Санкт-Петербург. Коммуниста судят за слово
Реакционная политика в отношении КПРФ продолжается. В ход идут провокации против активных членов партии, запрет на протестную деятельность, поощрение антисоветизма и глумления над советским периодом в СМИ и кино. Так как в своей агитационной и пропагандистской деятельности мы всё больше уходим в интернет-пространство и социальные сети, то и здесь мы сталкиваемся с нарастающим давлением со стороны властей.
«Слова — это заряженные пистолеты», — говорил Жан-Поль Сартр, французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель и драматург. В 1964 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, но отказался от её получения во многом из-за того, что был категорически не согласен с тем, что в 1958 году эта премия была незаслуженно вручена Пастернаку, а не Шолохову. (Кстати, в следующем 1965 году Нобелевка всё-таки была вручена и Михаилу Александровичу Шолохову. — П.К.)
Творчество Сартра широко цитируется. Это был глубоко интересующийся социальными вопросами писатель, выступавший против потребительского общества, где всё продаётся, разоблачавший лицемерие буржуазии. Именно его цитату «Любой антикоммунист — сволочь» опубликовал (точнее, сделал «репост») на своей страничке «ВКонтакте» ещё в 2017 году член Санкт-Петербургского горкома КПРФ Алексей Филиппов.
В 2021 году прокуратура увидела в этом признаки экстремизма и обратилась в Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) с просьбой провести экспертизу цитаты. Ведомство также попросило центр «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму министерства внутренних дел РФ) выяснить, кто ещё публиковал якобы приписанные Сартру слова.
Эксперты СПбГУ не нашли в этой цитате разжигания розни, но усмотрели «признаки унижения достоинства человека по мотивам политической, идеологической ненависти либо вражды». Прокуратура в своём заключении указала, что спорная фраза «приписывается» Сартру. В российских изданиях его работ надзорное ведомство этих слов не нашло.
При этом в статье Ж-П. Сартра 1961 года «Морис Мерло-Понти жив» написано «anticommunist ce tunchien», что в переводе звучит как: антикоммунист — собака (пёс, паскуда). А в статье современного французского философа Алена Бадью «Следует ли отказаться от коммунистической гипотезы» 2007 года мы читаем: «Всякий антикоммунист — сволочь», — говорил Сартр, и это — правда, поскольку всякий политический эпизод, если судить его по его принципам или отсутствию оных, который формально противоречит коммунистической гипотезе в её родовом смысле, противоречит самой идее освобождения человечества и, стало быть, собственно человеческой судьбе».
И вот уже на прошедшей неделе Приморский районный суд Санкт-Петербурга рассматривает административное дело о возбуждении ненависти или вражды (ст. 20.3.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в отношении Алексея Филиппова, и ему грозит штраф до 20000 рублей или до 15 суток ареста. При этом суд обнаружил в материалах два постановления о возбуждении дела! На вопрос судьи, как такое возможно по одному и тому же делу, прокурор ответить не смог. Как, впрочем, и на многие вопросы стороны обвиняемого.
Защита настаивала на том, что Филиппов произвёл научное цитирование незапрещённой литературы, что не может преследоваться по закону. В итоге судья решила перенести заседание на 20 января и вызвать на него представителей центра «Э», прокуратуры, а также эксперта, занимавшегося проверкой высказывания. Сотрудники прокуратуры были вызваны судьёй для того, чтобы ответить на те вопросы, на которые оказался не в состоянии ответить прокурор, присутствовавший в зале.
Надеемся, что это юридическое безумие вскоре завершится. А слово остаётся на сегодня нашим верным оружием и здесь с нами и великое наследие Сартра и Эйнштейна, Толстого и Шолохова, Маркса и Ленина. Слова — это заряженные пистолеты, и власть чувствует это.