Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В городе трех революций при поддержке КПРФ проведен XII Российский Гаврилинский фестиваль

Вечером пасмурного ноябрьского понедельника у ленинградской филармонии стало многолюдно еще задолго до начала концерта: ценители творчества выдающегося советского композитора Валерия Гаврилина собирались на закрытие уже XII по счету Гаврилинского фестиваля.

Автор - Егор Михайлов. Фото – Олег Мочалов.
2024-11-14 11:11

Именно это мероприятие стало главным итогом целого ряда памятных вех, посвященных жизни и творчеству нашего талантливого соотечественника – народного артиста РСФСР и лауреата Государственной премии Советского Союза Валерия Гаврилина. Его музыка – бессмертное достояние русской культуры. Его произведения вселяют надежду, учат добру и наполняют теплом. «Последний гений русской музыки 20-го столетия» – именно так называют Гаврилина современники. Но музыка его живет, творит и побуждает на новые свершения и в столетии двадцать первом.

В далеком январе 1983 года «Советская Россия» опубликовала статью Валерия Александровича «В каждой душе звучит музыка», которую он заключает словами: «Я – композитор. Яблоко в моих руках – музыка, его сок – человеческая боль, вера, надежда, любовь, добро. Вернее, я хочу, чтобы оно было таким. Это пока все еще мечта… Оно еще бедновато – мое яблоко. Мой нескончаемый долг – напитать его. И тогда дарить. Какое счастье, что есть у кого учиться».

Сегодня всем нам есть чему учиться у В.А. Гаврилина, а его имя, без преувеличения, занимает особое место в отечественной культуре. Его сочинения стали настоящим народным достоянием России. Петербургские музыкальные традиции – традиции Глинки, Мусоргского, Свиридова – обращения классики к фольклору были гениально продолжены в творчестве нашего великого современника. Без его произведений «Военные письма», «Земля», «Свадьба», «Скоморохи», «Русская тетрадь», «Вечерок», без балетов «Анюта», «Дом у дороги», «Поединок», «Женитьба Бальзаминова», без симфонического действа «Перезвоны» осиротеет современная музыка. Его творчество отмечено многими премиями и государственными наградами, но главное – любовью нескольких поколений слушателей и музыкантов.

И любовь эта, совершенно точно, не остывает. Напротив, с каждым годом интерес к творчеству Гаврилина стремительно растет. Так, в этом году в древнейшем вологодском селе Кубенское открылось новое выставочное пространство, петербургское издание «Композитор» выпустило полное собрание сочинений Гаврилина, в Вологодском кремле увидела свет выставка «Я низко кланяюсь своим землякам». Значимым и долгожданным событием стала торжественная церемония открытия памятника Валерию Гаврилину в самом сердце Вологды, на Кремлевской площади. Эскиз и макет монумента выполнил петербургский скульптор, член Союза художников России Юрий Владимирович Евграфов. К сожалению, он не дожил до открытия бронзового монумента всего два месяца.

И очевидно, что любовь к Гаврилину не просто не остывающая. Она многогранная, проникновенная и уходящая своими корнями в далекое прошлое. Как говорил заслуженный деятель искусств России Виктор Акулович: «Особенность музыки Гаврилина в том, что она трогает нас на генном уровне. Есть в нем какой-то русский ген. Эта музыка должна жить в наших сердцах вечно».

Вечером пасмурного ноябрьского дня эта музыка раздавалась в сотнях сердец ленинградцев, собравшихся в одном из лучших камерных залов мира – Малом зале им. М.И. Глинки Санкт-Петербургской академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Уже в фойе буквально каждого посетителя заботливо встречала бессменный организатор и режиссер фестиваля, президент фонда «Петербургское наследие и перспектива» – Г.А. Ефимова, музыкально-литературные постановки которой в течение многих лет раскрывают зрителю мир Валерия Гаврилина, сохраняют и преумножат память о нем.

