Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Воронежские коммунисты провели круглый стол «Всегда современный Карл Маркс»

Насколько актуально идейно-теоретическое наследие Карла Маркса сегодня? Каково отношение современных россиян к марксизму? Востребованы произведения Маркса одними лишь коммунистами или они имеют более широкое общественное признание? Как развивается марксистская мысль в ХХI веке? На эти и другие вопросы попытались найти ответы участники круглого стола «Всегда современный Карл Маркс», состоявшегося по инициативе Воронежского обкома КПРФ и областного отделения РУСО.

Сергей Щербаков
2018-05-19 18:58

Великая научная революция

Открывая круглый стол, первый секретарь Воронежского обкома КПРФ, заместитель председателя областной Думы, доктор философских наук, профессор ВГУ С.И. Рудаков подчеркнул, что Маркс совершил колоссальную научную революцию, которую можно сравнить с теориями Дарвина в биологии, Эйнштейна в физике. Прежде философия развивалась таким образом, что материализм был метафизическим, упрощенным, прямолинейным, а диалектика развивалась идеалистами, которые сводили мир к идее, богу и т.д. В середине ХIХ века Маркс углубляет материализм до такой степени, что он становится диалектическим. И фактически философия выходит на совершенно другой уровень, а уже на этой основе возникает зрелая политэкономия и политическое учение, откуда вытекает теория научного коммунизма. Маркс открыл законы, которые управляют развитием общества. Если до него даже материалисты считали, что главным в человеке является сознание, то Маркс доказал, что главной является предметная, орудийная деятельность, сознание выступает лишь её отражением, а в обществе экономика, способ производства определяет социально-экономическую формацию. Отсюда вытекало, что капиталистический способ производства неизбежно должен уступить коммунистической формации. Понятно, что эта зависимость нелинейная, но открыта она была именно Марксом. Прежде чем стать революционером в политике, Маркс совершил революцию в науке.

А.Н. Шимина, доктор философских наук, профессор ВГПУ:

- Ценность Маркса в том, что он умел мыслить теоретически. Вскрывать сущность, закономерность в пёстрой картине окружающей действительности, чего так не хватает нашему времени. Сегодня власть решает все вопросы в пожарном порядке, каждая проблема имеет какое-то частное значение, а подхода к государству как к целостной системе нет. Не случайно люди говорят: мы не знаем, куда идём.

И.Ф. Бригадин, кандидат экономических наук, доцент ВГАУ и ВГЛТУ:

Маркс – глыба, мало кого из учёных и общественных деятелей можно поставить рядом с ним. Хайтингтона с «Теорией цивилизации» или Фукуяму с «Закатом истории», или Маркузе? Конечно же, нет. Маркс как личность, как учёный, теоретик важен нам потому, что в своём «Капитале» и других работах он обосновал методологию, позволяющую выявить закономерности общественного развития.

Неотъемлемая часть современной жизни

С.И. Рудаков:

- Сейчас некоторые люди увлекаются богостроительством и богоискательством, а меня потрясли логопеды, которые учат ребёнка правильно разговаривать, заставляя складывать палочки, кубики, то есть развивают орудийную, моторную деятельность, и на этой основе у ребёнка формируется мышление, а опосредованно и речь. То есть практическая педагогика, медицина опираются на методологию Маркса, которую потом уже развили отечественные психологи Выготский, Леонтьев и другие. Формально могли отказаться от Маркса, а на самом деле используется его метод.

И.М. Сурков, доктор экономических наук, профессор ВГАУ:

- При любом отношении к марксизму современной науке и практике, в том числе экономической, без Маркса не обойтись. Понятия простого и расширенного производства, кругооборота и оборота капитала широко используются при анализе экономических процессов. Читая лекции по статистике и говоря о кругообороте капитала, я всегда рассказываю студентам, что это идёт от Маркса и что весь бухгалтерский учёт построен по этой логике. Учение Маркса об абсолютной и дифференциальной ренте также имеет сегодня практическое применение при оценке земель, ценообразовании. Непреходящее значение имеет открытый Марксом закон земельной ренты, согласно которому рост интенсификации производства, развитие рынка земли дробление землепользования ведёт к увеличению рентных платежей, процентов по кредитам. Как следствие, это вызывает удорожание продуктов земледелия, промышленности, транспорта, строительства. Всё это вопросы практические, и они связаны с теорией Маркса.

