Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

ЦИПКР. Бюджет-2026: Прогнозы, оценки экспертов и аналитические модели ЦИПКР последствий бюджетных проектировок правительства

На основании аналитических выводов ряда известных экономистов по итогам обсуждения проектировок правительственного варианта бюджета РФ на 2026 год была построена аналитическая модель социально-экономических последствий возможной реализации проекта бюджета на 2026 год.

Моделирование экспертами ЦИПКР возможных последствий показало.

Предлагаемая в проекте правительства на 2026 год бюджетная политика – это политика раскола страны пополам: на бюджетно устойчивые и бюджетно неустойчивые регионы.

Половина страны может оказаться под ударом текущей бюджетной политики монетаристов-либералов из правительства:

- 22–28 млн. граждан — те, кто сильно просядут по реальным доходам;

- ещё 35–45 млн. — ощутят среднее давление.

География риска — Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, бедные периферии Центра, Поволжья, Урала и моногорода.

Кто пострадает больше всех? Нижние 30% населения по доходам, ипотечные/кредитные семьи, МСП и их наёмные, бюджетники вне столиц, сельская Россия и малые города.

Каждый второй откажется от крупных покупок; каждый четвёртый — будет резать базовые расходы.

На этом фоне министр финансов А.Силуанов объявил в бюджтеном комитета Госдумы, что правительство не готово вводить налог на сверхприбыли банков и налоги на роскошь.

 

1.Перекликающийся анализ Дмитриевой и Шпиделя

В последние дни несколько видных экономистов прокомментировали ключевые бюджетные проблемы в контексте предстоящих парламентских дебатов по государственному бюджету-2026.

Проанализируем наиболее интересные экспертные оценки депутата Госдумы, экономиста Оксаны Дмитриевой, финансового эксперта Павла Шпиделя (канал @spydell_finance), а также разбор проф. МГУ Натальи Зубаревич. И рассмотрим их выводы с точки зрения использования для построения аналитичсеких моделей последствий планируемой бюджетной политики.

В публикациях последних дней экономист О.Дмитриева и финансовый аналитик П.Шпидель активно критикуют общую финансовую стратегию правительства.

Суть бюджетных предложений изначально, на взгляд экспертов, выглядит трудно выполнимой: «Сложность в том, чтобы лавировать между беспрецедентными оборонными расходами, рекордными процентными расходами, при этом пытаться смещаять балансы в сторону развития экономики и социальной политики»

 И Дмитриева, и Шпидель сходятся в оценке, что бюджетная политика ведет к  стагнации экономики при сохранении высокой инфляции. Дмитриева прямо заявляет об отсутствии роста в 2026 году, а Шпидель указывает, что даже серьезный рост госрасходов в начале 2025 не стимулировал рост ВВП выше 1%, предрекая кризис при их сокращении в конце года из-за намерений бороться с непомерным дефицитом бюджета.

Ключевые оценки экспертов представлены ниже:

 

Аспект анализа

Оксана Дмитриева

Павел Шпидель

Экономический рост

Критикует занижение прогноза инфляции, что маскирует отсутствие реального роста ВВП и ведет к недофинансированию социальных обязательств.

Отмечает стагнацию экономики (рост ~1% г/г) на фоне роста госрасходов на 20%. Считает нереалистичным план резкого сокращения расходов для снижения дефицита.

Инфляция

Фактическая инфляция значительно превышает официальный прогноз, что является инструментом для экономии на индексации пенсий и зарплат бюджетников.

Повышение НДС окажет проинфляционный эффект (0.7-1 п.п.) в краткосрочной перспективе, что замедлит смягчение денежно-кредитной политики (ДКП).

Бюджетный дефицит

Связывает дефицит с падением темпов роста и высокими расходами на обслуживание госдолга, вызванными, по ее мнению, ошибочной политикой заимствований.

Анализирует рекордный дефицит. Критикует план Минфина по его резкому сокращению как нереалистичный без обвала расходов или чудесного роста доходов.

Налоговая политика

Резко критикует планируемое повышение НДС с 20% до 22% и распространение его на малый бизнес, так как это подавляет экономическую активность.

