Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутат Госдумы Н.А.Бенедиктов о проблемах отечественной культуры: Вспомнить всё, и стать русским

Депутат фракции КПРФ в Государственной Думе, профессор Н.А.Бенедиктов в беседе с журналистом Ириной Щегловой беседует о  проблемах русской культуры

Ирина Щеглова
2007-09-11 21:00

Николай Анатольевич Бенедиктов, депутат Государственной  Думы Федерального Собрания РФ четвертого и третьего созывов, член  фракции КПРФ, член Комитета ГД по труду и социальной политике;  доктор философских наук, профессор; автор более 150 публикаций и  более 10 книг, в том числе: "Исторический процесс: единство и многообразие" (1988), "Русская идея" (1993), "Ленин: марксизм и русская идея" (1994),  "Русские святыни" (1998), "Словарь по русской истории" (2000) и другие;  женат, имеет двух дочерей; увлечения: чтение, лес.


Корр. - Николай Анатольевич, в переломные моменты истории  возникает необходимость выяснить или хотя бы уточнить принципы  жизни и основания мировоззрения народа.  В течение ряда лет нас приобщают к общечеловеческим ценностям, в результате, мы уже не помним, кто мы, куда идем, какими должны быть по божьему замыслу? В чем состоит русская основа жизни и ценностей?

Н Бенедиктов - Ключевое качество русского человека – это личность, живущая по совести, по справедливости.

 За речами об общечеловеческих ценностях в России введена система ценностей западной цивилизации, и в первую очередь англо-американской. Все это привело к разрушению страны и вымиранию народа. Теперь власть заговорила о национальных интересах, национальной идее, национальном идеале.

 Идеалы задают нам более тысячи лет наши предки – это любовь к природе и родине, труд, действенная жалость к униженным и обиженным, чувство свободы и желание товарищества, чувство справедливости и высочайший уровень чувства личного достоинства, совести и чести.

 Герои былин, русского эпоса не бьются за богатство, не грабят, не завоевывают, не вынуждают к религиозному перекрещиванию, не заняты кровной местью, не поклоняются начальству, то есть ведут себя не как западные рыцари. Они не смакуют «мясобойных» подробностей.

 Русские богатыри защищают, освобождают сиротушек, вдовушек, малых детушек, стариков, русский народ и его веру. Они общественные защитники, а не наемные работники, ответственность перед родиной они ставят выше личных амбиций

 И не случайно в последующее время Русь выбрала православие, и усвоило его, как религию любви.

 Русских не заставляли, они выбрали религию сами.

 Православие светло и приветливо – нет в нем ничего угрюмого и страшного, оно не организовывало инквизиции, никогда не жгло ведьм и еретиков, не торговало индульгенциями, не перекрещивало иноверцев. Потому именно эта религия и стала религией национальной, так как соответствовала русской душе.

Корр.- Но отсюда, наверное, и русская терпеливость, доходящая порой до рабской покорности, ухода от мира, презрения к нему...

Н.Бенедиктов - И. Солоневич писал: «Православная терпимость – как русская терпимость, происходит, может быть, вследствие великого оптимизма: правда все равно свое возьмет – и зачем торопить ее неправдой?»

 Отношение к свободе различно у человека русского и западного. Свобода в православии понимается, прежде всего, как ответственность за выбор своих поступков, своего пути, а не в западноевропейском смысле – как право индивида поступать в соответствии со своими желаниями.

 Мой знакомый уехал в Иерусалим, до этого работал в Союзе сапожником. Теперь раввин, настоятель в синагоге, пишет книжки о своей новой жизни, приезжает к нам, дарит. Один эпизод из книги: стоят на остановке люди, кто-то ждет автобуса, а кто-то и нужду справляет прямо на остановке.

 У нас бы ему объяснили, что надо людей уважать и не делать этого. Но там свобода, человек отправляет свои естественные потребности…

Корр. - Теперь подобные поведенческие реакции внедряют и у нас. Пропагандируются животные инстинкты, и называется это естественными потребностями.

