Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Об эффективности функционирования акторов политического процесса, к числу которых относятся и политические партии, можно судить по достаточно широкому спектру количественных и качественных критериев. Одним из такого рода интегральных показателей является масштаб и характер их присутствия в средствах массовой информации. Он позволяет понять, какие события из партийной жизни вызывают наибольший общественный резонанс, а значит, посредством деятельности информационного сообщества, доходят до избирателя.
Как известно, именно средства массовой информации во многом формируют общественное мнение и связанные с ним стереотипы мышления. Именно СМИ заметным образом влияют на особенности восприятия тех или иных политических событий и политики, как таковой, каждым отдельным представителем социума и обществом в целом.
В связи с этим на основании контент-анализа публикаций федеральных медиа-источников (прессы, радио, телевидения и информагентств), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», отдел ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве.
При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в нижней палате Федерального Собрания РФ.
Кроме того, учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических субъектах.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Представленность парламентских партий в СМИ
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить следующую структуру медиа-пространства, в которой действуют парламентские политические партии (табл. 1).
Таблица 1
Структура публикаций о парламентских партиях в СМИ за январь-февраль2015 г.
|
Партия |
Количество сообщений |
Доля в % |
Главная роль |
Медиа-Индекс |
Охват аудитории |
Негативный характер упоминаний |
Позитивный характер упоминаний |
Есть цитиро-вание |
|
«Единая Россия» |
77530 |
48,6 |
37926 |
100457 |
75 млн. |
1043 |
2722 |
14936 |
|
КПРФ |
36520 |
22,9 |
16278 |
54561 |
63 млн. |
1534 |
1260 |
10031 |
|
ЛДПР |
22792 |
14,3 |
9226 |
48459 |
58 млн. |
296 |
471 |
7523 |
|
«Справедливая Россия» |
22546 |
14,1 |
8840 |
43985 |
38 млн. |
481 |
475 |
6291 |
Как видно из таблицы, в федеральных печатных СМИ, на ТВ и радио как по числу сообщений (48,6%) так и по медиа-индексу лидирует «Единая Россия».КПРФ прочно занимает вторую позицию (23%),имея в полтора раза больше упоминаний, чем у «Справедливой России» и ЛДПР по отдельности. Тем не менее, по медиа-индексу КПРФ не обладает таким преимуществом, хоть и опережает своих оппонентов. ЛДПР занимает третью позицию, как по числу сообщений, так и по медиа-индексу. Тональность освещения, как и всегда, преимущественно нейтральная. Однако, КПРФ – единственная партия, число негативных упоминаний о которой выше, чем позитивных.
По данным «Медиалогии», за январь-февраль статьи и сообщения о «Единой России» дошли до 75 млн. читателей, материалы с упоминанием КПРФ – до 63 млн. читателей, ЛДПР – 58 млн. читателей. Резко отстает по охвату аудитории «Справедливая Россия» - 38 млн. читателей.
Представленность парламентских партий в интернете
Для выявления роли интернет-СМИ в медийном пространстве представим данные из таблицы 1 в виде суммы двух слагаемых. В таблице 2 отражены данные о представленности партий и их парламентских фракций в печатной прессе, на телевидении и радио.
Таблица 2
Структура публикаций о парламентских партиях в печатной прессе, ТВ и радио
за январь-февраль 2015 г.
|
Партия |
Количество сообщений |
Доля в % |
Главная роль |
Медиа Индекс |
Негативный характер упоминаний |
Позитивный характер упоминаний |
Есть цитиро-вание |
|
«Единая Россия» |
17694 |
44,1 |
6855 |
55051 |
307 |
605 |
3792 |
|
КПРФ |
10680 |
26,6 |
4494 |
34060 |
524 |
398 |
3196 |
|
«Справедливая Россия» |
5935 |
14,8 |
2085 |
27426 |
115 |
144 |
1891 |
|
ЛДПР |
5774 |
14,4 |
2164 |
29875 |
87 |
134 |
2057 |
В таблице 3 приведены данные о представленности партий и их парламентских фракций в интернете.
