Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Итоги 2010 года. Представленность аналитических и исследовательских центров в информационном пространстве

     Политические  партии, общественные деятели, государственные  институты при анализе тех  или иных процессов, политическом планировании активно используют экспертные доклады, прогнозы и другие материалы различных исследовательских центров. Зачастую политические группы и структуры государственной власти сотрудничают с подобными экспертными сообществами, привлекают их к проработке своих решений и аналитическому сопровождению деятельности. Естественно, эта часть работы аналитических центров, как правило, не публична. В то же время, СМИ периодически публикуют результаты деятельность данных экспертных кругов, упоминают о них в связи с теми или иными событиями общественной жизни.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2011-01-08 23:02

     Порядок же освещения в прессе выводов исследовательских сообществ во многом зависит не только от качества выпускаемой ими аналитической «продукции», но и от их открытости для средств массовой информации, положения в партийно-политической системе координат, от степени «приближенности» к властным структурам и доминирующим в обществе силам.

     Среди наиболее активных по публикаторской деятельности в СМИ  исследовательских центров России (таблица) можно выделить следующие: ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд "Общественное мнение", Центр политических технологий, Центр политической конъюнктуры России, Фонд Карнеги, ROMIR Monitoring, Фонд эффективной политики, центр имени С.Е.Кургиняна, Фонд ИНДЕМ, Фонд имени Конрада Аденауэра, Горбачев-фонд, Фонд им. Фридриха Эберта, Исследовательская группа ЦИРКОН, Центр исследований политической культуры России, Фонд "Политика", Институт социально-политических исследований, Фонд развития парламентаризма.

Таблица

Структура информационного  пространства, в котором  действуют ведущие аналитические и исследовательские центры (2010 год)

Название  объекта 2010 год 2009 год
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
ВЦИОМ 21534 36,2 24314 39,6
Левада-центр 9787 16,5 8297 13,5
Фонд "Общественное мнение" 5590 9,4 4874 8
Центр политических технологий 4741 8 4045 6,6
Центр политической конъюнктуры России 4566 7,7 4498 7,3
Фонд  Карнеги 3452 5,8 3400 5,5
ROMIR Monitoring 2394 4 3911 6,4
Фонд  эффективной политики 1928 3,25 1922 3,15
ЭТЦ Кургиняна 1008 1,7 704 1,1
Фонд  ИНДЕМ 954 1,6 3095 5
Фонд  имени Конрада Аденауэра 908 1,5 96 0,2
Горбачев-фонд 718 1,2 729 1,2
Фонд  им. Фридриха Эберта 505 0,85 191 0,31
Исследовательская группа ЦИРКОН 359 0,6 331 0,54
Центр исследований политической культуры России 331 0,57 183 0,4
Фонд "Политика" 317 0,53 535 0,9
Институт  социально-политических исследований 293 0,49 184 0,3
Фонд  развития парламентаризма 68 0,11 25 0,2

Примечание: Подсчитано по данным системы  анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Контент-анализ публикаций федеральных, региональных и зарубежных средств массовой информации позволяет заключить, что в 2010 году лидерство среди экспертных сообществ удержал за собой правительственный ВЦИОМ, занявший 36,2% медиа-потока, что на 3,4% меньше уровня прошлого года.

     На  втором месте укрепился «Левада-центр», расширивший своё присутствие в информационном пространстве с 13,5 до 16,5%, а на третьем – Фонд «Общественное мнение», продемонстрировавший рост показателей с 8 до 9,4%.

     На  четвёртую позицию вышел Центр политических технологий (8% против прошлогодних 6,6%), опередив Центр политической конъюнктуры России (7,7% вместо 7,3% в 2009 году).

     Нарастил  до шестой строчки влияние Фонд Карнеги (5,8%), во многом, вследствие ослабления позиций ROMIR Monitoring, чей индекс просел по сравнению с прошлым годом на 2,4% и получил лишь 4% медиа-поля и седьмое место.

     В десятку самых информационно  активных исследовательских центров  также вошли: Фонд эффективной политики (3,25%), Экспериментальный творческий центр С.Е.Кургиняна (1,7%) и Фонд ИНДЕМ (1,6%), чьё присутствие в информационном пространстве сократилось на 3,4% по сравнению с 2009 годом.

     Иные  экспертные сообщества, включённые в  аналитическую модель, получили от 1,5 до 0,11% медиа-потока и не ощутили в 2010 году существенных изменений своих позиций.

     Таким образом, в медиа-пространстве по количеству упоминаний в СМИ доминируют правительственный ВЦИОМ, близкий к праволиберальным силам «Левада-центр» и ориентированный на заказы Администрации Президента РФ – Фонд «Общественное мнение». В пятерке самых «медийных» экспертных сообществ значатся также ориентированные на сотрудничество с «Единой Россией» и Администрацией президента Центр политической конъюнктуры России и Центр политических технологий.

     Приведённые данные позволяют сделать вывод, что распространяемые через СМИ «независимые» мнения «медиа-политологов», к которым в последнее время довольно часто используются в информационно-аналитических материалах, чаще всего подчинены интересам правящей элиты, партии власти и носят явный характер реализации «политических заказов». 
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.