Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Об опыте коммунистического (социалистического) строительства в СССР

М.К. Соколов в своем материале «Обновлённый социализм: сущность и специфические особенности» предложил вернуться к обсуждению опыта коммунистического (социалистического) строительства в СССР. Я соглашусь с М.К. Соколовым, что такая дискуссия будет весьма актуальна и полезна. В этой связи поделюсь своими личными рассуждениями.

Алексей Брагин, автор книги «Азбука коммуниста».
2019-08-13 19:15 (обновление: 2019-08-14 16:15)

Предлагаю при анализе за исходную точку взять 1985 год – знаковый для нашей страны. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. В 1985 году СССР достиг своего максимального взлета по экономическим и социальным показателям. И с 1985 года в нашей стране начинаются кардинальные политические и экономические преобразования, названные «перестройкой». Предлагаю наше обсуждение свести к ответам на три вопроса:

1.Как мы оцениваем состояние общества в СССР в 1985 году?

2.Что не следовало делать после 1985 года?

3.Что нужно было сделать в 1985 году?

Итак, переходим к обсуждению.

Как мы оцениваем состояние общества в СССР в 1985 году?

В СССР в 1985 году было коммунистическое общество на первой ее фазе (социалистической). До 1985 года в целом политика КПСС была правильной, выражала интересы народа, была направлена на дальнейшее развитие коммунистического общества.

Но следует признать, что в предшествующий период руководством нашей страны допускались грубые ошибки (в частности Хрущевым и Косыгиным). Эти ошибки не привели (и не могли привести) к реставрации капитализма, но они, безусловно, негативно повлияли на темпы развития коммунистического общества. Эти ошибки также позволили взобраться на партийный олимп предателям типа Горбачева, Яковлева и Ельцина. После 1985 года командами Горбачева и Ельцина сознательно были допущены такого рода ошибки, которые привели к краху КПСС (СССР) и реставрации капитализма.

Что не следовало делать после 1985 года?

- В 1987 году не следовало принимать закон «О государственном предприятии». Фактически этим законом разрушалась сложившаяся в СССР система централизованного планирования народного хозяйства. С этого года все планирование отдавалось на откуп непосредственно предприятиям. По новому закону директоров предприятий выбирал сам коллектив. В итоге нередко в директора попадали люди случайные. Поскольку предприятия были переведены на хозрасчет, люди стали больше получать денег за свой труд. Деньги появились, а товаров и услуг в достаточном количестве не прибавилось. С 1987 по 1989 год доходы населения выросли на 213 миллиардов рублей, а расходы – только на 194 миллиарда. Это привело к разбалансированию потребительского рынка и к концу «перестройки» - опустошению магазинных полок.

- Не следовало снимать действовавшие до этого ограничения на размер земельного участка и садового домика. Если в 1985 году в стране было шесть миллионов садовых участков, то через четыре года их стало вдвое больше. Эти меры способствовали развитию в стране мещанской психологии и зарождению мелкобуржуазных собственников. Это был шаг назад – к реставрации капитализма.

- Не следовало также нарушать государственную банковскую монополию (в 1987 году в СССР было создано шесть банков).

- В 1988 году не следовало принимать закон «О кооперации». Этот закон позволил легализовать деньги теневой экономики и криминальных структур, способствовал коррупции и казнокрадству чиновников. В кооперативном секторе были установлены весьма льготные налоги, существенно отличавшиеся от налогов на государственные предприятия. И многие руководители стали создавать на своих заводах кооперативы, которые использовали средства производства, принадлежащие государству, выпускали зачастую ту же самую продукцию, но при совершенно иных экономических взаимоотношениях с ним. Фактически стало происходить переплетение, перемешивание собственности и управления, что вызвало массу осложнений в кадровой политике, в психологии трудовых коллективов, во многом криминализировало обстановку. Кооператорам были предоставлены права в посреднической деятельности. В итоге кооперация стала уходить из сферы производства и услуг в сферу спекуляции. В связи с новыми формами хозяйствования усиливался разрыв в доходах населения (он происходил также в соответствии с одной из поставленных задач «перестройки» - борьбе с так называемой «уравниловкой» в оплате труда)