Таблица 3
Структура публикаций о парламентских партиях в интернетеза январь-февраль 2015 г.
|
Партия |
Количество сообщений |
Доля в % |
Главная роль |
Медиа Индекс |
Негативный характер упоминаний |
Позитивный характер упоминаний |
Есть цитирование |
|
«Единая Россия» |
59836 |
50,2 |
31071 |
45406 |
736 |
2117 |
11144 |
|
КПРФ |
25840 |
21,7 |
11784 |
20502 |
1010 |
862 |
6835 |
|
ЛДПР |
17018 |
14,3 |
6635 |
14169 |
379 |
296 |
4321 |
|
«Справедливая Россия» |
16611 |
13,9 |
7282 |
20883 |
196 |
372 |
5545 |
Таким образом, в интернете было опубликовано в 3 раза больше сообщений о партиях, чем в печатных СМИ, ТВ, радио и информагентствах вместе взятых (40 тыс. против 119 тыс. сообщений в интернете). Однако, по суммарному медиа-индексу упоминаемость партий в интернете в полтора раза ниже. Это отражает тот факт, что интернет-СМИ меньше по объему аудитории и здесь меньше комплиментарных сообщений и больше критических материалов.
Как видно из таблицы 3, в интернете как по числу сообщений, так и по медиа-индексу лидирует «Единая Россия» (50,2%), что на 6%больше упоминаемости в других СМИ.
На днях, в СМИ была опубликована информация о закулисной жизни одной из фирм, организующей работу в интернете в пользу партии власти - ООО "Интернет-исследования".
«Работа выстроена жестко - за опоздания и малейшие провинности штрафуют, текучка огромная. Норма блоггера составляет 12 политических постов в течение двухдневной смены. В таких постах критикуют Украину, ЕС, Обаму, Навального и оппозицию, ссылаются на "Доктрину 2050" - набирающую популярность теорию заговора в духе плана Даллеса. Хвалят Владимира Путина, и, даже в большей степени, Сергея Шойгу. Элитные сотрудники разрабатывают собственных персонажей - например, Кандатора Фирст, гадалка, два раза в неделю видит вещие сны о разорившихся Украине и Евросоюзе.
Или еще одно свидетельство: "Мы работали по 12 часов два через два. У блогера норма - 10 постов в день, 750 символов минимум, у комментатора - 126 комментариев и два поста. У блогера в распоряжении три аккаунта. 10 ТЗ ему нужно между ними распределить как-то. ТЗ состоит из тезиса какого-то, чаще всего новости, и вывода, к которому ты должен прийти. В октябре прошлого года за эту работу платили около 40 тысяч рублей в месяц.
Естественно, на этом фоне представленность других парламентских партий в интернет-сфере скромнее. Так, КПРФ, наоборот, в интернете упоминается на 5% меньше, чем традиционных СМИ. Однако КПРФ и в Интернет-СМИ уверенно сохраняет вторую позицию и опережает. Упоминаемость в Интернет-СМИ «Справедливой России» и ЛДПР также ниже, чем в традиционных СМИ. Здесь также сказывается нехватка ресурсов для участия в «виртуальных информационных войнах».
Общие выводы
1. Контент-анализ публикаций в федеральных СМИ о политических партиях показал количественное доминирование интернет-СМИ в политическом пространстве. Они дают 75% материалов о политических партиях и их фракциях в парламенте. Но охват аудитории у интернет СМИ значительно ниже, чем у традиционных СМИ - ТВ, радио и печатных изданиях
2. «Единая Россия» имеет долю упоминаний в политических публикациях интернет СМИ в 50%, 44% - в иных СМИ и почти 49% в целом. Это говорит о реализации «Единой Россией» широко затратных проектов в интернет СМИ, в том числе и в блогосфере. КПРФ имеет 22% публикаций в интернет-СМИ, 27% - в иных СМИ и 23% в среднем. ЛДПР и «Справедливая Россия» и в интернете и в иных СМИ имеют 14-15%. При этом в интернет-СМИ третью позицию занимает ЛДПР, а в иных СМИ – «СР».
3. КПРФ уверенно сохраняет второю позицию как по упоминаемости в СМИ, так и по показателю медиа-индекса. За январь-февраль КПРФ через публикации в СМИ смогла «достучаться» до 63 млн избирателей («Единая Россия» - 75 млн.). Показатели охвата аудитории у ЛДПР меньше, чем у ЕР и КПРФ – 58 млн., у «СР» - самые маленькие – 38 млн.
Материал подготовил: Болконский Ю.А., консультант ЦК КПРФ
Координатор проекта: Волков Н.Ю., зав. сектором ЦК КПРФ.
Отв. за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