Почему рабочие не пошли за Лигачёвым, а пошли за Ельциным? Потому что им говорили: при социализме вы получаете 22 копейки с рубля, при капитализме будете получать 72 копейки. А стали получать 8 копеек. А если бы читали Маркса, не попались бы на эту примитивную удочку.

И.Ф. Бригадин:

- Сегодня особую важность, наряду с общей неверностью проводимого курса, в нашей стране противоречия между капиталистами и трудовым народом, умственным и физическим трудом, между городом и деревней, которые блестяще анализировал Карл Маркс. Кто остался в селе? Либо старики, либо те, кто по своим человеческим и профессиональным данным не может получить работу в городе, либо алкоголики. Разве при таких подходах можно обеспечить продовольственную безопасность страны? Разве можно говорить о справедливости, которая одна для мужиков из деревни, и другая для тех, кто тратит на свадьбу 76 млрд. рублей?

И.Б. Загайтов, доктор экономических наук, профессор ВГАУ:

- Отслеживая динамику мирового социально-экономического прогресса, представляется целесообразным обратить особое внимание на то, каким образом в настоящее время подтверждается действие двух обоснованных К. Марксом объективных законов общественного воспроизводства – закона динамики малых циклов капиталистической конъюнктуры и общего закона смены формационных циклов.

В том, что касается первого из этих законов, заметим, что со времени завершения последнего мирового циклического кризиса капиталистического перепроизводства прошло 9 лет. А поскольку полуторавековая история таких кризисов указывает на их повторяемость примерно через 9 лет (с колебаниями от 7 до 13 лет), то следует ожидать, что очередной подобный кризис уже приближается, и Россию не минует.

Соответственно он обострит внутрироссийские противоречия между трудом и капиталом, между олигархическим капиталом, малым и средним бизнесом, углубит противоречия между российским и зарубежным олигархатом.

Но одновременно кризис несколько ослабит мировую систему господства капитала над трудом и его позиции в борьбе с более прогрессивным, посткапиталистическим способом производства.

Важно, что этот, более прогрессивный способ производства, после гибели СССР получил второе дыхание и устойчиво демонстрирует свои преимущества в темпах социально-экономического прогресса стран, опирающихся на поддержку социалистически ориентированного Китая.

Можно ожидать, что и в ходе грядущего мирового циклического кризиса капиталистического хозяйства будет подтверждено превосходство государственного регулирования общественного воспроизводства в интересах коллективных, а не в эгоистических частных.

Так, связанное с циклическим кризисом изменение мировых цен на средства производства, с одной стороны, позволит ускорить индустриализацию стран, избирающих некапиталистический путь развития, а с другой стороны, это станет экономическим стимулом ослабления господства олигархического капитала на мировых рынках товаров и услуг.

Думаю, что это следует учесть в процессе стратегического анализа развития России. Придётся согласиться с необходимостью роста накоплений за счет внутренних ресурсов, с ростом занятости и политической зрелости трудящегося люда. А это объективно будет содействовать подготовке условий трансформации нынешней социально-экономической политики и смены её - на государственно-демократический курс развития.

И когда свершится переход к демократически ориентированному курсу развития народного хозяйства России, Карл Маркс в России вновь станет актуален на уровне государственного управления.

Важно иметь в виду, что современный уровень экономико-математических знаний и технического потенциала их использования позволяет реально ставить задачу ориентации управленческой деятельности не на реализацию требований алчных социальных групп, а на службу всеобщего общественно-политического и социального прогресса.

