Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Сергей Обухов - «Свободной прессе»: Под требования народа, разочаровавшегося в президенте, сменить курс, недовольные элиты стараются опрокинуть лодку

«Свободная пресса» разместила материал с анализом публикации в «Financial Times», посвященной внутрироссийским проблемам, а также развитию событий вокруг разгрома «клана Арашуковых». За комментарием редакция обратилась к секретарю ЦК КПРФ, доктору политических наук Сергею Обухову.

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Обухов
Сергей
Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Персональная страница

45% россиян считает, что страна движется по неверному пути, - отмечает «Свободная пресса». - Это показатель достиг максимума с 2006 года. Об этом говорится в исследовании «Левада-центра», опубликованном 31 января.

При этом 42% респондентов сказали, что, по их мнению, «дела идут в правильном направлении», затруднились ответить на этот вопрос 13% опрошенных. Заметим, всего год назад 28% заявили, что страна движется по неверному пути. Тогда 55% опрошенных заявили, что Россия идет в правильном направлении, а затруднились ответить на этот вопрос 17% респондентов.

В исследовании также называется уровень популярности кабмина и премьера Дмитрия Медведева. Их поддерживает около трети населения (38% и 33% соответственно), тогда как остальные россияне высказываются против проводимой ими политики. 64% респондентов не поддерживают деятельность Госдумы.

Деятельность президента РФ Владимира Путина одобряют 64% россиян, против его политики высказались 34% опрошенных.

Как отмечает Financial Times, «господство правящей партии „Единая Россия“ и почти полное отсутствие альтернатив Путину означает, что его позиции в Кремле остаются в безопасности. Однако экономические беды свели на нет значительную часть популярности, подстегиваемой агрессивной внешней политикой президента, включая аннексию Крыма у Украины в 2014 году, или доброжелательной атмосферы, окружавшей проводившийся в России Кубок мира в 2018 году».

По мнению аналитика Генри Фоя, «в теории у России есть деньги, чтобы частично облегчить ношу своих граждан. Прошлогодний излишек бюджета в 41 млрд. долларов составляет 2,7% от ВВП, и международные резервы в конце 2018 года оценивались в 468 млрд. долларов».

«Несмотря на пустеющие кошельки и следы трещин на российским экономическом фундаменте, российское мароэкономическое управление, скорее всего, останется „ястребиным“. Кремль опасается новых западных санкций, которые могут ужесточить доступ Москвы к западному капиталу, и иных внешних потрясений, таких как мировой экономический спад или кризис на сырьевых рынках», — считает Хой.

Заметим, ранее о снижении доверия к российской власти ранее сообщил ВЦИОМ. По его оценке, рейтинг Владимира Путина упал до исторического минимума с момента его вступления в должность президента в 2000 году: сейчас главе государства доверяют 33,4% россиян, в то время как его работу одобряют 62,1%.

Минимума, согласно ВЦИОМ, достиг и электоральный рейтинг «Единой России» — 33,8%. Это даже ниже, чем в период протестных выступлений в декабре 2011 года — тогда рейтинг партии власти падал до 34,4%.

По мнению аналитиков Института социологии РАН, главная проблема для Кремля заключается в том, что критика правительства и Путина становятся общественно-одобряемым поведением. Пока падение рейтинга не критично для Путина, но ситуация развивается как снежный ком. По прогнозам экспертов, всего через год-полтора от нынешней поддержки главы государства может мало что остаться. И это существенно осложнит транзит власти в 2024 году.

Сергей Обухов, доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

— Как известно, у каждого мошенника свой расчет, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов, комментирую статью в Financial Times. — Это относится и к нынешней ситуации, когда цифры подгоняются под конкретную политическую задачу.

Ситуация выглядит так. Есть молодой российский империализм, — или постимпериализм, как хотите, — в лице олигархических кланов, схарчивших советское наследство. Эти кланы пытались вписаться в ключевые транснациональные корпорации, которые управляют миром — на ролях младших партнеров, распорядителей. И пока они были на побегушках, их не трогали. Но когда они чуть подросли, и их амбиции укрепились — старшие партнеры решили, что лишние конкуренты им не нужны.

В логике этих глобальных игроков, есть мировой хулиган — Владимир Владимирович Путин, и его надо периодически ставить на место. Поэтому Запад то повязал в 2001 году в Нью-Йорке тогдашнего госсекретаря Союзного государства Россия-Беларусь Павла Бородина, и упек его в Бруклинскую тюрьму. То в Берне (Швейцария) арестовал экс-министра атомной энергетики Евгения Адамова — по запросу США на основании обвинений в мошенничестве. То в 2012—2013 годах случился Кипрский кризис, когда «священное» право частной собственности вдруг оказалось не священным, — и пожалуйста, часть вкладов была национализирована, потому что они «плохие». Тогда не удалось избежать потерь и российским миллиардерам, в частности, владельцу 5% доли в Bank of Cyprus Дмитрию Рыболовлеву.

