Отчет сахалинского губернатора – о чем не сказал Олег Кожемяко?
Сахалинская областная Дума сегодня встречала губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко, который привез отчет о деятельности своего правительства за 2017 год.
Доклад
губернатора звучал в зале практически час и был стандартно разбит на фрагменты,
касающиеся деятельности профильных министерств и ведомств.
Мы умышленно приводим некоторые выступления в
полном объеме, полагая что читатель вправе самостоятельно оценить контекст
выступлений. О чем мы не услышали, мы расскажем в заключительной части нашей
публикации.
Итак, по окончании речи Олега Кожемяко,
присутствующие в зале депутаты задали свои вопросы губернатору.
Юрий Федорович
Выголов (КПРФ) как заместитель председателя постоянного комитета по
экономическому развитию спросил следующее:
– Вопрос
касается двух наших портовых городов – Холмска и Корсакова. К сожалению
большинство подпорных стен в этих городах, а эти конструкции являются их
особенностями, находятся в неудовлетворительном состоянии и разрушаются.
Считаю, назрел вопрос их капитального ремонта или реконструкции. Возможно ли
найти денежные средства для проведения этих работ в рамках существующих
программ?
Олег Кожемяко:
– Спасибо.
Вопрос очень актуальный для жителей Корсакова и Холмска и его реализация
проходит по программе «сейсмика». Мы проведем изыскания, будет проведена оценка
потребности финансовых средств и для Холмска, и для Корсакова. В Холмске
порядка 60 подпорных стен. Мы поддержим изменения в существующие программы для
проведения этих работ.
Прозвучал вопрос
от фракции КПРФ Сахалинской областной Думы. Его вновь озвучивал Юрий Выголов,
являющимся ее председателем:
– Уважаемый Олег
Николаевич!
К сожалению,
главным событием прошлого года стало изъятие из областного бюджета половины
отчислений от нефтегазового проекта «Сахалин-2». Это не первый раз, когда федеральный центр
отбирает у Сахалинской области деньги.
Причина
«нефтегазового раскулачивания» Сахалина – значительная часть полученных доходов
не работала на регион.
Для Сахалина,
как для региона, где налоговые доходы от реализации проекта «Сахалин-2»
являются ядром бюджетной системы, решение федеральной власти стало болезненным
ударом.
Однако, вместо
того, чтобы жестче контролировать финансовые потоки и наказать ответственных
лиц за неэффективное использование бюджетных средств, федералы выбрали самый
лёгкий путь – отобрать и поделить.
Причем в этой
ситуации в проигрыше оказалось только население области. Вспоминается
старинная, русская присказка: «Паны дерутся – у холопов чубы трещат» Никто не
понес ответственности за неумение грамотно распорядиться нефтегазовыми
средствами.
Как Вы, как
глава региона, оцениваете работу сахалинского правительства, приведшую к
изъятию средств федеральным центром? Почему никто из руководителей области не
понёс ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств? И самый
больной вопрос: – не повторится ли ситуация с очередным изъятием средств из
сахалинского бюджета осенью 2018 года?
НЕ ПОВТОРИТСЯ ЛИ
СИТУАЦИЯ С ОЧЕРЕДНЫМ ИЗЪЯТИЕМ СРЕДСТВ ИЗ САХАЛИНСКОГО БЮДЖЕТА ОСЕНЬЮ 2018 ГОДА?
Олег Кожемяко:
– Ну, изъяли у нас в 18-м году, изъяли денежные
средства 18-го года. Этот излишек денежных средств был у всех на виду. В 2015
году область получила дополнительные денежные средства и бюджет стал 205
миллиардов, четыреста тысяч на человека. Конечно, это всегда и везде
обсуждалось.
Что касается
возможности использования бюджетных средств, могу сказать, насколько возможно
было их вложить в экономику, в том числе и в наши государственные предприятия,
мы это сделали. Эта работа связана и со строительством аэровокзального
комплекса, это и капитализация «Сахалинлизингфлота», создание Сахалинского
ипотечного агентства для строительства жилья, до капитализации совхозов и
колхозов на реализацию программ по развитию сельского хозяйства, это создание
Корпорации развития Сахалинской области, это и перечисление средств в
Корпорацию Развития Дальнего Востока. Те самые 15 миллиардов, которые ушли на
строительство паромов (более 4 млрд), на строительство сахалинской ГРЭС-2.
Сейчас остаток этих денег планируется на энергоснабжение. Невозможно сразу
такую сумму освоить, зарплату вперед не выдашь, не выдашь аванс строителям, с
тем чтобы потом они эти деньги осваивали. Под эти объекты необходима
проектно-сметная документация, нужны подрядчики.
Поэтому, могу
сказать, что для нас это было неожиданно (изъятие средств – прим ред.), кое-кто
из чиновников, которые были осведомлены о том, что происходит, сейчас уже не
работают.
