Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Мусорные тарифы выворачивают карманы

С 1 января в Московской области начался процесс перехода на новую систему обращения скоммунальными отходами. Обозначенные цели реформы благие: снизить объем образования и захоронения отходов, пустивво вторичный оборот большую их часть.

Александр Наумов, Секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы.
2019-02-06 16:01
Наумов Александр Анатольевич
Заместитель Председателя Московской областной Думы, руководитель фракции КПРФ в Московской областной Думе.
Наумов
Александр
Анатольевич
Заместитель Председателя Московской областной Думы, руководитель фракции КПРФ в Московской областной Думе.
Персональная страница

Значительная часть отходов, должна перерабатываться и обретать новую жизнь: это пластик, стекло, бумага, металл, резина и т.д. Несомненно, это невозможно без раздельного сбора и сортировки отходов. В Подмосковье стоит амбициозная цель - добиться сокращения объема захоронения отходов на полигонах со 100% до 10% отходов. Для этого необходимо, чтобы граждане осуществляли раздельный сбор мусора, нужны мощности по сортировке и вторичной переработке отходов. Конечно, необходимо создать современную систему утилизации на существующих полигонах. Говорить о том, что реформа состоялась - преждевременно. Вообще реформирование началось ещё в 2017 году под лозунгом декриминализации системы обращения с отходами. В области ежегодно на свалки вывозится 12 млн. тонн Московского и Подмосковного мусора, а налоги практически не платились. Некоторые компании не заморачивались соблюдением технологий при захоронении отходов. Как грибы после дождя росли несанкционированные свалки. Было очевидно, что необходимо наводить порядок в сфере обращения с отходами, выводить отрасль из теневого бизнеса и создать условия для уменьшения объема захоронений мусора на полигонах. Дальше наращивать горы мусора стало опасно и не рационально. Значительная часть отходов - возобновляемые ресурсы, которые можно использовать для изготовления широкого спектра товаров народного потребления. Все очевидно, но у нас стало традицией сначала создавать проблемы, а после их героически преодолевать. Так и с обращениями с отходами вместо того, чтобы построить мусороперерабатывающие заводы и ввести раздельный сбор мусора, взяли и закрыли 24 из 39 мусорных полигонов. В общем, поставили телегу впереди лошади. Полигоны закрыли, и весь мусор Московской агломерации перенаправили на оставшиеся, тем самым спровоцировали экологические проблемы и народный протест. Ну, просто «герои»!

Вот и пошли разговоры о переделе и монополизации мусорного рынка. Как же шок бодрит, да и сколько простора для подвига. Вот так и сотворили мусорный коллапс, с которым и боролись весь 2018 год. Народ против вони, смрада и отравлений, идущих с полигонов. Власть лихорадочно искала пути выхода из кризиса и гасила народный протест. Не было бы счастья, да несчастье помогло. На предстоящую пятилетку запланировано израсходовать 20 млрд. рублей, выделенных по федеральным программам на рекультивацию свалок. Рекультивация полигонов сложнейшая проблема, но жизненно важная для сохранения здоровья наших граждан. Но для того, чтобы полигоны стали безопасными,потребуется не одно десятилетие.

Да, Подмосковье определилось с региональными операторами - их семь, а вся область разделена на 7 кластеров. Региональные операторы были отобраны по итогам конкурса и заменили несколько сотен фирм работавших в сфере обращения с отходами. В тоже время с рынка отходов вытесняются и добросовестные компании, давно работающие в сфере обращения с отходами.

Выбор региональных операторов обосновывался тем, что это - крупные компании, готовые инвестировать в отрасль значительные ресурсы. Но так ли это? Площадки для сбора мусора обустраивают органы местного самоуправления, то, что вываливается из мусорных баков, убирают управляющие компании, да и сортируют по разноцветным бакам они же. Самих синих и серых баков катастрофически не хватает - обещают установить, закупив то ли за рубежом, то ли у нас в России. Вывозом мусора, в большей части, на субподряде занимаются те же фирмы, что и вывозили ранее. Вот только расценки оператор им установил скромные, да еще, некоторые операторы, с отсрочкой оплаты на два месяца. Новый шок ожидает жителей нашей орденоносной области, когда поступят платежки за коммунальные услуги, в которых тариф за вывоз мусора выделен отдельной строкой, так как теперь это - коммунальная услуга.

В Подмосковье расходы на утилизацию мусора практически полностью легли на жителей области. Исключение губернатор Московской области предложил сделать только для пенсионеров.Для неработающих пенсионеров в возрасте до 70 лет скидки по тарифам за вывоз мусора составят 30%, от 70 до 80 лет скидки в размере 50%, жители области старше 80 лет полностью освобождаются от оплаты за вывоз мусора. Конечно, мы поддерживаем заботу о старшем поколении, важно реализовать это предложение главы региона без дополнительных условий и оговорок. Надеемся, что забота о ветеранах распространиться и на героическое поколение «детей войны» и правительство области поддержит принятие закона «О Детях войны».

