Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
«Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, накопленных человечеством» - В.И.Ленин.
Такова высота планки, которую в 1920 году на 3-ем съезде КСМ поставил Ленин перед делегатами-комсомольцами. Им было по 15-20 лет, и Ленин обещал им, что «через 15-20 лет они будут жить при коммунизме и строить коммунизм». В.И.Ленин не ошибался, поскольку, по его же словам, в 1920 году понятия «социализм» и «коммунизм» были почти синонимами. Это сегодня они, как и было предсказано, очень сильно различаются.
Но речь сейчас не об этом, а о том, что нынешней коммунистической молодежи, да и всем, кто вступают в партию, необходимо стремиться выполнить ленинский завет. В этом нет ничего невозможного для каждого, кто успешно закончил среднюю школу или уже вуз. Знать как можно больше в своей профессии, и иметь хорошее представление о достижениях науки и технике вообще, и, как завещал А.С.Пушкин, быть в просвещении с веком наравне», - что тут такого невыполнимого?
Но стать эрудитом и считаться культурным человеком доступно не только коммунисту – среди тех, кто верно обслуживает нынешний эксплуататорский режим в России или на Западе, немало весьма образованных и отличающихся внешним лоском менеджеров, профессоров и даже академиков. Гвоздь вопроса заключается в том, что рабочие, крестьяне и т.д. в своей массе неизбежно менее образованы, чем правящий класс, что делает для трудящихся удержание власти более сложной задачей, чем её завоевание.
Для полной победы над более образованным правящим классом у трудящихся должен быть авангард, организация, состоящая из людей более образованных и культурных в лучше смысле этих понятий, чем обслуга класса эксплуататоров, образованность которых обязательна ущербна.
Поэтому каждый юноша или девушка, каждый коммунист вообще, особенно те, кто получил образование в нынешних школах и вузах, если он хочет стать коммунистом, обязан стремиться по мере своих сил и возможностей «с просвещением стать с веком наравне» (А.С.Пушкин), будучи твердо уверенным, что живёт в эпохе всемирно-исторического перехода «от рабства десяти тысячелетий к векам коммуны» (В.Маяковский).
Иначе как он может полемизировать с изощрёнными антикоммунистами или отвечать на весьма непростые вопросы избирателей, обработанных буржуазным агипропом?
Вершиной просвещения в новейшей истории был и остаётся марксизм-ленинизм, так как социал-демократизм потерпел крах ещё в 1914 году, а «еврокоммунизм» себя уже достаточно скомпрометировал.
Лидеры КПСС в послесталинском СССР погубили себя, Советский Союз и соцлагерь стран в Европе, так как оказались несостоятельными в теории и в практике социалистического типа развития, да и в партийном строительстве. Так что высочайшие Ленинские требования к коммунистам становятся сегодня той высотой, к которой должен стремиться каждый коммунист, о чем с необходимой ясностью сказано в Постановлении октябрьского, 2018 г., Пленума ЦК КПРФ и в выступлениях лидеров КПРФ на форумах и в СМИ.
Высоты науки не достигаются простой зубрёжкой. Революционная теория не может быть освоена без революционной практики и требует непрерывной учёбы, но такой, чтобы все полученные знания были усвоены критически, о чем очень хорошо сказано В.И.Лениным в упомянутой речи на 3-ем съезде КСМ. Только тогда от этой учёбы будет реальная польза.
Неоспоримо, что без самого активного участия в классовой борьбе у коммуниста не может возникнуть ПОТРЕБНОСТЬ в изучении революционной теории. Как и то верно, что без постоянного самообразования в марксистской теории не может быть успешной революционная практика.
Азбучные истины марксизма-ленинизма.
У В.И.Ленина выражение «азбучные истины марксизма» встречается часто в его полемике с меньшевиками. Вот об этом статью или брошюру действительно полезно написать для вступающих в КПРФ, да и для очень многих её ветеранов.
Каждому члену партии, чтобы стать коммунистом по убеждениям, а не по вере в авторитеты, следует вдуматься в содержание азбучных истин марксизма, что означает критическое их усвоение. (см. Ленин. О ЗАДАЧАХ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ).
Эти истины каждый коммунист должен проверить своим умом и жизненным опытом, а не принимать на веру.
Найдутся такие, кто скажет: «А зачем? Разве недостаточно просто согласиться с Программой КПРФ и следовать её Уставу?