Развивающееся учение

А.Н. Шимина:

- Есть стоящие на марксистских позициях учёные, которые отличаются и высоким интеллектом, и широкой эрудированностью. Я назову Л.К. Науменко, который написал книгу «Моё и наше», где на примере самых разных вопросов он рассматривает соотношение индивидуализма и коллективизма. А.В. Бузгалин выступает не только теоретиком, но и ярким пропагандистом марксизма. Есть Ильенковские чтения, где отстаивается прежде всего методологическая ценность марксизма. Политический обозреватель советской России А.В. Фролов постоянно анализирует общественные процессы с классовых позиций.

С.И. Рудаков:

- Марксизм – теория развивающаяся. Знаменитый спор большевиков и меньшевиков возник из-за того, что меньшевики недопонимали это Если Маркс, исходя из логики домонополистического капитализма, считал, что революция будет сначала в развитых странах, то при монополистическом капитализме, когда резко возросла неравномерность развития, появились слабые звенья в цепи империализма, и Ленин выразил теоретически, что в одном из слабых звеньев эту цепь можно прорвать. Был сделан вывод, что революция сначала произойдёт не в развитых странах, таких, как Англия, а в первую очередь в России. Меньшевики говорили, что это противоречит Марксу. А Ленин отвечал: есть буква марксизма, а есть дух. В советское время принимали теорию Маркса и Ленина за истину, а попытки идти дальше объявлялись чуть ли не ревизионизмом. Это серьёзно тормозило развитие марксистской теории.

В современном марксизме вызрел ряд положений, которых не было ни у Маркса и Энгельса, ни у Ленина. Когда случилась буржуазная реставрация, обществоведы вынуждены объяснять этот феномен, которого не было во времена Маркса и его последователей. В результате был сделан вывод, записанный в программе КПРФ, что как и капитализму, социализму свойственны ранние, незрелые формы, которые могут откатываться назад, терпеть поражения. Но временное поражение не означает гибели, речь идёт о переходе к более зрелой форме социализма. Концепция, что всё случившееся – результат предательства – это не по-марксистски. Да, реставрация – это тупиковый вариант, но это не означает, что всё произошло случайно: в крестьянской стране люди поддались мелкобуржуазной стихии, а в результате власть оказалась в руках олигархов.

Современные учёные-марксисты приходят к важным открытиям. Логике истории были посвящены работы Ильенкова, в Московском университете профессор Вазюлин раскрыл логику капитала, профессор Орлов из Перми высказал положение о новой форме движения материи в современных условиях. Китайские марксисты также вносят свой вклад в развитие теории, исследуя практику социалистического строительства в стране, которая по паритету покупательной способности опередила Америку – такого не было во времена СССР.

Есть фундаментальные работы по глобализму, в том числе книга профессора Р.Г. Гостева. Материалы, приведённые в издании «Мировая экономика за сто лет», показывают – это не прежний империализм, появляются новые закономерности, которых не было во времена Ленина. Не понимать этого – значит, не понимать причины, из-за которых развалился Советский Союз. Мы не смогли, как Китай, встроиться в глобальное хозяйство на наших условиях и использовать его возможности для развития страны. Эти вопросы требуют более глубокого исследования.

1990-е годы, когда не принимались марксистские диссертации – это уже в прошлом. Наоборот, в научном сообществе укрепляется убеждение, что если работы делаются не на методологии диалектического материализма, какую бы отрасль мы ни взяли – философию, экономику или медицину, это лишь поверхностные описания, не та научность, к которой необходимо стремиться.

Островок прогрессивной мысли или всеобщее признание?

С.И. Рудаков:

- К 200-летию Маркса ЦК КПРФ провел большую международную конференцию, в которой участвовали представители рабочих и коммунистических партий из более чем 40 стран. В Китае была интересная международная конференция. На следующей неделе пройдёт конференция на базе Московского университета, уже прошли конференции в университетах Кемерово и Перми.

Популярность марксизма стала расти на глазах, особенно после 2008 года, когда случился кризис, и все поняли, что открытые Марксом законы цикличности капиталистического производства работают и в нынешних условиях.

