Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Доклад В.И. Кашина к заседанию коллегии Федерального агентства по недропользованию 31 марта 2016 года

Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.КАШИНА к заседанию коллегии Федерального агентства по недропользованию 31 марта 2016 года.

В.И. Кашин
2016-04-01 13:51

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас от лица депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и выразить слова благодарности всему коллективу Роснедр за ту сложнейшую работу, которую вы выполняете, особенно в преддверии празднования 50-летия «Дня геолога», поводом для которого стало открытие в 1966 году уникальных месторождений Западной Сибири. Особая благодарность нашим ветеранам-геологам, многие из которых сидят сейчас в зале.







Нашими геологами открыты тысячи уникальных месторождений каменного угля, железной руды, золота и алмазов, нефти и газа. На основе этих месторождений работают многочисленные горнопромышленные предприятия страны, с их освоением связан рост социально-экономического развития нашего государства.

Федеральное агентство по недропользованию, без преувеличения, является одной из важнейших структур в системе государственной власти.

Комитет неоднократно отмечал неоценимый вклад Роснедр в воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение национальной безопасности нашей страны

Думаю, нет необходимости в этой аудитории доказывать, что в течение ближайших десятилетий социально-экономическое развитие страны, ее экспортный потенциал во многом будут определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.







Российский топливно-энергетический комплекс остается важнейшей составной частью общемировой энергетики. Мы стабильно занимаем первое место в мире по экспорту газа, делим первое-второе место по экспорту нефти, третье место у России в мире - по экспорту угля. Если смотреть в целом, то Россия занимает третье место в мире по объему производства энергоресурсов, и это во многом объясняет высокую долю и, соответственно, стратегическую роль российского топливно-энергетического комплекса в международной экономике.

И в тоже время эта отрасль является основным источником формирования доходной части федерального бюджета. В 2016 году объем нефтегазовых доходов федерального бюджета составит 6 трлн. рублей (или 44% от общих доходов федерального бюджета). Доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 70%.

Каждый новый проект по разведке и добыче полезных ископаемых автоматически влечет за собой организацию новых рабочих мест не только в горнопромышленном комплексе, но и в смежных областях – в машиностроение, в производстве труб, металла, различного оборудования, программного обеспечения и т.д.

Особенности минерально-сырьевой базы Российской Федерации заключаются в её масштабности и разнообразии. На территории страны выявлены практически все известные виды полезных ископаемых, на государственном балансе учитывается более ста видов минерального сырья.







У нас еще в советское время сформировался большой объем накопленных запасов и подготовленных к вводу ресурсов. Сейчас мы подходим к этапу, когда объем отработки начинает превышать коэффициент воспроизводства. Необходим ввод в эксплуатацию новых месторождений, что связано с освоением новых регионов. Необходимо более пристальное изучение сухопутной части России в районе Сибири и Дальнего Востока, а также континентального шельфа, особенно Арктического.

Это очень капиталоемкий процесс, требующий и денег, и новых технологий.

Принятые ранее документы стратегического планирования, в том числе госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов», позволили в последние годы значительно нарастить объём инвестиций в геологоразведку.

Рост государственных и частных инвестиций в отрасль привёл к открытию в России в последние шесть лет более 290 месторождений углеводородного сырья. Хорошие перспективы связаны с Карским морем, там открыто гигантское месторождение «Победа» с суммарными извлекаемыми запасами нефти 130 млн.тонн и газа 499 млрд.куб.м.

На сегодня общий объем запасов нефти в стране составляет 29,7 млрд.тонн, из них акватория (континентальный шельф,, территориальное море, внутренние морские воды) - 1,4 млрд.тонн (4,8%), ТРИЗ (трудноизвлекаемые запасы) - 7,5 млрд.тонн (25,5%), газа – 69,7 трлн.куб.м. Практически все они распределены и продолжается их добыча. Нераспределенными остаются всего лишь несколько процентов запасов. По нефти 6,5 %, по газу 4,6%.