В той же логике в 2015-м немецкая газета Süddeutsche Zeitung получила от анонимного источника «Панамские документы» о закрытых операциях в офшорах. В них, в частности, фигурировали близкий друг Путина музыкант Сергей Ролдугин, бизнесмены братья Аркадий и Борис Ротенберги, губернатор Челябинской области Бориса Дубровский, губернатор Псковской области Андрей Турчак, фигуристка Татьяна Навка, сын Николая Патрушева.

А теперь условный Вашингтонский обком столкнулся еще и с проблемой сокращения кормовой базы. Вся планета находится в капиталистических отношениях, и распространять экспансию некуда. Африка уже обглодана, Латинская Америка тоже, Россия раздета, а с Китаем надо воевать.

И тут, опять же, есть хулиган, который защищает своих олигархов. То он Крым «отнял», то в Сирию полез — надо его приструнить.

Собственно, публикации по типу Financial Times решают единую внешнеполитическую задачу. Они доносят до Путина позицию Запада: «Вот тебе Московской княжество, и там делай что хочешь — контролируй ядерное оружие. Но тогда уж сиди тихо». По сути, все, что пишет Financial Times — правильно. Только выводы газета делает другие — те, которые нужны Западу.

«СП»: — Так Россия движется правильным курсом или нет?

— Общественное мнение у нас подвижное. Да, сейчас число граждан, считающих, что курса неверный, достигло рекордных 45%. Но в 2014-м их было тоже немало — 41%.

Нынешние данные «Левада-центра» говорят, я считаю, об одном. Мы опять накануне масштабного кризиса.

Народ в такой ситуации, как показывают исследования нашего Центра исследований политической культуры России, требует ремонта всей системы и отставки правительства. Причем в первую очередь людей волнует несправедливость, неэффективность и коррупционность государства, а также его олигархичность. И только во вторую, как производная — низкие зарплаты и пенсии.

Словом, в обществе есть запрос на перемены и на смену курса. И кто более понятно и внятно это изложит в виде программы, тот в конечном итоге и победит.

Действующая власть, замечу, этого сделать не может. 31 января в здании администрации президента (АП) прошла презентация конкурса для молодых политологов, которые призывают написать работы про будущее политической системы. Организацией и финансовым обеспечением конкурса будут заниматься Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ). Молодые политологи будут рассказывать АП, как трансформировать политическую систему, и за это получат в виде грантов 200 млн. рублей.

Получается, как в стихотворении Кондратия Рылеева: «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! — Сусанину с сердцем вскричали враги». То есть окружение Путина хочет остаться у власти после 2024 году, но куда вести страну — ему непонятно.

Да, нынешний курс неверный — это аксиома. Люди требуют перемен. Тренд — социальная справедливость и государство, которое защищает простого человека.

Но в головах элит совершенно другое: утилизация советского наследства, и попытка выторговать, чтобы на Западе их не трогали — какой угодно ценой, например, сдачей Курильских островов. Чтобы можно была и дальше ездить на Лазурный берег, и чтобы в Лондонграде можно было обтяпывать свои делишки.

Но и этого трудно добиться. Потому что Запад, перед лицом глобальных трансформаций, рассматривает туземные элиты как кормовую базу для более крупных игроков. А то, что наши чиновники и олигархи для Запада туземная элита — это очевидно.

«СП»: — Что в этой обстановке ждет Россию?

— Российская ситуация, я считаю, печальна. Есть недовольные кланы во власти, которые реагируют на то, как изменяется повестка. Они инвестируют — в том числе деньги крупнейших госкомпаний — в дестабилизацию, и тем самым создают риск дестабилизации.

Поэтому, я считаю, впереди много интересного. Симптоматично, что задерживать сенатора от Карачаево-Черкессии Рауфа Арашукова силовики пришли прямо в Совет Федерации, в святая святых — место, где может быть объявлена война другому государству, или может быть объявлен импичмент президенту страны.

Это прямо-таки драматическая постановка с политическим уклоном. Последний раз нечто подобное было в 1993 году, когда народ смотрел на разгон силовиками Верховного Совета.

Я считаю, это означает, что запущен маховик приведения элит к присяге на период транзита власти. Поэтому не исключаю, что в следующий раз Financial Times будет писать, что Путин не должен сажать непокорных — имея в виду как раз дестабилизирующие элиты.

Гражданам в такой ситуации остается одно: требовать, несмотря ни на что, реальной смены курса.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.