Подробно разбирает последствия повышения НДС и ужесточения режима для малого бизнеса (УСН), отмечая негативный эффект для частного сектора и потребительского спроса.

Приоритеты бюджета

Критикует структуру расходов, указывая на непосильное бремя госдолга и неадекватное финансирование социальной сферы.

Отмечает попытку перераспределения средств в пользу социальной сферы и экономики при сохранении высоких оборонных расходов, но сомневается в реализуемости этого маневра.

 

Обобщение ключевых выводов

Оба аналитика, несмотря на разницу в подходах, сходятся в пессимистичной оценке бюджетных планов на 2026 год:

  • Единство в критике: И Дмитриева, и Шпидель считают, что бюджетная политика ведет к стагфляции — сочетанию стагнации экономики и высокой инфляции. Они оба рассматривают предлагаемые меры (повышение НДС, сокращение дефицита) как противоречивые и способные усугубить ситуацию.
  • Сомнения в реалистичности: Основной тезис Шпиделя — нереалистичность заложенных в бюджет макропараметров. Он показывает, что для исполнения плана по дефициту правительству придется либо резко сократить расходы (спровоцировав кризис), либо надеяться на маловероятный рост доходов
  • Социальные последствия: Дмитриева акцентирует внимание на социальных издержках этой политики — систематической недоиндексации пенсий и зарплат бюджетников из-за занижения прогнозов по инфляции, что ведет к росту бедности и дефициту кадров в социальных отрасля

 

Обобщающие оценки бюджетной политики Дмитриевой и Шпиделя

Оксана Дмитриева

Экономический рост и инфляция

• О бюджетe-2026: «ни экономического роста, ни подавления инфляции»

• О целях политики: «вполне осознанная цель задавить экономический рост и за счет этого уменьшить инфляцию».

Социальная политика и доходы

• О недоиндексации: «Постоянное занижение инфляции... приводит к систематической недоиндексации заработной платы бюджетников».

• О последствиях: «недовольство врачей и учителей своей заработной платой и дефицит кадров в системе».

Бюджетные расходы и приоритеты

• О субсидировании ставок: «бюджетом, то есть деньгами налогоплательщиков» оплачивается повышенная ключевая ставка. На субсидирование процентных ставок запланировано 2,2 трлн рублей, что «превышает расходы на образование, прикладную и фундаментальную науку вместе взятые».

• О голосовании: Дмитриева - единственный депутат, проголосовавший против проекта федерального бюджета на 2025 год.

Павел Шпидель

Бюджетный дефицит и его финансирование

• О планах Минфина: План по сокращению дефицита 2025 года до 5.73 трлн рублей нереалистичен. Для его выполнения требуется  в последнием месяцы 2025 года «обвалить расходы на 17% г/г (гарантированный кризис в начале 2026) или резкое наращивание доходов (маловероятно)».

Налоговая политика и бизнес

• О повышении НДС: «Краткосрочно маневр проинфляционный в диапазоне 0.7-1 п.п.», что приведет к «замедлению нормализации ДКП».

• О последствиях для МСП: Снижение порога по УСН «несет негативный эффект на малый бизнес и микропредприятия... Практически удвоение налоговой нагрузки делает многие ИП нерентабельными».

 

Оба эксперта демонстрируют единство в критике бюджетного курса, хотя и с разных позиций: Дмитриева — с акцентом на социально-экономические последствия, а Шпидель — на макроэкономические и фискальные риски.

 

2.Прогнозы последствий проектировок бюджета-2026 года экономиста Зубаревич (МГУ)

 

На основе анализа расшифровки видео-выступления Натальи Зубаревич, можно выделить следующие последствия для отраслей, регионов и потребителей.

 

Баланс последствий по отраслям и регионам

Анализ Зубаревич показывает, что последствия экономической политики крайне неоднородны и зависят от ориентации регионов на государственный оборонзаказ. Ситуация развивается по сценарию «экономики двух скоростей».

В таблице ниже представлено, как текущая ситуация влияет на разные отрасли и регионы:

Сектор / Регион

Характер специализации

Ожидаемые последствия и тенденции

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)

Производство вооружений и боеприпасов

Продолжающийся рост, хотя и замедляется по сравнению с пиковыми значениями 2023-2024 гг. Финансирование обеспечивается госбюджетом.