- КПСС не следовало добровольно выпускать из своих рук руль государственного управления. Не следовало также допускать в стране мнопартийности. Но уже в 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были намечены пути «реформирования» партии. Четко было сказано, что надо решительно отказываться от якобы несвойственных партийным органам управленческих функций. Партия сама открыла шлюз для начала создания новой структуры государственной власти, добровольно уступая свое место, которое она занимала десятки лет. В октябре 1988 года пленум ЦК КПСС издал постановление, запрещавшее партийным организациям разного уровня вмешиваться в регулирование экономических вопросов. В марте 1990 третьим Съездом народных депутатов СССР была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая роль КПСС, как «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций». Также закон разрешал создание других политических партий. Этим же съездом была введена должность президента страны. Политбюро ЦК КПСС с этого времени фактически перестало функционировать. Президентский совет практически взял на себя функции, которые раньше осуществляло Политбюро ЦК КПСС. С этого времени Совет Министров СССР, по признанию бывшего его председателя Николая Рыжкова, в своей практической деятельности взаимодействовал с Верховным Советом СССР и президентским Советом, а не с ЦК КПСС. Президент и правительство страны стали фактически не подотчетны партии.

- Порочной оказалась политика «развития в стране демократии и гласности». В средствах массовой информации под этим предлогом началось шельмование КПСС и переписывание на либеральный лад советской истории. Одним из ключевых моментов «перестройки» стала разработка и пропаганда «нового политического мышления». Суть его заключалась в признании приоритета «общечеловеческих ценностей» перед классовыми и национальными. «Общечеловеческие ценности» соединялись главным образом с ценностями капиталистических стран. Пропаганду нового политического мышления использовали антисоциалистические силы для внедрения в сознание советских людей мысли об их якобы ущербности по сравнению с западным «цивилизованным миром». В общественном сознании формировались комплекс неполноценности советских людей и негативное отношение к истории Советского государства. Многолетняя психологическая война, проводимая ранее Западом, теперь велась советскими средствами массовой информации, писателями и артистами, которым привык доверять народ.

- В 1988 году не следовало принимать закон «О выборах народных депутатов СССР», который уже в 1989 году позволил проникнуть в высший законодательный орган страны представителям откровенно антисоветских, антикоммунистических сил. Выборы впервые были альтернативными, не все кандидаты теперь проходили через «партийное сито», представители антикоммунистических сил имели возможность представить свою программу на телевидении. Вот откровения махрового антисоветчика Анатолия Собчака: «Много позже я понял, почему Горбачев пошел на такую сложную и совершенно недемократическую систему выборов. Хорошо и надежно отлаженный поколениями партийной селекции аппарат при прямых, равных и тайных выборах не оставил бы демократам ни шанса на победу. … Известные всей стране люди — Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачёв, Алесь Адамович, Егор Яковлев, Гавриил Попов и многие другие попали в парламент лишь благодаря такой недемократичности избирательной системы».

- Государству не следовало отказываться от монополии на внешнюю торговлю, которая существовала в СССР все годы, даже во времена НЭПа. В 1986 году 29 министерств, а также около 60 крупных хозяйственных объединений, уже работающих на хозрасчете, получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. К концу 1990 года в стране получили право торговать с заграницей уже свыше 30 тысяч предприятий. Валютная прибыль за вычетом государственного налога шла в карман предприятия. Больше продал – больше получил. Импорт необходимого оборудования тоже становился делом самого продавца, хозяина. Но на практике валюта зачастую шла не на развитие собственного производства, а направлялась в различные «коррупционные схемы», поскольку руководители предприятий фактически оказались вне контроля со стороны государства и трудовых коллективов.

- Следует признать порочной внешнюю политику «нового политического мышления», она дала обоснование ухода СССР с его позиций в зарубежных странах под флагом отказа от политического диктата над другими народами и достижения «консенсуса» с Западом. Внешняя политика Горбачева быстро вошла в русло интересов США и НАТО, ослабляя международное положение СССР и его влияние в мире.

- СССР не следовало разрушать экономические отношения, сложившиеся между странами социалистического лагеря. В январе 1990 года в Софии на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) руководство СССР вышло с предложением: начиная с 1991 года перевести наши отношения на рыночные, положив в основу мировые цены и взаиморасчет в свободно конвертируемой валюте (СКВ). Переход на рыночные отношения бывших страны – членов СЭВ привел к резкому сокращению торговли с ними. Их удельный вес в товарообороте России в 1990 году был 36 процентов, в 1992 году – 18 процентов. В 1991 году, вообще, прекратили существование военно-политический и экономический блоки Восточной Европы.