Н. Бенедиктов - Что касается презрения к миру, и рабской покорности, то смешно говорить об этом. Вспомните, к примеру, мощную политику, которую проводил Сергий Радонежский. Он благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, прекратил распри в Нижнем Новгороде… Это был человек, которого люди без дела не видели.

 Более того, ради мирского и людского, ради победы на Куликовом поле святой Сергий пошел даже на нарушение церковных канонов – отправил схимников, то есть монахов высшего посвящения, Пересвета и Ослябю в бой за освобождение русской земли.

 Согласно православной традиции противостояние мировому злу должно осуществляться не только « в сердцах людей», но и в сфере общественной. Преображая мир, человек обретает свое особое творческое место в борьбе со злом.

 В России и слово принципиально другое значение имеет, чем на Западе. На Западе слово – это отражение мира. У нас слово вмонтировано в мир. Назови человека свиньей, и он захрюкает, а похвали его, он горы свернет. Наша литература - попытка изменить мир, а не просто его раскрасить. В этом смысл культуры. Сейчас культура убита рентабельностью. А чем жить душе? Я книжный человек, думал сейчас хлынет поток литературы. Ну и что хлынуло, что открылось нам? Хляби небесные литературы? Что можно прочитать? Идет поток всемирной пошлости.

Корр.- Теперешнее время называют эпохой возрождения православия, но этим идеям нет места в жизни. Каждый день наши граждане равнодушно наблюдают, как тысячи бездомных роются в мусорных баках, добывая себе еду. Богатые отгородились от жизни общества высокими заборами, и уверили себя, что окружающая нищета – это воля божья…Пожалуй, в коммунистический период, период атеизма не было такого равнодушного отношения к чужому несчастью.

Н. Бенедиктов - Дело в том, что, несмотря на официальный атеизм, коммунистические идеалы не противоречат русской системе ценностей. Важно понять, что « дух дышит, где хочет», что русский дух не пропал, а существовал в ином виде и проявлялся в революции, гражданской войне, отечественной войне, ленинизме, социалистическом строительстве.

Корр. – Где он, русский дух в современной России? Где эти славные русские люди?

Н.Бенедиктов – Никуда они не делись, они есть, просто мы живем в оккупированной стране. Не нужно пугаться нынешним положением народа. Да, есть и пьянство, и разврат, развал и преступность. Но, как говорил Федор Михайлович Достоевский: « Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным». А такой народ вечен.

Корр.- Вы сказали «дух дышит, где хочет», видимо, не случайно именно СССР спас мир от нового язычества, тем самым, сохранив христианство в Европе. Германия, как отмечал великий психолог Карл Юнг подпала под архитипическое влияние языческого бога Вотана. О связи фашисткой Германии с эзотерическими, языческими учениями хорошо известно.

Н. Бенедиктов – У гитлеровцев в учении не было совести, братства людей, им не нужна была церковь, сатанинский оккультизм пронизывал высшие окологитлеровские круги.

 Иное было в России: « Именно русские (а, следовательно, в глубине и православные) советские армии стали побеждать Гитлера», писал митрополит Вениамин (Федченков). Русское – православное – советское во фразе митрополита слилось в одно определение не случайно. В то время Церковь заняла ясную и четкую патриотическую позицию.

 И Верховный главнокомандующий Сталин пошел на созыв церковного собора и избрание патриарха.

 Советский интернационализм естественно сливался с русской идеей братства людей.

Корр.- Сейчас Коммунистическая партия России полностью отказалась от атеизма. И это вызвало неприятие со стороны многих ортодоксальных коммунистов.

Н. Бенедиктов - Атеизм из программы убрали и это правильно.

Но были ли коммунисты инициаторами атеизма ХХ века?

 В начале века уже трудно было встретить верующего интеллигента, а, по словам митрополита Вениамина « большею частью мы становились « требоисполнителями», а не горящими светильниками». « Кроме того, мы (особенно епископы), городское духовенство, а отчасти и все вообще все же были не бедняками, а буржуазным классом», «авторитет духовенства падал». Весьма удручающая атмосфера.