Регионы ВПК (пример, Курганская обл., Удмуртия)

Высокая концентрация оборонных предприятий

Стабильное положение. Рост обеспечен бюджетными деньгами, занятость сохраняется.

Автопром (пример, Татарстан, Самарская обл.)

Автомобилестроение

Спад. Причины: проблемы с импортными комплектующими, падение спроса из-за дорогих кредитов. Результат: неполная занятость, сокращение зарплат.

Угледобывающая промышленность (пример, Кемеровская обл.)

Добыча угля, ориентированная на экспорт

Кризисное состояние. Причины: падение мировых цен, логистические проблемы, экспортные пошлины Китая. Многие предприятия – в состоянии банкротства.

Металлургия (Вологодская обл.)

Производство черных металлов

Снижение производства. Основная причина – сокращение спроса со стороны строительного сектора.

Сельское хозяйство (пример, зерновые регионы, Ростовская обл.)

Зерновой экспорт

Падение доходов. Причины: снижение мировых цен на пшеницу, сильная засуха. Крупные агрохолдинги выживут, малые фермеры – в группе риска.

Строительный сектор

Жилищное строительство

Замедление и риски. Высокая ключевая ставка и снижение спроса приведут к банкротствам среди средних девелоперов.

Малый бизнес (в целом)

Торговля, услуги, мелкое производство

Сильное давление. Причины: замедление экономики, исчерпание программ господдержки, необходимость возврата кредитов, взятых в 2022 г., и повышение налогового бремени (снижение порога для уплаты НДС с 60 до 10 млн рублей). Ответом бизнеса станет массовый уход в тень и дробление компаний.

 

Категории потребителей в группе риска

Повышение налогов и инфляция ударят по карману россиян, но больнее всего — по наименее защищенным группам.

  • Пенсионеры: Наталья Зубаревич называет их главными проигравшими. Несмотря на индексацию, их реальные доходы падают уже несколько кварталов подряд. Причина в структуре потребления: большая часть трат уходит на еду, лекарства и ЖКУ, где цены растут гораздо быстрее официальной инфляции (по некоторым оценкам, до 16%).
  • Низкооплачиваемые бюджетники: Учителя, медработники в регионах. Их зарплаты не поспевают за ростом цен, а структура расходов, как и у пенсионеров, смещена в сторону товаров первой необходимости.
  • Работники кризисных отраслей: Сотрудники автопрома, угольной промышленности, металлургии и строительства столкнутся с неполной занятостью, сокращением премий и надбавок, а в перспективе – с риском увольнений. Яркий пример — Тольятти, где альтернатив трудоустройства практически нет.
  • Широкий круг потребителей: Повышение НДС до 22% и другие косвенные налоги приведут к росту цен. Как подчеркивает Зубаревич, это бремя ляжет на конечного потребителя. Уже сейчас население реагирует на снижение реальных доходов, переходя в жесткие дискаунтеры, где рост продаж достигает 17%.

Таким образом, анализ Натальи Зубаревич рисует картину растущего расслоения – как между отраслями и регионами, так и между социальными группами. Выигрывают сектора и территории, связанные с ВПК и госзаказом. В проигрыше остаются гражданские отрасли, малый бизнес и, что самое главное, наименее защищенные категории граждан: пенсионеры, бюджетники и работники депрессивных отраслей.

Однако в сети доступна подробная информация о сути планируемых правительством изменений и их потенциальном влиянии на экономику, что позволяет составить общее представление о возможных последствиях.

 

Планируемые изменения и их влияние на бизнес

Следующая таблица на основании оценок проф.Н.Зубаревич просуммируем ключевые предложенные в проекте бюджета 2026 г. правительственные меры и их ожидаемое воздействие на различные сектора экономики. Оценки, составлены ЦИПКР на основе анализа публикаций в СМИ и экспертных оценок.

Категория / Мера

Суть изменений

Ожидаемые последствия и оценки

Повышение ставки НДС-

Увеличение основной ставки с 20% до 22%. Льготная ставка 10% на социально значимые товары сохраняется.

