К 200-летию Карла Маркса. К коммунизму через аскетизм
Я убежден, что в нашей борьбе за счастливое будущее человечества мы должны опереться не только на идеи коммунизма, но также на теорию и практику аскетизма. В этой связи хочу поделиться с читателями некоторыми своими размышлениями на эту тему.
Централизованное
планирование
Основная идея коммунизма – через
уничтожение частной собственности перейти к централизованному планированию
основных сфер жизнедеятельности человечества: труда, быта и культурного досуга.
Практика социалистического строительства убедительно доказывает, что только централизованное
планирование способно обеспечить непрерывный прогресс общества.
Дело в том, что анархия
производства, свойственная капитализму, неизбежно ведет к кризисам
перепроизводства. Развитие производительных сил при капитализме циклично:
периоды подъема экономики сменяются кризисами перепроизводства. Безработица и нищета – неизбежные спутницы
капитализма. Маркс доказал, что корень зла – это частная собственность. «В этом смысле коммунисты могут выразить свою
теорию одним положением: уничтожение частной собственности», - говорится в
знаменитом «Манифесте коммунистической партии». Современные коммунисты
придерживаются того же вывода.
На высшей фазе коммунизма (полном
коммунизме) производительные силы возрастут до такого уровня, когда человечество
сможет отказаться от товарно-денежных отношений и перейти к системе
продуктообмена через общественные фонды потребления. Каждому члену коммунистического
общества будут предоставлены материальные и культурные блага по разумным (!)
потребностям. Трудовая деятельность перестанет быть только средством к жизни и
превратится в подлинное творчество, источник радости.
Конструктивный аскетизм
В эпоху великих свершений
существует запрос на новых людей – революционеров, строителей коммунизма. Воспитание
нового человека (гармонично развитой личности) – задача чрезвычайно сложная. И
в этом вопросе нам будет подспорьем аскетические теория и практика, которые
выработало человечество за тысячелетия своего существования. Под аскетизмом
(конструктивным аскетизмом) мы понимаем систему осознанных самоограничений
в целях физического, интеллектуального и нравственного совершенствования
человека.
Конструктивный аскетизм не
следует путать с деструктивными формами аскетизма, которые практикуются
религиозными фанатиками и которые, как известно, направлены «на уничтожение
плоти, просветление и установление связи с богом».
Этика коммуниста
Передовой отряд пролетариата
(наемные работники физического и умственного труда) – коммунистическая партия,
она формируется из лучших представителей пролетарского класса. Партийная этика
требует от каждого коммуниста неуклонного выполнения устава и программы партии,
твердого соблюдения строжайшей партийной дисциплины, коммунистического
поведения в быту. Партийная работа для коммуниста является главным делом и
смыслом его жизни.
На XXII Съезде КПСС (1961) была
принята Третья Программа КПСС, куда вошел Моральный кодекс строителя коммунизма
— свод принципов коммунистической морали. Полагаю, что эти принципы в основном остаются
актуальными и для современных коммунистов.
Моральный кодекс строителя
коммунизма
1. Преданность делу
коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на
благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении
и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание
общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская
взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и
взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость,
нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье,
забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к
несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех
народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Непримиримость к врагам
коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с
трудящимися всех стран, со всеми народами.
Я считаю, что прием в коммунистическую
партию должен осуществляться строго по классовому принципу. Партия – это руководящий
отряд рабочего класса, его передовая крепость, его боевой штаб. Вести
смертельную борьбу с буржуазией, имея капитулянтов и предателей в своем
собственном штабе, в своей собственной крепости – это значит попасть в
положение людей, обстреливаемых и с фронта, и с тыла. Не трудно понять, что
такая борьба может кончиться лишь поражением.
Поэтому прием в партию новых
членов должен быть крайне сужен и сугубо осторожен. Только представители
наемного труда, закаленные в классовых битвах, с безупречной репутацией,
физически здоровые, интеллектуально развитые, с
сильными волевыми качествами. Полагаю также, что нужно ввести возрастные
ограничения для членства в революционной (!) партии: с 21 года до 65 лет. От
проникших же в партию чуждых элементов необходимо систематически очищаться.
Такая чистка, говорил Ленин, «сделает
партию гораздо более сильным авангардом класса… более способным вести его к
победе среди массы трудностей и опасностей».
