"Умирающий город". Записки очевидца-журналиста о гуманитарной катастрофе в Луганске
Сегодня в городе нет ни одного микрорайона, куда бы не залетала смерть от украинских «освободителей». Цель т.н. «антитеррористической операции» – полная зачистка Луганска.
В Луганске стоит сорокоградусная жара и удушающий смрад. Коммунальные службы, долгое время поддерживающие жизнь в городе, не справляются с нагрузкой, поэтому во многих районах города, особенно в частном секторе, мусор не вывозится. Через две-три недели при такой погоде город ждет эпидемия.
Луганск стал городом-призраком, мертвым городом. Здесь нет ни света, ни воды. Нет телефонной связи, не работает Интернет. После часа дня жизнь окончательно замирает: маршрутки (единственный вид транспорта) ходят с 7 утра до 13 часов дня. Потом, как по расписанию, начинается почти ежедневный обстрел, так что передвижение опасно.
В городе открыты всего лишь 2-3 аптеки, в которых практически нет лекарств, скорую помощь зачастую вызвать невозможно, она выезжает лишь на место обстрела – забрать раненых и убитых.
Работает лишь областная больница (есть сведения, что она была захвачена 16 августа нацгвардией), 3-я детская и 6-я больницы. Врачи и медсестры живут в больницах, работая круглосуточно, их катастрофически не хватает: осталась лишь четверть медицинского персонала, остальные - уехали.
За водой нужно стоять в очереди по 3-4 часа, а потом тащить пятилитровые бутылки на 8-9 этаж: лифты, так как электричества нет, тоже не работают. Больно смотреть, когда восьмидесятилетние бабули на кравчучках везут бидоны с водой. Не работает большинство магазинов, кое-какие продукты – овощи, крупы, сахар – можно купить на стихийных рынках ранним утром. Магазины закрыты, мясо и молочные продукты стали недоступными и при такой жаре портятся моментально, холодильники не работают.
Обстрелы города осуществляются почти ежедневно. 14 августа во время обстрела центра погибло два человека (люди стояли в очереди за водой), их убило осколками от снаряда, попавшего в дом рядом с Областной администрацией. Видно, гаубицы нацгвардии целились в штаб ополченцев.
В среду, 13 августа восемь человек были убиты прямым попаданием снаряда в микроавтобус на остановке Машинститут. Практически каждый день гибнут мирные люди. К сожалению, сегодня в городе нет ни одного микрорайона, куда бы не залетала смерть от украинских «освободителей».
Цель "АТО" – полная «зачистка» Луганска. От обстрелов и бомбардировок пострадало 29 школ и 25 детских садов, практически полностью уничтожена средняя школа №7 Луганска, сильно пострадала школа №2.
Несмотря на то, что очень многие жители выехали из города, по данным городских властей, в Луганске остается около 200 тысяч человек (было 500 тысяч), большинство из них старики, но есть и семьи с детьми от 1 до 7 лет. Многие из оставшихся просто не могут выехать по причине отсутствия денег.
Выезд в Россию через Изварино с 13 августа стал невозможным: в районе Острой Могилы идут бои. На сегодня есть только одни путь – через Счастье на Старобельск по так называемому «зеленому» коридору, контролируемому украинскими войсками и батальонами наемников. Однако большинство из оставшихся луганчан не имеет достаточно денег, чтобы выехать этой дорогой: до Старобельска идет одна маршрутка в день, которую ждут в районе стадиона Авангард десятки людей, а за такси нужно заплатить от 1000 до 2000 тысяч гривен (3,5 - 7 тысяч рублей). Кроме того, не факт, что на блок-постах украинской армии пропустят без мзды. Особенно, если выезжают мужчины. Зачастую им приходится откупаться, причем суммы могут быть приличные – от 1000 до 3000 тысяч гривен, если вдруг гвардейцам что-то не понравится.
Особенной жестокостью славятся бойцы из батальона «Айдар», ведь они пошли воевать по «идейным» соображениям, люто ненавидя Россию и Донбасс.
В городе не работает ни один банкомат, не выплачиваются пособия и пенсии, не работает ни одно предприятие, так что денежные запасы горожан на исходе.
Чтобы спасти оставшихся жителей, необходима срочная организация полноценного гуманитарного коридора, через который из города смогут свободно, не подвергаясь обстрелам и поборам, выйти мирные граждане. Чем скорее это будет сделано, тем больше жизней удастся сохранить…