Ответ может быть такой: в РСФСР в рядах КПСС насчитывалось 12 млн. членов. После уничтожения СССР осталось меньше миллиона! Если бы большинство членов КПСС отвечали тем требованиям, которые предъявлял к себе и товарищам Владимир Ильич, СССР сегодня наверняка был бы самой могучей державой мира.
Если не стремишься, «в просвещении стать с веком наравне» (А.С.Пушкин), то трудно быть в глазах беспартийных тем, за кем хочется идти.
Кроме того, стремясь изменить мир к лучшему, каждый коммунист обязан начинать с себя. Коммунистический тип развития невозможен без того, чтобы трудящиеся не меняли одновременно и себя. А в авангарде такой работы самовоспитания должны быть коммунисты, чтобы партия сохраняла, придя к власти, право руководить не за счет количества, а потому, что народ считает её умом, честью и совестью своей эпохи.
Истины марксизма всегда конкретны – хотя мы уже начали от этого отвыкать. Каждый коммунист должен совершенно точно и ясно представлять:
а) Сколько именно существует различных типов производственных отношений и какие это конкретно типы?
б) Каким образом различные типы производственных отношений взаимосвязаны исторически и логически?
в) В каком именно отношении они составляют целостность, именуемую "частной собственностью"?
г) Как конкретно в любой повседневной жизненной ситуации (покупка хлеба в магазине, дискуссия на профсоюзном собрании, развод и т.д.) обнаружить и выделить все типы производственных отношений?
И только тогда, уже на этой основе, он сможет предметно ответить на вопрос, что же значит "уничтожение частной собственности" применительно к нашему обществу вообще и каждому конкретному участку деятельности. Только на этой основе он сможет… зримо представить себе каждый из "этапов", каждый из восходящей последовательности типов коммунистических обществ, коммунистических способов производства, – поскольку задача демонтажа тысячелетиями складывавшегося многоэтажного каземата частной собственности и задача возведения здания коммунистического общества – это две стороны единого процесса, разделимые лишь в плохой абстракции.
I. Философский аспект.
Мы материалисты-диалектики и атеисты, т.к. живём в материальном мире, в мире изменчивой материи, которая есть «объективная реальность, данная нам через ощущения» (В.И.Ленин).
Материя первична, сознание (дух, верования, фантазии и т.п.) вторично.
1. У Вселенной нет ни начала, ни конца, как во времени, так и в пространстве. Поэтому вопрос о том, когда появилось сознание (мыслящая материя) имеет смысл только для человечества Земли: когда и как на нашей планете появился homo sapiens?
2. Первичность материи следует понимать как тот непреложный факт, что носителем сознания является высокоорганизованный вид материи - мозг человека как члена общества. Отдельно от мозга сознание не существует. Поэтому религиозные представления о бессмертной душе ошибочны.
Примечание. Поскольку материя безгранична в пространстве и времени, то утверждение, что 14,5 млрд. лет назад «ничто взорвалось нигде» – абсолютная чушь. Если и взорвалось, то именно что-то и где-то, т.е. некий материальный объект в пространстве более высокого уровня, чем наблюдаемая астрономами Земли Вселенная.
Диалектический материализм позволяет людям действовать без оглядки на волю божию, самим, в интересах изменения жизни к лучшему на Земле, а не после смерти. Что касается религиозной морали, то 2018 лет христианской эры показали, что она не только не способна стать опорой в борьбе за социальную справедливость и свободу от эксплуатации, но и всегда была формой раздора, причиной кровавого насилия. Инквизиция в Европе (3 млн. сожженных заживо в Европе!), гонения на староверов в России, шииты против суннитов, нынешние события с расколом церкви и захватом храмов на Украине и так без конца.
Какое там «духовное возрождение»?
Часто ссылаются на Достоевского, сказавшего устами своего героя: «Если Бога, нет, то можно всё!»
Но на самом деле - наоборот: согрешишь и покаешься, а Бог простит.
У умного атеиста нет такой надежды, он отвечает только перед своей совестью и перед коллективом.
Разумеется, мифы священного писания подвигли многих верующих творцов на создание шедевров в области искусства и литературы. Но их предназначение для заказчиков (церкви или государства) не духовное совершенствование людей, а укрепление их в ложном мировоззрении в интересах господствующих классов.
Только диалектический материализм дает порядочному Гражданину подлинную свободу и силу для борьбы против довлеющего зла.
