Лидер якутских коммунистов Виктор Губарев: «О проблемах социально-экономического развития Арктической зоны на примере Республики Саха (Якутия)»
Лидер якутских коммунистов Виктор Губарев: «О проблемах социально-экономического развития Арктической зоны на примере Республики Саха (Якутия)»
Виктор
Николаевич
Выступление заместителя Председателя
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) Виктора Губарева
в парламентских слушаниях на тему:
«О ходе выполнения Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
Правовой аспект» 25 мая 2022 года
Уважаемый Николай Михайлович!
Уважаемые участники парламентских слушаний!
Сегодня существует ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия):
- Горнодобывающая и топливно-энергетическая отрасли являются двигателем экономики республики.
Минерально-сырьевая база в арктической зоне Якутии представлена 142 месторождениями полезных ископаемых.
По нашему твердому убеждению, участие в социально-экономическом развитии территорий для компаний должно стать обязательным.
Республика Саха (Якутия) — единственный регион Российской Федерации, принявший закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
Мы предлагаем ввести норму об обязательном проведении этнологической экспертизы, приняв закон об этнологической экспертизе на федеральном уровне.
- Транспортная инфраструктура
Дальнейшее развитие Арктики невозможно без решения вопросов транспортной инфраструктуры.
С конца октября прокладываются сезонные автомобильные дороги общего пользования, так называемые зимники.
Ежегодно на их содержание из бюджета республики направляется порядка 1,0 млрд рублей или 50% расходов предусматриваемых на содержание автодорог.
Необходимо ввести понятие «сезонные автомобильные дороги» в ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» что даст возможность финансировать их средствами из Дорожного фонда.
- Малая авиация
Отсутствие наземного сообщения делает социальную сферу и экономику Арктики чрезвычайно зависимыми от авиационного сообщения.
Из бюджета Якутии по социально значимым маршрутам в среднем субсидируется 70% стоимости авиатарифа. Несмотря на это, субсидируемые тарифы доступны только части населения республики.
Вместе с тем, выделяемого объема субсидий недостаточно для обеспечения в полном объеме потребности населения в льготных авиаперевозках.
Расчетная потребность Республики Саха (Якутия) в субсидиях на обеспечение ценовой доступности воздушных перевозок по 35 местным маршрутам составляет 4 млрд рублей, что позволит обеспечить двукратное снижение стоимости авиабилетов и увеличить пассажиропоток в 2,2 раза до 330,8 тысяч человек.
Предлагается оказать содействие в утверждении нормативных актов Правительства Российской Федерации по выделению с 1 января 2023 года субсидий на обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению и расширению сети местных воздушных перевозок в субъектах Дальневосточного федерального округа.
- Северный завоз
Жизненно важным для арктического населения Якутии является северный завоз. В рамках северного завоза в короткие сроки навигации обеспечивается перевозка около 1,5 млн тонн жизнеобеспечивающих грузов, в том числе 322 тысяч тонн по арктическим рекам, из них 9 тысяч тонн — продовольственные товары.
Северный завоз в республике полностью финансируется за счет средств республиканского бюджета. Однако сегодня отсутствует централизованная система планирования северного завоза, обеспечивающая скоординированную доставку грузов и продукции.
Для решения целого комплекса вопросов необходим федеральный закон о северном завозе, 2023 год это долго.
В условиях изменения природно-климатических условий прохождения навигации, необходимость проведения дноуглубительных работ ежегодно возрастает. В этой связи, для обеспечения гарантированных глубин на реках Ленского бассейна и своевременной доставки грузов необходимо предусмотреть мероприятия по строительству новых земснарядов ФБУ «Администрация Ленского бассейна» с производительностью 4000 м3/час.
- Строительство в Арктике
Арктическая зона характеризуется повышенной стоимостью строительства любых объектов инфраструктуры и социальных объектов.
Все социальные объекты в арктических районах обходятся республике значительно дороже, чем их аналоги в других районах.
Финансирование социальных объектов должно предусматриваться в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В этой программе должна найти отражение фактическая, реальная потребность арктических регионов в таких объектах. Сегодня мы строим только то, что позволяет нам бюджет республики и соответствующие федеральные субсидии.
Остро стоят вопросы ветхого жилья в арктических районах. Как вариант решения, стоит еще раз рассмотреть федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в части арктических регионов.
Благодарю за внимание!