Н.А. Буракова, кандидат экономических наук, доцент, председатель областного отделения РУСО:

- Давайте обратимся к фактам. Результаты социологического опроса, который ВЦИОМ провел 26-28 апреля. Имя Маркса знают 98 процентов опрошенных. При этом 33 процента знают его как автора «Капитала», 23 процента – что он был коммунистом, 13 процентов – что это политический деятель, 7 процентов – предшественник Ленина – Сталина, 28 процентов вообще не знают, чем он известен. Не читали труды Маркса 54 процента опрошенных, читали 46 процентов. 15 процентов читали, и им было интересно, 26 процентам было неинтересно, 5 процентов затруднились оценить свои впечатления. Не вспомнили ни одной из основных идей марксизма 66 процентов опрошенных. Знают лозунги «Свобода, равенство, братство!» - 5 процентов, знают, что Маркс описывал капитализм и экономические теории – 3 процента, от каждого по способностям, каждому по потребностям – 2 процента, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь – 1 процент». Приписывают Марксу высказывание «Вся власть рабочему народу, Советам, диктатуре пролетариата» - 1 процент, «Землю крестьянам, фабрики рабочим» - 1 процент. Ничего не знают о марксизме 16 процентов. При этом к идеям Маркса с симпатией относятся 33%, с безразличием – 49%, отрицательно – 9%, остальные затруднились ответить.

Р.Г. Гостев, доктор исторических наук, профессор ВГПУ:

- Несмотря на ряд конференций, которые проведены, мы, те, кто следует методу диалектического материализма, далеко не продвинулись вперёд. Мы совершаем больше ритуальные действия по отношению к Марксу, Ленину и на этом останавливаемся. В советское время старались приложить Маркса или Ленина к любым аспектам, которые разрабатывались КПСС, и с годами наносилось всё больше мусора. Конечно, были и серьёзные исследования, шёл поиск, хотя были и деятели, которые утверждали: всё должно быть только так, и не иначе. Надо понимать, что и Маркс развивался как личность и как исследователь – надо иметь в виду раннего Маркса, Маркса средних лет и Маркса зрелого, который мог наблюдать многие процессы, связанные с зарождением монополистического капитализма, и это давало пищу для новых открытий.

А.Н. Шимина:

- Неуместна благостная оценка состояния марксистской мысли в наше время, потому что марксистская мысль в загоне, все средства массовой информации, которые руководят массовым сознанием, замалчивают, игнорируют марксизм. То, что в Московском университете создан виртуальный центр изучения марксизма, хорошо, но дальше этого он никуда и не выйдет, потому что правящие круги не позволят развиваться и распространяться идеологии, которая подрывает основы существования нынешних буржуазных порядков.

Некоторые философы, пытаясь переосмыслить марксизм в современных условиях, обрушиваются на основополагающий принцип марксистской теории, заявляют, что классовый подход устарел, принадлежит ХIХ веку, что сейчас у нас социальное партнёрство. Межуев, интереснейший философ, выпустил книгу со странным названием «Маркс против марксизма», в которой сделал вывод, что основой является не материальная жизнь, а культура. Он определяет социализм как пространство культуры, считает, что главное в социализме – это рождение свободной индивидуальности. Он показывает, что общественная собственность, которую считали основополагающей для социализма – это всеобщая, но частная для каждого собственность, а культура присуща всем и каждому, в ней сочетаются общие и индивидуальные интересы и потребности, которые на каждом этапе выступают в разных формах, а социализм – это только состояние. При этом Межуев негативно относится к революции. Что можно обойтись эволюционным процессом. Но сила марксистского учения как раз заключается в том, что это революционное учение, что переход к новому обществу – это смена основ его существования.

Марксистская теория – это островок, который не может иметь в современных условиях широкого хождения, но сообщества марксистов объединяют людей с высокоразвитым интеллектом. Они сохраняют марксистскую мысль, развивают её, показывают её перспективу. Но рассчитывать на победоносное утверждение в современных условиях пока нельзя.

Материя первична

Е.Н. Смолицкая, преподаватель ВГУ:

- Информационное давление на личность сегодня доходит до того, что, противореча выводам Карла Маркса, сознание начинает определять бытие, человек начинает поступать вопреки здравому смыслу и собственными интересами. О какой нравственности, о каком патриотизме можно говорить, если в школе не изучают «Молодую гвардию»? Областной журнал «Мысли» за бюджетные средства навязывает либеральные взгляды, что была не революция, а переворот, что революция – это одни бедствия.

