Кадровое обеспечение упадка и прозябания. Юрий Болдырев о единстве прогноза Минэкономразвития и политики Кремля
Министерство экономического развития представило прогноз развития экономики России до 2035 года. В нем, как уже известно, три варианта. Всех как будто огорошил вариант первый — базовый, по которому Россия скатится через два десятка лет до уровня беднейших стран мира. Но что, собственно, в этом прогнозе нового? Разве вся нынешняя социально-экономическая политика государства — не есть образец воплощения этого «базового» сценария в жизнь?
Прописные истины
Поясню.
Придется напомнить, что беднейшие страны мира — это отнюдь не те, у которых нет
природных ресурсов или которые бедны по каким-либо продиктованным свыше
объективным причинам. Беднейшие страны — это те, в которых общество слабо и
разрозненно, а олигархия сильна и независима от этого самого общества. То есть,
у нас нынешних и без нашумевшего прогноза Минэкономразвития есть все основания
во вполне обозримой перспективе оказаться именно в этой категории — беднейших
стран мира.
Бывают,
конечно, исключения. Например, некоторые монархии в районе Персидского залива,
в которых масштаб богатства («черного золота»), ниспосланного свыше, таков, что
при незначительном населении можно обеспечить подданных всем необходимым без
существенного ущерба для имущих власть и собственность. Но исключения эти носят
характер сугубо временный. Какая-то часть этих государств найдет свой путь
модернизации: вложится в образование, науку, диверсификацию производства, а,
значит, придет и к иной структуре общества, к иной системе взаимоотношений
между обществом и властью. Те же, кто по этому пути не пойдет, обречены, в
конечном счете, на деградацию и потерю нынешнего источника богатства: либо его,
тем или иным путем, все же отберут, либо оно по мере научно-технологического
развития окружающего мира просто само перестанет представлять такую уж
ценность.
В ожидании
милости
Есть
в прогнозе Минэкономразвития и промежуточный вариант, который, вроде, чуть
лучше. Но не потому, что мы сами возьмемся за дело, а лишь в представлении, что
мировые цены на нефть (точнее, те в мире, кто эти цены определяет) в
долгосрочной перспективе могут оказаться к нам более милостивы, нежели сегодня.
В
этом смысле, прежде всего, представляется, мягко говоря, несколько абсурдным и,
с точки зрения государственного управления, чрезвычайно нерациональным
содержать целое огромное министерство, но занимающееся не проектированием
национальной экономики, а, фактически, лишь ее прогнозированием. Для этого
достаточно сравнительно небольшого и по затратам несопоставимо более дешевого
прогностического бюро, а то и нескольких независимых прогностических групп.
В ожидании чуда
И,
разумеется, как всегда, есть третий вариант — оптимистический. Вроде как
«целевой». Тут уже не только в ожидании милости, но и в расчете на некие реформы.
Но какие? И откуда они возьмутся.
Аналитики
с умным видом обсуждают, можно ли реализовать вариант не базовый, ведущий нас в
никуда, но этот самый «целевой», и что для этого нужно. Но ведь это уже давно
очевидно. Настоятельно необходимо менять всю модель, причем не «экономического
развития» (которая у нас, скорее, модель прозябания и усугубления отставания),
но экономического, социального, а, значит, и… политического устройства.
Стоит
оговорить, что со сменой политического устройства, конечно, можно было бы и
повременить. Но лишь при одном условии: если бы нынешняя политическая система
давала бы нам хоть какой-то шанс, не меняясь сама, тем не менее, модель
экономическую и социальную изменить.
Но
ничего обнадеживающего, кроме общих разговоров, мы, к сожалению, пока так и не
видим.
А есть ли на
корабле капитан?
Представьте
себе, что на корабле срочно вынужденно поменяли команду. И вот новые капитан и
боцман принимают дела. Вполне естественно, чтобы они чему-то (какому-то
непорядку) удивлялись, чем-то даже возмущались. Но уместно ли удивление, а то и
праведное возмущение, если на протяжении уже полутора десятков лет никто, кроме
них самих, этим кораблем не командовал?