II. Виды материи.
Материя существует в виде межзвёздного вакуума, плазмы (звёзды), планет и других твердых тел (вещество), а также излучений, физических полей, живой материи и человеческого общества.
Другие формы материи пока неизвестны. Утверждать, что они существуют или не существуют, неверно: жизнь покажет, но надо быть готовыми и к тому, и к другому.
Также и утверждение о множественности обитаемых миров является истиной только в философском плане, а практического подтверждения пока нет.
Мы, коммунисты, не просто материалисты, мы должны вырабатывать в себе умение мыслить диалектически, т.е. в соответствии с диалектикой природы. Без знания (понимания) законов диалектики невозможно успешно вести классовую борьбу, да и любое научное исследование – тоже.
Материалистическая диалектика - это учение о законах изменчивости материи.
Необходимое предупреждение. Законы диалектики легко запомнить, но трудно выработать в себе умение ими пользоваться. Умные книги могут в этом деле помочь, но стать диалектически мыслящим человеком каждый должен сам, своим умом в процессе своей жизненной практики.
- Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики.
Причиной изменчивости материи является внутренняя противоречивость всех материальных объектов, которая выражена в диалектическом законе о единстве и борьбе противоположностей. Так, например, элементарные частицы являются одновременно и телами, обладающими массой, и физическими полями – имеют волновые свойства.
Капитализм есть единство противоположностей двух классов: буржуазии и пролетариата, которые ведут, не могут не вести, между собой непримиримую классовую борьбу. Так что байки об исчезновении рабочего класса – глупость.
- Закон взаимоперехода количественных изменений в коренные, качественные.
Изменения происходят через постепенное накопление количественных изменений, что обозначается понятием «эволюция», которое в критической точке прерывается революционным скачком в новое качество.
В развитии общества это ярко проявляется в постепенном и неуклонном усилением классовой борьбы, которая рано или поздно завершается революцией и сменой способа производства.
Новый способ производства после своего утверждения вступает в период эволюционного развития с накоплением количественных изменений. Качество переходит в количество – новый цикл развития.
Закон отрицания отрицания
Развитие происходит не хаотично, а имеет направленность, заложенную внутри материи как её свойство (это сегодня доказано экспериментально). Развитие в материальном мире происходит от простого к сложному, к более сложному – до вершины, после которой, как правило, начинается распад, регресс.
Развитие происходит не прямолинейно, при котором пройденные ступени просто отбрасываются, а с возвратом к пройденному, но на более высоком уровне. Повторяемость, возврат к началу на более высоком уровне хорошо выражается графически расширяющейся кверху спиралью. При этом следует знать и помнить, что очередной виток спирали может по разным причинам совпасть с нижним (торможение в развитии) или даже пойти ниже нижнего (регресс, отступление в прошлое). Тем не менее, спираль развития не прерывается, её направление вверх сохраняется.
Первое отрицание есть уничтожение (упразднение, снятие) существующего объекта или состояния: Великая Октябрьская социалистическая революция была первым отрицанием – отрицанием эксплуататорского общества. Частная собственность на землю и на средства производства была запрещена, как и товарный обмен (купля-продажа). Была осуществлена политика военного коммунизма.
Но после окончания Гражданской войны был совершен переход к НЭПу – возврат к капитализму под контролем Советской власти как формы диктатуры пролетариата.
В 30-е годы новое наступление на частную собственность через переход к государственному капитализму по В.И.Ленину («социализм в известном смысле»).
Возврат к общинному землевладению в виде колхозов, к коллективной собственности на средства производства, характерной для родового и первобытно-общинного строя, но на гораздо более высоком уровне.
Контрреволюционный переворот 1991 – 1993 гг. – реакционное (возможно и такое!) отрицание социализма с возвратом к капитализму, но уже не к созидательному, как в 17- 19 вв., а с чрезвычайно разрушительному во всех отношениях, сугубо реакционному.
Развитие по социалистическому пути в России (СССР) было прервано, но спираль развития не разорвана. Поэтому неизбежно революционное отрицание уже нынешнего общественно-политического строя, и возвращение к советскому типу власти на гораздо более высоком уровне.
Именно в этом и только в этом смысле следует понимать термин «обновленный социализм».
Взаимообусловленность и взаимосвязь явлений в природе и обществе.
В материальном мире не существует изолированных явлений: всё имеет свои причины и следствия - осуществляется фундаментальный закон причинности, наблюдается сложная взаимосвязь явлений в природе и обществе.