Партия и массы
Партия гибнет, если она
замыкается в свою узкопартийную скорлупу, если она отрывается от масс, если она
покрывается бюрократическим налетом. Без широких связей с массами, без
постоянного укрепления этих связей, без умения прислушиваться к голосу масс и
понимать их наболевшие нужды, без готовности не только учить массы, но и
учиться у масс, - партия рабочего класса не может быть действительно массовой
партией, способной вести за собой миллионы рабочего класса и всех трудящихся.
Коммунисты не проповедует отказ
от жизненных благ, но и сами не отрываются от простого народа. Вместе с
рабочими они испытывает все тяготы и лишения капитализма. Достойный пример скромности
подают современные греческие депутаты-коммунисты. Всю заработную плату, которую
получают в парламенте, они сдают в общую партийную кассу. Партия оплачивает их
труд на уровне средней заработной платы квалифицированного рабочего.
Считаю, что в революционной
борьбе вождистская партия имеет значительные преимущества перед партией,
возводящей в культ принципы парламентской демократии. Вождистская партия в моем
понимании – это партия с жестко выстроенной вертикалью во главе с вождем,
скрепленная армейским принципом единоначалия. Только с такой партией мы придем
к власти. Безответственному парламентаризму мы должны противопоставить
абсолютную ответственность одного вождя и одной партии. Демократия хороша,
когда для нее существуют условия. Действуя во вражеском лагере, такая роскошь
непозволительна, иначе партия очень скоро станет жертвой реакции. И до прихода
к власти и подавления активного сопротивления свергнутых эксплуататоров широкая
демократия в ней неприемлема.
Революционная партия – это своего
рода орден. Сталин сравнивал компартию с орденом меченосцев «внутри государства Советского, направляющий
органы последнего и одухотворяющий их деятельность». Сплоченность внутри
партии должна быть небывало крепкой. Мы не имеем права вести борьбу между
собой, посторонние не должны знать о наличии у нас разногласий! Народ не может
нам верить, если мы сами будем разрушать это доверие. Даже последствия неверных
решений должны сглаживаться безусловной сплоченностью. Поэтому никаких ненужных
дискуссий!
«Вождь, партия и массы — это
единый комплекс, делящий общую судьбу, горе и радость. Они тесно сплочены между
собой единой мыслью и волею, чувством морального долга и в этом гарантия
непобедимости дела социализма. Мы должны еще теснее сплачивать весь народ
вокруг партии и вождя, непрерывно укреплять силу единомыслия и сплоченности
вождя, партии и масс», - утверждал лидер корейского народа Ким Чен Ир.
Считаю, что сегодня первейшая
задача коммунистической партии в России – создание постоянных курсов пролетарских
вожаков. Для создания и укрепления связей с массами лучших своих сыновей коммунистическая
партия (по примеру наших предшественников – большевиков) должна направить для
ведения пропагандистской и агитационной работы, для организации стачек
непосредственно в трудовые коллективы. Отобрать лучших из лучших - из самой
пролетарской гущи, вырвать их из привычной социальной среды, вооружить их
необходимыми знаниями и навыками для организации революционного рабочего
движения. Так, шаг за шагом охватить партийным влиянием весь трудовой народ, а
затем через организацию общероссийской стачки привести коммунистическую партию
к власти, установить в стране диктатуру пролетариата.
Я полагаю, что для такой работы
самые подходящие кадры – это тридцатилетние холостяки. В этом возрасте еще
сохраняется молодой боевой задор, но за плечами уже есть жизненный опыт. Они не
обременены детьми и семьей, поэтому мобильны в плане переезда в другой регион. Пролетарский
вожак – это профессионал, вся его жизнь подчинена служению трудовому народу. Он
должен в совершенстве владеть хотя бы одной (а лучше несколькими) рабочими
специальностями.
Следовательно, нужно создать
Российский стачечный комитет с центральным штабом и специальным банковским
счетом, который будет пополняться за счет пожертвований, и из которого будет
выплачиваться ежемесячная стипендия партийным вожакам. Постоянно действующие курсы
пролетарских вожаков также потребуют дополнительных расходов.
Пролетарский вождь
Но еще более жесткие требования
эпоха великих свершений предъявляет к личности партийного вождя. Он является
символом, лицом партии. У него учатся и с него берут пример остальные партийцы.