Любой, кто изучал христианство, знает, что первичные христианские общины все были коммунистическими. Еще Ленин объяснял, что коммунизм слово иностранное в переводе означает общее. Идеи наших вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста коммунистические, по сути. Иоанн Златоуст утверждал: «… что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем. И заметь, что касательно того, что принадлежит вообще всем, не бывает ни малейшей распри, но все свершается мирно».

 Так чего же делиться? Как на фронт против Гитлера так вместе, а потом врозь?

Корр. – Вот эта идея, об общей собственности пугает людей… У человека должно быть что-то личное.

Н. Бенедиктов – Никто не против. Путаница до сих пор имеет место в определении личной и частной собственности.

 Частная собственность это то, что я использую для эксплуатации другого человека, а это не хорошо. Не хорошо быть господином, и рабом плохо, но тот хоть работает, а не безобразничает в Куршавеле.

 Иоанн Златоуст говорил: « начало и конец богатства должны непременно таиться в какой-нибудь несправедливости». Он утверждает: « Для нас предопределено скорее совместное, чем раздельное владение вещами, и оно более соответствует самой природе».

Корр.- Русская идея братства народов сейчас не в чести. Братство народов неожиданно закончилось межнациональными войнами и распрями.

Н. Бенедиктов - Это связано с тем, что это братство зиждилось на русском народе, который пытался в одиночку вытянуть «тягу земную». А так братство не строится. России опять нужно сосредоточиться на своих проблемах и подумать о себе, о русской идее, как смысле русской истории и русского народа.

 Советский период имел безусловные достижения – мощный технический рост, всеобщая грамотность и достаточно высокий уровень образования, выход в космос…

 Утеря веры в коммунизм, погрязание в «вещизме» привело к краху коммунистического режима и страданиям народа. Выживают только те народы, которые защищают свои святыни, другие пропадают.

Корр. – Чтобы исповедовать русские духовные ценности надо быть человеком высокой культуры. Сегодня уровень культуры народа понизился необычайно, хотя возможности для развития есть.

А. Бенедиктов - Возможности для кого? Я никогда не думал, что в наше время мне придется встретить неграмотного солдата. Сейчас у нас в области призывники полностью неграмотны.

 При советской власти учили всех, даже олигофренов. А сейчас, если юношу берут в армию, значит он психически нормален? Так почему он неграмотен? Так что, не для всех есть возможности развития.

Корр. – Может быть, это зависит и от низкого уровня культуры теперешних лидеров нации. Не однажды деятели культуры намекали им, что, мол, надо бы и Большой театр посетить, а не только модное шоу. Не идут.

А. Бенедиктов – Процесс падения культуры и нравов наблюдается не только у нас, но и во всем мире. Недавно мне довелось быть в Афинах на съезде левых партий. Съезд был посвящен проблемам образования.

 В принципе в мире существует две системы образования.

 Одна советская, в ее основе лежит фундаментальное образование. К примеру, в ПТУ, готовя моляра, штукатура, объясняется и то, какие физико-химические процессы происходят с краской, с рабочим материалом. То есть уделяется внимание и теории, специально выделяют время на эту сторону учебного процесса.

 Интересная особенность: у нас дроби в 3 классе проходят, в США в десятом. Даже Татьяна Толстая, которую наградили за успешную демократическую пропаганду поездкой в США, привезла оттуда мнение, не лестное для американского интеллекта.

 Второй принцип советской школы – это единство процесса обучения. Можно было учиться в Ереване, или на Дальнем Востоке, программа одна. Не было так, что кто-то получал более полное образование. Кроме того, обязательное среднее образование, действительно было обязательным, перед началом учебного года всех детей семилетнего возраста учителя начальных классов близлежащей школы брали на учет; никому из родителей и в голову не приходило оставить ребенка вне школы.

 После окончания восьмого класса человек мог идти в ПТУ, в техникум, и везде он получал среднее образование, и на этой базе мог продолжить учебу в ВУЗе. А сегодня? Сколько детей вместо школы моют машины богатым, торгуют на рынках?..

Корр.- Недавно в Государственной Думе принят закон об обязательном среднем образовании, положение исправляется.

