В православной среде вновь подняли вопрос о роли Сталина в судьбе РПЦ
В православной среде вновь подняли вопрос о роли «отца народов» в судьбе РПЦ, пишет "Свободная пресса".
Пожалуй, ни один политический деятель российской истории не вызывает таких противоречивых оценок, как Иосиф Сталин. Для кого-то он один из самых кровавых злодеев, каких только знал мир, а для кого-то – спаситель России и гениальный политик. Причём единства насчёт сего персонажа нет даже среди священников Православной церкви. Как известно, во время репрессий, получивших название сталинских, были расстреляны и осуждены тысячи священнослужителей. В «безбожную пятилетку» 1938-1943 годов планировалось закрыть последнюю церковь в СССР. И если бы не Великая Отечественная война, эти планы вполне могли осуществиться. И всё же находились и продолжают находиться священники, которые считают Сталина благодетелем Православной церкви, «богодарованным вождём» России. Недавно в издательстве «Книжный мир» вышла книга «Сталин и Церковь». По замыслу её автора-составителя П.Победоносцева, она должна перевернуть представление о Сталине, как о гонителе Церкви. В ней приводятся мнения самых разных людей, включая канонизированного Православной церковью святителя Луки, архиепископа Крымского, патриархов Московских и Всея Руси Сергия и Алексия I.
Какие же доводы у тех, кто желает обелить роль Сталина в истории Православной церкви 20-го века?
Главный аргумент – Сталин был государственником. И сам Бог избрал его орудием для того, чтобы Россия, преодолев революционную «разруху в головах», достигла небывалого в своей истории величия. С именем Сталина связывает священник Дмитрий Дудко (проведший многие годы в сталинских лагерях) отказ от идеи бесконечной революции в пользу построения социализма в отдельно взятой стране.
«…Если с Божественной точки зрения посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом пишут даже его противники, – размышляет о.Дмитрий. – Если бы победил Троцкий с его перманентной революцией… все мы были бы трудовой армией для тёмных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и сохранил Россию… Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.
Схожей точки зрения придерживается доктор исторических наук профессор Игорь Фроянов. «…По планам Троцкого и его единомышленников Россия должна была послужить горючим материалом для того, чтобы разжечь мировой революционный пожар. В этом пожаре, конечно, сгорела бы и сама Россия. Сталин поступил по-другому. Он национализировал Октябрьскую революцию, провозгласив лозунг «Построение социализма в отдельной стране». Это, на мой взгляд, было благом для исторической России. Я даже склонен утверждать, что, выдвинув план построения социализма в отдельной стране, в России, Сталин тем самым спас Россию от уничтожения. В этом его крупная историческая роль в судьбах России и русского народа.
Конечно, Сталин не мог в этом случае игнорировать национальные традиции России и русского народа. Мы видим, как на протяжении 30-х годов происходит поворот руководства, его политики к национальным истокам. Это прежде всего коллективизм и общинность, умение жертвовать собой. Все это русский народ доказал на протяжении многих веков. Перед Сталиным в 30-е годы стояла задача построения мобилизационного общества. Иначе устоять было невозможно. Удержаться во враждебном окружении иначе было нельзя. Необходимо было все сосредоточить в одних руках. Сталин с этой задачей справился, но построение мобилизационного общества, конечно, было связано с большими издержками…»
Отец Евстафий, в храме которого несколько лет назад верующие молились на икону с изображением «вождя народов», уверен, что со временем вокруг Сталина начнётся почитание. Хотя о канонизации речь не идёт.
«…У меня было два отца (кроме Отца Небесного): один отец – это мой отец по плоти, а другой отец – это отец народов, который был строг, который ошибался, но который всё равно, тем не менее, имеет для меня высокое имя моего отца как отца моей страны. – признаётся на страницах книги о. Евстафий. – Именно поэтому любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мёртвого льва, я слушаю моё сердце, мою душу. Я поминаю Иосифа Виссарионовича Сталина на всех службах, где это уместно, особенно в день общей Победы нашего народа…
… По большому счёту история нашей страны – история тех, кто борется с русским народом, и история тех, кто всё-таки противодействует русофобии, кто всё-таки, в конечном счёте, в трудной борьбе защищает нашу землю, наш народ. И Сталин был человек, который противопоставил, порой даже предельно жестоким образом – свою жёсткость этой всемирной русофобии, которая и сегодня направлена на то, чтобы уничтожить русский народ и завладеть его территорией. Величие Сталина в том, что он не поддался русофобам, гениально разгромил «верных ленинцев».
