Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета «Правда». Пусть наш Большой во всём остаётся великим

Некоторое время назад довелось мне выступать перед студентами педагогического университета. Речь шла о достижениях русской культуры в прошлом и о её состоянии сегодня. Спрашиваю ребят: «Вы знаете такого певца — Сергея Лемешева?» Молчание. «А Ивана Козловского?» То же самое.

Виктор Кожемяко, по страницам газеты «Правда»
2012-02-07 12:09

 

Ну и ну! Дожили. Майкла Джексона или так называемую Мадонну знают все, а своя национальная гордость (истинная, неподдельная!) молодым неведома…

ГОРЬКОЕ впечатление от подобных открытий снова и снова вспоминается, когда с наслаждением листаю великолепную книгу Татьяны Маршковой и Людмилы Рыбаковой «Большой театр. Золотые голоса», выпущенную недавно издательством «Алгоритм». Листаю и думаю: если всерьёз ставить задачу вытащить нашу молодёжь из культурного одичания, в которое она ввергнута, этот тысячестраничный том, любовно оформленный и прекрасно иллюстрированный, должен бы стать учебным пособием по отечественной культуре в школах, колледжах, вузах. Да и вообще семейным чтением в каждом доме российском!

Авторы представляют более ста лучших певцов Большого театра, олицетворяющего мировую славу русского музыкального искусства. А чтобы эти образы выдающихся мастеров оперной сцены, творивших в разные времена, возникли перед нами как живые, во всей полноте художественных своих характеров и биографических особенностей, надо было совершить огромную работу. Использованы во множестве различные архивные материалы, свидетельства критиков и коллег по сцене, отзывы других авторитетных слушателей в нашей стране и за рубежом. И всё это воплотилось в очерки, написанные с истинной любовью, а потому и читаемые с захватывающим интересом.

Столько нового узнаю даже о тех артистах, которые, казалось бы, мне давно и хорошо известны! Фамилии героев в книге расположены по алфавиту, и открывается она рассказом о Ларисе Авдеевой. Для меня, студента в далёкие 50-е годы минувшего века, она стала первой и блистательной Кармен.

Так вот, характерное в советское время начало певицы: одиннадцатилетней девочкой приходит в районный Дом художественного воспитания детей. А здесь замечательный учитель — известный хормейстер К.И. Потоцкий. Но грянула война, и учитель, несмотря на почтенный возраст, вступает в ряды народного ополчения. Ларисе же, у которой тяжело заболела мать, пришлось взять на себя семейные заботы. Будущая народная артистка РСФСР, которой аплодировали во многих ведущих оперных театрах мира, какое-то время даже работает грузчиком в хозяйственном управлении Западного фронта, а затем, по настоянию матери, поступает в строительный институт. Однако учитель в письмах с фронта постоянно напоминает о сцене. Результат — оперно-драматическая студия имени К.С. Станиславского. Талант берёт своё!

А можете ли вы себе представить, что в армиях на фронте в 1944 году проводились смотры художественной самодеятельности? Некоторые знаменитые артисты послевоенного набора пришли в Большой именно оттуда.

КОНЕЧНО, я пишу от имени своего поколения — «детей войны». Изумительные голоса ведущих солистов Большого театра мы изо дня в день слышали по радио (они помогали стране выстоять!), а лучших из лучших увидели тогда и в кино. Если говорить о том же Сергее Яковлевиче Лемешеве, то он, русский красавец, пришёл и к бойцам на передовую, и в самые дальние уголки страны не только в жизнерадостной «Музыкальной истории», снятой накануне войны, но и в специально создаваемых киновыпусках «Концерт — фронту». Здесь, как и в концертных фронтовых бригадах, укрепляя дух борющегося народа, вдохновенно пели также Иван Семёнович Козловский, Максим Дормидонтович Михайлов и другие корифеи Большого.

Но вот что совершенно неожиданно открылось мне из интереснейшего рассказа Татьяны Маршковой о Лемешеве, с которым она не раз встречалась и беседовала: «Мало кто знает, да и возможно ли в это поверить, что Лемешев в войну, поздней осенью простудившись на вокзале, перенёс пневмонию, а потом туберкулёз и в самом расцвете — в сорок лет — пел с одним лёгким на искусственном пневмотораксе. Что это, как не подвиг артиста?»

Обобщённо могу сказать: всё искусство этих творческих поколений, сменявших друг друга в главном музыкальном театре страны, есть художественный подвиг. Таков вывод, следующий из книги. Эстафета идёт от Шаляпина, Собинова, Неждановой через Барсову, Обухову, Держинскую, Рейзена, Лисициана и до Архиповой, Атлантова, Образцовой, Мазурока, Синявской, Нестеренко… Какие имена! Сколько талантов, поднявшихся из глубин народных, вызывающих радость и гордость!

Вот, скажем, Никандр Сергеевич Ханаев, по определению Леонида Собинова, «один из самых красивых драматических теноров мира», родился в бедной крестьянской семье в селе Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии — том самом, где несколькими годами позднее родилась моя мать. А прославленные братья Пироговы? Тоже земляки мои, рязанские уроженцы. «История мирового вокала, — пишет Т. Маршкова, — не знает аналогов: всех пятерых родных братьев природа одарила могучими, неповторимыми голосами. Жизнь троих из них — Григория, Александра и Алексея — была связана с Большим театром». Народный артист СССР Алексей Иванов, посвятивший удивительной певческой династии книгу «Чудо на Оке», завершил её так: «Насколько же щедра русская земля, породившая это чудо природы человеческой, имя которому братья Пироговы!»

ДА, УНИКАЛЬНОЙ и богатейшей одарённостью своих певцов мы можем гордиться не меньше, чем признанная самой певческой страной Италия. Но есть и ещё одно, не менее важное достоинство нашего искусства. В книге, о которой идёт речь, приведены слова великого Шаляпина: «Нельзя забывать, что, кажется, только в России театр — не развлечение, а насущная духовная необходимость».

Не уничтожается ли эта действительно насущная необходимость у нас сегодня, в том числе и в Большом театре?

Шаляпин далее говорил: «В основу моей работы над собой я положил борьбу с пустым блеском, заменяющим внутреннюю яркость, с надуманной сложностью, убивающей прекрасную простоту, с ходульной эффектностью, уродующей величие».

Не выворачивается ли этот шаляпинский принцип наизнанку в новомодных режиссёрских трактовках на сцене Большого, оборачивающихся настоящим издевательством над классикой, над покорившей весь мир величайшей традицией русского театра?

Тревожные высказывания на эту тему признанных отечественных мастеров, которые приводят в своей книге Т. Маршкова и Л. Рыбакова, требуют особенно внимательного отношения с учётом крайне спорных и даже абсолютно неприемлемых, разрушительных «новаций», всё более настойчиво внедряемых на святой сцене Большого. Над ним, скажу от себя, реально нависла страшная угроза измельчания, опошления, измены своим основам. Между тем и в будущем, как всегда, народ хочет видеть его великим во всех отношениях.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.