Если об этом забывать, то можно попасть в беду.
Некоторые ПРИМЕРЫ. Стоит вырубить лес по берегам, как река обмелеет.
Уничтожение воробьев в КНР привело к гибели урожая, а не к его сбережению, как надеялись, так как воробьи, кормясь зерном, выкармливают потомство личинками и насекомыми-вредителями.
Подмена в СССР власти Советов депутатов трудящихся как формы диктатуры пролетариата всевластием партийных комитетов привела к гибели и КПСС и СССР…
Материя познаваема. Диалектическая логика - это теория познания материального мира.
Признание познаваемости материального мира чрезвычайно важно, как для науки, так и для трудящихся. Это понимание вооружает правящий рабочий класс уверенностью в возможности преодолеть все трудности, неизбежно возникающие в коммунистическом типе развития.
Претензии церкви на то, что она действует в области принципиально непостижимого наукой, несостоятельны. Всеобщая истина о Вселенной объективно существует, и к ней необходимо стремиться, хотя она недостижима. Недостижима потому, что материя бесконечна во времени и в своих проявлениях, а продолжительность жизни человечества на планете Земля конечна.
Время и пространство суть свойства материи.
Всякие, увы, очень нередкие, попытки отделить понятия времени и пространства от понятия материи несостоятельны: ни материальных объектов вне времени и пространства, ни времени и пространства отдельно от материи не существует.
III Исторический материализм – распространение законов диалектического материализма на закономерности развития общества
1.Человеческое общество – часть природы, вид живой материи. Общество, мыслящий человек возникли естественным путём через эволюцию и революционный скачок в развитии человекоподобного предка в соответствии с законами диалектики.
Но законы диалектического материализма действуют в жизни и развитии общества не так, как в неживой природе: не прямо, а только через деятельность людей, ставящих перед собой сознательные цели.
ПОЭТОМУ исторический процесс есть деятельность людей, ставящих перед собой сознательные цели.
2.Человек – социальное существо, т.е. член общества. Поэтому люди в своей массе живут не так, как они думают жить, а думают так, как живут, будучи членами общества.
«Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание» (К.Маркс, ПСС, т.13, стр. 7).
«Человек разумный» есть сумма всех общественных отношений.
Следует различать понятия человека как члена общества на данной ступени его развития и человека в его предназначении, в его родовой сущности.
Родовую сущность человека определил ещё гениальный философ-идеалист Платон: «Человек - единственное на Земле существо, которое предназначено (богами!) заниматься поисками мудрости, утверждением блага для других, познанием и созиданием красоты».
К.Маркс взял это утверждение Платона на вооружение, но «спустил его с неба на землю». Человек универсален по форме своего отношения к природе: он не только живет за её счет, но и преобразует её в соответствии со своими потребностями. Частичным же человека делает объективный процесс разделения труда на умственный и физический и профессионализация внутри этих видов труда.
Но в коммунистическом обществе «человек вернется к себе – свобода» (В.И.Ленин, Философские тетради).
К.Маркс разделил весь период эволюции человеческого общества на две эпохи: на предысторию – эпоху углубляющегося самоотчуждения человека, и собственно историю, начало которой кладет победоносная социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата.
Победа пролетарской революции даже в одной стране есть начало коммунистической эры человечества – эпохи возвращения человека к своей родовой сущности.
В предыстории общество развивается по объективным, от воли и сознания людей независящим, закономерностям. Следовательно, развитие общества в предыстории совершается как естественно-природный процесс.
К.Маркс назвал предысторию «царством естественной необходимости».
Таким образом, в предыстории общественное бытие является определяющим по отношению к общественному сознанию.
В истории, началом которой надо считать 7 ноября 1917 г., общественное сознание, поднявшись на уровень научного, становится определяющим по отношению к общественному бытию. Общество шаг за шагом выходит из-под действия объективных законов развития и овладевает условиями своего существования.
«Философы различным образом объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы его изменить» - К.Маркс «Тезисы о Фейербахе».
Сущностные категории исторического материализма.
I Самоотчуждение
В процессе «покорения» природы, человек невольно, стихийно начинает отчуждаться от своей родовой сути. Проявляется это в четырёх отношениях, которые наиболее ярко обнаруживаются при капитализме, но имеют место быть и на предыдущих ступенях развития классового общества:
1. Ни исходный природный материал, ни произведенный из него продукт рабочему не принадлежат. Производимые им вещи подчиняют его себе, ставят его в зависимость от результатов его труда.
