Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Покупая квартиры в новостройках в Марфино, москвичи и подумать не могли, что тихий и зеленый микрорайон вскоре кардинально изменится: деревья будут спилены, а уровень шума начнет зашкаливать. И все это «благодаря» новым дорогам, о которых будущим жильцам новостроек «забыли» сообщить. 17 мая фракция КПРФ в Мосгордуме провела встречу с жителями микрорайонов 51 и 52 Марфино по проблеме строительства дорог и обсуждению изменений в закон о Генплане.
Узнав о планах властей, москвичи вышли на акции протеста. Первый митинг они провели 7 апреля. 11 апреля добились участия в совещании по вопросу строительства дорог в префектуре СВАО. Чтобы разрешить конфликт, префект создал согласительную комиссию с участием жителей, но строительство, вопреки обещаниям, продолжилось. На митинг 25 апреля пришло уже 400 человек. Против строительства собрано более тысячи подписей.
На встречу в Мосгордуме, организованную фракцией КПРФ, пришли жители Марфино и представители органов власти, чтобы совместно обсудить будущее района.
Встреча началась с демонстрации рекламного видеоролика о новых микрорайонах в Марфино, который несколько лет назад снимала компания-застройщик «Ведис». «Вот как они позиционировали наш район - тихий, зеленый, спокойный. Приезжайте, молодые семьи, все для вас, для ваших детей», - прокомментировала Мария Хубиева.
Однако в реальности район оказался далеко не тихим и не спокойным. Кадры о том, что происходит в Марфино на самом деле, показал участникам встречи Дмитрий Кожин. Октябрьскую железную дорогу, соседствующую с микрорайонами 51 и 52, раньше отделяли зеленые насаждения и два ряда бетонных гаражей. Однако в сентябре прошлого года на железной дороге было уложено четвертое железнодорожное полотно для скоростного поезда «Сапсан». В октябре 2011 года полностью вырубили зеленые насаждения. В январе - апреле 2012 года вдоль железной дороги демонтировали все бетонные гаражи, также осуществлявшие шумозащитные функции. «Теперь железная дорога примыкает не просто к жилому микрорайону, а ко двору дома 1, корпус 1 по Большой Марфинской улице. То есть детишки, выйдя из подъезда, сразу попадают в эту опасную зону», - с возмущением сообщил москвич.
И это только железная дорога. Помимо нее, в районе планируется построить проезд №589 шириной 15 метров, продолжение улицы Большая Марфинская шириной 12 метров, а также автодорогу по улице Кашенкин Луг.
По словам Марии Хубиевой, проектируемый проезд №589 пройдет вдоль железной дороги: «Эта дорога тоже будет транзитная, ширина ее планируется 15 метров. Это 4 полосы с движением общественного транспорта».
Таким образом, 51 микрорайон оказывается зажат между двумя дорогами по четыре полосы. Ситуация в районе может усугубиться еще и со строительством Северной рокады.
«Что в итоге получается? Первый пусковой комплекс – это реконструкция улицы Большая Марфинская и строительство проезда №589. Второй пусковой комплекс – это реконструкция улицы Кашенкин Луг. Третий – это снос здания МОЭК. И четвертый – это вывод улицы Большая Марфинская и проезда № 589 на улицу Академика Королева», - подытожила Мария Хубиева.
По мнению выступающей Елены Васильевой, власти не сделали самого главного – не актуализировали планы. «Инженерно-топографические планы были выполнены в 2006 году. На этих планах наших домов не было в помине. Эта земля принадлежала агропредприятию Марфинское, там были парники и теплицы. Сейчас у нас там расположено 22 семнадцатиэтажных дома, которые построены еще и с нарушением плотности».
Она также отметила, что публичные слушания с жителями не проводились. «Самое последнее действующее постановление датируется 10 августа 2010 года - «О мероприятиях по осуществлению комплексной реконструкции территории района Марфино города Москвы». По нему не было ни информирования, ни публичных слушаний».
Елена Васильева, как практически и все ее соседи по 51 микрорайону, квартиру не покупала, а получила. Причем выбора ей никто не предоставлял: «Наши три корпуса - муниципальные. Нам давали две недели на переезд, никто с нами не разговаривал, ничего не обсуждал. Конечно, очень перенаселенные дома, стоят вплотную друг к другу, просто какой-то лес этих домов. Но, тем не менее, поскольку не было рядом транспорта, то хотя бы экологическая обстановка была более-менее нормальная».
По ее словам, жители могли бы согласиться на строительство дороги, если бы все было сделано с умом. «Стройте эту магистраль, потом делайте вдоль нее магазины, гаражи многоэтажные – нежилые помещения. Потом делайте зеленую полосу, и стройте жилые дома. Имейте совесть! Хотите делать транзитные дороги, значит, делайте дома на нужном расстоянии и с нужной защитой».
Елена Васильева также привела результаты замеров шумов – их уровень превышал допустимые нормы в два-три раза даже тогда, когда железную дорогу от домов отделяли зеленые насаждения и бетонные гаражи.
Куратор направления ЖКХ «Организации народного контроля» Владимир Молодых поделился информацией о том, что в Москве в 2000 году Постановлением № 49 Правительство Москвы утвердило СНиП МГСН-99. Сделано это было, по словам выступающего, с огромным количеством нарушений.
