Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
На основании аналитических выводов ряда известных экономистов по итогам обсуждения проектировок правительственного варианта бюджета РФ на 2026 год была построена аналитическая модель социально-экономических последствий возможной реализации проекта бюджета на 2026 год.
Моделирование экспертами ЦИПКР возможных последствий показало.
Предлагаемая в проекте правительства на 2026 год бюджетная политика – это политика раскола страны пополам: на бюджетно устойчивые и бюджетно неустойчивые регионы.
Половина страны может оказаться под ударом текущей бюджетной политики монетаристов-либералов из правительства:
- 22–28 млн. граждан — те, кто сильно просядут по реальным доходам;
- ещё 35–45 млн. — ощутят среднее давление.
География риска — Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, бедные периферии Центра, Поволжья, Урала и моногорода.
Кто пострадает больше всех? Нижние 30% населения по доходам, ипотечные/кредитные семьи, МСП и их наёмные, бюджетники вне столиц, сельская Россия и малые города.
Каждый второй откажется от крупных покупок; каждый четвёртый — будет резать базовые расходы.
На этом фоне министр финансов А.Силуанов объявил в бюджтеном комитета Госдумы, что правительство не готово вводить налог на сверхприбыли банков и налоги на роскошь.
1.Перекликающийся анализ Дмитриевой и Шпиделя
В последние дни несколько видных экономистов прокомментировали ключевые бюджетные проблемы в контексте предстоящих парламентских дебатов по государственному бюджету-2026.
Проанализируем наиболее интересные экспертные оценки депутата Госдумы, экономиста Оксаны Дмитриевой, финансового эксперта Павла Шпиделя (канал @spydell_finance), а также разбор проф. МГУ Натальи Зубаревич. И рассмотрим их выводы с точки зрения использования для построения аналитичсеких моделей последствий планируемой бюджетной политики.
В публикациях последних дней экономист О.Дмитриева и финансовый аналитик П.Шпидель активно критикуют общую финансовую стратегию правительства.
Суть бюджетных предложений изначально, на взгляд экспертов, выглядит трудно выполнимой: «Сложность в том, чтобы лавировать между беспрецедентными оборонными расходами, рекордными процентными расходами, при этом пытаться смещаять балансы в сторону развития экономики и социальной политики»
И Дмитриева, и Шпидель сходятся в оценке, что бюджетная политика ведет к стагнации экономики при сохранении высокой инфляции. Дмитриева прямо заявляет об отсутствии роста в 2026 году, а Шпидель указывает, что даже серьезный рост госрасходов в начале 2025 не стимулировал рост ВВП выше 1%, предрекая кризис при их сокращении в конце года из-за намерений бороться с непомерным дефицитом бюджета.
Ключевые оценки экспертов представлены ниже:
|
Аспект анализа |
Оксана Дмитриева |
Павел Шпидель |
|
Экономический рост |
Критикует занижение прогноза инфляции, что маскирует отсутствие реального роста ВВП и ведет к недофинансированию социальных обязательств. |
Отмечает стагнацию экономики (рост ~1% г/г) на фоне роста госрасходов на 20%. Считает нереалистичным план резкого сокращения расходов для снижения дефицита. |
|
Инфляция |
Фактическая инфляция значительно превышает официальный прогноз, что является инструментом для экономии на индексации пенсий и зарплат бюджетников. |
Повышение НДС окажет проинфляционный эффект (0.7-1 п.п.) в краткосрочной перспективе, что замедлит смягчение денежно-кредитной политики (ДКП). |
|
Бюджетный дефицит |