Был поднят
большой шум, для нас эти события действительно были шокирующими. Но, в
результате которого, в том числе и при помощи депутатского корпуса и
общественности, часть средств в 2018 году, 50% в виде субсидий, возвращена в
бюджет Сахалинской области.
Тем не менее губернатор выразил опасение что не все
средства субсидий могут быть использованы, контракты в муниципалитетах могут
быть сорваны.
Позже он добавил:
– Наверное и
правительство прислушается к тому, что нельзя без региона принимать такие
решения.
Юрий Выголов в своем заключительном выступлении затронул
вопросы качества государственного управления в регионе:
– Мы все, здесь
присутствующие, находимся в ситуации, когда нашу работу оценивают, прежде
всего, жители региона.
Какую оценку они
могут поставить, когда с экранов телевизоров и в докладах чиновников слышат
одно, а вокруг себя видят совершенно другое?
И учитывая
менталитет дальневосточников, сахалинцы ставят оценку работе власти «ногами» –
отток населения из региона не прекращается. При этом значительная доля потерь
приходится на людей трудоспособного возраста и высокой квалификации. Попытка
привлечь к работе мигрантов, привела к их засилью на островах. На Сахалине
происходит постепенное замещение одного населения другим.
В своем недавнем
интервью Вы, Олег Николаевич, приводите данные по количеству мигрантов в
областном центре – на 200 тысяч населения – 50 тысяч мигрантов, т.е. каждый
пятый в Южно-Сахалинске – приезжий из ближнего или дальнего зарубежья. Это
вдвое больше, чем в среднем по России. А несоблюдение баланса местного
населения и приезжих, как правило, выливается в социальное напряжение. Такой
миграционной политики нет даже в соседних дальневосточных регионах.
О чём говорит
массовый отток постоянного населения? О том, что люди не верят в перспективу
дальнейшего проживания здесь. И главная причина этого процесса –
неудовлетворенность качеством жизни. Не ухоженность населенных пунктов,
огромные проблемы с медицинским обслуживанием, отсутствие современной
социальной инфраструктуры, высокие цены на всё и при этом низкие зарплаты, и
пенсии заставляют сахалинцев покидать свою малую родину.
В 2017 году мы
были на 53-м месте по качеству жизни среди регионов страны. На Сахалине
складывается абсурдная ситуация: чем больше доходы бюджета, тем ниже качество
жизни. Этому факту уже удивляются наши соседние дальневосточные регионы.
Вместо того,
чтобы использовать нефтегазовые доходы на развитие региона, мы размещаем
миллиарды на депозитах в коммерческих банках, параллельно занимаясь экономией и
оптимизацией бюджетных расходов, что и привело в итоге к изъятию средств
федеральным центром. А от этого страдает только население области. Более того,
такие жесткие меры со стороны федералов лишают регион мотивации к развитию, не
создают стимулов ни к наращиванию налогового потенциала, ни к повышению
эффективности расходов. Зачем зарабатывать, если всё равно отберут?! Что и было
уже, причем дважды.
У нас нет
комплексной долгосрочной программы развития региона, где не размазываются
бюджетные средства, а совершается качественный рывок ( в это время некоторые
депутаты согласно кивают головами – прим ред.). Принятые среднесрочные
областные программы корректируются чуть ли ни ежемесячно.
Много вопросов и
к реализуемым инвестиционным проектам «Корпорацией развития Сахалинской
области». Хотя это сложно назвать инвестициями, когда основной инвестор –
областной бюджет. Передав 50 миллиардов Корпорации из сахалинского бюджета, мы
потеряли контроль за их расходованием. Куда идут сахалинские деньги, в офшорные
ли компании или на строительство бань, гостиниц, депутаты с населением узнают
из средств массовой информации. Немало инвестиционных проектов реализуется с
нарушениями законодательства, колоссальные потери несёт экология острова.
Из Вашего
интервью в СМИ мы узнаем и о льготном кредите в 15 миллиардов рублей,
выделенном сахалинской Корпорацией “Фонду развития Дальнего Востока”, которые
Фонд, в свою очередь, предполагает направить обратно в регион на развитие. Для
чего такие изощренные манипуляции с бюджетными средствами? Неужели мы сами не
можем освоить собственные средства, минуя различные промежуточные структуры?!
МЫ ПОЛАГАЕМ, НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ!
Мы забыли о
персональной ответственности чиновников, управляющих нашей территорией. И это
касается не только исполнительной власти на Сахалине, но и депутатского
корпуса, на котором также лежит ответственность за сложившуюся ситуацию на
островах. Упуская эти две простые вещи,
мы имеем падение качества жизни и массовое замещение постоянного населения
низкими профессиональными кадрами.
Пора кардинально
менять принципы управления в регионе, иначе завтра будет поздно!
