМФ вместо конкретной помощи и оперативного руководства при решении возникших проблем, проявлялась инертность и пассивность. Задолженности по выплатам заработной платы к ноябрю 2007 года выросли на заводах ТОФ практически в три раза. Заводскими проблемами был вынужден заниматься лично Главнокомандующий ВМФ, от которого требовали постоянных докладов о принимаемых мерах и быстрых результатов в стабилизации положения на проблемных заводах. В условиях предстоящих в начале декабря 2007 года выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, вопросы приобретали политический характер, стали головной болью высшего командования ВМФ.

Эти события, умышленно спровоцированные заинтересованными структурами, лишили коллектив УСРЗ многих сторонников и поддержки руководства Управления со стороны вышестоящего командования в защите интересов судоремонтных предприятий. Несмотря на представленные обоснования и предложения командования УСРЗ ВМФ о сохранении судоремонтных ФГУП в составе ВМФ, был издан Указ Президента РФ от 21 марта 2007 года № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация». Авторы и сторонники этого указа создание корпорации обосновывали необходимостью сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для Военно-Морского Флота. Указ предусматривает: переименование ФГУП «Машиностроительное предприятие «Звездочка» (г.Северодвинск) в ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка» и его реорганизацию в форме присоединения к нему ФГУП 10 СРЗ (г.Полярный), 35 СРЗ (г.Мурманск), 82 СРЗ (пос.Росляково), 1 судостроительная верфь (г. Сочи), Астраханский СРЗ. Мероприятия по объединению фактически были завершены в 2008 году; преобразование ФГУП Кронштадтский морской завод (г.Кронштадт), 33 СРЗ (г.Балтийск), 30 СРЗ (пос. Дунай Приморского края), 92 СРЗ (г.Владивосток), 178 СРЗ (г.Владивосток), «Северо-Восточный региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники (Вилючинск, Камчатской обл.) в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находятся в федеральной собственности.

В процессе передачи судоремонтных заводов возникли проблемы и трудности, связанные с оформлением паспортов технической инвентаризации, правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и с проведением аудиторской проверки бухгалтерского баланса. Каждому заводу на эти цели необходимо не менее 7 млн. рублей, а таких средств у заводов, находящихся в трудном финансовом положении, не оказалось. Это затянуло процесс акционирования на длительное время. Таким образом, Военно-Морской флот практически был лишен собственной судоремонтной базы, а судоремонтная отрасль ВМФ по развитию и объемам производства бала отброшена в довоенный период.Следующий удар наносится по самому Управлению судоремонтных заводов, которому по мнению руководителей Министерства обороны Российской Федерации, поддержанным Генеральным штабом Вооруженных Сил, в «новом облике вооруженных сил» не находится места. Жизнь покажет, к каким последствиям приведут все эти «реформы», не учитывающие опыт Великой Отечественной войны, после которой высшим командованием Вооруженных Сил СССР Сталиным И.В., Жуковым Г.К., Кузнецовым Н.Г., Горшковым С.Г. и другими военачальниками были приняты решения о создании мощной судоремонтной базы ВМФ.

По мнению бывшего начальника Управления судоремонтных заводов ВМФ контр-адмирал Петров Ю.Е., что в 1998 году в Министерстве обороны Российской Федерации было создано Управление эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации. На которое возложили следующие задачи: 1. Унификация сил и средств технического обеспечения соединений и объединений Вооруженных Сил РФ. 2. Координация деятельности органов эксплуатации и ремонта всех видов и родов войск. 3. Постоянный мониторинг технического состояния ВВСТ, как в процессе эксплуатации, так и всех видов ремонта. 4. Повышение эффективности использования денежных средств, выделяемых из бюджетных ассигнований на эксплуатацию и ремонт ВВСТ Вооруженных Сил РФ. С 1999 года планомерно, в течение 3-х лет, наращивались объемы бюджетных ассигнований на эксплуатацию и ремонт ВВСТ. Соответственно, постепенно увеличились объемы производства, рост численности и квалификации работников ремонтных предприятий Минобороны России. Такой экстенсивный путь восстановления нормальной производственно-хозяйственной деятельности ремонтных предприятий Минобороны России, в частности судоремонтной отрасли ВМФ, был избран исходя из существующей тупиковой ситуации в организации производства и сложившейся организации труда.