Связывает дефицит с падением темпов роста и высокими расходами на обслуживание госдолга, вызванными, по ее мнению, ошибочной политикой заимствований. |
Анализирует рекордный дефицит. Критикует план Минфина по его резкому сокращению как нереалистичный без обвала расходов или чудесного роста доходов. |
|
Налоговая политика |
Резко критикует планируемое повышение НДС с 20% до 22% и распространение его на малый бизнес, так как это подавляет экономическую активность. |
Подробно разбирает последствия повышения НДС и ужесточения режима для малого бизнеса (УСН), отмечая негативный эффект для частного сектора и потребительского спроса. |
|
Приоритеты бюджета |
Критикует структуру расходов, указывая на непосильное бремя госдолга и неадекватное финансирование социальной сферы. |
Отмечает попытку перераспределения средств в пользу социальной сферы и экономики при сохранении высоких оборонных расходов, но сомневается в реализуемости этого маневра. |
Обобщение ключевых выводов
Оба аналитика, несмотря на разницу в подходах, сходятся в пессимистичной оценке бюджетных планов на 2026 год:
Обобщающие оценки бюджетной политики Дмитриевой и Шпиделя
|
Оксана Дмитриева |
|
|
Экономический рост и инфляция |
• О бюджетe-2026: «ни экономического роста, ни подавления инфляции» • О целях политики: «вполне осознанная цель задавить экономический рост и за счет этого уменьшить инфляцию». |
|
Социальная политика и доходы |
• О недоиндексации: «Постоянное занижение инфляции... приводит к систематической недоиндексации заработной платы бюджетников». • О последствиях: «недовольство врачей и учителей своей заработной платой и дефицит кадров в системе». |
|
Бюджетные расходы и приоритеты |
• О субсидировании ставок: «бюджетом, то есть деньгами налогоплательщиков» оплачивается повышенная ключевая ставка. На субсидирование процентных ставок запланировано 2,2 трлн рублей, что «превышает расходы на образование, прикладную и фундаментальную науку вместе взятые». • О голосовании: Дмитриева - единственный депутат, проголосовавший против проекта федерального бюджета на 2025 год. |
|
Павел Шпидель |
|
|
Бюджетный дефицит и его финансирование |
• О планах Минфина: План по сокращению дефицита 2025 года до 5.73 трлн рублей нереалистичен. Для его выполнения требуется в последнием месяцы 2025 года «обвалить расходы на 17% г/г (гарантированный кризис в начале 2026) или резкое наращивание доходов (маловероятно)». |
|
Налоговая политика и бизнес |
• О повышении НДС: «Краткосрочно маневр проинфляционный в диапазоне 0.7-1 п.п.», что приведет к «замедлению нормализации ДКП». • О последствиях для МСП: Снижение порога по УСН «несет негативный эффект на малый бизнес и микропредприятия... Практически удвоение налоговой нагрузки делает многие ИП нерентабельными». |
Оба эксперта демонстрируют единство в критике бюджетного курса, хотя и с разных позиций: Дмитриева — с акцентом на социально-экономические последствия, а Шпидель — на макроэкономические и фискальные риски.
2.Прогнозы последствий проектировок бюджета-2026 года экономиста Зубаревич (МГУ)
На основе анализа расшифровки видео-выступления Натальи Зубаревич, можно выделить следующие последствия для отраслей, регионов и потребителей.
Баланс последствий по отраслям и регионам
Анализ Зубаревич показывает, что последствия экономической политики крайне неоднородны и зависят от ориентации регионов на государственный оборонзаказ. Ситуация развивается по сценарию «экономики двух скоростей».
