Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Политическая социология: Индикаторы кризисного сознания. Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса на 18 апреля 2010 года

Политическая социология:

Сектор политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2010-04-18 18:42

Индикаторы кризисного сознания

Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса

 

Динамика цен

 

         Представления о динамике цен служат одной из самых непосредственных характеристик социально-экономического положения массовых слоев общества и – особенно в наши дни – важным индикатором кризисного сознания. Этой теме посвящено демоскопическое исследование, проведенное Фондом «Общественное мнение», на исходе последней декады апреля.

            О росте цен говорят 77% опрошенных: примерно на таком же уровне этот показатель находился в летние месяцы 2009 г., претерпевая затем несущественные колебания то в одну, то в другую сторону. Исключение составил только конец февраля, когда, судя по ощущениям 85% респондентов, цены довольно резко пошли вверх. Примерно такие же ожидания вырисовываются и на ближайший месяц: к прогнозу относительно повышения цен склоняются 74% наших сограждан. С конца ноября прошлого года этот показатель понемногу и последовательно снижается.       

         По каждому из приведенных вопросов был построен диффузный индекс, равный сумме положи­тельных ответов и половины ответов тех, кто говорит, что ничего не изменилось, или затрудняется ответить. В свою очередь, итоговый индикатор «Рост цен» является составным индексом и получается сло­жением рассчитанных значений диффузных индексов по каждому вопросу и деле­нием этой суммы на два. Индикатор измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 0 до 100 п. с различной характеристикой диапазонов:

- значение 50 п. означает отсутствие роста цен;

- значение выше 50 п. показывает рост цен;

- значение ниже 50 п. означает снижение цен.

         По состоянию на последнюю декаду апреля этот индикатор составил 87,3 п., демонстрируя некоторое снижение по сравнению с осенью 2009 г.

 

Уровень протестных настроений

 

         Еще один индикатор кризисного сознания – это уровень и состояние протестных настроений. Потенциал протеста в обществе продолжает существовать, оставаясь практически неизменным с начала февраля 2010 г. и составляя немногим менее трети опрошенных (30%): это группа мнений, носители которых испытывают, по их словам, недовольство и готовность участвовать в акциях протеста. Должно, однако, признать – и это тенденция долговременного характера, – что этими мнениями представлено относительное меньшинство. Тогда как большинство, возросшее примерно с середины января с половины (55%) до почти двух третей (63%), настроено, если верить опросным данным, «антипротестантски». Аналогичное соотношение между «протестантами» и «антипротестантами» отмечается в группе лояльно настроенных к Д. Медведеву и/или В. Путину (24% против 69%), в то время как эта пропорция претерпевает существенные изменения в группе, из которой исключены лояльные первым лицам государства (42% против 48%). Иными словами, прирост протестного потенциала в этом случае становится очевидным.

         Протестный потенциал обнаруживает тенденцию к росту, когда опрошенным предлагается оценить его количественные характеристики уже безотносительно к своей собственной предрасположенности или, наоборот, непредрасположенности участвовать в каких-либо акциях протеста. В итоге получалось, например, что такого рода оценка «чужого» протестного потенциала фиксировалась на уровне 53%, не варьируясь сколько-нибудь значительно в зависимости от лояльности президенту и премьеру (там она достигла 51%) или нелояльности им (55%).

         Более всего рост социального недовольства и увеличение рядов как потенциальных, так и реальных протестантов провоцируют трудности и невзгоды сугубо прозаического свойства - низкие зарплаты, пенсии, их снижение, невыплаты, материальные проблемы, бедность (на все эти причины ссылаются 13% опрошенных). Далее по степени важности шли им сопутствующие и аналогичные типа роста цен, налогов, пошлин (8%), безработицы, увольнений, сокращений (7%), плохой работы ЖКХ, необеспеченности коммунальными услугами, высоких тарифов (6%) и недовольства властями разных уровней, беззакония, коррупции, бюрократизма (5%).

            Потенциал протеста, оцениваемый по состоянию на последний месяц, демонстрирует примерно то же соотношение: почти треть (34%)  «протестантов» и около двух третей «антипротестантов» (61%), причем, как водится, среди лояльных Д. Медведеву и/или В. Путину аналогичный расклад мнений воспроизводится почти что «зеркально» (29% против 67%). И опять же в группе нелояльных первым лицам государства этот разрыв между противоположными мнениями сводится к минимуму (46% против 49%).

         При оценке динамики протестного потенциала относительное большинство (28%) склоняется к тому, чтобы определить ее как возрастающее, причем эта группа мнений заметно увеличилась на протяжении нынешней весны. А утопическую уверенность в спаде «протестантства» питают сколь стабильные за последние весенние месяцы, столь и незначительные 2%. Лояльные к президенту и премьеру определяют «протестантский» потенциал на уровне 23%, а все остальные за вычетом лояльных – на уровне 40%.

         Вопрос о гипотетическом участии в акциях протеста, случись они в ближайшее воскресенье, почти две трети опрошенных (67%) склонны решать для себя негативно, а критерий лояльности первым лицам государства дал еще некоторый прирост (71%). Примерно каждый пятый (19%) изъявил готовность к участию в «протестантских» действиях (в группе нелояльных таковых набралось 27%), что выглядит несколько скромнее на фоне вербальных утверждений о готовности вообще и столь же общих умозрительных оценок протестного потенциала.

 

Сектор политического мониторинга

Отдела по информационно-аналитической работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.