И.Ф. Бригадин:

- Энгельс писал в 1893 г., обращаясь к молодежи, что мы с Марксом допустили ошибку, уделив в «Капитале» и прочих работах основное внимание экономическим отношениям в ущерб рассмотрению другим сторонам человеческого бытия.

А.Н. Шимина:

- Нельзя считать верными выводы, что духовное начало не рассматривалось в марксизме, что всё сводилось к экономике. Экономика – это не только техника и технологии, а прежде всего отношения людей. Маркс дал материалистическое понимание истории, выраженное в том, что материальная жизнь – это не только производство продуктов и вещей, но и развитие самого человека – социальное, профессиональное, духовное.

Нести идею в массы

В.И. Торубаров, руководитель юридической службы обкома КПРФ, преподаватель Академии экономики и права:

- В последнее время и президент соглашается с наличием у нас большой бедности, расслоения общества. Но по-честному он и его окружение не скажут о причине этих явлений, хотя они на поверхности – это капитализм. Папа Римский официально заявил: капитализм себя не оправдал. Но мало толка от нашего лозунга – мы за обновлённый социализм, этот лозунг нужно расшифровывать. Буржуазные СМИ льют на Маркса грязь, вспоминают, что он говорил о дикой России, о Севастополе. Но нигде не пишут, что Россия действительно была дикой и полунищей страной. Карл Маркс обосновал причины неизбежности войн, пока существует капитализм. В антикризисной программе партии, в агитационных материалах П.Н. Грудинина перед выборами президента ни разу не упоминается Карл Маркс. А ведь процветание колхоза имени Ленина обязано именно теории Маркса. У нас слаба контрпропаганда. Нужно использовать советский опыт этой работы.

Н.А. Буракова:

- Меня очень удивило, что постановление президиума ЦК о мероприятиях 200-летия Маркса было издано только 22 марта, то есть чуть больше чем за месяц до юбилея. Возникает вопрос: наверное, это не очень важно? Ведь к 100-летию комсомола партийные документы были подготовлены чуть ли не за два года заранее. Те, кто состоял в КПСС, помнят, что в её программе было подобно сказано, какие идеи Маркса, Энгельса, а потом и Ленина легли в её основу. В программе КПРФ слово «марксизм» содержит единственная фраза – партия руководствуется марксистско-ленинским учением. В Уставе КПСС говорилось, что член партии обязан овладевать марксистско-ленинской теорией. В Уставе КПРФ подобного пункта нет. Поэтому, когда мы принимаем в партию, как-то опасаешься задавать вступающим вопросы об основных положениях марксизма-ленинизма. Даже в книге Г.А. Зюганова «Идейно-теоретическая основа партии» о марксизме есть единственная фраза о марксизме: «опираясь на труды основоположников марксизма Ленин впервые обосновал систему идей, взглядов и ценностей, выражающих интересы трудового народа». Поэтому мы сами виноваты, что люди так мало знают о Марксе и о марксизме.

В постановлении о 200-летии Карла Маркса говорится о чём? Провести круглый стол, конференцию, организовать выставку, возложить цветы. Речь идёт о разовых, ритуальных мероприятиях. А что у нас есть, для того чтобы распространять идеи марксизма-ленинизма? Газета «Правда» тиражом 100 тысяч, «Советская Россия» таким же тиражом, журнал «Политическое просвещение» - 5 тысяч, «Красная линия», которую далеко не все могут просматривать. У нас благодаря С.И. Рудакову есть сборники «Основы современного марксизма», тоже небольшим тиражом, но выложены на сайте обкома, почитать можно. «Молодёжи о марксизме» того же самого С.И. Рудакова, тоже всего тысяча экземпляров.