Для бюджета: Поступления дополнительно ~2.3 трлн руб. (оценка Минфина).

Для экономики: Разовый рост инфляции на ~1 п.п., затем возможен дезинфляционный эффект из-за снижения спроса.

Снижение порога для УСН

Снижение планки годового дохода для обязательной уплаты НДС с 60 млн до 10 млн руб. для компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН).

Для малого бизнеса: Резкое увеличение налоговой нагрузки и администрирования. Затронет до 20% компаний МСП (~1 млн предприятий). Вероятен рост ухода в «теневой» сектор и искусственного дробления бизнеса.

Отмена льгот по страховым взносам

Отмена пониженных тарифов страховых взносов для большей части МСП. Льготы сохранятся только для приоритетных отраслей (обработка, производство, транспорт, электроника).

Для МСП: Увеличение затрат на фонд оплаты труда, снижение рентабельности. По оценкам, в бюджет дополнительно поступит ~400-600 млрд руб.

 

Влияние на инвестиционную деятельность

Предлагаемые меры оказывают комплексное влияние на инвестиционный климат:

  • Снижение потребительского спроса: Повышение НДС, ведущее к росту цен, и отмена льгот для МСП в перспективе снижают покупательную способность населения. Это делает потребительский сектор менее привлекательным для инвестиций.
  • Ужесточение денежно-кредитной политики: Ожидаемый инфляционный всплеск от повышения НДС, по мнению аналитиков, может заставить Центробанк замедлить темпы снижения ключевой ставки. Высокая стоимость заемных средств сдерживает инвестиционную активность компаний.
  • Ухудшение условий на финансовых рынках: Как отмечают эксперты, высокая ключевая ставка снижает привлекательность акций и облигаций компаний для инвесторов на фоне более выгодных ставок по депозитам.

Стоит отметить, что власти рассматривают эти меры как способ добиться сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе, что, по их мнению, является залогом макроэкономической стабильности и условием для будущего экономического роста.

 

Баланс последствий для отраслей экономики и регионов с разной специализацией

Отрасли

Сырьевой сектор / добыча полезных ископаемых, уголь, нефть, газ

 • Плюсы: сохраняются экспортные доходы, остаётся стратегическая рента при внешнем спросе; прибыль крупных корпораций и государства возможна при благоприятных ценах на сырьё.

− Минусы: ограниченная добавленная стоимость внутри страны; уязвимость к внешним шокам (цены, санкции); слабость в развитии глубокой переработки.

Обрабатывающее производство и машиностроение

 • Возможности: при ориентации на импортозамещение могут быть заделы для роста, если государство инвестирует.

− Проблемы: высокие ставки, ограниченный доступ к кредитам, рост издержек, нехватка комплектующих (из-за санкций), слабая технологическая база.

Строительство и недвижимость

− Значительный риск: снижение инвестиций, падение спроса, задержки проектов, слабая рентабельность. В интервью отмечается, что «то, кто в стройке — им очень сложно»  .

 • Плюсы могут быть только в премиальных сегментах или в тех проектах, которые стимулируются государством, но они будут исключением.

Торговля, услуги, малый и средний бизнес

− Основной удар: рост налоговой нагрузки, закрытие компаний, уход в тень бизнеса. Уже сегодня прогнозируется, что малому бизнесу предстоят тяжёлые годы 2025–2026. 

− Плюсы лишь в нишевых сегментах, где есть защита (госзаказы, поддержка).

Инновационные, ИТ-сектор

 • Возможен рост в части цифровых решений, если политика будет стимулировать импортозамещение, инфраструктуру и локализацию.

− Проблемы внешних ограничений, доступа к зарубежным технологиям и капиталу.

 

Регионы

Ресурсно ориентированные (Сибирь, Дальний Восток, северные регионы)

 • Могут выиграть за счёт повышения роли добычи, сырьевых экспортов, логистики (Северный морской путь).

− Но без диверсификации они сильно зависят от мировых цен. В периоды спада — уязвимы.

Промышленно развитые (Урал, Поволжье, Центр)

 • Возможность роста в машиностроении, металлургии, переработке.