2. Сам процесс труда носит для рабочего принудительный характер: он не имеет выбора. Наёмный труд унижает рабочего как человека, становится античеловеческим занятием, наподобие труда лошади или вола.
3. Подневольный труд вообще отнимает у человека родовую жизнь. Труд должен быть для человека его естественной потребностью, а он становится принудиловкой.
4. Подневольный труд порождает отчуждение между людьми, конкуренцию между ними.
II Общественное разделение труда
Первая ступень развития человеческого общества – это человеческое стадо – архаический способ производства (АСП). Основное Производственное Отношение – (ОПО) здесь – это стереотипное поведение (обычай), вырабатываемое на основе природного (безусловного) инстинкта подражания, свойственного всем высшим животным. На этой ступени человек, при всей его примитивности, универсален: обладает всей суммой знаний и умений своей общности.
Вторая ступень – переходная – первично-коллективный способ производства (СП). На этой ступени сила природы (инстинкт подражания) начинает использоваться взрослыми как общественная сила: детей приходится обучать через выработку у них ритуалов усложнившейся орудийной и поведенческой деятельности.
Ритуал – Основное Производственное Отношение этой ступени, начало многоукладности: в ритуале в снятом виде содержится стереотипное поведение.
Родовой СП. На этой третьей ступени завершается ритуализация орудийной и поведенческой деятельности членов рода. Создается система запретов – табу, которая выступает в качестве ПРЕДМОРАЛИ. Кровно-родственные отношения суть ОПО этой ступени. В снятом виде содержат в себе и ритуализацию и стереотипы.
Самоотчуждение человека от его родовой сути сначала незаметно возникает и углубляется в процессе отделения умственного (управленческого) труда от физического (управляемого) труда при постоянном углублении этого различия.
Самоотчуждение также углубляется в процессе специализации (профессионализации) трудовой деятельности обоих видов, которая делает человека частичным существом.
Первый, огромный во времени, период жизни сообществ может быть назван технологическим - периодом развития технологий орудийной деятельности и развития степеней свободы человеческой руки.
Процесс самоотчуждения резко ускоряется, начиная с четвертой ступени – при первобытно-общинном СП (ПОСП).
В соседской общине появляется индивидуальная (семейная) собственность. Это требует особой организации жизни общины. Организация проявляется здесь как сила природа, стихийно. ПОСП кладет начало организационной триаде в развитии общества. (Это не значит, что ранее не было организационного начала, как не значит, что развитие технологий прекратилось: просто сила организации стала в этой триаде главной).
Появление индивидуальной собственности немедленно становится желанной добычей для захватчиков, которые появляются в виде так называемых «королевских родов»
Складывается переходный Азиатский способ производства (деспотии), в котором природная сила организации начинает превращаться в общественную силу.
АзСП и все дальнейшие суть способы присвоения чужой индивидуальной собственности.
АзСП – есть способ ОТНЯТЬ чужую личную собственность с помощью ничем не прикрытого НАСИЛИЯ.
Рабовладельческий СП есть способ упорядочить непроизводительное насилие по присвоению чужой личной собственности с помощью ЗАКОНА.
Происходит окончательное превращение природной силы организации в производительную силу общества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРИАДА
Феодальный СП – есть способ упорядочить с помощью ПРАВА (в форме вассалитета) отношений между феодалами по вопросу присвоения чужой (крепостных) личной собственности.
Отношения между феодалами и крестьянами носят экономический характер, что не осознается ни теми, ни другими. Экономика проявляет себя здесь как сила природы: феодалы рассматривают присвоенные ими плоды труда крепостных как божий дар. Поэтому пиры, охота, турниры и т.п. Не съеденное – пропадает.
Переходный абсолютистский (С.Платонов) СП, характерный появлением третьего сословия, есть способ обменивать феодальные привилегии на деньги (выкуп крестьян на свободу феодалов, вольные города за выкуп королям, покупка баронских гербов буржуазией). И деньги членов третьего сословия на феодальные привелегии. Таким образом отчуждённые экономические отношения на этой ступени начинает превращаться из силы природы в силу общества, а отчужденные Т-Д отношения становятся ОПО этой ступени.
Плотина феодализма постепенно размывается, пока не рухнет в огне буржуазной революции. Капиталистический СП (капитал) есть способ получить с помощью денег большие деньги, применяя наемный труд.
