Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Вадим Соловьев: Справедливость восторжествовала!

18 ноября 2020 года Девятый кассационный суд общей юрисдикции во Владивостоке постановил восстановить Марину Васильеву в качестве депутата Собрания Ногликского городского округа Сахалинской области (далее – Собрание). 

Секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам, руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев
2020-12-04 21:03
Соловьев Вадим Георгиевич
Секретарь ЦК КПРФ
Соловьев
Вадим
Георгиевич
Секретарь ЦК КПРФ
Персональная страница

Кассационная инстанция отменила решение Ногликского районного суда и апелляционное определение Сахалинского областного суда, согласившихся с решением Собрания о лишении депутатских полномочий депутата от фракции КПРФ М.С. Васильевой в связи с тем, что она якобы нарушила антикоррупционное законодательство, не представив, будучи кандидатом в депутаты на выборах 2019 года, сведения о своих доходах сахалинскому губернатору. 

Предыстория вопроса такова. В сентябре 2019 года было избрано Собрание в количестве 16 депутатов, в том числе 6 - от КПРФ, в результате чего фракция КПРФ стала крупнейшей. Фракция «Единая Россия» получила лишь 5 мандатов, хотя в Собрании предыдущего созыва она располагала квалифицированным большинством, то есть более чем 2/3 общего числа депутатов. 
 Таким образом, по итогам выборов 2019 года «Единая Россия» утратила в Ногликском районе статус ведущей политической силы, уступив по числу депутатов КПРФ.

Логично, что депутаты от КПРФ решили не голосовать за избрание председателем Совета представителя «Единой России», так это противоречило бы мнению населения, высказанному на выборах. Без голосов депутатов от КПРФ оказалось невозможным избрать председателя Совета, так как по Уставу Ногликского городского округа для избрания председателя требуется две трети голосов, то есть из 16 депутатов “за” должны проголосовать 11. Именно поэтому «единороссы» и решили лишить мандата депутата от КПРФ Марину Васильеву, чтобы отсчитывать необходимые  две трети не от 16 депутатов, а  от 15. В этом случае им оказалось бы достаточным и 10 голосов. 

Следует отметить, что помогли «единороссам» избрать своего председателя Совета и лишить М.С.Васильеву мандата депутата депутаты от ЛДПР и «Родины», ведь своих 5 голосов для принятия таких решений единороссам было мало. Депутаты от этих псевдооппозиционных партий и по иным вопросам всецело оказались на стороне «Единой России».

Но какими же правовыми основаниями руководствовались Собрание, лишая депутатского мандата Марину Васильеву, и сахалинские суды, подтверждая законность принятого Собранием решения? Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закону Сахалинской области от 27.11.2017 г. № 106-30 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения) представляют граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, если иное не установлено федеральным законом. А согласно части 2 упомянутой статьи сведения представляются Губернатору Сахалинской области. 

При этом абзац 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) устанавливает, что под лицом, замещающим муниципальную должность, понимается, в том числе депутат, член выборного органа местного самоуправления.

Указанные нормы сахалинского закона основываются, вроде бы, и на федеральном законе:
в соответствии с частями 4.2 и 4.4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

То есть вроде бы правы Собрание и сахалинские суды, посчитавшие, что кандидат в муниципальные  депутаты на Сахалине обязан предоставлять губернатору упомянутые сведения. Но это не так: они не захотели вчитаться в выделенные нами жирным шрифтом содержащиеся в процитированных нормах Федерального закона № 273-ФЗ и Закона Сахалинской области № 106-30 слова словосочетания «если иное не установлено федеральным законом». 

А Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отношении граждан, являющихся кандидатами на выборные муниципальные должности, выдвинутых в качестве претендентов на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления либо зарегистрированных соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидатов, предусмотрен особый порядок представления сведений о доходах. Так, в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об его имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах.

Таким образом, указанный выше порядок представления упомянутых сведений кандидатом в депутаты как раз и подпадает под исключение, предусмотренное частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ и частью 1 статьи 1 Закона № 106-30, являясь особой процедурой представления рассматриваемых сведений кандидатами на выборные муниципальные должности в избирательную комиссию. Эта правовая позиция соответствует Методическим рекомендациям по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, изложенным в письме Минтруда России от 26.12.2019 г. № 18-2/10/П-11879 (далее - Методические рекомендации Минтруда). 

Сахалинские суды, рассматривая дело Васильевой, проигнорировали Методические рекомендации Минтруда. Ногликский районный суд в своем решении сослался на то, что  они носят исключительно рекомендательный характер. Но суд  не учёл то, что согласно подпункту «в» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"  Министерству труда и социальной защиты предписано «издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Поэтому не предоставление Васильевой как кандидатом в депутаты губернатору сведений о размере и об источниках ее доходов, а также об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах не является нарушением Федерального закона № 273-ФЗ.

Не учли сахалинские суды и то, что при принятии решения о лишении Васильевой мандата Собрание руководствовалось положением  части 7.1. статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ согласно которому «депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами». За невыполнение установленных данной нормой обязанностей этой же статьёй закона предусмотрена санкция в виде досрочного прекращений полномочий депутата. А в решении Собрания «О досрочном прекращении полномочий М.С.Васильевой» ей было поставлено в вину не выполнение  обязанностей установленных  частью 7.1. статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в период, когда она не являлась депутатом Собрания. Но, как следует из содержания части 7.1. статьи 40 этого закона, данной нормой права установлены обязанности и санкция за их неисполнение  для лиц, уже избранных депутатами Собрания.  То есть, законодательство РФ не предусматривает досрочное лишение полномочий депутата за  невыполнение кандидатом в депутаты  обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ. 