В таблице ниже представлено, как текущая ситуация влияет на разные отрасли и регионы:
|
Сектор / Регион |
Характер специализации |
Ожидаемые последствия и тенденции |
|
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) |
Производство вооружений и боеприпасов |
Продолжающийся рост, хотя и замедляется по сравнению с пиковыми значениями 2023-2024 гг. Финансирование обеспечивается госбюджетом. |
|
Регионы ВПК (пример, Курганская обл., Удмуртия) |
Высокая концентрация оборонных предприятий |
Стабильное положение. Рост обеспечен бюджетными деньгами, занятость сохраняется. |
|
Автопром (пример, Татарстан, Самарская обл.) |
Автомобилестроение |
Спад. Причины: проблемы с импортными комплектующими, падение спроса из-за дорогих кредитов. Результат: неполная занятость, сокращение зарплат. |
|
Угледобывающая промышленность (пример, Кемеровская обл.) |
Добыча угля, ориентированная на экспорт |
Кризисное состояние. Причины: падение мировых цен, логистические проблемы, экспортные пошлины Китая. Многие предприятия – в состоянии банкротства. |
|
Металлургия (Вологодская обл.) |
Производство черных металлов |
Снижение производства. Основная причина – сокращение спроса со стороны строительного сектора. |
|
Сельское хозяйство (пример, зерновые регионы, Ростовская обл.) |
Зерновой экспорт |
Падение доходов. Причины: снижение мировых цен на пшеницу, сильная засуха. Крупные агрохолдинги выживут, малые фермеры – в группе риска. |
|
Строительный сектор |
Жилищное строительство |
Замедление и риски. Высокая ключевая ставка и снижение спроса приведут к банкротствам среди средних девелоперов. |
|
Малый бизнес (в целом) |
Торговля, услуги, мелкое производство |
Сильное давление. Причины: замедление экономики, исчерпание программ господдержки, необходимость возврата кредитов, взятых в 2022 г., и повышение налогового бремени (снижение порога для уплаты НДС с 60 до 10 млн рублей). Ответом бизнеса станет массовый уход в тень и дробление компаний. |
Категории потребителей в группе риска
Повышение налогов и инфляция ударят по карману россиян, но больнее всего — по наименее защищенным группам.
Таким образом, анализ Натальи Зубаревич рисует картину растущего расслоения – как между отраслями и регионами, так и между социальными группами. Выигрывают сектора и территории, связанные с ВПК и госзаказом. В проигрыше остаются гражданские отрасли, малый бизнес и, что самое главное, наименее защищенные категории граждан: пенсионеры, бюджетники и работники депрессивных отраслей.
Однако в сети доступна подробная информация о сути планируемых правительством изменений и их потенциальном влиянии на экономику, что позволяет составить общее представление о возможных последствиях.
Планируемые изменения и их влияние на бизнес
Следующая таблица на основании оценок проф.Н.Зубаревич просуммируем ключевые предложенные в проекте бюджета 2026 г. правительственные меры и их ожидаемое воздействие на различные сектора экономики. Оценки, составлены ЦИПКР на основе анализа публикаций в СМИ и экспертных оценок.
|
Категория / Мера |
Суть изменений |
Ожидаемые последствия и оценки |
|
Повышение ставки НДС- |
Увеличение основной ставки с 20% до 22%. Льготная ставка 10% на социально значимые товары сохраняется. |
Для бюджета: Поступления дополнительно ~2.3 трлн руб. (оценка Минфина). Для экономики: Разовый рост инфляции на ~1 п.п., затем возможен дезинфляционный эффект из-за снижения спроса. |
|
Снижение порога для УСН |
Снижение планки годового дохода для обязательной уплаты НДС с 60 млн до 10 млн руб. для компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН). |
Для малого бизнеса: Резкое увеличение налоговой нагрузки и администрирования. Затронет до 20% компаний МСП (~1 млн предприятий). Вероятен рост ухода в «теневой» сектор и искусственного дробления бизнеса. |
|
Отмена льгот по страховым взносам |
Отмена пониженных тарифов страховых взносов для большей части МСП. Льготы сохранятся только для приоритетных отраслей (обработка, производство, транспорт, электроника). |
Для МСП: Увеличение затрат на фонд оплаты труда, снижение рентабельности. По оценкам, в бюджет дополнительно поступит ~400-600 млрд руб. |
Влияние на инвестиционную деятельность
Предлагаемые меры оказывают комплексное влияние на инвестиционный климат:
Стоит отметить, что власти рассматривают эти меры как способ добиться сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе, что, по их мнению, является залогом макроэкономической стабильности и условием для будущего экономического роста.