− Но под давлением высоких ставок и нехватки инвестиций.

Аграрные / сельские районы

 • Потенциал в агропромышленности, продукции с добавленной стоимостью.

− Но низкая покупательная способность внутреннего рынка, проблемы с логистикой, инвестициями.

Регионы с депрессивной экономикой / удалённые

− Риск усугубления: падение инвестиций, отток населения, снижение доступности госуслуг.

 

Каким категориям потребителей будет хуже всего в 2025–2026 гг. (по Зубаревич)

Малые предприниматели, ИП и малый бизнес

Уже сейчас прогнозируется серьёзное ухудшение: повышение налогов, усложнение операций, принуждение к наличным расчетам, уход в тень  .

Низкооплачиваемые работники и уязвимые слои населения

Те, у кого доходы чуть выше прожиточного минимума: сокращение реальных зарплат, рост цен и инфляции значительно ударят по ним.

 Жители регионов с низким экономическим потенциалом

В малых городах, сельских районах — где зарплаты ниже средних, рынок слаб, инфраструктура хилая — там последствия будут особенно жёсткими.

Жилой сегмент средней/эконом-класса

Те, кто рассчитывал на ипотеку или на покупку недвижимости — рост ставок, снижение кредитной активности, затруднения с финансированием ударят по спросу.

Рабочие отраслей с высокой капиталоёмкостью

Сотрудники машиностроения, металлургии, строительства — где проекты требуют больших вложений и долгового финансирования — они столкнутся с сокращениями.

Сектор услуг, особенно локальных услуг

Кафе, мелкие сервисы, торговля у дома, бытовые услуги — пострадают от сокращения потребительского спроса.

 

3.Аналитические модели ЦИПКР

3.1. Каким категориям потребителей будет хуже всего в 2025–2026 гг.

Оценим на основании приведенных экспертных оценок в количественном выражении - скольким миллионам в целом по населению РФ будет хуже, и какие конкретно регионы пострадают.

Ниже предствлена оценка-модель ЦИПКР на 2025–2026 гг., с оговоркой об интервалах и пересечениях групп - сколько людей пострадают сильнее всего (из населения ≈ 146 млн - 2025) в результате проектировок бюджета-2026 года.

 

Оценка-модель ЦИПКР по анализу уязвимых категорий граждан

 

Ключевые уязвимые группы и оценочная численность социальной группы

1. Главные проигравшие: пенсионеры, низкодоходные и околобедные слои (нижние 30% по доходам)

43–46 млн чел.

Даже малая инфляция и рост тарифов/цен бьёт по корзине; часть из потенциально пострадавших – «работающие бедные».

Глубина проблемы: Реальные доходы у них снижались 5 кварталов подряд.

Региональный аспект: Наиболее уязвимы в 29 регионах с высокой долей пенсионеров + везде, где инфляция на товары первой необходимости превышает 16%

 

2. Работники проблемных отраслей

  • Автопром: ~350-400 тыс. человек в 8 регионах
  • Угледобыча: ~150 тыс. человек в 9 регионах
  • Металлургия: ~200 тыс. человек в 8 регионах
  • Строительный комплекс: ~3,5 млн человек в 28 регионах с высокой значимостью отрасли

 

3. Домохозяйства с чувствительной долговой нагрузкой (ипотека/потребкредиты при высокой ключевой)

15–18 млн чел. (≈ 6–7 млн домохозяйств × 2,4 чел. средний размер семьи).

 

4. МСП и самозанятые + их наёмные в уязвимых сегментах услуг/ритейла/строительства

12–15 млн чел. (падение спроса, дорогой кредит, кассовые разрывы).

Риск: Массовый уход в тень из-за снижения порога НДС с 60 до 10 млн рублей

Но более пострадают~8-9 млн человек в 47 регионах с низкой и средней устойчивостью

 

5. Бюджетники вне крупнейших агломераций (задержка индексаций vs. цены).

Их зарплаты не поспевают за инфляцией. Структура потребления смещена в сторону товаров первой необходимости, цены на которые растут опережающими темпами

10–12 млн чел.