Интенсивный путь развития судоремонтной отрасли ВМФ заключается во внедрении агрегатного метода ремонта и формировании обменного фонда по всей широчайшей номенклатуре корабельных вооружения, техники и изделий. Это требует на первом этапе значительных инвестиций, длительных сроков исполнения и привлечения к его реализации всех предприятий-смежников, принимающих участие в судостроении и судоремонте. Прогнозные расчеты показывали, что в ВМФ, исходя из сложившейся потребности флота в ремонте и возможностей роста объемов производства судоремонтной отрасли ВМФ, по оптимистической оценке только в 2005 году судоремонтные предприятия Минобороны России смогли бы достичь уровня 70% объемов производства от производственной мощности при условии выделения 5¸8 млрд. рублей бюджетных ассигнований в год. В 2008 году СРЗ могли выйти на загрузку под производственную мощность с освоением 10¸15 млрд. рублей бюджетных ассигнований в год. Что в полной мере с упреждением обеспечивало бы постоянное, с вероятностью 0,9, устойчивое боеготовое техническое состояние корабельного состава ВМФ, ВВСТ армейской группировки войск и сил на Северо-Востоке и в Калининградском регионе.

В 2001 году Управление эксплуатации и ремонта ВВСТ ВС РФ ликвидировали и опять перешли на 3% ставку выделения бюджетных ассигнований на ремонт ВВСТ. Уже в 2002 году объем бюджетных ассигнований на ремонт кораблей и судов снизился с 3 млрд. до 2-х млрд. рублей только по судоремонтным заводам ВМФ. Подковерная иерархическая игра "в поддавки" в Минобороны России негативно отразилась не только на производственной деятельности СРЗ, но и на главном - техническом состоянии ВМФ. Согласно отчету Счетной палаты РФ "Об исполнении Федерального бюджета за 2004 год" эксперты Счетной палаты констатируют снижение доли исправных ВВСТ в Вооруженных Силах РФ, в том числе значительно, в разы большей доли в ВМФ. Была допущена ошибка в терминологии. Исправных вооружениях, военной и специальной техники, находящихся в постоянной эксплуатации не может быть. Существуют они только в работоспособном либо боеготовом техническом состоянии. Но это уже не суть важно. Идет элементарная подмена одних понятий другими. Результаты выводов от этого не меняются, просто усугубляется техническое состояние боевого состава ВМФ. По итогам освоения бюджета на национальную оборону за 2005 год Счетная палата при Президенте России установила, что ВМФ было выделено финансирование менее 2-х % от действительной потребности на ремонт надводных кораблей. Реакции от правителей не последовало, значит по их планам так надо.

Прошедшие с 2002г. и по настоящее время годы - упущенные возможности по восстановлению боеготового технического состояния ВВСТ ВМФ. На 2007 год в бюджете на национальную оборону Российской Федерации планируется сокращение объемов ассигнований на ремонт судоремонтными заводами ВМФ с 2. 2 млрд. рублей в 2006 год до 0,7-1,5 млрд. руб. Учитывая предстоящие выборы, в 2007 году и 2008 году сокращение объемов бюджетных ассигнований для СРЗ ВМФ граничит с политическим преступлением. Принятый бюджетный классификатор никак не отображает влияние бюджетных ассигнований на конечный результат: обеспечение боеготового технического состояния ВВСТ. Ни один иностранный разведчик не сможет разобраться в калейдоскопе затрат.

Множественность и разрозненность органов управления Российской Федерации, приобщенных к делению пирога бюджетных ассигнований на национальную оборону, приводит к полной безответственности за выделение и расходование денежных средств. Главнокомандующие видами ВС РФ, полностью, "от киля до клотика", отвечающие за боеготовность своих воинских частей, отстранены от активного участия в процессе распределения бюджетных ассигнований по видам и родам ВС РФ. За прошедшие годы ничего существенного по восстановлению должного технического обеспечения ВМФ России не сделано. Накопленная за эти годы потребность ВМФ в судоремонте по кораблям и судам специализации судоремонтных заводов Минобороны России по оптимистической оценке превышал 50 млрд. руб. Кроме того, судоремонтные заводы ВМФ являются пока единственным главным звеном технического обеспечения для поддержания стабильной оперативной обстановки на флотах. Исходя из ограниченных возможностей промышленности по поставкам в войска и на флоты современных образцов ВВСТ, наряду с восстановлением промышленных предприятий, необходимо восстановить систему эксплуатации и ремонта ВВСТ. Силами и средствами войскового и заводского ремонта требуется обеспечить на необходимом уровне боеготовое техническое состояние ВВСТ ВС РФ с выделением достаточного объема ассигнований.