Можно вспомнить, что нефтедобывающая промышленность СССР долгое время характеризовалась стабильным ростом добычи нефти, которая за период 1950-1988 гг. возросла в 16 раз (с 37,9 до 624,3 млн. т). Предпосылкой бурного роста нефтедобычи явилось открытие высокопродуктивных и крупных месторождений Урало-Поволжья и Западной Сибири. Освоение открытых месторождений сопровождалось увеличением объема геолого-поисковых и разведочных работ с целью создания надежной базы нефтедобычи и восполнения запасов. Только за четыре последние пятилетки (IX-XII) капвложения в геологоразведочные работы не нефть составили почти 40 млрд. руб. (советских).

Надо увеличивать объемы геологоразведки. Колоссальный ресурс у нас сосредоточен на шельфе, прежде всего арктическом.







Освоение шельфа, работа с трудноизвлекаемыми запасами — это те элементы, которые должны быть реализованы в среднесрочной перспективе. Если это будет выполняться системно и последовательно, то больших проблем и с нефтью возникнуть не должно. К 2030-му году около 30 процентов нефти, добываемой на территории страны, должно добываться на шельфе Российской Федерации.

Соответственно необходимы инвестиции в отрасль.

В последние пять лет обеспечивается расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы по важнейшим видам полезных ископаемых, 2015 год также не был исключением: прирост запасов по основным стратегическим видам сырья превысил объём добычи.

Однако по углю, урану, меди, никелю, хрому выполнение плана прироста прогнозных ресурсов составило 45-71%. Не получен прирост прогнозных ресурсов по марганцу, редкоземельным металлам, цирконию и некоторым видам неметаллических полезных ископаемых.

Если не создавать своевременно поискового задела, то эти разведанные запасы сырья истощатся достаточно быстро, поэтому важность опережающей геологоразведки и рационального использования разведанных запасов трудно переоценить, но здесь есть ряд серьёзных проблем.







В настоящее время геологическая отрасль сталкивается с рядом объективных фундаментальных проблем, связанных с ухудшением качества и усложнением минерально-сырьевой базы, накладывается сложная внешне- и внутриэкономическая обстановка: замедление экономического роста, неблагоприятная конъюнктура на рынках сырья, режим санкций.

Все это, уже сказалось на отрасли, в том числе в виде сокращения бюджетного финансирования геологоразведки с 35,2 до 28,4 млрд. рублей в 2015 году.

В 2015 г. геолого-разведочные работы (ГРР) на нефть и газ за счет средств федерального бюджета проводились на 102 объектах, при этом произошло снижение объемов финансирования на 18%, до 13,5 млрд. руб.

В целом проходка в разведочном бурении снизилась на 176,7 тыс.м (-17,8%) до 817,7 тыс.м.

ГРР на твердые полезные ископаемые за счет средств федерального бюджета в 2015 году осуществлялись на 160 объектах государственного заказа. Общий объем финансирования составил 7,7 млрд. руб. Значительное снижение объемов бюджетного финансирования (38% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах) обусловило уменьшение на 23% количество объектов геологоразведочных работ (160 – в 2015 г. против 207 – в 2014 г.).

В то же время всего за 2013-2014 года реализации госпрограммы только от разовых платежей бюджет получил уже около 250 млрд. рублей доходов, а в 2015 г. доходы федерального бюджета, администрируемые Роснедрами, составили 41,3 млрд. руб. – на 12,7% больше прогнозных показателей (36, 7 млрд. руб.). В том числе: разовые платежи по углеводородному сырью – 33,8 млрд. руб., по твердым полезным ископаемым – 6,7 млрд. руб.

Основной объем финансирования приходится на частные инвестиции компаний-недропользователей. В 2015 году 270 млрд руб. (90%) были направлены на воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья, и 29 млрд руб. (10%) – на воспроизводство МСБ твердых полезных ископаемых.

Примерное соотношение бюджетного финансирования к частному составляет 1:10. За счет средств федерального бюджета выполняются геологоразведочные работы ранних стадий, по результатам которых формируется поисковый задел.

В результате работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, формируются участки недр с локализованными и оцененными прогнозными ресурсами полезных ископаемых, подготовленные для постановки поисковых и разведочных работ и получения прироста запасов. Последующая разведка и освоение месторождений осуществляются компаниями - недропользователями за счет собственных средств.