 

6. Сельское население и малые города (логистика, тарифы, монозависимость)

25–30 млн чел. (пересекается с предыдущими группами).

 

С учётом пересечений групп (одни и те же люди попадают сразу в 2–3 категории) в аналитической модели ЦИПКР получаем единую оценку социально-экономических рисков для бюджетной политики 2026 года по социальным группам

  • Общая численность населения под давлением: ~57 - 73 млн человек (40-50% населения).
  • Сильно пострадают: ~22 - 28 млн человек (значительное ухудшение реальных доходов, сбережения).
  • Умеренно пострадают: ~35 - 45 млн человек (ощутимое давление на бюджет, отказ от крупных покупок).

Примечание по пересечениям: Общая численность населения под давлением не является суммой указанных категорий, так как один человек может относиться к нескольким группам (например, работник стройки в моногороде с ипотекой).

 

3.2. Каким регионам будет хуже всего в 2025–2026 гг.

 

Представим карту рисков в региональной модели ЦИПКР по последствиям бюджетной политики на 2026 год для каждого из 89 регионов

Это важно, так как в 2025 году зафиксирован очевидный региональный бюджетный кризис - ситуация с региональными бюджетами достигла беспрецедентного уровня за 20 лет наблюдений.

По итогам первого полугодия 2025 года 67 регионов из 89 имели дефицитный бюджет. Например, в Кемеровской области дефицит составил 34%, в Архангельской — 31%, в Тюменской — 20%.

Причины кризиса:

Спад доходов: Налог на прибыль упал на 8%, а поступления НДФЛ замедлились до 11% (почти вровень с инфляцией) из-за заморозки роста зарплат.

Сокращение федеральной помощи: Впервые за долгое время трансферты из центра регионам сократились — на 6%.

Рост расходов: При этом расходы консолидированных бюджетов регионов выросли на 16%, в том числе из-за необходимости исполнять федеральные социальные обязательства и нацпроекты.

Эти данные подтверждают тезис о глубоком региональном бюджетном кризисе

 

Комплексная оценка устойчивости регионов РФ к бюджетным рискам 2026 года

Методика расчета рисков в региональной модели ЦИПКР по последствиям бюджетной политики на 2026 год для каждого из 89 регионов.

 

  • Факторы устойчивости: Бюджетная устойчивость (+2), Развитый ВПК (+2)
  • Отраслевые риски: Каждая проблемная отрасль (-1)
  • Социальные риски: Каждый высокий показатель (-1)