Выделяемых бюджетных ассигнований на эксплуатацию и судоремонт недостаточно для поддержания боеготового технического состояния даже только расчетного корабельного состава. Даже при включении в расчетный состав всего-навсего до десятка боевых кораблей на каждом флоте. «Помни войну!» – призывал в свое время вице-адмирал Степан Осипович Макаров. В этом смысле и во всех других отношениях сложившаяся сегодня в Военно-Морском Флоте ситуация по боевой готовности и в судоремонте крайне абсурдна. Выстраданный в условиях безденежья компромисс по сути является ущемлением боевой готовности флотов в угоду судостроению. По мнению контр – адмирала Ю.Е. Петрова необходимо: 1. При Генеральном штабе ВС РФ создать Управление эксплуатации и ремонта ВВСТ ВС РФ с прямой связью по функциям ГОУ и ГОМУ в части ВВСТ. 2. Величина бюджетных ассигнований на эксплуатацию ВВСТ должна быть постоянной с учетом инфляции, необходимой и достаточной. 3. Бюджетные ассигнования на ремонт ВВСТ должны приобрести устойчивую тенденцию ежегодного роста вплоть до ликвидации прогрессивного увеличения потребности в ремонте ВВСТ. Ограничением роста служит производственная мощность ремонтных предприятий Минобороны России и промышленности. 4. Ежегодно пополнять оборотные средства ремонтных предприятий Минобороны России на прирост объемов производства в натуральных показателях. 5. Тщательно разобраться с состоянием дел по кредиторской и дебиторской задолженности на каждом ремонтном предприятии Минобороны России. 6. Окончательно определиться с организационно-правовой формой ремонтных предприятий Минобороны России. Производственная деятельность ремонтных предприятий Минобороны России должна регламентироваться только Министерством обороны Российской Федерации. 7.Заработная плата, тарифная система оплаты труда. Пора прекратить насиловать систему нормирования труда, введенную в 1923 году в условиях плановой экономики. Рыночная экономика предусматривает систему оплаты труда по экономическому закону минимального содержания трудовых ресурсов, ибо содержание так называемых трудовых ресурсов, т.е. наемных работников есть издержки для т.н. работодателя. 8. Вплоть до достижения объемов производства не менее 70% от производственной мощности каждого отдельно взятого ремонтного предприятия Минобороны России ограничить влияние роста расходов на величину цены единицы продукции. Наряду с ежегодным увеличением бюджетных ассигнований для восстановления боеготовности и технического состояния корабельного состава ВМФ принципиально на особый период ограничить рост договорных цен, даже в связи с объективными предпосылками их роста. 9. Внести изменения (дополнения) в Федеральный закон ФЗ-94 2006г. особыми условиями участия в торгах на поставку товаров и услуг для ВМФ, ВВСТ в части наличия необходимой производственной и технологической базы (основных производственных фондов), подготовленных кадров и условий обеспечения качества производства и качества продукции и режима. 10. Отменить директиву Главнокомандующего ВМФ по шести степеням свободы определения технической готовности кораблей и судов ВМФ. 11. Издать директиву ГК ВМФ, определяющую техническое состояние кораблей и судов ВМФ на основе: работоспособное техническое состояние, боеготовое техническое состояние. Исправное техническое состояние обеспечить и поддерживать в процессе эксплуатации ВВСТ практически невозможно. Исправное техническое состояние - при котором изделие соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Работоспособное техническое состояние – при котором значения всех параметров, характеризующих способность изделия выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно–технической и (или) конструкторской (проектной) документации и доказаны практическими испытаниями. Боеготовое техническое состояние – работоспособное изделие военной техники, имеющее необходимый ресурс, и практически доказанная готовность к выполнению боевой задачи. Термин-паразит «техническая готовность» в части определения технического состояния ВВСТ ВМФ в официальных документах не следует применять.12. Поддержание и восстановление работоспособного технического состояния кораблей и судов ВМФ осуществлять в процессе проведения швартовых испытаний с применением сил и средств методов безразборной технической диагностики. Это ни что иное, как текущий ремонт. 13. Поддержание и восстановление боеготового технического состояния кораблей, судов и всего ВВСТ ВМФ осуществлять проведением средних ремонтов. Проведение капитальных ремонтов запретить повсеместно как экономически и технически необоснованные. 14. Определенную часть кораблей и судов поставить на длительное хранение с применением современных методов консервации ВВСТ.

