Владимир Поздняков и Михаил Щапов разработали законопроект об увеличении региональной доли в ставке налога на прибыль
«Эта мера позволит стимулировать развитие региональных экономик", - отмечают авторы документа, однако Госдума отклонила законопроект в первом чтении. Об инициативе депутатов от КПРФ М.В. Щапова и В.Г. Позднякова и реакции парламента сообщили ряд российских СМИ.
Ставка налога на прибыль составляет 20%. До 2017 года 18%
от неё оставалось в региональных бюджетах, а 2% перечислялось в федеральный
бюджет. С 2017 года пропорция была изменена: в региональных бюджетах теперь
остается только 17%, а в федеральный бюджет перечисляется 3%. В 2018 году
изменение налоговых пропорций было продлено до 2024 года.
"Изначально предполагалось перераспределение порядка
117 млрд рублей, при этом дополнительный прирост налога на прибыль,
зачисляемого в федеральный бюджет, предполагалось оставлять в регионах. По
факту в 2017 году и 2018 году за счет дополнительного 1% в федеральный бюджет
были централизованы налоговые доходы в большей сумме, чем предполагалось",
- отмечается в пояснительной записке. По итогам 2018 года из-за этой меры
промышленно развитые регионы потеряли почти 200 млрд рублей, цитирует авторов
документа ТАСС.
Законопроект предусматривает возвращение с 1 января 2021
года 1 п. п. ставки налога на прибыль регионам, чтобы их доля в общей ставке
налога вновь составила 18%. "Доля региональных бюджетов в налоговых
доходах не должна быть ниже 60%, - считают авторы законопроекта. - В качестве
первого шага в этом направлении предлагаем вернуть с 2021 года один процент
ставки налога на прибыль».
Правительство РФ выступило против законопроекта. Согласно
заключению кабмина, внесение предлагаемых документом изменений
"представляется нецелесообразным, учитывая непродолжительный период
применения данной нормы в новой редакции". В заключении комитета Госдумы
по бюджету и налогам отмечается, что в случае принятия законопроекта основными
получателями дополнительных доходов станут субъекты РФ, не являющиеся получателями
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в то же время из-за снижения
объемов этих дотаций у дотационных регионов возникнут выпадающие доходы, что
значительно увеличит разрыв в бюджетной обеспеченности субъектов РФ.