На объем инвестиций, вкладываемых недропользователями в геологоразведку, существенное влияние оказывают три взаимосвязанных фактора: предложение, цена и спрос на сырье на рынке.

В связи со снижением мировых цен на сырье отмечено снижение интереса недропользователей к проведению геологоразведочных работ на тех или иных участках недр.

Недропользователи затратили на ГРР на нефть и газ 270 млрд руб., что на 15% меньше, чем в 2014 г.; при этом, сокращение работ на шельфе составило почти 50%. Снижение физических объемов сейсморазведки 2D и 3D, проходки поисковых и разведочных скважин по отдельным компаниям ожидается от 8 до 30%, по работам на континентальном шельфе – от 30 до 50%.

Ожидаемые по результатам работ 2015 года показатели прироста разведанных запасов углеводородного сырья ниже показателей 2014 года на 6% по нефти и конденсату и на 14,3% по газу.

Сокращение объемов финансирования ГРР и уменьшение физических объемов работ в 2015-2016 гг. приведет к уменьшению прироста запасов углеводородов в 2017-2019 годах.

При этом есть и положительные примеры, так «Сургутнефтегаз» не планирует снижения объемов финансирования геологоразведочных работ, объем поисково-разведочного бурения до 2020 года стабилен. В 2015 г Роснефти удалось поднять эксплуатационное бурение на рекордные 30 %, при том, что в среднем по России этот показатель в 2015 г составил 12%., в 2016 году планируется увеличение объёмов эксплуатационного бурения на 40% по сравнению с 2015 годом, при этом в 2016 г Роснефть увеличит инвестиционную программу до 1 трлн рублей.

Здесь стоит отметить, почему мы такую динамично развивающуюся компанию как «Роснефть» хотим приватизировать. Зачем правительство хочет продать «Роснефть» за бесценок?







Сейчас не самое удачное время для этой сделки. Восточные компании (в первую очередь китайская CNPC) – реальные кандидаты в покупатели, но и для переговоров с ними время неудачное, в нынешней неблагоприятной обстановке и при отсутствии конкуренции приобретатель будет рассчитывать на дисконт. Около 20% «Роснефти» уже контролируются западной компанией BP. На внутреннем рынке нет покупателей с достаточным количеством денег. Единственный вариант – перекладывание из одного государственного кармана в другой, но экономического смысла в этом нет.

Общая капитализация «Роснефти» несколько последних лет колеблется в диапазоне 2,2–2,9 трлн руб., однако на деле стабильностью тут и не пахнет: только за 2014 год стоимость нефтяного гиганта сократилась на 44% в долларовом исчислении. Госкорпорация дешевеет вслед за своим основным товаром, нефтью, и своей базовой валютой — рублем.

Автоматически встает вопрос: а не потому ли чиновники так торопятся продать «Роснефть», что ее капитализация в привычной для них валюте сейчас находится на очень низком уровне — около 37 млрд долларов? Не дай Бог цены на нефть вырастут — тогда завладеть российскими месторождениями будет сложнее. А сейчас самое подходящее время.

В конце концов, кто еще продает ценные активы в момент их минимальной стоимости? Это либо люди, у которых ничего не осталось, либо жулики.

Продажа 19,5% «Роснефти» по рыночной цене принесет сегодня 509 млрд руб. — около четверти от расходов Резервного фонда в 2016 году. Таким образом, государство выгадает лишь три месяца бездефицитной жизни, но за этот квартал мы проедим 1/5 активов главной нефтяной компании страны.

И если уж целесообразно подходить к приватизации с точки зрения ценовой конъюнктуры, то с ней теперь точно лучше подождать до лучших времен. Здесь можно привести пример «Роснефти», которая в 2013 году приобрела ТНК-ВР за 54,5 млрд долларов, а по состоянию на январь 2016 года вся компания стоила 36,9 млрд долларов. Продавать 19,5% «Роснефти» сейчас значит нанести серьезный финансовый ущерб государству.