Баланс последствий для отраслей экономики и регионов с разной специализацией
Отрасли
Сырьевой сектор / добыча полезных ископаемых, уголь, нефть, газ
• Плюсы: сохраняются экспортные доходы, остаётся стратегическая рента при внешнем спросе; прибыль крупных корпораций и государства возможна при благоприятных ценах на сырьё.
− Минусы: ограниченная добавленная стоимость внутри страны; уязвимость к внешним шокам (цены, санкции); слабость в развитии глубокой переработки.
Обрабатывающее производство и машиностроение
• Возможности: при ориентации на импортозамещение могут быть заделы для роста, если государство инвестирует.
− Проблемы: высокие ставки, ограниченный доступ к кредитам, рост издержек, нехватка комплектующих (из-за санкций), слабая технологическая база.
Строительство и недвижимость
− Значительный риск: снижение инвестиций, падение спроса, задержки проектов, слабая рентабельность. В интервью отмечается, что «то, кто в стройке — им очень сложно» .
• Плюсы могут быть только в премиальных сегментах или в тех проектах, которые стимулируются государством, но они будут исключением.
Торговля, услуги, малый и средний бизнес
− Основной удар: рост налоговой нагрузки, закрытие компаний, уход в тень бизнеса. Уже сегодня прогнозируется, что малому бизнесу предстоят тяжёлые годы 2025–2026.
− Плюсы лишь в нишевых сегментах, где есть защита (госзаказы, поддержка).
Инновационные, ИТ-сектор
• Возможен рост в части цифровых решений, если политика будет стимулировать импортозамещение, инфраструктуру и локализацию.
− Проблемы внешних ограничений, доступа к зарубежным технологиям и капиталу.
Регионы
Ресурсно ориентированные (Сибирь, Дальний Восток, северные регионы)
• Могут выиграть за счёт повышения роли добычи, сырьевых экспортов, логистики (Северный морской путь).
− Но без диверсификации они сильно зависят от мировых цен. В периоды спада — уязвимы.
Промышленно развитые (Урал, Поволжье, Центр)
• Возможность роста в машиностроении, металлургии, переработке.
− Но под давлением высоких ставок и нехватки инвестиций.
Аграрные / сельские районы
• Потенциал в агропромышленности, продукции с добавленной стоимостью.
− Но низкая покупательная способность внутреннего рынка, проблемы с логистикой, инвестициями.
Регионы с депрессивной экономикой / удалённые
− Риск усугубления: падение инвестиций, отток населения, снижение доступности госуслуг.
Каким категориям потребителей будет хуже всего в 2025–2026 гг. (по Зубаревич)
Малые предприниматели, ИП и малый бизнес
Уже сейчас прогнозируется серьёзное ухудшение: повышение налогов, усложнение операций, принуждение к наличным расчетам, уход в тень .
Низкооплачиваемые работники и уязвимые слои населения
Те, у кого доходы чуть выше прожиточного минимума: сокращение реальных зарплат, рост цен и инфляции значительно ударят по ним.
Жители регионов с низким экономическим потенциалом
В малых городах, сельских районах — где зарплаты ниже средних, рынок слаб, инфраструктура хилая — там последствия будут особенно жёсткими.
Жилой сегмент средней/эконом-класса
Те, кто рассчитывал на ипотеку или на покупку недвижимости — рост ставок, снижение кредитной активности, затруднения с финансированием ударят по спросу.
Рабочие отраслей с высокой капиталоёмкостью
Сотрудники машиностроения, металлургии, строительства — где проекты требуют больших вложений и долгового финансирования — они столкнутся с сокращениями.
Сектор услуг, особенно локальных услуг
Кафе, мелкие сервисы, торговля у дома, бытовые услуги — пострадают от сокращения потребительского спроса.
3.Аналитические модели ЦИПКР
3.1. Каким категориям потребителей будет хуже всего в 2025–2026 гг.