До начала концерта остается не более часа, и, понятное дело, забот у Галины Александровны хоть отбавляй, но иду на риск и улучаю момент для небольшого комментария «Советской России». Думаю с волнением про себя: «Не откажет ведь лауреат Ленинской премии ЦК КПРФ газете, ставшей настоящей колыбелью для ее обладателей еще с советских времен». Однако волнения напрасны! Как и всегда, улыбка Галины Александровны, ее неиссякаемая энергия и душевное тепло виртуозно решают дело:

«Творчество Валерия Александровича, оказывается, было знакомо мне с детства, но я не знала, что эту музыку написал Валерий Гаврилин, наверное, как и многие, живущие в нашем городе, в нашей стране, – делится воспоминаниями Галина Александровна.

Первое мое знакомство состоялось с Валерием Александровичем в 1977 году, когда работала солисткой-вокалисткой в Ленинградском мюзик-холле. Я не могла понять, как в нем живет такая силища музыкальная. С этой самой минуты я по-настоящему «заболела» музыкой Гаврилина и больше ничего другого петь уже не могла.

Впереди же нас ждали долгие годы работы! Он был очень доступным и простым в общении человеком, но в работе над репертуаром – строгим, требовательным: не выносил небрежного отношения к музыкальному материалу, добивался звучания каждой написанной ноты. А что касается драматургии произведения – любил смелые идеи, исходящие от исполнителей. Поэтому было очень интересно работать с Валерием Александровичем. Мы волновались на каждой репетиции. Приходить неподготовленными к ней просто не имели права. А самое главное – нам самим поскорее хотелось узнать мнение автора о нашей работе.

Хотела бы сказать, что много слышала исполнителей песен Валерия Александровича, но так, как исполнял свои песни сам композитор, не исполнял никто. Для него не только музыка была главной в песне, романсе, но и текст. Он так точно раскрывал содержание, так правильно выстраивал драматургию каждого произведения, что иногда мне казалось, что он не просто великий композитор, но еще и великий режиссер. Каждая его песня – это маленький спектакль, в котором проживаешь порой целую жизнь.

Без малого четверть века я возглавляю фонд «Петербургское наследие и перспектива», основной целью которого является сохранение творческого наследия Санкт-Петербурга и России. А творчество Гаврилина – одно из самых ярких, самобытных явлений российской культуры, он был лучшим представителем музыкальной культуры XX века. Самым важным событием для сохранения его творческого наследия, безусловно, является проведение Гаврилинских фестивалей – и сегодня мы закрываем уже двенадцатый.

Я безмерно благодарна нашим замечательным артистам и творческим коллективам, а также Коммунистической партии Российской Федерации и ее Председателю Г.А. Зюганову, без которых просто невозможно было бы представить сегодня проведение столь значимого и содержательного события. Подчеркну, что у нас никогда не возникало даже мысли о том, чтобы продавать билеты на Гаврилинский фестиваль. Каждый раз нам удавалось находить необходимые суммы, чтобы проводить мероприятия: артисты, подрядчики, площадки шли навстречу, понимая, насколько значимо творчество Валерия Александровича.

С каждым годом находить необходимую финансовую поддержку стало всё сложнее. Но благодаря поддержке КПРФ фестиваль продолжает свою историю. К сожалению, Комитет по культуре Санкт-Петербурга никогда не оказывал финансовой поддержки на должном уровне фестивалю, хотя интерес публики к музыке Валерия Гаврилина очевиден, тому свидетельством являются переполненные концертные залы. Главное же, еще раз подчеркну, наш проект не носит коммерческого характера: все билеты на концерты фестиваля бесплатные, и это дает возможность любому жителю нашего города побывать в лучших концертных залах и услышать блистательных исполнителей и музыкантов», – завершила Галина Ефимова.

Что ж, могу с уверенностью, как зритель, сказать, что колоссальная работа, проделанная Галиной Александровной и ее командой, традиционно возымела громкий успех и восторг публики, которая в течение всего концерта в двух отделениях не скрывала самые искренние чувства восхищения и гордости за отечественную культуру. Так, в первом отделении зрители не жалели восклицаний: «Браво!» и бурных оваций блистательному Хору мальчиков Санкт-Петербурга под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Вадима Пчелкина. Исполненные ими вокальный цикл «Земля», посвященный памяти тракториста-комсомольца Анатолия Мерзлова, песни «Мальчики на пьедесталах», «Не бойся дороги» и «Город спит» трогали до глубины души, помогали раскрыть сложность, красоту и характер гаврилинских произведений. Во втором отделении концерта для восхищенных зрителей прозвучали знаменитые произведения легендарного композитора в исполнении лауреатов международных конкурсов Марии Елизаровой, Игоря Шумаева, Елены Тальковской, Георгия Новицкого, Михаила Кузнецова, Бориса Демина под аккомпанемент ансамбля «Золотой состав».