Все разговоры о необходимости приватизации госкорпораций ради того, чтобы пережить трудный период, не стоят и ломаного гроша, пока мы не знаем, сколько времени этот трудный период продлится. Проели «Роснефть», но нефть не подорожала, производство не наладилось — проедаем «Газпром»? Потом что будем продавать?

Как показывает аналитика нефтяные компании тратили за период 2007-2013г.г. только 10 % от чистой прибыли в инвестиции в обновление основных фондов. К примеру этим отличилась частная компания - ТНК - ВР (как раз перед ее продажей «Роснефти») у нее на дивиденды ушло 625 млрд.руб, а инвестиции составили 21.6 млрд.руб.







А если взять соглашения о разделе продукции Сахалин 1, Сахалин 2 и Харьягинское СРП, государство только последние несколько лет, что то стало получать от этих соглашений и то, в 2015 году по сравнению с 2014 годом доходы государства упали по Сахалину 1 с 1026,3 млн. долларов США до 415 млн. долларов США, по Сахалину 2 с 3674,3 млн. долларов США до 2 453 млн. долларов США, по Харьягинскому СРП с 450 млн. долларов США до 183 млн. долларов США., при том что добыча углеводородов не уменьшилась.

Уменьшение количества объектов ГРР по твердым полезным ископаемым неминуемо отразится на приросте прогнозных ресурсов в 2016-2017 годах. Уменьшение поискового задела, в свою очередь, вызовет уменьшение прироста разведанных запасов, что в среднесрочной перспективе может негативно сказаться на добыче важнейших видов стратегического минерального сырья, таких как золото, алмазы, серебро.

Затраты внебюджетных источников на проведение ГРР на твердые полезные ископаемые в 2015 году оцениваются в 29 млрд руб., что составляет 76% от суммы затрат 2014 года (34,5 млрд руб.) в сопоставимых ценах. Уменьшение объемов внебюджетного финансирования геологоразведочных работ сопровождается сокращением количества пользователей недр, осуествляющих разведку и добычу твердых полезных ископаемых (в 2015 г. на 18%, к уровню 2013 года), а также лицензий на право пользования недрами с целью разведки и добычи (на 20%).

Интерес компаний к геологоразведке остается низким, что иллюстрируется низкой долей состоявшихся аукционов.

В 2015 г. Роснедрами объявлено 150 аукционов и 12 конкурсов на право пользования недрами в части углеводородного сырья. Состоявшимися признаны 66 аукционов (44%) и 8 конкурсов (67%).

В 2015 г. Роснедрами объявлено 529 аукционов и конкурсов на право пользования недрами с целью разведки и добычи твердых полезных ископаемых, что примерно соответствует уровню 2014 г. (575 аукционов и конкурсов). Состоявшимися признаны 496 аукционов и конкурсов – 58%.







В текущих экономических и внешнеполитических условиях особую тревогу вызывает вопрос критической зависимости отечественных геологоразведочных компаний от импорта оборудования, технологий и программного обеспечения. Сегодня в сейсморазведке зависимость от импорта составляет порядка 90%, в электроразведке - более 70%, в отношении бурового оборудования - более 30%. Ситуация объективно критическая и требует к себе не только пристального внимания со стороны всех ответственных органов государственной власти, но и принятия конкретных шагов по выводу отрасли на базу отечественных технологий.

Понадобится до пяти лет, чтобы по целому ряду наименований «санкционного» оборудования была возможность адекватной замены.

Есть критически важные позиции, которые сложно заменить в среднесрочной перспективе. Это программный комплекс. Здесь у нас зависимость от 80% и выше, а по отдельным видам — и до100%. Притом что, школа советская в части обработки и интерпретации данных была достаточно сильной.

Наша задача — восстановить сейчас производственный комплекс.

Здесь также важно определить возможность влияния новых технологий на рациональность пользования недрами, так как некоторыми экспертами высказываются опасения применения гидроразывов пластов для интенсификации добычи углеводородного сырья, что может привести по их мнению к смешению продуктивных пластов, нанесению вреда окружающей среде. Об этом высказывались на прошедшем заседании Комитета при обсуждении законопроекта № 881493-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в части установления норм, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также препятствующих снижению добычи полезных ископаемых). Необходимо применять такие технологии по интенсификации добычи, которые минимизируют негативные последствия для недр и окружающей среды.







