Член ЦИК Е.И.Колюшин о деньгах в думской кампании: "ЕР" потратила почти 1,5 млрд рублей; "СР" - почти 700 млн. рублей; ЛДПР - более 600 млн. рублей; КПРФ – 223 млн. рублей
KPRF.RU публикует материлы онлайн-конференции члена ЦИК России Е.И.Колюшина на сайте общероссийского образовательного информационного проекта для молодых журналистов «Медиакратия» (по материалам интернет портала ЦИК РФ)
Евгений Колюшин: Здравствуйте, дорогие участники интернет-конференции!
Елена Ковтуненко, Ленинградская область: Если происхождение денег в фонде кандидата будет признано "сомнительным", может ли кандидат быть снят с дистанции?
Евгений Колюшин: Избирательная комиссия не пользуется таким понятием, как "сомнительные деньги". Речь идет о законных или незаконных деньгах. Если кандидат использует больше 5 процентов незаконных денег, то тогда его регистрация может быть отменена.
Сергей Симонов, Астрахань: Как ЦИК России проверяет источник поступления средств в фонд?
Евгений Колюшин: Во-первых, сам кандидат должен вести учет поступления и расходования средств. Во-вторых, мы получаем сведения из Сбербанка России, где открыты все счета кандидатов, где есть сведения о расходовании средств. Если это юридическое лицо, то делается запрос в органы, которые зарегистрировали данное лицо. Если это физическое лицо, то проверяется правильность адреса места жительства. Если пожертвование незаконно, то об этом уведомляется кандидат, и он может или согласиться с этим решением и вернуть средства жертвователю, или оспорить его. Существуют контрольные службы, в состав которых входят члены ЦИК России и сотрудники правоохранительных органов, которые занимаются проверкой поступающих в избирательный фонд денег.
Александр Варламов, ГТРК "Владимир": Неоднократно участвовал в избирательной компании. Большая часть печатной продукции (кроме одной-двух официальных газет или статей в областной прессе) оплачивается из так называемой «черной кассы». Как борется с этим ЦИК России и как он взаимодействует с правоохранительными и следственными органами в этой ситуации?
Евгений Колюшин: ЦИК России работает с легальными фондами. То, что идет, минуя избирательные фонды, нам неподконтрольно до тех пор, пока нет жалоб. Если А.Варламов получает деньги из "черной" кассы, то тем самым способствует незаконному финансированию избирательной кампании. Мой совет ему: не брать деньги из «черной кассы».
Юлия Беломестнова, Хабаровск, газета "Амурская правда": Известно, что на последнюю выборную кампанию из госбюджета было выделено 4,3 млрд. рублей. Как определяется сумма, которую выделяют из государственного бюджета на выборы?
Евгений Колюшин: Это очень тяжелый вопрос. Денег всегда мало. В данном случае выделили денег больше, чем в 2003 году, когда было выделено 3,5 млрд. рублей, но было «освоено» только 2,8 млн. рублей, а остальное было возвращено в бюджет. Отталкиваясь от этой суммы и учитывая инфляцию, определили сумму в 2007 году. Определенных методик расчета не существует, как не существуют и нормативы затрат. Затраты определяются по факту с учетом инфляции. Я - один из тех, кто критикует расходные средства, которые выделяются бюджетом. Я считаю, что мы даем мало денег участковым избирательным комиссиям.
Вера Конюхова, газета "Владивосток": Что показывает практика: итоги выборов находятся в прямой зависимости от количества средств на счёте кандидата? Чем больше денег, тем больше голосов?
Евгений Колюшин: Нет такой зависимости. Итоги последних парламентских выборов показывают, что партии, которые потратили большие деньги, не получили ни одного мандата, а партии, которые потратили меньше денег, мандаты получили. Федеральные и региональные выборы - это затратное мероприятие, и оно требует финансирования. Вообще и у нас, и на Западе очень богатых людей не любят и не избирают на такие должности. У нас их называют олигархами. Во-первых, есть законодательство, которое ограничивает траты собственных денег. А во-вторых, менталитет людей другой. Хотя бедных кандидатов на выборные должности тоже не любят выдвигать. Так что здесь должна быть "золотая середина".
Юлия Беломестнова, Хабаровск, газета "Амурская правда": Интересуются ли партии расходованием средств фондов своих конкурентов?
Евгений Колюшин: В отличие от западной практики, наши партии мало интересуются расходованием средств. Существует в какой-то мере негласное соглашение - не считать чужие деньги. Но в последние годы эта тенденция нарушается, и интерес, но небольшой, наблюдается. Пока что расходование средств является не очень публичной стороной.
