Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Политическая социология: Индикаторы кризисного сознания на 5 декабря 2010 года

Социальный портрет молодежи

Сектор политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-12-05 22:45

 

Одна из приоритетных тем недавнего президентского послания – это судьба будущих поколений страны. В данной связи особый интерес представляют социологические исследования, рассматривающие молодежную проблематику. Из числа недавних заслуживает внимания демоскопический зондаж, предпринятый Центром молодежных исследований Государственного университета – Высшей школы экономики в Петербурге и охватывающий три мегаполиса – Петербург, Ульяновск и Казань. Обращает также на себя внимание ретроспектива исследования, осуществленного в октябре 2009 г. Данные могут считаться несколько устаревшими, но они обладают своей высокой ценностью как характеризующие кризисное сознание: официальное признание того факта, что мир вошел в полосу кризиса, относится к ноябрю 2008 г., а следующий за ним год стал кульминацией кризиса, а по иронии судьбы еще и Годом молодежи (Минькова А. Экономический кризис породил поколение R) // Metro. 2010. 29 ноября. C. 6).

Кризис, поразивший российское общество, стал первым серьезным жизненным уроком, преподанным сегодняшним 14-30-летним. И в большинстве своем, к их чести, они усвоили этот урок правильно: больше трети опрошенных (35%) предприняли поиск дополнительного заработка, более четверти (28%) выразили мнение относительно того, что еще один дополнительный источник дохода им не помешает.

Недовольство, как следует из регулярных мониторингов и других, ведущих демоскопических служб, не выливается в протестные действия, канализируясь в несколько ином направлении: молодые демонстрируют разочарование в государственных институтах. Действительно, забота государства о молодежи ощущается ею довольно слабо. Во всяком случае, молодые склонны считать, что государство в большей мере обеспокоено судьбой чиновников, инвалидов, многодетных семей, пенсионеров, сирот, больных СПИДом и наркоманов. 16-30-летним в этом рейтинге государственных предпочтений достались только 12-16-е строчки.

Родительское окружение сыграло, как следует из результатов исследования, важную амортизирующую функцию в защите от пагубных последствий кризиса. Родительский бюджет стал тем незаменимым живительным источником, который даже в кризисных условиях позволил молодым в основном сохранить их потребительские привычки, сформировавшиеся в «тучные» годы. В частности, расходы молодежи на Интернет, сотовую телефонию, алкоголь и табак не сократились, оставшись на прежнем уровне.

Иными словами, молодые не пожелали отказаться от соблазнов общества потребления и в особенности там, где речь идет о демонстративном потреблении – общепринятых в их среде форм досуга и коммуникации, без которых, вне зависимости от реального уровня доходов их семей, процесс их социализации мог бы, по их убеждению, существенным образом застопориться. Вместе с тем кризис отнюдь не располагает к расточительству, вменяя молодому поколению необходимость поиска новых стратегий экономии. Они осуществляются на путях поиска более дешевых мест досуга, отказа от заграничных брендов в пользу отечественных, от приобретения одежды в прежнем количестве, наоборот, отдавая предпочтение обмену или покупкам вещей вскладчину.

Согласно данным, полученным по Ульяновску и Казани – городам, несомненно, отличающимся от столичных мегаполисов, от 30 до 40% опрошенных практически не ощутили на себе влияния последствий экономического спада, но 26% подверглись увольнению, еще 25% столкнулись со снижением заработной платы, а 22% стали получать ее с задержкой. Между тем, однако, 65-68% отметили трудности, которые довелось испытать родительской семье, 20% упомянули о задержке заработной платы, которая выпала на долю их родителей, 25-28% заявили о снижении уровня родительской заработной платы.

Кризис довольно чувствительно ударил по жизненным планам: 35-43% испытали на себе невзгоды безработного существования, будучи не в состоянии найти постоянное место работы, для 24-28% в результате кризиса застопорился процесс продвижения по службе и только удачливые 4% из 12% смогли до конца решить жилищный вопрос. И все это, как уже отмечалось, на фоне постоянства привычек демонстративного потребления: 90% не отказывают себе в алкоголе и табаке, 80% - в Интернете, 50-60% - в клубах и кафе и 70% - в посещении кинотеатров.

В том, что касается материальной помощи, ожидаемой от родителей, то здесь поведенческие установки примерно трети молодежи несут на себе достаточно выраженный отпечаток инфантильности. Так, 8% исходят из святой веры в то, что родители обязаны их обеспечивать, 10% перекладывают на старшее поколение заботы о себе, 13% берут у родителей деньги.

 

Сектор политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.