Недра по Конституции России принадлежат государству, но сегодня нет должного контроля над рациональным их использованием. Например, на каждом месторождении устанавливается величина коэффициента извлечения нефти (КИН). Если КИН, скажем, равен 0,4, то это значит, что 40% нефти можно забрать, а 60% останется. Чтобы извлечь остальное, нужны новые капиталоемкие технологии. Работать в этом направлении компании не очень хотят, потому что это чревато дополнительными затратами. В итоге в последние годы в России падает коэффициент нефтеизвлечения. Пытаются объяснять это усложнением горно-геологических условий. Но в США тоже усложняются горно-геологические условия, однако там КИН растет сейчас около 40 %, а в России падает. Потому что на вооружение компаниями взята хищническая разработка месторождений.

При этом надо понимать, что выработанность месторождений, обеспечивающих нефтедобычу в стране, крайне высока. В европейской части России она достигает порядка 70%, похожая картина в Западной Сибири, где более 150 самых важных нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи. Среди них такие гиганты, как Самотлор, Мамонтовское, Федоровское и многие другие. Поэтому проблема повышения значения КИН с каждым годом только возрастает. Сейчас КИН, как правило, не превышает 0,2-0,3. Значит, более70 % нефти остается. И никого это особо не тревожит.

К примеру, повышение коэффициента извлечения нефти всего на 1 п.п. на разрабатываемых месторождениях страны равносильно 1,3 млрд. тонн увеличения запасов нефти.

Давайте посмотрим дальше — посмотрим более серьёзно на топливно-энергетический комплекс и ситуацию в нём. Мы рассматривали предметно эти вопросы, в том числе и на заседании комиссии при президенте — топливно-энергетической комиссии, вместе с министром природных ресурсов и экологии обозначали вопросы, для того чтобы решать эти серьёзнейшие проблемы.

Зачастую компании просто снимают сливки с месторождений и забрасывают вполне рентабельные скважины.

Одной из проблем является невовлечение в добычу значительной части разведанных запасов. Например, лишь около 80% разведанных запасов нефти введено в разработку. Даже на осваиваемых месторождениях есть неразрабатываемые залежи и это тоже можно считать серьёзным резервом для увеличения добычи. Необходимо также оптимизировать темпы отбора как ещё один резерв добычи, который нужно использовать.







Ресурсной базой, способной возместить в недалеком будущем дефицит минерального сырья, являются полезные ископаемые «техногенных месторождений». За последнее столетие, на территории России образовалось огромное количество «техногенных месторождений».

В марте 2016 года Комитет провел совместный «крулый стол» с Горнопромышленниками России по этой теме. Было отмечено, за исключением ряда положительных примеров, нежелание компаний применять отечественные инновационные технологии по переработке техногенного сырья

Для создания мотиваций разработки техногенного сырья необходима государственная координация всех российских участников процесса освоения техногенных месторождений. Однако в настоящее время наблюдается инертность, разобщенность действий таких организаций, отсутствие централизованного подхода к проблеме на уровне государства.

Это сложилось вопреки очевидной целесообразности объединить усилия профильных ведомств и организаций в единое целое под одним административным и научно-методическим руководством с целью согласованности решения самых ответственных задач, связанных с освоением выявленных техногенных месторождений и подготовкой для этого отечественной технико-технологической базы.

Следует сказать, что нам удалось принять ряд законодательных инициатив, заложивших основу обеспечения эффективной системы утилизации техногенного сырья.







Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это базовый закон, в котором нашел отражение целый комплекс природоохранных мер, включая уточнение понятийного аппарата; основные принципы охраны окружающей среды дополнены обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия; расширены полномочия органов государственной власти; дифференцирован подход к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности. Правовое воплощение получила новая система нормирования в области охраны окружающей среды. Определено правовое регулирование вопросов внедрения наилучших доступных технологий. Оптимизирована система государственного экологического надзора. Усовершенствован механизм экологической отчетности. Введены реальные механизмы экономического стимулирования. Усовершенствован механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пересмотрена административная ответственность. Сделан значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы.