А
что у нас? То наш президент вдруг заявит, что у нас как-то так «с 90-х
повелось», что сельское хозяйство не защищено от подавления внешними
конкурентами, то вице-премьер «опомнится» и предложит прекратить закупку
зарубежных гражданских самолетов, да еще и так убедительно обоснует, в чем и
почему нынешнее состояние дел совершенно неприемлемо. Но все это ведь — на
исходе уже второго десятилетия правления этого президента и, если не ошибаюсь,
уже десятилетия правления соответствующего вице-премьера.
Так,
в конце концов, когда-нибудь пойдет ли дело дальше общих таких правильных
разговоров?
В ловушке своих
же недавних решений
А
ведь нужны не сиюминутные «контр-санкции» и их обоснование из высочайших уст,
но законодательно утвержденные долгосрочные — на пятнадцать-двадцать лет —
программы посекторальной защиты своего рынка.
Казалось
бы, очевидно. Что же этому мешает?
Известно:
подобное не допускают правила ВТО, куда нас окончательно сдали не в «лихие
90-е», а совсем недавно — летом 2012-го.
И
получается совершенно щизофреническая картина: по Сирии и Донбассу мы, вроде,
перечим Западу, но по основополагающему — по тому, что либо даст нам силы
завтра (в том числе, и обоснованно проявлять свою волю, и помогать союзникам),
либо окончательно нас добьет — как-то перечить стесняемся.
Кадры под
конкретную задачу
Так
туда или сюда?
Пока
«туда»: наша будущая бедность не только прогнозируется специальным
министерством, которое было бы правильно называть «прогноза экономической
погоды», но и сознательно программируется, конструируется. И не пресловутым
«либеральным экономическим блоком», который ругать в СМИ почти официально
разрешено, но самым что ни есть Кремлем.
Вот
сейчас многие задаются вопросом: чего ждать от новой Думы?
Но
ответ известен: уже совсем безропотного исполнения воли фактически (по нашим
«понятиям») вышестоящего начальства — администрации президента.
А
чего ждать от этой самой администрации?
Тут
стоит обратить внимание на недавнее символическое решение главы государства.
Подчеркиваю: не стал бы специально о нем писать, если бы не этот самый
очередной прогноз нашего дальнейшего угасания от Минэкономразвития. Но вкупе с
ним это решение становится особо знаковым. Я имею в виду назначение
заместителем руководителя администрации президента, курирующим всю внутреннюю
политику государства, Сергея Кириенко. Чем он нам запомнился? Напомню.
Августовским
1998 года дефолтом (да еще и с пропажей «стабилизационного» транша МВФ в 4,9
млрд. долларов). И рекомендацией специальной комиссии Совета Федерации по
расследованию причин и обстоятельств дефолта никогда более не назначать этого
человека на сколько-нибудь ответственные должности. Тем не менее, Кириенко был
затем назначен полпредом президента, а затем и руководителем Минатома. И как
эпизод: выдвигался в депутаты от крайне правых (правоолигархических) сил. Если
кто подзабыл, напомню гайдаро-чубайсовский лозунг начала двухтысячных: «Путина
— в президенты, Кириенко — в премьеры!».
Наконец,
как раз применительно к прогнозам и намечаемым сценариям, стоит напомнить, что
именно из уст этого человека сразу после его назначения премьером в далеком
1998-м году прозвучало историческое заявление: мол, Россия — довольно бедная
страна.
А
то, что из этой «бедной» страны за прошедшие почти два десятилетия сумели
выкачать ресурсов на формирование более сотни долларовых миллиардеров, так это
как будто вовсе не свидетельство противоположного. А именно: что страна-то —
чрезвычайно богатая, но только управление ею — из рук вон какое несправедливое.
И, с точки зрения интересов всего общества, крайне неэффективное.
В этом главном, судя по наблюдаемой кадровой политике, у нас в обозримой перспективе нет ни малейших шансов на изменения.