Подлинного пролетарского вождя отличает мудрость и сильная воля.
Другое значимое и отличительное
качество пролетарских вождей – аскетизм. В.И. Ленин олицетворял собой новый,
высший тип политического руководителя, вождя и учителя трудящихся масс. «Героизм его почти совершенно лишен внешнего
блеска, его героизм – это нередкое в России скромное, аскетическое
подвижничество честного русского интеллигента-революционера, искреннее
верующего в возможность на земле справедливости, героизм человека, который
отказался от всех радостей мира ради тяжелой работы для счастья людей», - так
характеризовал Владимира Ильича писатель Максим Горький.
Вся многогранная партийная и
государственная деятельность Ленина – образец, которому должны следовать кадры
партии. Он показывал пример скромности, не допускал какого бы то ни было восхваления,
возвеличивание его личности и заслуг, не терпел подхалимства и угодничества.
Когда Ленин узнал, что Комиссия по истории Коммунистической партии и
Октябрьской революции приступила к сбору материалов для будущего Музея Ленина,
он категорически запретил это делать, сказав: «Вы не можете представить себе, до какой степени неприятно мне это
постоянное выдвижение моей личности».
«Он в высшей степени обладал качествами, свойственными лучшей русской
интеллигенции, - самоограничением, часто восходящим до самоистязания,
самоуродования, до рахметовских гвоздей, отрицания искусства, до логики одного
из героев Л. Андреева: «Люди живут плохо – значит, я тоже должен плохо жить».
В тяжелом, голодном 19-м году Ленин стыдился есть продукты, которые
присылали ему товарищи, солдаты и крестьяне из провинции. Когда в его неуютную
квартиру приносили посылки, он морщился, конфузился и спешил раздать муку,
сахар, масло больным и ослабевшим от недоедания товарищам.
Приглашая меня обедать к себе, он сказал:
- Копченой рыбой угощу – прислали из Астрахани.
И, нахмурив сократовский лоб, скосив в сторону всевидящие глаза,
добавил:
- Присылают, точно барину. Как от этого отвадишь? Отказываться, не
принять – обидишь. А кругом все голодают. Ерунда.
Неприхотливый, чуждый привычки к вину, табаку, занятый с утра до вечера
сложной, тяжелой работой, он совершенно не умел заботиться о себе, но зорко
следил за жизнью товарищей. Его внимание к ним возвышалось до степени нежности,
свойственной только женщине, и каждую свободную минуту он отдавал другим, не
оставляя себе на отдых ничего», - вспоминал
Максим Горький.
Такими же аскетичными были другие
коммунистические вожди Иосиф Сталин, Эрнст Тельман, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, их
ближайшие соратники следовали их примеру. Только таким народным вождям
доверится трудовой народ, только такие выдающиеся люди способны вывести на
решающую битву массы людей.
Сегодня принято винить Хрущева,
Горбачева и Ельцина за развал КПСС и разрушение СССР. Но я считаю, что
негативные процессы в нашей партии начались еще раньше, когда высшие партийные
и советские руководители стали «обрастать» дачами, автомобилями и различными
привилегиями. Впредь мы не должны такое допустить. Важнейшее условие
устойчивого развития при социализме – строгий контроль над мерой потребления.
Но еще более жесткий, тройной контроль должен быть установлен за каждым
партийцем, а тем более за высшими руководителями партии.
Аскетический кодекс
Но вернемся к теме аскетизма.
Напомню, что особую популярность идеи аскетизма приобрели в среде
демократической интеллигенции во второй половине XIXвека после
появления знаменитого романа Николая Чернышевского «Что делать» с его главным
героем – новым человеком, революционером-аскетом Рахметовым. «В человеке всё должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли», - утверждал великий русский писатель
Антон Чехов, которому во многом были близки идеи аскетизма и которые он
пропагандировал всем своим творчеством.
На сегодняшний день, к сожалению,
нет ни одной серьезной научной работы с обобщением и анализом всех выработанных
человечеством материалов, связанных с аскетизмом. Эту важную и значимую работу
еще предстоит сделать.
Какие же положительные человеческие
качества (добродетели) включает в себя кодекс аскета? Существует несколько
вариантов сводов добродетелей, в качестве примера приведу кодекс, предложенный известным
американским государственным деятелем Бенджамином Франклиным. Пожалуй, только за исключением тринадцатого пункта,
все остальные добродетели аскетизма остаются актуальны и в наши дни.