«В этом новом СНиПе содержались новые коэффициенты по определению нормативных размеров площади земельных участков многоквартирных домов, что противоречит Российской Конституции, которая запрещает уменьшать наши права и свободы, в частности, право на благоприятную окружающую среду и жизненное пространство. СНиП этот не был надлежащим образом опубликован. Поэтому с юридической точки зрения он не имеет силы. Тем не менее, московские власти в течение десяти лет втихаря перемежевали всю территорию жилой застройки Москвы, отняв у земельных участков многоквартирных домов до 30 процентов размера их придомовой территории», - сообщил Молодых.
По расчетам выступающего, при проектировании трассы в Марфино у жителей «оттяпали еще до 25 процентов земли». Фактически продолжение дороги по улице Большой Марфинской и проезд №589 строятся по территории, которая должна относиться к придомовой.
После того, как высказались жители Марфино, слово предоставили представителям органов власти. Наиболее конструктивную позицию заняли представители ГУП НИиПи Генплана Москвы. Чиновники управы и префектуры, напротив, показали, что не горят желанием вести диалог с жителями.
Так, заместитель главы Управы района Марфино Александр Кузнецов с возмущением заявил, что участники встречи противопоставляют себя остальному району Марфино, которому дороги нужны. Советник префекта СВАО Надежда Акулова также не видит никаких препятствий к тому, чтобы проект был реализован: «Он не только для вашего микрорайона, он для всего района Марфино!» По словам чиновницы, хотя публичные слушания проводились еще в 2007 году, это не противоречит законодательству: «В соответствии с данным проектом, дороги должны были быть построены вместе с жилыми домами. К сожалению, Правительство попало в такую финансовую ситуацию, когда строительство инженерных коммуникаций и дорог отставало от строительства инвестиционного проекта. В связи с этим Правительство вынуждено строить дороги сегодня».
Удивила участников встречи и позиция начальника территориальной проектно-планировочной мастерской ГУП «ГлавАПУ», автора проекта Сергея Топкишева, который заявил, что плотность застройки соблюдена, хотя микрорайон и запроектирован с предельными нормативами по плотности. «Если вы имеете претензии к проектировщику, к Топкишеву, подайте на меня в суд. Я могу в суде доказать», - сказал Топкишев.
Начальник управления градостроительного регулирования Северо-Восточного округа Москомархитектуры Владимир Кругликов сам с 1960 года живет в Марфино и хорошо знает ситуацию. По его мнению, весь сыр-бор начался по вине застройщика: «Изначально был проигнорирован Генеральный план – я буду говорить открыто – застройщиком, которому вы оплатили деньги».
По словам Кругликова, добиться отмены строительства жителям «будет не под силу». Тем не менее, чиновник и сам не рад сложившейся ситуации: «Да, это удручающе. И район-то должен был быть совсем другим. Там был английский проект – 6-8-этажные дома ширококорпусные с внутренними садами, ручьями. Но этот проект почему-то нашему городу не понравился. Они захотели все застроить этими серийными жилыми домами, которые, собственно, мы и получили».
Руководитель транспортного подразделения ГУП НИиПи Генплана города Москвы Игорь Бахирев попытался успокоить жителей тем фактом, что Северная рокада пройдет в другом месте: «Она идет вдоль Октябрьской железной дороги, и дальше мы планируем вывести эту Северную рокаду не на улицу Академика Королева, а пройти вдоль малого кольца Московской железной дороги выше, гораздо выше. И там попробовать вот в этом железнодорожном коридоре проложить такую магистраль».
Одним из предложений, озвученных на встрече, стала реконструкция Ботанической улицы. Оно прозвучало, в том числе, и со стороны ГУП НИиПи Генплана. Тем самым можно было бы перенаправить туда из жилого района транзитные потоки. Кроме того, были высказаны предложения по строительству эстакады, связывающей ул. Академика Королева и ул. Фонвизина, по реконструкции тоннеля под железной дорогой, связывающего ул. Академика Комарова и ул. Милашенкова, в том числе, для подъезда жителей к новой станции метро Фонвизинская, и другие.
Подводя итоги встречи, депутат Мосгордумы от фракции КПРФ Владимир Святошенко высказал удовлетворение тем, что удалось не только обсудить проблему, но и выработать конкретные предложения по ее решению. Внести изменения в Генплан – это серьезная задача, но сидеть на месте нельзя, тем более что права москвичей нарушаются на каждом шагу: «Буквально на днях я был на собрании жителей Большой Академической – там та же самая проблема. Не посоветовавшись с жителями, под окна подвели полосы. Это одно из последствий того, что в Москве депутаты муниципальных собраний практически не имеют никаких полномочий. Если бы у них были полномочия, на самом раннем этапе, на стадии рассмотрения проектов они могли бы принять активнейшее участие в этом. Тогда, я думаю, нашей сегодняшней встречи и не было бы. Решили бы все вопросы сразу, поскольку люди живут в районе, все проблемы прекрасно знают».
Участники встречи выработали рекомендации по решению проблемы, которые будут направлены в Правительство Москвы, в Прокуратуру Москвы и в другие инстанции.