Другой аргумент православных сталинистов и вовсе звучит дико для «неподготовленного» уха: Сталин, с именем которого связаны беспримерные гонения на христиан, на самом деле в тайне от своего окружения симпатизировал Православной церкви и даже был верующим.
Вот какой эпизод, посвящённый знаменитой встрече «вождя народов» с предстоятелями РПЦ, находим в книге.
«…Святейший патриарх Сергий (тогда ещё митрополит) после встречи со Сталиным 4 сентября 1943 года, (тогда было принято решение о возобновлении Патриаршества в нашей стране), на вопрос келейника патриарха архимандрита Иоанна (Разумова) как прошла встреча, ответил:
- Какой он добрый!.. Какой он добрый!..
Архимандрит Иоанн переспросил:
- Ведь он же неверующий.
Патриарх, седовласый мудрый старец, произнёс:
- А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живёт Бог!
Вот что по этому поводу говорит священник Дмитрий Дудко: «Не случайно философ Н.Бердяев говорил: «Атеизм – это дверь к Богу с чёрного хода»... Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек, это можно было бы показать на фактах… Не случайно в Русской православной церкви ему пропели, когда он умер, даже «Вечную память», так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время. Не случайно он и учился в Духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтобы по-настоящему её приобрести…»
Итак, какие же доказательства «православности» Сталина находим в книге? Вот, например,цитата из подписанного им документа от 12.09 1933 г.
«… Планы архитектурных застроек (в Москве – СП) предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.
На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнерусского зодчества.
Органы советской власти обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества».
Или вот, например, ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК от 11.11.39
Вопросы религии
В отношении к религии, служителям Русской Православной Церкви и православно верующим ЦК постановляет:
1) Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследование верующих.
2) Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за №13666-2 "О борьбе с попами и религией", адресованных пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, — отменить.
3) НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.
4) Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.
Секретарь ЦК И.Сталин
Или ещё эпизод, который, по мнению составителя книги, характеризует Сталина, как человека верующего. В нём описывается одна из встреч генсека с маршалом Василевским.
«… Как вспоминал В.М. Молотов со слов маршала, однажды Сталин пригласил Василевского и стал расспрашивать его о родителях. А у него отец – сельский священник, и маршал не поддерживал с ним отношений.
- Нехорошо забывать родителей, - сказал Сталин. – А вы, между прочим, долго со мной не расплатитесь! – он подошёл к сейфу и достал пачку квитанций почтовых переводов.
Оказывается, Сталин регулярно посылал деньги отцу Василевского, а старик думал, что это от сына.
«Удивительно, но патриаршество было ликвидировано при православном, казалось бы, царе Петре I, а восстановлено при господстве большевиков-безбожников, – читаем в книге размышления православного публициста В.Шкляева. – Глаза наши до сего времени ещё закрыты. Мы, церковные люди, упорно не хотим видеть, что за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии. Но за этот же период была восстановлена в своих правах патриархия, проведено (три!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых – отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме.
…Как Церковь относилась к Сталину? Как и весь народ – с восторгом. Вот что говорил от лица Церкви её предстоятель митрополит Сергий (Старгородский) в 1944 году: «Глубоко тронуты сочувственным отношением нашего всенародного вождя, главы советского Правительства И.В. Сталина к нуждам Русской православной церкви, приносим Правительству нашему общесоборную искреннюю благодарность».
Враги наши говорят, что епископы лицемерили. Тогда приведу мнение о Сталине патриарха Александрийского Христофора: «Маршал Сталин является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится…». Ему-то какой смысл был лицемерить?....
В период с 1941 по 1953 год было настоящее церковное возрождение! Сохранившиеся храмы были переполнены, открылось вновь около 22 тысяч приходов, семинарии, Академия…»
И всё-таки никуда не уйдёшь от факта, что при Сталине были расстреляны тысячи священников, закрыты и уничтожены тысячи храмов, в том числе главный символ русского Православия – Храм Христа Спасителя.
Однако и этим деяниям у адептов «православного сталинизма» находится своё объяснение и даже оправдание.