- XXVIII съезд КПСС не следовало переизбирать Генеральным секретарём партии на второй срок М.С. Горбачева (голосовало за — 3411, против — 1116). Этот съезд состоялся 2—13 июля 1990 года. КПСС не использовала, вероятно, последний шанс, чтобы вывести партию и СССР из крутого пике.

Что нужно было сделать в 1985 году?

- Чтобы решить проблему дефицита и наполнить магазинные полки товарами, необходимо было привести государственные цены в соответствие с реальным покупательским спросом населения. Проще говоря, поднять цены на дефицитные товары. В дальнейшем последовательно проводить политику снижения цен, но так, чтобы это не приводило к новому дефициту тех или иных товаров. Чтобы не допустить спекуляции, цена на один и тот же товар – должна быть единой по всей стране (и в государственном магазине, и в коопторге, и на колхозном рынке).

- Следовало повести более жесткую и решительную борьбу с такими негативными явлениями, как наркомания, алкоголизм, тунеядство и уличное хулиганство (вандализм). Для этого необходимо было ужесточить административное и уголовное наказание за эти виды правонарушений, а также расширить сеть лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для наркоманов и алкоголиков и шире внедрять практику исправительных (воспитательных) работ для тунеядцев на всесоюзных стройках.

- Идеологический противник умело применял методы психологической войны против наших граждан (в том числе и вербовки их западными спецслужбами). Необходимо было до минимума ограничить контакты советских граждан с гражданами капиталистических стран. В частности, прекратить сотрудничество с этими странами в сфере международного туризма.

- Необходимо было перекрыть каналы доставки в СССР буржуазной идеологической продукции (книги, периодика, видеофильмы, музыка), пропагандирующей порнографию, разврат, жестокость и насилие. Ужесточить уголовное наказание для изготовителей и распространителей этой «продукции». К потребителям этой «продукции» также следовало применять санкции в виде исправительных (воспитательных) работ на всесоюзных стройках.

- К 1985 году заметно ослаб партийный и государственный контроль над деятельностью творческой интеллигенции. В советском кинематографе, литературе и особенно в театре, живописи и музыке наметилось такое негативное явление, как подражание и копирование худших образцов западной культуры. По всем культурным фронтам следовало усилить цензуру.

- В 1985 году в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР стали возникать довольно многочисленные группировки поклонников западных субкультур: хиппи, панки, рокеры, металлисты и пр. Советскому государству следовало жестче бороться с этим негативным явлением. Лучшей воспитательной мерой для таких «отщепенцев» стал бы общественно-полезный труд на всесоюзных стройках и казарменный порядок.

- Следовало пересмотреть систему привилегий для управленческого аппарата и вернуться к практике ленинского партмаксимума. Напомним, что партмаксимум был введен декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г., который установил, что зарплата ответственных работников не должна превышать 150 % от уровня средней зарплаты в подконтрольных им учреждениях и предприятиях (этот декрет ограничил для руководителей возможности дополнительных заработков на стороне). Зарплата партийных и советских работников (включая высших руководителей) должна соответствовать средней заработной плате в народном хозяйстве. Например, у Ленина оклад был 500 рублей. Для сравнения — это была средняя зарплата грузчика или другого неквалифицированного работника. Под словом «оклад» подразумевалась вся зарплата, получаемая вождем мирового пролетариата. Различные премии, доплаты, надбавки и прочие дополнительные источники дохода были полностью исключены.

- В образовании необходимо было поднять престиж советского учителя и отказаться от практики оценки деятельности учителей по показателям успеваемости учащихся (переродившуюся в «очковтирательство» и прессинг на учителей со стороны администрации), а также создать сеть школ-интернатов для двоечников и школьных хулиганов. Эта мера позволила бы заметно улучшить дисциплину и в целом морально-психологическую атмосферу в образовательных учреждениях и соответственно положительно повлиять на качество воспитания и образования.