Добродетели аскетизма
1. Воздержность. Не ешь до отупения, не пей до опьянения.
2. Молчаливость. Говори лишь то, что может послужить на пользу другим
или тебе самому.
3. Любовь к порядку. Пусть для каждой твоей вещи будет свое место;
пусть для каждого твоего дела будет свое время.
4. Решительность. Решай делать то, что должно; а то, что решил,
выполняй неуклонно.
5. Бережливость. Позволяй себе только те расходы, что принесут пользу
другим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту.
6. Трудолюбие. Не теряй времени; всегда будь занят чем-нибудь полезным;
отменяй все необязательные дела.
7. Искренность. Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут
невинны и справедливы; а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.
8. Справедливость. Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не
делая добра, как велит долг.
9. Умеренность. Избегай крайностей. Не держи обиды за причиненное тебе зло, даже если думаешь, что оно того
заслуживает.
10. Чистоплотность. Не допускай ни малейшей грязи ни на себе, ни в
одежде, ни в доме.
11. Спокойствие. Не волнуйся из-за пустяков, из-за происшествий мелких
либо неизбежных.
12. Целомудрие. Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или
для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению или к слабости
либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо
еще.
13. Кротость. Следуй примеру Иисуса и Сократа.
/по книге: «Автобиография» Б. Франклина/.
Гармоничный человек
Сравнивая моральный кодекс строителя
коммунизма и список добродетелей, составленный Б. Франклином, неизбежно
приходишь к выводу о единстве идей аскетизма и коммунизма в плане воспитания и
формирования нового человека – гармонично развитой личности. Не надо только
забывать, что коммунистическая мораль подчинена интересам классовой борьбы с
буржуазией, интересам борьбы за коммунизм. Мы должны учиться не кротости и
смирению, к чему призывает людей религия. «В
основе коммунистической нравственности лежит борьба (!) за укрепление и
завершение коммунизма», - подчеркивал В.И. Ленин.
Полагаю, что деятельность коммунистической
партии не может ограничиться одной только классовой борьбой в экономической и
социальной жизни. Коммунисты должны стать носителями высшей культуры в
литературе, кино, театре, музыке, живописи и моде. Для этого мы должны
опереться на лучшие достижения мировой культуры, но прежде всего на передовую
советскую культуру. Безжалостно очищаться от всего дегенеративного в культуре,
только так коммунисты смогут объединить вокруг себя все действительно здоровые
силы общества.
Коммунисты высоко поднимают знамя
за здоровый образ жизни и всеобщую трезвость. Эти лозунги приобретают особую
актуальность в современной России, где значительная часть населения
деградировала под воздействием алкоголя и наркотиков. Лучше всего на личном
примере доказывать преимущества трезвого, здорового образа жизни. Воздержание,
умеренность, а также решительность, трудолюбие, спокойствие, справедливость,
искренность и молчаливость – это все волевые качества, которые позволят
настоящему коммунисту с достоинством
перенести все лишения и трудности, неизбежные в классовой борьбе.
Особо отмечу значимость для коммунистов таких личных качеств, как чистоплотность и любовь к порядку. Внешняя (формальная) сторона партийной работы также чрезвычайно важна, здесь не стоит пренебрегать никакими мелочами. Люди обращают внимание и на внешне опрятный вид коммунистов, и на чистоту помещений, в которых мы проводим собрания, и на оформление наших газет, листовок и прочей агитационной продукции. Важно и то, какие мы песни слушаем, какие книги, журналы и газеты читаем, какое кино смотрим, какими картинами восхищаемся. Я убежден, что коммунисты должны наконец-то прийти к единому стилю в одежде (а еще лучше - к единой гражданской форме одежды). Полагаю, что нам надо наконец-то всерьез заняться разработкой всей нашей партийной атрибутики, а в помощь привлечь специалистов с эстетически развитым вкусом. Так мы сможем увлечь за собой нравственно здоровую часть населения, тяготеющую к высокой культуре.
Завершая эту статью, отмечу, что в ней я высказал только общие замечания и предложения. Тема «К коммунизму через аскетизм» требует более детального изучения и анализа, на мой взгляд, она чрезвычайно важна для развития учения Маркса-Ленина на современном этапе.