Субъект РФ

Бюджетная устойчивость

ВПК

Отраслевые риски

Социальные риски

Итоговый балл

Уровень устойчивости

1

Адыгея

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

2

Алтай

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

3

Алтайский край

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

4

Амурская область

2

2

0

0

4

🟢 Высокая

5

Архангельская область

0

2

0

1

1

🟡 Средняя

6

Астраханская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

7

Башкортостан

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

8

Белгородская область

2

2

1

1

2

🟢 Высокая

9

Брянская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

10

Бурятия

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

11

Владимирская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

12

Волгоградская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

13

Вологодская область

2

0

1

1

0

🟡 Средняя

14

Воронежская область

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

15

Дагестан

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

16

ДНР

0

0

3

2

-5

🔴 Критическая

17

Еврейская АО

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

18

Забайкальский край

0

0

1

2

-3

🔴 Низкая

19

Запорожская область

0

0

2

2

-4

🔴 Критическая

20

Ивановская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

21

Ингушетия

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

22

Иркутская область

2

2

1

0

3

🟢 Высокая

23

Кабардино-Балкария

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

24

Калининградская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

25

Калужская область

0

2

1

0

1

🟡 Средняя

26

Камчатский край

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

27

Карачаево-Черкесия

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

28

Карелия

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

29

Кемеровская область

0

0

2

0

-2

🔴 Низкая

30

Кировская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

31

Коми

2

0

0

0

2

🟢 Высокая

32

Костромская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

33

Краснодарский край

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

34

Красноярский край

2

2

1

0

3

🟢 Высокая

35

Крым

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

36

Курганская область

0

2

0

2

0

🟡 Средняя

37

Курская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

38

Ленинградская область

2

2

0

1

3

🟢 Высокая

39

Липецкая область

2

0

1

0

1

🟡 Средняя

40

ЛНР

0

0

3

2

-5

🔴 Критическая

41

Магаданская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

42

Марий Эл

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

43

Мордовия

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

44

Москва

2

2

1

1

2

🟢 Высокая

45

Московская область

2

2

1

1

2

🟢 Высокая

46

Мурманская область

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

47

Ненецкий АО

2

0

0

0

2

🟢 Высокая

48

Нижегородская область

0

2

1

1

0

🟡 Средняя

49

Новгородская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

50

Новосибирская область

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

51

Омская область

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

52

Оренбургская область

0

0

0

0

0

🟡 Средняя

53

Орловская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

54

Пензенская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

55

Пермский край

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

56

Приморский край

0

2

1

1

0

🟡 Средняя

57

Псковская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

58

Ростовская область

0

2

2

1

-1

🔴 Низкая

59

Рязанская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

60

Самарская область

2

2

1

1

2

🟢 Высокая

61

Саратовская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

62

Саха (Якутия)

0

0

1

2

-3

🔴 Низкая

63

Сахалинская область

0

0

0

0

0

🟡 Средняя

64

Свердловская область

0

2

1

0

1

🟡 Средняя

65

Севастополь

0

2

0

2

0

🟡 Средняя

66

Северная Осетия

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

67

Смоленская область

2

0

0

2

0

🟡 Средняя

68

Ставропольский край

0

0

0

0

0

🟡 Средняя

69

Тамбовская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

70

Татарстан

2

2

1

1

2

🟢 Высокая

71

Тверская область

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

72

Томская область

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

73

Тульская область

0

2

0

1

1

🟡 Средняя

74

Тыва

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

75

Тюменская область

2

0

0

0

2

🟢 Высокая

76

Удмуртия

0

2

0

0

2

🟢 Высокая

77

Ульяновская область

0

0

1

2

-3

🔴 Низкая

78

Хабаровский край

0

2

0

1

1

🟡 Средняя

79

Хакасия

0

0

1

2

-3

🔴 Низкая

80

Ханты-Мансийский АО

2

0

0

0

2

🟢 Высокая

81

Херсонская область

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

82

Челябинская область

0

2

1

0

1

🟡 Средняя

83

Чечня

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

84

Чувашия

0

0

0

2

-2

🔴 Низкая

85

Чукотский АО

0

0

0

1

-1

🔴 Низкая

86

Ямало-Ненецкий АО

2

0

0

0

2

🟢 Высокая

87

Ярославская область

0

2

0

1

1

🟡 Средняя

88

Санкт-Петербург

2

2

1

2

1

🟡 Средняя

89

Москва

2

2

1

1

2

🟢 Высокая

Регионы можно сгруппировать на основе объединенных драйверов уязвимости из двух оценок:

  • Северный Кавказ: Высокая бедность, скрытая безработица, зависимость от федеральных трансфертов.
  • Сибирь и Дальний Восток: Логистическая удороговизна, сырьевая моноспециализация, дорогой кредит.
  • Индустриальный «Ржавый пояс» и моногорода: Включают регионы вроде Кемеровской, Челябинской, Вологодской областей, города Урала. Риски здесь множественные: отраслевые проблемы, высокая доля пенсионеров, зависимость от градообразующих предприятий.
  • Аграрные и периферийные регионы Европейской России: Включают регионы Поволжья (Марий Эл, Чувашия), центральную «бедную периферию» (Псковская, Смоленская, Ивановская области) и аграрный юг (Ставрополье, Ростовская область). Драйверы — низкая база доходов, сезонная занятость, демографический спад (старение, отток населения).
  • Новые территории (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области): Полная зависимость от федеральной помощи, разрушенная боевыми действиями экономика.
  • Крупные агломерации (Москва, СПб и др.): Имеют более высокую «подушку» амортизации рисков, но содержат уязвимые группы: ипотечников, МСП в услугах и строительстве, бюджетников вне «топ-сегмента».