Процесс превращения отчужденных экономических отношений в общественную силу завершается.
Капитал есть последний в предыстории слой отчуждения, поскольку он есть самовозобновляющееся ПО и самовозрастающая стоимость.
Развив все свои положительные свойства, он уже во втором полугодии 19 века вступил на путь самоотрицания. Рубежом стали пролетарские революции - 1848 г. и особенно Парижская коммуна. Примечание. Если бы не предательство партий II Интернационала в 1914 году, европейский пролетариат смог бы в нескольких ведущих странах совершить победоносную пролетарскую революцию. Тогда РСФСР и Европа, объединившись, не пережили бы трагедий ХХ века.
Но случилось то, что случилось, и само существование динамично развивающегося Советского Союза стало вскоре огромной угрозой для ведущих стран капитализма на империалистической ступени. Его мозговые центры сделали нужные выводы и приняли меры. В 1922 году к власти в Италии пришли фашисты во главе с Муссолини, который начинал как социалист. В Германии к власти пришли нацисты. В США Ф.Д.Рузвельт начал проводить в жизнь «Новый курс». После войны агрессивная, открыто бесчеловечная форма нового общественного устройства была разгромлена при участии СССР. В результате в странах «золотого миллиарда» окончательно утвердилось общество, как бы соединяющее в себе черты капитализма и социализма, имеющее формационные отличия от капитализма.
У нас есть основания согласиться с С.Платоновым, который дал современному обществу на Западе следующую характеристику:
- Со времен великого экономического кризиса 1929-33 гг. капитализм, строго говоря, уже не существует, и предсказание Маркса-Ленина давно осуществилось. Современное же западное общество представляет собой иное, качественно новое образование. Это как бы "тень" возникающего первым социализма, которая закономерно образуется, когда правящий класс развитых капиталистических стран перед лицом осознанной им реальной силы коммунистического движения, уже победившего в одной или нескольких странах, и в условиях небывалого обострения экономического кризиса, знаменующего полное исчерпание экономических возможностей капитала, идет во имя сохранения своей власти на кардинальные сдвиги, меняющие де-факто формационную природу общества. При этом он использует методы и средства планового руководства, частично опирается на научные экономические модели, идет на глубокое вмешательство в производственные отношения. В результате такого вмешательства правящая элита, сохраняя свою власть, объективно выходит за рамки класса капиталистов, становится над ним. В более явной форме это осуществил фашизм в Германии, в более скрытой - правящий класс США при администрации Рузвельта. Согласно излагаемой точке зрения, современное западное общество по-прежнему является эксплуататорским, основанным на социальном неравенстве, реализующим чуждый нам элитарный идеал. Однако это уже не капитализм, т.к. капитал, оставаясь важным его элементом, уже не является в нем господствующим, он подвергается ограничению и плановому регулированию
И в самом деле, в современном «ЗАПАДНИЗМЕ» (А.Зиновьев) Конкуренция не только существует, но всячески поощряется. Приняты антимонопольные законы, разросся и пользуется поддержкой государства т.н. средний класс – мелкий и средний бизнес. Экономика находится под жестким контролем «элиты» - олигархической финансовой буржуазии и жестко управляется как единым целым, что позволило, начиная с 6-х годов воспользоваться плодами новой НТР и снять в ведущих странах элитаризма антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения. Развернутые широкие социальные программы позволили ослабить антагонистическое противоречие между трудом и капиталом. Произошло расширение демократии, дополненной тайными механизмами власти и сдобренной социальной демагогией и могучим агитпропом.
III Таким образом, предыстория - «царство естественной необходимости» - является цепью закономерно сменяющих друг друга способов производства (см. выше).
(Способ производства – это диалектическое единство производительных сил (ПС) и производственных отношений (ПО).
ПС – это люди, занятые в процессе производства, предметы природы, вовлечённые в обработку людьми, орудия труда и условия труда.
ПО – это форма господства ПС, закрепленная по большей части законами, над создавшими их людьми (см. выше).
ПС динамичны, т.к. все их составляющие части находятся в процессе непрерывного развития.
ПО – это форма власти и способов присвоения чужой личной собственности – форма господства ПС над создавшими их людьми.