Оценим на основании приведенных экспертных оценок в количественном выражении - скольким миллионам в целом по населению РФ будет хуже, и какие конкретно регионы пострадают.
Ниже предствлена оценка-модель ЦИПКР на 2025–2026 гг., с оговоркой об интервалах и пересечениях групп - сколько людей пострадают сильнее всего (из населения ≈ 146 млн - 2025) в результате проектировок бюджета-2026 года.
Оценка-модель ЦИПКР по анализу уязвимых категорий граждан
Ключевые уязвимые группы и оценочная численность социальной группы
1. Главные проигравшие: пенсионеры, низкодоходные и околобедные слои (нижние 30% по доходам)
43–46 млн чел.
Даже малая инфляция и рост тарифов/цен бьёт по корзине; часть из потенциально пострадавших – «работающие бедные».
Глубина проблемы: Реальные доходы у них снижались 5 кварталов подряд.
Региональный аспект: Наиболее уязвимы в 29 регионах с высокой долей пенсионеров + везде, где инфляция на товары первой необходимости превышает 16%
2. Работники проблемных отраслей
3. Домохозяйства с чувствительной долговой нагрузкой (ипотека/потребкредиты при высокой ключевой)
15–18 млн чел. (≈ 6–7 млн домохозяйств × 2,4 чел. средний размер семьи).
4. МСП и самозанятые + их наёмные в уязвимых сегментах услуг/ритейла/строительства
12–15 млн чел. (падение спроса, дорогой кредит, кассовые разрывы).
Риск: Массовый уход в тень из-за снижения порога НДС с 60 до 10 млн рублей
Но более пострадают~8-9 млн человек в 47 регионах с низкой и средней устойчивостью
5. Бюджетники вне крупнейших агломераций (задержка индексаций vs. цены).
Их зарплаты не поспевают за инфляцией. Структура потребления смещена в сторону товаров первой необходимости, цены на которые растут опережающими темпами
10–12 млн чел.
6. Сельское население и малые города (логистика, тарифы, монозависимость)
25–30 млн чел. (пересекается с предыдущими группами).
С учётом пересечений групп (одни и те же люди попадают сразу в 2–3 категории) в аналитической модели ЦИПКР получаем единую оценку социально-экономических рисков для бюджетной политики 2026 года по социальным группам
Примечание по пересечениям: Общая численность населения под давлением не является суммой указанных категорий, так как один человек может относиться к нескольким группам (например, работник стройки в моногороде с ипотекой).
3.2. Каким регионам будет хуже всего в 2025–2026 гг.
Представим карту рисков в региональной модели ЦИПКР по последствиям бюджетной политики на 2026 год для каждого из 89 регионов
Это важно, так как в 2025 году зафиксирован очевидный региональный бюджетный кризис - ситуация с региональными бюджетами достигла беспрецедентного уровня за 20 лет наблюдений.
По итогам первого полугодия 2025 года 67 регионов из 89 имели дефицитный бюджет. Например, в Кемеровской области дефицит составил 34%, в Архангельской — 31%, в Тюменской — 20%.
Причины кризиса:
Спад доходов: Налог на прибыль упал на 8%, а поступления НДФЛ замедлились до 11% (почти вровень с инфляцией) из-за заморозки роста зарплат.
Сокращение федеральной помощи: Впервые за долгое время трансферты из центра регионам сократились — на 6%.
Рост расходов: При этом расходы консолидированных бюджетов регионов выросли на 16%, в том числе из-за необходимости исполнять федеральные социальные обязательства и нацпроекты.