Н. Бенедиктов – Совсем наоборот.

 Я преподаю в Горьковском университете и мне, как преподавателю неважно, сколько часов просидел на моих лекциях студент. Главное - знания. По недавно введенным правилам студент обязан набрать определенное число часов, которые просидел на лекциях. При этом ему разрешено, к примеру, математику заменить на физкультуру. Погонял мяч шесть часов, эти часы зачли в общий учебный процесс. Это американская система обучения. Там точные науки можно заменить на историю джаза… Результат - 40% американцев функционально неграмотны.

Теперь эту систему внедряют и у нас, и в Западной Европе.

 Америка переняла это безобразие у Англии.

 Но в Англии два типа образования. Одно для элиты. В Итоне, например, очень жесткая система обучения, как в военном училище, образование дают высокого уровня. Причем за халатное отношение к учебе могут и побить, и в карцер посадить… Для всех остальных, чтобы не болтались на улице, обязательны только физкультура и английская литература.

 Когда русские полетели в космос, американцы попытались реформировать свою систему образования. Даже в учебниках по математике появились задачи с преамбулой: Эту задачу решил Иван. А ты?

В конце концов, оказалось, проще мозги купить, чем доводить систему до советского уровня.

Корр. - Как вы относитесь к двухуровневой системе высшего образования - магистр, бакалавр?

Н. Бенедиктов – Мы в Горьком уже знаем, что это такое. Пединститут решил ввести уровневую систему: бакалавров и магистров. Как интересно! Ребятишкам нравиться. Побежали в бакалавры, дошли до 3 курса, и оказалось, что их на работу никто не берет. И выстроились они в очередь в университет, на специалиста доучиваться. После четырех лет обучения лишь пятая часть бакалавров может попасть на обучение в магистратуру, затем студент, наконец, станет специалистом.

То есть при нашей нехватке средств 80% высшей школы будет работать вхолостую. К чему разрушать целостную систему высшего образования?

 И это притом, что согласно докладу доктора Джека Гурмана (США) из 74 ведущих университетов мира из 3,5 тысяч существующих признаны лучшими 24 советских, затем идут университеты Франция и Германии. Американских университетов в этом списке нет.

 Так и хочется задать знаменитый вопрос П. Милюкова: « Что это – глупость или измена?»

 Корр.- Объясняется это необходимостью встроиться в общеевропейскую систему образования.

Н. Бенедиктов - Готовим за свои деньги кадры для США. В России доктор наук, профессор получает 7 тысяч. Значит, уедут наиболее перспективные... Кто же сюда приедет? Средняя Азия? У них положение ученых даже хуже, чем в России. Разве это улучшит ситуацию? Конечно, нет.

Корр. Откуда у русских, такая тяга к основательному, фундаментальному знанию?

Н. Бенедиктов – От Византии. Именно от Византии Русь взяла созвучные ее национальному мироощущению учение о мудрости, эллинское отношение к красоте, преданное и смиренное движение по божьему пути, культ справедливости.

 Знаменитый русский поэт О. Мандельштам писал: « По целому ряду исторических условий, живые силы эллинской культуры, уступив запад латинским влияниям, устремились в лоно русской речи, сообщив ей самобытную тайну эллинистического мировоззрения…».

 Наши вселенские учителя, то есть учителя всей христианской церкви, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, отличались высоким уровнем эллинской образованности и очень ценили классическую античную культуру.

 Григорий Богослов говорил в своей речи: « Полагаю, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость».

Все четверо названных отцов церкви не только сами отличались великолепным античным образованием и гордились им, но и стремились в своих проповедях и трудах преодолеть предубеждение против светской учености. И их творчество, конечно, способствовало уважительному отношению к учености на Руси.

 И на сегодня точка прорыва – наукоемкие технологии, поэтому так важно сохранить принципы русского образования.

 В России все есть для того, чтобы нормально жить: громадная территория, уникальные запасы природных богатств, талантливый, миролюбивый, трудолюбивый народ. Нужно только хорошо понять себя, стать русскими. Только тогда и продолжится русская история.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.