Предлагаю преподавателям вузов, настоящим и бывшим, наладить общение с молодёжью группами по 3-5 человек, интересующихся теорией, общественной жизнью, и рассказывать им о марксизме. На Западе разработаны комиксы на экономические темы, например, выпущенные издательством федерального резервного банка Нью-Йорка: мало текста, условные картинки. Таким путём они внедряют в сознание то, что им нужно. У нас большинство молодёжи не сможет читать работы Маркса. Предлагаю комсомольцам и молодым коммунистам вместе подготовить такие комиксы. Если мы не хотим, чтобы марксизм оставался лишь островком, давайте заниматься пропагандой своих идей.

А.А. Фоменко, аспирант ВГУ:

- Маркс должен подаваться молодёжи в современной трактовке, примером которой является книга Т. Иглтона «Почему Маркс был прав» в замечательном переводе Хазина. Современное информационное общество формирует человека-раба, но не в привычной форме на цепи и на ошейнике, а раба своих потребностей, без осуществления которых он оказывается никем. Наша задача – тотальное противостояние информационному воздействию на людей, на всех форумах мы обязаны доводить свою, марксистскую точку зрения, не давать её уторить в потоке спама.

Справиться с новыми вызовами

Ю.В. Котова, секретарь Коминтерновского райкома КПРФ по идеологии, врач:

- Маркс присутствует на информационном поле России. Апофеозом стала передача Владимира Соловьева. Тон передачи был доброжелательным к Карлу Марксу, Соловьев говорил, что каждый думающий молодой человек должен одолеть «Манифест», первый том «Капитала» и другие произведения. Но как только кто-нибудь из участников пытался, опираясь на Маркса, анализировать несправедливость современной российской жизни, ведущий его достаточно жёстко обрывал. Какой можно сделать вывод? У нынешней власти много умных идеологов, которые понимают, что люди интересуются Марксом, поэтому замалчивать его нельзя, но людям будет подаваться академический Маркс. Власть понимает, что марксистское учение – это сила, и хочет лишить его революционного духа. Мы должны этого не допустить.

А.А. Фоменко, аспирант ВГУ:

- Ключевым вопросом современного марксизма становятся формы и условия прогресса в условиях глобального капитализма. Оружие массового поражения, экономика брендов, которую справедливее назвать сбрендившей экономикой, масс-культура симулякров – вещей и понятий, заменяющих реальность, используемая для манипуляции массовым сознанием – вот что угрожает человечеству. Анализируя движение капитала, его тяготение к глобализации как самовозрастающей стоимости, Маркс предсказал неизбежность глобальных войн. Прогноз, увы сбылся, хотя в 1860 гг. об этом никто не думал, а в ХХ веке с интервалом всего в 31 год произошли две страшные мировые войны. Стихия рынка неизбежно приводит к кризисам, усиление эксплуатации трудящихся приводит к падению покупательной способности. Маркс блестяще обосновал неизбежность торжества империализма, господства монополий. Закон абсолютного и относительного обнищания пролетариата – наличие резервных рабочих рук, рост производительности труда, внедрение техники позволяет буржуазии снижать заработную плату. Маркс писал, что потребитель неизбежно станет изобретательным и расчётливым продуктом нечеловечески изощрённых, неестественных и необдуманных желаний. Чем больше производится товаров, чем больше нужно стимулировать спрос на них. Хотя новые товары ничем не отличаются от предыдущих, но те за счёт рекламы позиционируются как вышедшие из моды и морально устаревшие. В результате люди включаются в безумную кредитную гонку, залезают в долги, покупая, по сути, ненужную вещь. Где уж тут говорить об участии в общественной жизни, духовном развитии человеческой личности?

Р.Г. Гостев:

- И ХХ век, и век нынешний – период борьбы между социализмом, его модели могут быть разными, имея общие цели, идеологические установки, и фашизмом как проявлением наиболее реакционного начала в мире капитала. Третье направление – либеральное, но в кризисных условиях будет склоняться в сторону фашизма. Положение в мире и России таково, что впереди будут снова жесточайшие схватки между социализмом и теми, кто находится на правых позициях, и недооценивать эту опасность, как это происходит сейчас на Западе – преступление перед человечеством. Поэтому быть готовыми отвечать всем этим выпадам – задача, которая стоит перед коммунистами Российской Федерации.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.