Не менее важным законодательным решением, стал Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволивший при разведке и добыче нефти осуществлять размещение попутных вод в пластах горных пород, а также при ликвидации горных выработок использовать вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности

Особо следует отметить Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Благодаря данному законодательному акту удалось создать эффективные экономические стимулы по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

Вместе с тем специфика переработки техногенного сырья столь значительна и разнообразна, что требует соответствующего обустройства правового поля.

Каким образом будем компании побуждать внедрять наилучшие доступные технологии?

Может стоит поставить вопрос об актуализации лицензий в этой части, увязывать получение лицензий с применением отечественных инновационных технологий при разработке месторождений? Приглашаем Роснедра и Минприроды России подумать совместно, что мы можем здесь сделать в части совершенствования нормативно-правовой базы.

Остается крайне актуальным вопрос кадрового потенциала отрасли для решения задачи по наращиванию объемов геологоразведки.







Мы обязаны решить эту задачу, и если мы этого не сделаем, то обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы будет физически некому. Управленческий и профессиональный состав у нас крайне возрастной, из года в год сокращается количество профессиональных образовательных организаций, в 1995 году было 4166 организации в 2013 году стало 1217, а ежегодный выпуск квалифицированных рабочих за этот период сократился почти в 2 раза.

А если взять высшее образование, какое безобразие там творится. Сливают ведущие ВУЗы: Московский государственный горный университет присоединили к Национальному исследовательскому Технологическому Университету «МИСиС», Российский государственный геолого-разведочный университет им. Орджоникидзе сливают с Российским государственным университетом нефти и газа им. Губкина. Кто за этим всем стоит? В итоге мы потеряем специализированное горное образование.

Как видим, ситуация в минерально-сырьевом комплексе страны не простая.

Для преодоления текущих и перспективных проблем в отрасли нам необходимо обеспечить прирост запасов и поддержание уровня добычи полезных ископаемых в районах с развитой инфраструктурой, организовать геологическое изучение в новых районах, развивать минерально-сырьевую базу нетрадиционных и трудноизвлекаемых полезных ископаемых, отрабатывать техногенные месторождения, развивать технологии добычи и переработки полезных ископаемых.

Минерально-сырьевой комплекс требует серьезного государственного внимания и поддержки, в том числе законодательной.

За последние годы принят ряд законов, направленных на активизацию вложений частных инвестиций в геологоразведочную деятельность.







Так, только Комитет за текущий созыв принял 18 законов по вопросам недропользования.

Мы внесли изменения в законодательство о недрах, предусматривающие вознаграждение первооткрывателям месторождений. ( Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 260-ФЗ «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О недрах»), рассрочку уплаты разовых платежей (Федеральный закон от 24 ноября 2014 № 366-ФЗ).

Определен статус подтоварных вод — их закачка в пласт теперь не требует платы за негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Урегулирован порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море (Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»)

Урегулированы вопросы подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, а также касающиеся безопасности горных выработок, буровых скважин расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами»).

Увеличены сроки геологического изучения в Арктической зоне и на Дальнем Востоке до 7 лет по 10-и регионам, и до 10 лет на континентальном шельфе ( Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»).

Законодательно закреплена упрощенная процедура предоставления земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования ( Федеральный закон от 31 декабря 2014 года №499-ФЗ)

Установлены правовые гарантии пользователей недр на получение лицензий с целью добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения на участках акватории Балтийского моря ( Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).

В июне 2015 года приняты поправки в закон «О недрах» о создании единого фонда геологической информации — государственной информационной системы, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах. Фонд станет основой для подготовки отраслевых документов стратегического планирования, позволит эффективнее вести государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, государственный баланс запасов полезных ископаемых. Внесенные изменения в законодательство о недрах создают условия для роста инвестиционной привлекательности недропользования и конкуренции на рынке, будут защищены права правообладателя геологической информации ( Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , урегулированы вопросы в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод.

Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 127-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», признаны утратившими силу положения федеральных законов, предусматривающих разработку и утверждение отдельной государственной программы разведки континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, в связи с тем, что основные направления деятельности по разведке континентального шельфа и освоению его минеральных ресурсов уже предусмотрены Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, а государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» определены приоритетные направления государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы, в том числе в отношении изучения и освоения природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Федеральным закон от 2 мая 2015 года № 111-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обеспечено эффективное структурирование системы государственного контроля (надзора) в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Приняли очень важный закон по Крыму.







Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 161-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», комплексно решен вопроса действия разрешительных документов (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года. При этом был законодательно установлен переходный период, в течение которого пользователи находящихся под юрисдикцией Российской Федерации участков недр Черного и Азовского морей и осуществляющие свою деятельность на основании разрешений, выданных органами Украины, вправе обратиться с заявлением в Правительство Российской Федерации о предоставлении им в пользование данных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, Законом установлены особенности осуществления недропользования на территории Республики Крым и города Севастополя.

Но здесь уже возникают трудности с принятием подзаконных актов.

Так, в связи с отсутствием необходимой для расчета разовых платежей геологической информации о новых участках недр, расположенных в Черном море, до проведения соответствующих работ по геологическому изучению указанных участков недр, утверждения технико-экономических обоснований и подсчета запасов полезных ископаемых, не представляется возможным представить обоснованные предложения по размеру таких платежей для их включения в условия пользования участками недр и соответственно невозможно получить лицензию на пользование участком недр.

Необходимо ускорить разработку и внесение на утверждение Правительства Российской Федерации проекта постановления о внесении соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ».

Также Государственной Думой приняты законы, предусматривающие для недропользователей существенные налоговые льготы: введение налоговых каникул по НДПИ на Дальнем Востоке по твердым полезным ископаемым, дифференциацию ставок НДПИ при разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, установление особого налогового режима при добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе. ( Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 263-ФЗ, Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 213-ФЗ).

Так что, нами сделано и делается не мало.







Сейчас в сфере недропользования необходимо сосредоточить усилия по поддержке тех законопроектов, которые уже находятся в проработке и направлены на снятие административных барьеров, привлечение инвестиций, стимулирование развития геологоразведочных работ.

Эти изменения касаются:

упрощения передачи права пользования недрами и переоформления лицензий на пользование недрами недропользователям, ведущим геологическое изучение участков недр,

установления механизма предварительного согласия на предоставление права пользования участками недр федерального значения по совмещенной лицензии, гарантирующего недропользователям получение права на разведку и добычу месторождения федерального значения в случае его открытия,

уточнение критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения, которые позволят повысить эффективность использования минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в процесс лицензирования бóльшего количества объектов и недропользователей (законопроект №371615-6),

упорядочения процедур предоставления и использования техногенных образований, содержащих полезные ископаемые,

возможности неоднократного и более чем 20-процентного расширения границ лицензионного участка.

Надо внимательно рассмотреть вопрос о внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части создания системы вычетов расходов, понесенных недропользователями на проведение геологоразведочных работ из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в зависимости от региона проведения работ. Льготы поддержат независимые компании, которые приносят новые технологические решения при проведении разведки и могут лучше, адаптироваться к геологическим рискам.

Надо, несмотря на санкции, создавать институты, которые должны способствовать привлечению частных, в том числе и иностранных, инвестиций в геологоразведку. На международном рынке геологоразведочных работ обращается ограниченный объем инвестиционного капитала – около $10 млрд, за привлечение которого конкурируют различные страны. Нам нельзя отказываться от этого, нам нужно бороться и выигрывать международную конкуренцию за иностранные инвестиции с у четом наших национальных интересов.

Необходимо продолжить устранять административные барьеры и в тоже время повышать контроль над выполнением обязательств недропользователями.

В области совершенствования законодательства еще многое предстоит сделать. И в этой работе мы очень рассчитываем на поддержку Роснедр. Комитет готов к совместной работе с Минприроды России и Роснедрами для решения наболевших проблем в области недропользования.

В заключение, воспользуюсь случаем, чтобы еще раз поздравить вас с нашим общим профессиональным праздником, Днем геолога и пожелать всему коллективу Роснедр сохранять высокую работоспособность, готовность самоотверженно добиваться поставленных целей вне зависимости от сложности сопряженных с этим задач.

Успехов Вам и побед!