«...Нам, православным людям, испытавшим гонение за веру, нужно забыть обиду, как и подобает христианам, и с должным вниманием и любовью посмотреть на всё,– рассуждает священник Дмитрий Дудко. – Скажу о себе. Я тоже не понимал Сталина как следует, и в своих юношеских стихах писал: «И вы мне кажетесь палач, их погубивший, самый первый». Теперь я готов посмертно попросить у него прощения. Нет, он не был палачом, он многим спас жизнь, таким как Шолохов… И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыка Лука, готов воскликнуть: «Сталин – богодарованный вождь России».
Народ, который в значительной части своей равнодушно относился к низверганию своих святынь… - этот народ должен быть наказан, – читаем размышления отца Евстафия. – И это наказание, в принципе, не ужасное. Это наказание, которое ведёт народ к лучшему. Это учительство, поскольку Бог является педагогом. И вот именно таким педагогическим, я уверен, приёмом, является то, что в нашей стране произошло с Православной Церковью в 20-е и 30-е годы. И это было частью деятельности Сталина...».
Мы попросили прокомментировать основные положения книги «Сталин и церковь» православного публициста, дьякона Андрея Кураева
- Я не могу согласится с мифами о том, что Сталин был втайне верующим человеком и вообще всячески заботился о Православной церкви. На многих расстрельных списках священников 20-х и 30-х годов стоит его подпись. Да, в сталинской политике был этап, когда он пытался использовать церковь в своих целях. Это период с 1944 по 1948 годы. Но уже с 1949 года он охладел к Православной церкви. Ни одного храма с 1948 до самой его смерти не было открыто. С конца 1948 года возобновляются аресты священников. Примерно половина открывшихся во время церковной «оттепели» монастырей было закрыто в конце жизни Сталина. Нет-нет, ни о какой тайной любви «вождя народов» к православию говорить не приходится. Отношение Сталина к церкви – это отношение прагматичного, циничного политика, а никак не отношение верующего христианина.
«СП»: - Почему тогда после смерти Сталина ему пели «вечную память» в церквях?
- «Вечную память» пели и Брежневу и Черненко, и Андропову.
«СП»: - Но они всё-таки не расстреливали священников…
- Что касается «вечной памяти» Сталину, то это была всё-таки не инициатива церкви, а вынужденный шаг. Решение было «подсказано» через Совет по делам религии.
«СП»: - Это можно сказать и о письмах патриаршего местоблюстителя Сергия, где он многократно благодарит Сталина за помощь и желает, чтобы «Бог сохранил его на многие лета»?
- Надо быть идиотом, чтобы принимать за чистую монету комплименты в этих письмах. Наши патриархи врали. Церковь разрешает врать, когда речь идёт о комплиментах.
«СП»: - То есть это не было грехом с их стороны?
- Это было грехом, но терпимым. Категорически нельзя клеветать на человека, распространять дурные небылицы. А льстивая ложь о несуществующих добродетелях – к этому и народное мнение, и церковное относятся терпимо. Это обычная византийская лесть. Необычность её только в том, что это была не лесть карьеристов, а лесть людей, которые находились под прицелом и пытались сохранить остатки Православия в СССР.
«СП»: - Как бы вы тогда объяснили мнения современных священников, которым не для чего льстить, и которые при этом называют Сталина «богодарованным вождём»?
- Есть у нас люди среди священников с повредившемся умом и короткой исторической памятью. Это маргиналы, которых можно лишать сана за такие высказывания.
«СП»: - Вспоминается история с изображением Сталина на иконе в одном из храмов в Ленинградской области.
- За это иеромонах Евстафий был наказан – он перестал быть настоятелем храма.
Справка «СП»
Число репрессированных за свои религиозные убеждения граждан СССР до сих пор не поддаётся точной статистике. Цифры колеблются от нескольких десятков тысяч до миллионов человек.
По данным Комиссии по реабилитации Московского Патриархата, общее количество репрессированных за веру на территории СССР к 1941 году составило 350 тысяч человек (в том числе не менее 140 тысяч священнослужителей). Кроме того, хоть и в меньших масштабах подвергались репрессиям и представители других конфессий в СССР - мусульманской, католической, лютеранской и т.д.
К 1939 году были закрыты все Православные монастыри (накануне революции их было около 1000) и более 60000 храмов. Сохранилось только около 100 православных храмов, в которых совершалась служба.