Любой СП может развиться в ОЭФ. Но реальная предыстория знает полностью сформировавшиеся ОЭФ только в первобытном обществе. Почти полностью рабовладельческая ОЭФ сформировалась в Древнем Риме («Римский СП» - К.Маркс). Остальные СП не успевали стать мировыми системами до появления более прогрессивного СП. Даже капитализм, на пути ко всемирному господству потерял огромную территорию в 1917 г. и затем вошел в развивающийся системный кризис, а к концу 30-х годов перестал существовать, как и предсказывал В.И.Ленин, уступив место «элитаризму».
Но и элитаризм сегодня вступил в стадию самоотрицания, что мы видим собственными глазами.
Всемирный переход к социализму и коммунизму продолжается.
IV Классовая борьба и революции – четвертая сущностная категория исторического материализма.
Правящие классы не могут добровольно отказаться от власти, собственности и привилегий, которые становятся несовместимыми с новым уровнем развития ПС. Когда это противоречие обостряется до предела, происходит революция. Революция снизу – радикальная и быстрая, но неизбежно весьма разрушительная. («Американский путь развития» - В.И.Ленин) Или революция сверху, догоняющая, а следовательно половинчатая, мучительно долгая, но без острой формы гражданской войны (Прусский путь развития»).
Так как ни одна ОЭФ не может выйти за свои пределы в результате эволюции, то классовая борьба и революция есть единственный путь для перехода общества на более высокую ступень развития. Что касается нынешнего общества стран Запада, то его могильщиком может быть только порожденный капитализмом, составляющий с ним диалектическое единство рабочий класс.
Но для того, чтобы осуществить свою миссию, рабочий класс должен сформировать в каждой стране всевластия «элитаризма» свой авангард: обладающую необходимым влиянием марксистскую партию ленинского типа. Исчезновение СССР закономерно вызвало попытку капитала вернуть себе утраченные позиции ОПО. Но разворачивающееся контрнаступление капитала на права трудящихся, завоеванные ими в период противостояния СССР с его союзниками и США с их сателлитами, уже вызвало обострение классовой борьбы и рост влияния коммунистических партий в этих странах
В конкретных условиях России рабочем классу необходимо сплотиться вокруг КПРФ. То есть обязанностью коммунистов сегодня (см. материалы Октябрьского, 2014 г. Пленума ЦК КПРФ) является очень нелегкая работа по дальнейшему внесению идей коммунизма в рабочее движение.
В случае успеха снова вновь появится влиятельный слой организованного и сознательного пролетариата, который, пополняя ряды КПРФ, сплачиваясь с ней в борьбе за возврат России на путь социализма, поведёт за собой все пролетарские и полупролетарские массы.
Вывод. Поскольку коммунизм, включая социализм, противоположен не капитализму, а всей предыстории, то он не пятая или шестая ОЭФ, а целая эпоха. Эпоха уничтожения частной собственности.
Коммунизм, таким образом, является не целью работы организованного в государство рабочего класса, при непременном руководстве на ступенях социализма компартии, а «царством осознанной необходимости», многоступенчатой переходной эпохой из «царства естественной необходимости» в «царство свободы», названное в работах К.Маркса и Ф.Энгельса также «положительным… гуманизмом».
Социализм есть не «недоразвитый коммунизм», а три ступени уничтожения, снятия при самом активном и сознательном участии трудовых коллективов отчужденных экономических отношений распределения, обмена и производственного потребления.
(«Возвращение к себе – свобода» - В.И.Ленин. «Философские тетради»)
Литература
Маркс К. Тезисы о Фейербахе.
Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. (ПСС т. 42)
Марк К., Энгельс Ф. Коммунистический манифест. Немецкая идеология, том 1-ый.
Маркс К. Критика Готской программы.
Маркс К. «Капитал» АСС, т.3-й
Энгельс Ф. Принципы коммунизма, Социализм – от утопии к науке.
Ф. Анти-Дюринг. Диалекьтика природы. Письма 90-х гг. об истмате.
Ленин В.И. Что делать.(псс, т.3.). Империализма как высшая стадия капитализма.
Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться.
О «левом» ребячестве и мелкобуржуазности.
О продовольственном налоге. (изучать в такой последовательности)
Ленин В.И. Очередные задачи советской власти – 1 и 2 варианты
Ленин В.И. О кооперации. О нашей революции (Записки Суханова).
С.Платонов (псевдоним). «После коммунизма» (название посмертному изданию работ автора дано издателями).
А.Фетисов. Статьи, собранные в двух выпусках «Хомосапиенсологии».