Нельзя не отметить, что и весь фестиваль в целом возымел огромный успех! Особенностью фестиваля стало то, что большое внимание было уделено песенному творчеству Валерия Александровича, ведь не случайно он отмечал: «Песню, романс – люблю, это основа основ музыки. Столп, на основе которого держится вся музыка. Каждая песня, романс – как ключ воды, миллионы таких ключей образуют море».

Кроме Санкт-Петербурга, фестиваль проходил также в Вологде, Оренбурге и Ленинградской области. В летопись его проведения золотой нитью вписаны более четырехсот участников, среди которых Молодежный симфонический оркестр Государственного Оренбургского института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, Камерный оркестр народных инструментов «Скоморохи» Санкт-Петербургского государственного института культуры под руководством заслуженного деятеля искусств Виктора Акуловича, Старший хор и оркестр народных инструментов Санкт-Петербургской школы искусств им. В. Гаврилина, артистка Вологодского ТЮЗа Наталия Исаева. Особым украшением фестиваля стали солисты, лауреаты международных конкурсов Ольга Васильева, Елена Воликова, Анастасия Михалевская, Светлана Мудрецова, Анна Фомичева, Дина Каминская, Сергей Зыков, Владимир Ярош, Павел Шнипов.

Что и говорить, фестиваль не просто живет, развивается год от года, но и сполна выполняет свою историческую миссию: он не только сохраняет память о Валерии Александровиче, но и помогает еще лучше оценить масштаб его фигуры в мировой и отечественной культуре.

Его песни вошли в золотой фонд радио и телевидения, его музыка звучит в театрах и концертных площадках России. С ним работали выдающиеся театральные режиссеры, такие как: Георгий Товстоногов, Михаил Ульянов, Лев Додин, Зиновий Корогодский, Александр Белинский, Игорь Горбачев, Игорь Владимиров и др. Музыканты и дирижеры Георгий Свиридов, Владимир, Федосеев, Владимир Минин, Владислав Чернушенко и др.

Самые высокие оценки творчеству Валерия Гаврилина давали его выдающиеся современники. Композитор Георгий Свиридов заявлял, что Валерий Гаврилин «стал одним из самых выдающихся советских композиторов». «Музыка Гаврилина – это музыка высокого духовного содержания, музыка, наполненная благородством чувств, нет в ней ни грязных музыкальных гармоний, ни грязных душевных помыслов. Она зовет человека к добру, к внутреннему совершенству», – отмечал композитор, заключая: «Останется немногое, но Гаврилин останется».

Еще при жизни Гаврилина Дмитрий Шостакович, отмечая его большой талант, подчеркивал, что о нем «надо очень заботиться». Дирижер Владимир Федосеев ставил Гаврилина в один ряд с Глинкой и Свиридовым, Суриковым и Нестеровым, Мусоргским и Шостаковичем, замечая, что Гаврилин в своем творчестве «соединяет ценнейшие традиции с современным взглядом и чувством, создавая то единое, что мы должны гордо называть русской культурой». Известный публицист Ю.П. Белов в день 75-летия В.А. Гаврилина, на «Литераторских мостках» Волковского кладбища подчеркивал: «Россия без музыки Валерия Гаврилина уже немыслима».

Самому же Валерию Александровичу принадлежат слова: «Никогда не променяю настоящее на художественное – даже страдания, даже горе, даже гибель, а тем более радость, победу, труд, лес, свет, море, любовь, усталость после работы, тишину…» Он так и останется и для нас, ныне живущих, и для всех последующих поколений близким, родным, честным и настоящим. А его главное оружие – музыка – будет звучать сегодня и вечно.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.