Андрей Лимонов, Тверь: Зачастую спонсорами избирательной кампании являются бизнесмены либо корпорации. Очевидно, на выборах лояльный кандидат будет возвращать деньги спонсоров. Почему нельзя пресечь эту пагубную практику законодательно?
Евгений Колюшин: Вопрос тоже очень интересный. Он имеет несколько подвопросов. Спонсорами избирательных кампаний являются предприниматели, и это естественно. В любой стране предпринимателям небезразличны итоги выборов. И я не думаю, что надо предпринимателям запрещать финансировать избирательную кампанию, и наше избирательное законодательство этого не запрещает. Я думаю, что со временем у нас появятся запреты на это. Они есть за рубежом. Если ты спонсируешь избирательную кампанию, то кандидат, заняв должность, лишается права оказывать тебе содействие в получении государственных заказов. У нас таких норм в законодательстве нет, но я думаю, что со временем они появится. А пока у предпринимателя есть такое настроение: сегодня я тебе дал, а завтра ты будешь у власти и мне посодействуешь. Вот с такими вещами бороться надо, но это - очень сложная задача. Когда-нибудь мы ее начнем решать.
Боровских Алексей, Москва, информцентр российской христианской церкви: Какие нарушения в расходовании избирательных фондов могут послужить причиной для снятия с предвыборной гонки кандидатов и партий? Были ли примеры таких грубых нарушений на прошедших выборах в парламент?
Евгений Колюшин: Выборов без нарушений не бывает, поэтому нельзя наказывать за каждый незаконный рубль. Закон предусматривает возможность отказа в регистрации за финансовые нарушения. Основные нарушения связаны с превышением «потолка» расходов или расходованием, минуя избирательный фонд. В президентских выборах «потолок» расходов составляет 400 млн. рублей. А для отмены результатов выборов нужно, чтобы эти цифры составляли не менее 20 процентов от «потолка», то есть 80 млн. рублей. На прошедших парламентских выборах крупных нарушений мы не зафиксировали, хотя, наверное, какие-то были. Были, например, незаконные пожертвования, но, после того как партии были проинформированы, пожертвования возвращались. Фонд был довольно большой – 1,8 млн. рублей. Ни одна партия не использовала его в полной мере. Возможно, в дальнейшем будут выявлены нарушения в отношении тех партий, которые не получили мандатов. Сейчас материалы есть, но о них пока рано говорить. На региональных выборах были нарушения, которые даже вызвали отмену регистрации. Например, список кандидатов в депутаты Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ" в Смоленской области был зарегистрирован по залогу, а потом выяснилось, что залог внесли люди, которым эти деньги дали. Пожертвования были признаны недобровольными, и регистрация была отменена. Были и другие нарушения.
Максим Ермаков, г. Тында, Амурская область, газета "Авангард": Какую явку избирателей прогнозирует ЦИК России на выборах Президента Российской Федерации?
Евгений Колюшин: Я достаточно давно в комиссии, и такого ажиотажа вокруг явки избирателей, как на прошедших парламентских выборах, никогда еще не было. Никогда ЦИК России не занималась прогнозами явки избирателей. Это не дело избирательных комиссий. Нужно, чтобы избиратель приходил добровольно, чтобы его не подталкивали, в том числе через всякого рода лотереи, конкурсы, концерты в день голосования. Выборы должны проходить в нормальной рабочей обстановке. Неслучайно во многих западных странах выборы проходят в рабочий день. Если человек считает себя гражданином, то он приходит сам проголосовать, его не надо гнать на выборы.
Станислав Жоглик, Омская область, журнал "Бизнес курс": В чем специфика президентских выборов в плане формирования избирательных фондов кандидатов?
Евгений Колюшин: В принципе схема такая же, как и на парламентских выборах. Кандидаты создают свои фонды, в эти фонды поступают деньги и тратятся кандидатами. Разница лишь в том, что нет региональных фондов, а есть только один фонд у каждого кандидата. На президентских выборах кандидат может внести до 10 процентов собственных денег от «потолка» расходов: на выборах - до 40 млн. рублей, при повторном голосовании - еще до 10 млн. рублей. До 50 процентов может внести партия, которая выдвинула кандидата. И дальше – пожертвования от граждан и юридических лиц. Один гражданин может внести до 6 млн. рублей, а юридическое лицо – до 28 млн. рублей. На парламентских выборах кандидаты могли внести средства в избирательный фонд как граждане, а не как кандидаты. Размер избирательного фонда такой же – 400 млн. рублей. Но на парламентских выборах можно было еще 1,4 млн. рублей тратить в регионах.