Эти данные подтверждают тезис о глубоком региональном бюджетном кризисе
Комплексная оценка устойчивости регионов РФ к бюджетным рискам 2026 года
Методика расчета рисков в региональной модели ЦИПКР по последствиям бюджетной политики на 2026 год для каждого из 89 регионов.
|
№ |
Субъект РФ |
Бюджетная устойчивость |
ВПК |
Отраслевые риски |
Социальные риски |
Итоговый балл |
Уровень устойчивости |
|
1 |
Адыгея |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
2 |
Алтай |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
3 |
Алтайский край |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
4 |
Амурская область |
2 |
2 |
0 |
0 |
4 |
🟢 Высокая |
|
5 |
Архангельская область |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
🟡 Средняя |
|
6 |
Астраханская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
7 |
Башкортостан |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
8 |
Белгородская область |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
🟢 Высокая |
|
9 |
Брянская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
10 |
Бурятия |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
11 |
Владимирская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
12 |
Волгоградская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
13 |
Вологодская область |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
🟡 Средняя |
|
14 |
Воронежская область |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
15 |
Дагестан |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
16 |
ДНР |
0 |
0 |
3 |
2 |
-5 |
🔴 Критическая |
|
17 |
Еврейская АО |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
18 |
Забайкальский край |
0 |
0 |
1 |
2 |
-3 |
🔴 Низкая |
|
19 |
Запорожская область |
0 |
0 |
2 |
2 |
-4 |
🔴 Критическая |
|
20 |
Ивановская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
21 |
Ингушетия |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
22 |
Иркутская область |
2 |
2 |
1 |
0 |
3 |
🟢 Высокая |
|
23 |
Кабардино-Балкария |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
24 |
Калининградская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
25 |
Калужская область |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
🟡 Средняя |
|
26 |
Камчатский край |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
27 |
Карачаево-Черкесия |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
28 |
Карелия |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
29 |
Кемеровская область |
0 |
0 |
2 |
0 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
30 |
Кировская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
31 |
Коми |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
32 |
Костромская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
33 |
Краснодарский край |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
34 |
Красноярский край |
2 |
2 |
1 |
0 |
3 |
🟢 Высокая |
|
35 |
Крым |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
36 |
Курганская область |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
🟡 Средняя |
|
37 |
Курская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
38 |
Ленинградская область |
2 |
2 |
0 |
1 |
3 |
🟢 Высокая |
|
39 |
Липецкая область |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
🟡 Средняя |
|
40 |
ЛНР |
0 |
0 |
3 |
2 |
-5 |
🔴 Критическая |
|
41 |
Магаданская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
42 |
Марий Эл |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
43 |
Мордовия |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
44 |
Москва |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
🟢 Высокая |
|
45 |
Московская область |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
🟢 Высокая |
|
46 |
Мурманская область |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
47 |
Ненецкий АО |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
48 |
Нижегородская область |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
🟡 Средняя |
|
49 |
Новгородская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
50 |
Новосибирская область |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
51 |
Омская область |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
52 |
Оренбургская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
🟡 Средняя |
|
53 |
Орловская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
54 |
Пензенская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
55 |
Пермский край |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
56 |
Приморский край |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
🟡 Средняя |
|
57 |
Псковская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
58 |
Ростовская область |
0 |
2 |
2 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
59 |
Рязанская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
60 |
Самарская область |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
🟢 Высокая |
|
61 |
Саратовская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
62 |
Саха (Якутия) |
0 |
0 |
1 |
2 |
-3 |
🔴 Низкая |
|
63 |