- К середине 80-х годов остро назрела необходимость проведения большой «чистки» партийного и государственного аппарата, так как на высокие посты в управленческие органы проникло немалое количество «партийных попутчиков» с морально-политическими качествами, несоответствующими высокому званию коммуниста. Такие «чистки» по примеру 20-30-х годов следовало проводить на открытых партийных собраниях с участием беспартийных. Например, в 1921 году в результате «чистки» было исключено из партии до 170 тысяч человек, или около 25 процентов всего состава партии. Ленин в тот год советовал основательно очистить партию «от мазуриков, от обюрократившихся, от нечестных, от нетвердых коммунистов». И, вообще, не следовало гнаться за численностью партийных рядов. В данном случае актуален ленинский лозунг «Лучше меньше, да лучше». Следовало также снять существовавшие для трудовой интеллигенции ограничения при приеме в партию («зеленый свет» был только для рабочих). Потому что советская интеллигенция в основной своей массе к 1985 году была рабоче-крестьянского происхождения.

- В кадровой политике следовало во многом заимствовать азиатский опыт. Так, в Японии действовала (и действует до сих пор) система оплаты и служебного продвижения «по старшинству» – преимущественной зависимости величины заработной платы и возможности продвижения от возраста и стажа работы. Выслуга лет является основным фактором, влияющим на доходы и определяющим статус работника. Считается, что старший по возрасту сотрудник не должен служить под началом более молодого, и это правило соблюдается с помощью ряда перестановок. В ходе должностного роста служащие проходят работу последовательно, занятие определенных руководящих должностей возможно только с определенного возраста. В современном Китае установлен предельный возраст на определенные руководящие должности.

- Необходимо было совершенствовать партийно-государственную управленческую систему. Недопустим был мелочный диктат со стороны партии над советами и общественными объединениями, но в то же время партия обязана была сохранить за собой главные рычаги управления. За правящей партией всегда должно сохраняться право поощрить (наказать), снять (выдвинуть) любого советского и общественного руководителя.

- Следовало и далее совершенствовать систему государственного централизованного планирования, активнее и шире внедрять цифровые технологии.

- В 1985 году не было должного контроля над мерой потребления, нарушался социалистический принцип «От каждого по способностям – каждому по труду». Минимальный уровень заработной платы существовал, но также следовало установить максимум допустимого ежегодного дохода для советского гражданина. При его расчете надо было учитывать все доходы гражданина (включая заработную плату, премии, гонорары, наследство и др.).

- Необходимо было строже следить за тем, чтобы в кадровой политике не допускалось кумовство, чтобы неукоснительно соблюдался в Советском государстве принцип не наследования любых должностей.

- Только в условиях всеобщего порядка, чистоты и дисциплины будет динамично развиваться коммунистическое общество. В «свинарнике» коммунизма никогда не построить. В 1985 году этим вопросам следовало уделить приоритетное значение. Начать с наведения элементарного порядка во дворе, на улице, во всех общественных и жилых помещениях. Без всякого сожаления снимать с должностей тех руководителей, которые не понимают значение этих лозунгов и не способны обеспечить порядок и чистоту на подотчетной территории. Строже наказывать за уличный вандализм. С детского сада и школы прививать детям такие качества, как трудолюбие, аккуратность, бережливость, совестливость, нравственную чистоту. С воспитания в том числе этих качеств начинается любовь к Родине и беззаветная приверженность идеям коммунизма.

- Следовало внедрять единые образцы гражданской одежды для различных категорий граждан: партийных и советских работников, учителей, преподавателей вузов, студентов и др. Эта мера содействовала бы укреплению дисциплины в обществе, а также стала бы дополнительным стимулом к развитию легкой промышленности.

- В перестроечный период многие советские граждане и даже члены КПСС продемонстрировали слабый уровень знаний марксистско-ленинской теории. Слишком поздно даже партийцы поняли предательскую сущность политики Горбачева и Ельцина. Причина кроется в том, что в 50-е годы в системе всеобуча отказались от «Краткого курса истории ВКП(б)» - небольшого по объему учебника, изложенного популярным, доступным для широких масс языком. В последующие годы ничего равного «Краткому курсу» не было издано. Обучение в школах, техникумах и вузах велось на крайне низком уровне, не придавалось значения осмыслению и усвоению прочитанного материала, зачастую такое "обучение" сводилось к зубрежке цитат Маркса, Энгельса и Ленина. Существенный теоретический вклад И.В. Сталина в марксизм-ленинизм, вообще, опускался за рамки обучения. В 1985 году советским ученым под руководством партии следовало немедленно приступить к подготовке и изданию нового «Курса».

P/S/

Обращаем внимание, что приведенные оценки и предложения применимы не к нынешней ситуации, а к ситуации 1985 года. Приглашаем к дискуссии!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.