Не смутил сахалинскую фемиду и тот факт, что  положение Закона Сахалинской области № 106-30, устанавливающее обязанность кандидатов в депутаты помимо избирательной комиссии предоставлять сведения о доходах и имуществе губернатору, было введено в сахалинский закон прямо перед выборами 2019 года и было отменено уже в октябре 2019 года (сразу после выборов) в связи с тем, что это положение регионального закона не соответствовало федеральному законодательству.  То есть, Марина Васильева была лишена мандата за нарушение регионального закона, который на момент её лишения депутатских полномочий в январе 2020 года  уже был отменен ввиду его противоречия федеральному законодательству!!! 

Поэтому основания для досрочного прекращения полномочий Васильевой как депутата Собрания отсутствовали.

Сахалинское областное отделение КПРФ противопоставило антиправовым действиям власти высокий профессионализм юристов ЦК КПРФ и обкома КПРФ, неутомимо и грамотно обжаловавших постановления сахалинских судов. Так, главный юрисконсульт ЦК КПРФ Александр Федорович во время командировки на Сахалин не только принял участие как юрист в контроле за выборами в единый день голосования 13 сентября 2020 года, но и представил интересы коммунистов в нескольких сахалинских судах, оказав Сахалинскому обкому необходимую правовую помощь, и подготовил кассационную жалобу Марины Васильевой, предельно ясно изложив вышеуказанную правовую позицию, позволившую суду кассационной инстанции принять верное решение.

В поддержку Марины Васильевой включилась и депутатская вертикаль КПРФ. Депутат Государственной Думы от КПРФ Алексей Корниенко подготовил и направил запросы в Генеральную прокуратуру РФ. Рассмотрев эти запросы, Генеральная прокуратура заняла сторону КПРФ в этом споре. Благодаря этому резко поменялась  позиция и сахалинских прокуроров. Так, на заседании Собрания, на котором решался вопрос о лишении полномочий депутата Марины Васильевой, присутствовал и Ногликский районный прокурор Вадим Евдокимов, который поддержал тогда незаконное решение депутатов. Но затем прокурор Евдокимов изменил свою позицию в пользу Васильевой, возможно, получив указания  из  Генеральной прокуратуры.  

Показательно, что судебная ветвь власти и надзорный орган – прокуратура, по сути, только за пределами Сахалинской области встали на защиту закона и отменили неправовое решение. Благодаря беззубости сахалинской правоохранительной машины и политически обоснованным решениям сахалинских судов власть сумела украсть у фракции КПРФ почти  10 месяцев полноценной депутатской работы в Собрании Ногликского городского округа, и сумела, вопреки воле избирателей, посадить в кресло председателя Собрания «единоросску» Валентину Гурьянову.

Павел Ашихмин, первый секретарь Сахалинского обкома КПРФ, высококвалифицированный юрист, представлявший в кассационном суде Марину Васильеву и убедительно изложивший суду приведённые в её кассационной жалобе доводы, так прокомментировал вынесенные по делу судебные акты: 

«Данное решение суда, бесспорно, является знаковым прецедентом для нашей области. В суде кассационной инстанции потерпела крах попытка парализовать работу фракции КПРФ в Собрании Ногликского городского округа. Ведь правительство Сахалинской области, в лице управления по профилактике коррупционных правонарушений, не собиралось останавливаться на избрании своего председателя Совета и лишении полномочий только одного депутата от КПРФ.

Представления о лишении всех остальных депутатов от КПРФ в Собрании Ногликского округа депутатских  полномочий уже находились на рассмотрении Собрания  на момент заседания суда кассационной инстанции, и депутаты от «Единой России»  готовились проштамповать, на том же основании, решения о лишении мандатов всех депутатов фракции КПРФ в Собрании.

Сахалинский обком КПРФ намерен  требовать привлечения к ответственности тех служителей Фемиды, которые показали свою юридическую безграмотность и готовность идти против закона.   Справедливость и народовластие должны  восторжествовать!».

Марина Васильева так  прокомментировала результат суда во Владивостоке: «Я очень рада. Считаю, что это наша общая победа. На местные суды мы не надеялись по понятным причинам, но теперь мы получили справедливое и независимое решение! Теперь у меня появилась вера в то, что справедливый суд в России существует! Я очень благодарна своим коллегам по фракции КПРФ в Собрании, которые с самого начала меня поддерживали. Мы одна большая и, дружная команда!

Особую благодарность хочу выразить первому секретарю регионального отделения партии КПРФ Павлу Ашихмину, который прошёл весь этот сложный путь от начала до конца вместе со мной, а также хочу напомнить моей коллеге от партии "Единая Россия" Гурьяновой её слова о том, что они дружно сложат свои полномочия, так как "некомпетентные дураки". Сдержите хоть одно ваше обещание, господа «Единороссы»?

Теперь мы ждём, когда Ногликское Собрание исполнит решение кассационного суда и восстановит депутатские полномочия Марины Васильевой. Вывод из этой истории очевиден: надо быть уверенным в своих силах, идти до конца, опираясь на поддержку товарищей по партии и квалифицированных юристов, которыми располагает КПРФ.
 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.