Однако вернемся к мусорной проблеме. Правительство МО должно понимать, что налоги, сборы, тарифы стали непомерными для значительного большинства граждан. Рост цен на товары первой необходимости, падение доходов, дефицит рабочих мест по месту жительства и конечно пенсионная реформа не прибавляют гражданам оптимизма. Тарифы на вывоз мусора, установленные в Подмосковье, в среднем 8 рублей с квадратного метра, могут стать детонатором ростапротестных настроений. Есть поговорка: богатый бедного не разумеет. Так для богатого меньшинства, тарифы на мусор - 500-1000 рублей с квартиры в месяц - не деньги, а для остальных - расширение дыры в семейном бюджете. Оплата за вывоз мусора с кв. м обосновывается заботой о социальной справедливости. Мол, у бедных нет возможности приобрести жилье и они большими семьями проживают в небольших квартирах. Как же тогда быть с теми, кто не богат, а квартира досталась от родителей или дедушек-бабушек. А граждане, проживающие в сельской местности в ИЖС, они и так разделяют мусор. Органику засыпают в компостную яму и используют для удобренияогорода. В отходы идёт пластик, металлические банки, стекло.Им как платить с кв. м или заключать каждому договор на вывоз мусора по факту, купив и установив разноцветные баки. Вероятно оплата вывоза мусора с кв. м введена не только из-за заботы о малоимущих гражданах. Это сделано и для того, чтобы взимать налоги с москвичей, имеющих квартиры и индивидуальные дома в Московской области, а зарегистрированных в Москве.

На самом деле, «мусорные» расходы для граждан будут еще выше. С начала года экологический сбор для компаний, производящих пластиковую упаковку и тару, вырос в 2,7 раза. Это значит, что автоматически будет расти цена молока, соков и вообще всего, что упаковано в пластик. Подорожают и напитки в алюминиевых банках: сбор для этого типа упаковки вырос в 8,2 раза!

Несомненно, необходимо развивать переработку отходов, но не за счёт народа. Поэтому необходима солидарная ответственность власти и граждан. Часть тарифной нагрузки региональная власть должна взять на себя, через механизм софинансирования.

Конечно, создание цивилизованной системы обращения с отходами невозможно без сортировки и переработки мусора. С 2018 года в Подмосковье работают три Мусоросортировочных завода: в Зарайске, Серебряных Прудах, Рошале. Это современные комплексы, позволяющие сортировать отходы на несколько десятков фракций и все, что может вторично использоваться продается для производства новых товаров. В 2019 году планируется запустить еще 9 мусоросортировочных предприятий.

В тоже время, жители Подмосковья обеспокоены планами строительства 4 мусоросжигательных заводов. Однакомусоросжигание может быть только там, где другого варианта просто нет. У нас же только начата работа по сортировке и переработке отходов: это мощный резерв развития отрасли и улучшения экологической ситуации. К тому же, экологическая безопасность мусоросжигательных заводов весьма спорна. При их эксплуатации необходимо тщательнейшим образом следить за соблюдением технологии и газоочистке. Правительству стоит еще раз просчитать возможные последствия строительства этих комплексов и отработать варианты компенсаций и отселения граждан живущих в непосредственной близости от заводов.

Реформа только началась, и многое предстоит ещё сделать.

Во-первых, наладить раздельный сбор мусора, а для этого создать стимулы для жителей его разделять на фракции.

Во-вторых, операторам создать условия для раздельного сбора. Ведь это не только разноцветные баки. Жители должны быть уверены, что мусор не свалят в общую кучу.

В-третьих, развитие вторичной переработки, а это стимулы и льготы для бизнеса.

В-четвёртых, не разгонять тарифы, ведь наши граждане и так находятся под нарастающим бременем налогов и сборов. Отработать механизм софинансирования регионом расходов на вывоз мусора.

Но даже соблюдение означенных выше условий не приведёт к успеху в реформировании мусорной отрасли Подмосковья. Москва и Подмосковье единая агломерация производящая ежегодно 20% отходов России, причем, большую часть мусора - более 8 млн. тонн производит Москва. В этом случае полноценное реформирование возможно только при формировании новой системы обращения с отходами в обоих субъектах. Однако в Москве отложено реформирование на три года. Столица часть мусора скидывает в другие регионы, что-то перерабатывает, но большая часть поступает в Подмосковье. Реформирование системы обращение с отходами и выход из мусорного кризиса возможен при условии солидарной ответственности государства и общества, а не за счет граждан.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.