Павел Ермилов, Москва: Тенденция законодательства такова, что размеры избирательных фондов неуклонно сокращаются. Что нас ждет в будущем?
Евгений Колюшин: Тенденция совершенно другая. Размеры фондов неуклонно растут. На президентских выборах в 2004 году «потолок» составлял 300 млн. рублей, сейчас – 400 млн. рублей. «Потолок» расходов постоянно растет, и реальные расходы партий также растут. На мой взгляд, сейчас мы не должны увеличивать «потолок» расходов, потому что от этого зависит размер избирательного залога, да и сами эти расходы в целом непроизводительны. Деньги можно использовать на другие дела. Необходимо разумно ограничивать расходы на избирательную кампанию, как это делается во всех странах кроме США, где никаких ограничений нет. В США есть ограничения только на внесение денег от кандидатов. Я думаю, предусмотренных законом денег достаточно для проведения избирательных кампаний. Поэтому считаю, что нужно контролировать, чтобы деньги не шли, минуя фонды. Решить это можно путем взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами.
Елена Ковтуненко, Ленинградская область: Будет ли иметь значение для избирательного процесса то, откуда и в каком размере поступают деньги в избирательные фонды кандидатов? Может ли разглашаться эта информация в СМИ и повлияет ли это на ход избирательной кампании?
Евгений Колюшин: Конечно, для избирательного процесса имеет значение любая информация о выборах, а тем более информация о деньгах, которые тратит партия. Что касается разглашения, то тайна вклада на специальные избирательные счета не распространяется. Это деньги не кандидатов, а жертвователей. Кандидат должен представить два отчета: первый - при регистрации, второй – итоговый в течение месяца после выборов. В ходе избирательной кампании мы публикуем информацию о движении средств, но не всех, а лишь тех, что предусмотрены законом. Финансовые отчеты тоже публикуются, ведь происхождение денег влияет на ход избирательной кампании.
Максим Ермаков, г. Тында, Амурская область, газета "Авангард": - Какие изменения в избирательном законодательстве появились накануне выборов депутатов Государственной Думы в части агитации в СМИ и что ждать накануне президентских выборов?
Евгений Колюшин: Большие изменения в законодательстве в части агитации в СМИ коснулись и прошедших парламентских выборов. Главное изменение - запрещена критика на телевидении в агитационных материалах. В них не должно содержаться негативных оценок конкурентов, описаний негативных последствий избрания другого кандидата. Расширены запреты на публикации материалов в связи с усилением борьбы с экстремизмом. Редакторам дана возможность отказывать в публикации материалов, если они считают, что там есть признаки экстремизма. На президентских выборах законодательство меняться не будет, так как кампания уже идет, а что будет дальше - увидим.
Коробова Наталья, Омск, "БК-рейтинг": Евгений Иванович, каковы последние данные о средствах, поступивших и израсходованных партиями из их избирательных фондов на выборах?
Евгений Колюшин: По выборам в Государственную Думу могу назвать цифры. Это еще не окончательные данные, но на сегодняшний день они таковы (формально избирательная кампания еще не закончилась): "ЕДИНАЯ РОССИЯ" потратила 1.445 млн. рублей; "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - почти 700 млн. рублей; ЛДПР - более 600 млн. рублей; КПРФ – 223 млн. рублей; СПС - почти 210 млн. рублей (но он ни одного мандата не получил). Другие партии потратили значительно меньше. Всего через избирательные фонды прошло 3.650 млн. рублей. Что касается президентских выборов, то шесть кандидатов – А.В.Богданов, В.В.Жириновский, Г.А.Зюганов и М.М.Касьянов – открыли счета на прошлой неделе, а сегодня открыли избирательные счета Б.Е.Немцов и Д.А.Медведев. Большинство счетов пока нулевые или включают в себя 10-100 рублей.
Евгений Колюшин: Уважаемые участники конференции! Я призываю вас освещать избирательные кампании объективно, самим выполнять свой гражданский долг и ходить на выборы, не получать деньги за освещение выборов из «черных касс» и, тем самым, не способствовать незаконному финансированию избирательных кампаний, а также изучать избирательное законодательство. Тогда все у нас получится.
Спасибо! До свидания.