Как итог - промедление с принятием жестких и конкретных мер для восстановления флота, боеготового технического состояния кораблей и судов с каждым днем усугубляет положение ВМФ. Количество кораблей и судов с неработоспособной техникой увеличивается. Объемы ремонтных работ на кораблях, стоящем у причала вне зоны действия технического обеспечения, из года в год возрастают. Флот не получает надежный и подготовленный мобилизационный резерв. А правящий режим дельные советы и предложения игнорирует. И. В. Сталин был мудрый и дальновидный руководитель, создал мощный ракетно - ядерный флот и судоремонтную базу, которую. ельцинисты уничтожили. Без крепкой судоремонтной базы Военно – Морского флота не дееспособен. Настало время восстановить ГУСРЗ ВМФ и воздать должное этому государственному деятелю нашей Советской страны.

Капитальный и восстановительный ремонт надводных кораблей и ПЛ СССР в годы войны (1941-1945гг.).

Тип корабля

Всего

Сдано

КБФ

ЧФ

СФ

ТОФ

БВФ

1

Кап. и авар. вост. ремонт:

-лидеры

3

3

-

-

-

-

-крейсеры

6

5

1

-

-

-

-лид. и эсмин.

25

24

1

-

-

-

- подлодки

114

75

5

-

34

-

-тральщики

18

18

-

-

-

-

-боев. вспом. суда и катера

341

316

3

-

1

11

2

Текущ. гар. ремонт:

- крейсера

1

-

1

-

-

-

-лид. и эсмин.

18

-

2

2

14

-

- стор. Корабли

4

-

2

-

2

-

-подлодки

50

-

14

-

36

-

Тральщики

2

-

2

-

-

-

3

Вспом. /суда

3

-

3

-

-

-

а). Аварийно - восстановительный и текущий гарантийный ремонты проводились в сроки значительно укороченные против сроков практиковавшихся для аналогичного ремонта в довоенное время. Так, восстановление на заводе №189 (Ленинград) крейсера «М. Горький» подорвавшийся на мине в первый день войны, изготовление новой носовой оконечности произведено в рекордно – короткий срок – 43дня.

б). На заводе №194 была проведена модернизация 26 торпедных катеров «Г-5» со сменой обшивки и набора, в течение 2,5 мес. В мирное время на эти работы требовалось 6 мес.

в). В минимальные сроки проведена обрезка кормы крейсера «Молотов» на плаву, включая и подводную часть с пристыковкой кормы крейсера «Фрунзе».

2. Стоимость постройки кораблей для ВМФ довоенных проектов

Корабли

Стоимость, млн. руб.

1

Линейный корабль пр.23

1180

2

Тяжелый крейсер

850

3

Лидеры пр. 1 и 38:

- на завод. европ. части страны

- на заводах Дальнего Востока

29,1 – 38,7

52,15 – 52, 25

4

Эскадр. минонс. пр.7:

- на завод. европ. части страны

- на заводах Дальнего Востока

20,4 – 27,35

37,65 – 41,95

5

Подводные лодки:

ХII серии

3,8

ХV серии

5,5

Х серии

7,7

11,0

ХIII

13,0

ХIV

26,6

3. Рост производственных мощностей судоремонтных предприятий ВМФ СССР по флотам (валовая продукция, млн. руб. в год).

Флот

1945г

отч.

1946г

пл.

1947г

1948г

пл.

1950г

пл.

1953г

отч.

1954г

пл.

1

КБФ

62.928

96.600

-

142.700

188.500

255.219

277.062

СФ

51.300

52.890

-

69.150

94.500

172.700

189.660

ЧФ

11.708

22.520

-

27.000

36.500

48.290

54.850

ТОФ

12.142

33.900

-

56.000

56.300

12.8338

140.746

Всего

153.125

222.760

285.000

318.000

375.800

655.809

715.268

Член Президиума ЦС РУСО, инженер-судомеханик

В.А. Попович

6. ноября 2019г.(8-967-042-12-67).

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.