Сахалинская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
🟡 Средняя |
|
64 |
Свердловская область |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
🟡 Средняя |
|
65 |
Севастополь |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
🟡 Средняя |
|
66 |
Северная Осетия |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
67 |
Смоленская область |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
🟡 Средняя |
|
68 |
Ставропольский край |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
🟡 Средняя |
|
69 |
Тамбовская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
70 |
Татарстан |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
🟢 Высокая |
|
71 |
Тверская область |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
72 |
Томская область |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
73 |
Тульская область |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
🟡 Средняя |
|
74 |
Тыва |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
75 |
Тюменская область |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
76 |
Удмуртия |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
77 |
Ульяновская область |
0 |
0 |
1 |
2 |
-3 |
🔴 Низкая |
|
78 |
Хабаровский край |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
🟡 Средняя |
|
79 |
Хакасия |
0 |
0 |
1 |
2 |
-3 |
🔴 Низкая |
|
80 |
Ханты-Мансийский АО |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
81 |
Херсонская область |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
82 |
Челябинская область |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
🟡 Средняя |
|
83 |
Чечня |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
84 |
Чувашия |
0 |
0 |
0 |
2 |
-2 |
🔴 Низкая |
|
85 |
Чукотский АО |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
🔴 Низкая |
|
86 |
Ямало-Ненецкий АО |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
🟢 Высокая |
|
87 |
Ярославская область |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
🟡 Средняя |
|
88 |
Санкт-Петербург |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
🟡 Средняя |
|
89 |
Москва |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
🟢 Высокая |
Регионы можно сгруппировать на основе объединенных драйверов уязвимости из двух оценок:
Ключевой вывод: Бюджетные новации 2026 года затронут значительную часть населения страны. Риски имеют четкую географическую и социально-профессиональную концентрацию. Наиболее уязвимыми оказываются группы и регионы, сталкивающиеся с несколькими взаимосвязанными проблемами одновременно: низкие доходы, высокая инфляция на товары первой необходимости, долговая нагрузка и зависимость от проблемных секторов экономики.
Статистика устойчивости регионов
Распределение населения России по уровням бюджетной устойчивости регионов
|
Уровень устойчивости |
Количество регионов |
Численность населения |
Доля от общего населения |
|
🟢 Высокая устойчивость |
22 региона |
~76,2 млн человек |
~52% |
|
🟡 Средняя устойчивость |
15 регионов |
~25,1 млн человек |
~17% |
|
🔴 Низкая устойчивость |
47 регионов |
~41,3 млн человек |
~28% |
|
🔴 Критическая устойчивость |
2 региона |
~3,4 млн человек |
~2% |
|
Итого |
89 регионов |
~146 млн человек |
100% |
Ключевые выводы:
Ключевые выводы по аналитическим моделям ЦИПКР
Предлагаемая в проекте правительства на 2026 год бюджетная политика – это политика раскола страны пополам: на бюджетно устойчивые и бюджетно неустойчивые регионы.
Половина страны может оказаться под ударом текущей бюджетной политики монетаристов-либералов из правительства:
- 22–28 млн — те, кто сильно просядут по реальным доходам;
- ещё 35–45 млн — ощутят среднее давление.
География риска — Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, бедные периферии Центра, Поволжья, Урала и моногорода.
Кто пострадает больше всех? Нижние 30% населения по доходам, ипотечные/кредитные семьи, МСП и их наёмные, бюджетники вне столиц, сельская Россия и малые города».
Каждый второй откажется от крупных покупок; каждый четвёртый — будет резать базовые расходы.
***
И на этом фоне министр А.Силуанов на заседании думского комитета по бюджету и налогам прямо декларирует предрасположенность к банкирам и олигархам.
По словам Силуанова, прибыль банков в 2025 году будет такой же, как и в прошлом году (3,8 трлн рублей). Сначала Минфин РФ рассматривал повышение ставки налога на прибыль для банков, но принял решение не делать этого: кредитным организациям нужен капитал в условиях высоких рисков.
И еще Минфин РФ не включил налог на роскошь в предложения на 2026 год. Но может вернуться к пересмотру ставки налога на роскошь, но не в текущем финансовом году.
Зато через пару месяцев, с 2026 года основная масса граждан вкусит повышение налогов и штрафов…
Подготовили обзор: С.П.Обухов, доктор политических наук,
В работе над материалом принимали участие
И.М.Куприянова, А.М.Михальчук, А.М.Богачев, С.С.Крылов
Ответственный за выпуск: С.П.Обухов, доктор политических наук
Центр исследований политической культуры России
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Подгтотовлено: 14 октября 2025 г.