Ключевой вывод: Бюджетные новации 2026 года затронут значительную часть населения страны. Риски имеют четкую географическую и социально-профессиональную концентрацию. Наиболее уязвимыми оказываются группы и регионы, сталкивающиеся с несколькими взаимосвязанными проблемами одновременно: низкие доходы, высокая инфляция на товары первой необходимости, долговая нагрузка и зависимость от проблемных секторов экономики.

 

Статистика устойчивости регионов

Распределение населения России по уровням бюджетной устойчивости регионов

Уровень устойчивости

Количество регионов

Численность населения

Доля от общего населения

🟢 Высокая устойчивость

22 региона

~76,2 млн человек

~52%

🟡 Средняя устойчивость

15 регионов

~25,1 млн человек

~17%

🔴 Низкая устойчивость

47 регионов

~41,3 млн человек

~28%

🔴 Критическая устойчивость

2 региона

~3,4 млн человек

~2%

Итого

89 регионов

~146 млн человек

100%

Ключевые выводы:

  1. Высокая корреляция между ВПК и устойчивостью: 15 из 22 высокоустойчивых регионов имеют развитый ВПК
  2. Бюджетная устойчивость - ключевой фактор: Все регионы-доноры показали среднюю или высокую устойчивость
  3. Социальные риски доминируют: 47 регионов имеют низкую устойчивость в основном из-за высокой социальной нагрузки
  4. Наиболее уязвимые: Новые территории (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская обл.) и республики Северного Кавказа
  5. Лидеры устойчивости: Москва, Московская область, Татарстан, Красноярский край, нефтегазовые регионы

 

Ключевые выводы по аналитическим моделям ЦИПКР

  1. Половина населения России (52%)  будет проживать в регионах с относительной бюджетной устойчивостью экономики.
  2. Каждый четвертый россиянин (28%)  будет жить в регионах с низкой бюджетной устойчивостью, что представляет значительный социально-экономический риск.
  3. 2% населения - в регионах с критической устойчивостью (ДНР и ЛНР, где к прифронтовым проблемам добавляются отраслевые), но эти территории требуют особого внимания в бюджетной политике.
  4. Регионы средней устойчивости охватывают 17% населения - это значительная группа, которая может как улучшить, так и ухудшить свое положение в зависимости от экономической конъюнктуры.
  5. Наиболее населенные высокоустойчивые регионы: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Красноярский край и нефтегазовые регионы.

 

Предлагаемая в проекте правительства на 2026 год бюджетная политика – это политика раскола страны пополам: на бюджетно устойчивые и бюджетно неустойчивые регионы.

Половина страны может оказаться под ударом текущей бюджетной политики монетаристов-либералов из правительства:

- 22–28 млн — те, кто сильно просядут по реальным доходам;

- ещё 35–45 млн — ощутят среднее давление.

 География риска — Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, бедные периферии Центра, Поволжья, Урала и моногорода.

Кто пострадает больше всех? Нижние 30% населения по доходам, ипотечные/кредитные семьи, МСП и их наёмные, бюджетники вне столиц, сельская Россия и малые города».

Каждый второй откажется от крупных покупок; каждый четвёртый — будет резать базовые расходы.

***

И на этом фоне министр А.Силуанов на заседании думского комитета по бюджету и налогам прямо декларирует предрасположенность к банкирам и олигархам.

По словам Силуанова, прибыль банков в 2025 году будет такой же, как и в прошлом году (3,8 трлн рублей). Сначала Минфин РФ рассматривал повышение ставки налога на прибыль для банков, но принял решение не делать этого: кредитным организациям нужен капитал в условиях высоких рисков.

И еще Минфин РФ не включил налог на роскошь в предложения на 2026 год. Но может вернуться к пересмотру ставки налога на роскошь, но не в текущем финансовом году.

Зато через пару месяцев, с 2026 года основная масса граждан вкусит повышение налогов и штрафов…

 

Подготовили обзор: С.П.Обухов, доктор политических наук,

В работе над материалом принимали участие

И.М.Куприянова, А.М.Михальчук, А.М.Богачев, С.С.Крылов

Ответственный за выпуск: С.П.Обухов, доктор политических наук

Центр исследований политической культуры России

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

 

Подгтотовлено: 14 октября 2025 г.

 

 

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.