Похоже,
выступление председателя фракции глубоко затронуло присутствующего губернатора
и его заключительное слово выглядело эмоционально:
Олег Кожемяко:
– Деньги,
которые были изъяты и на которые некоторые пытаются сделать акцент. Мы работаем
с профильными министерствами чтобы деньги были возвращены в виде субсидий и в
виде постановлений правительства. Теперь, что касается нашего бюджета. В чем
пострадал наш бюджет? Он как был 100 млрд так таким и остался на 2018 год. Мы
не уменьшили свои расходы.
Давайте
посмотрим бюджет Приморского края, 2 млн населения – бюджет 100 миллиардов.
Давайте посмотрим бюджет Хабаровского края, он то же 100 миллиардов. И у нас
100 миллиардов. Когда мы говорим о тех денежных средствах, которые мы хотели
разместить не на депозитах, не бюджетном счете, 50 миллиардов как подушку
безопасности, это прорабатывалось. Но их бы сразу изъяли, безапелляционно. Давайте конкретно рассуждать с цифрами кому
стало хуже? Бюджет сократился? Не сократился.
Теперь что
касается оттока населения. Есть отток или нет? Почему вы апеллируете, Юрий
Федорович, к оттоку если оттока нет? Нет миграционного, нет демографического.
Рождаемость превышает смертность. Идет прирост миграционный и это не только,
как мы говорим, товарищи из ближнего зарубежья, которых на 2015 год и было 50
тысяч, их количество сейчас уменьшилось. К нам едут врачи, другие медицинские
работники, специалисты на нефтяные проекты. И на Дальнем Востоке всегда была
такая миграция. Часть приезжала на стройки, часть уезжала. И когда пенсионеры
уезжают на малую родину – что в этом плохого? Может быть им там удобнее жить?
На Кубани, в Ростове, еще где ни будь.
Дети уезжают? Но
у нас нет с вами художественного училища, нет консерватории, у нас нет с вами
других кроме Университета. И так или иначе дети будут уезжать учиться, это нормальная
практика. Другой вопрос чтобы возвращались.
Давайте не
говорить общими фразами, у нас сегодня нет оттока населения, ни
демографического, ни миграционного. И факты не надо передергивать!
У нас единое
экономическое пространство, о чем сказал президент. Мы не можем принимать в
регионе вопросы, связанные с запретом приезда сюда и насильственном оставлении
детей.
Теперь что
касается Фонда развития. Как я уже говорил, эта «подушка безопасности», если бы
она лежала на счетах, то она бы уже исчезла еще ранее. То, что Корпорация
Развития Сахалинской области плохо отработала в 2017 году, там есть по ней свои
выводы и руководитель написал заявление на увольнение.
За 2017 год Корпорация не профинансировала ни одного проекта,
а говорит о том, что «заработала» 2,5 млрд рублей от размещения денежных
средств на депозитах. (Корпорация развития
Сахалинской области, детище губернатора Олега Кожемяко – прим. пресс-центра
СРОПП КПРФ)
Ну ты же не
банк! Корпорация должна развивать проекты, какие-то. Но, полученные проценты –
это ведь доходы бюджета.
Так как мы
получаем основные доходы бюджета в апреле и дополнительные в июле, у нас всегда
образовывались остатки денежных средств в размере 10-20 млрд, что всегда
волнует правительство Российской Федерации, потому что эти деньги лежат на
остатках. Мы же получаем 60-70 млрд рублей в апреле, но расходуем их в течении
года. Вот остатки и висят и они волнуют.
Таким образом, губернатор признал сложности
освоения поступающих в бюджет региона денежных средств . Собравшиеся в зале услышали
о том, что Корпорация Развития Сахалинской области фактически не выполнила свою
задачу в прошлом году. С чем это связано и каковы реальные причины подобной
пассивности – покажет время. Отток населения губернатор не признает, как и не
признает засилье в регионе трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. А ведь
этот момент был основным в докладе начальника островной полиции, который звучал
в зале буквально месяц назад.
Губернатор
обошел ситуацию с ФАС, которое потребовало от
него объяснений за проводимую политику в регионе. Ни одного упоминания.
Губернатор так и не объяснил, или не смог
объяснить, для чего необходимо перегонять 15 миллиардов в Корпорацию Развития
ДВФО, чтобы получить их потом обратно, когда ни будь. К чему такие окольные
пути финансовых потоков?
Мы не услышали в
докладе примеров развития инвестиционных проектов,
связанных с реальным сектором экономики региона. По условиям СРП область
получает долю добытой продукции в натуральном выражении. Куда и как
правительство использует эту долю? Где фармацевтическое производство
(например), где инвесторы, которые стоят в очереди за этой долей нефти в
коридорах правительства? Товар дорогой и цены немалой.
Есть еще одна «мелочь», которая резанула слух.
Губернатор, рассказывая о социальной поддержке населения, упомянул сумму в 2
200 рублей, которую получает беременная женщина, вынашивающая третьего и
последующего ребенка. «Для повышения качества питания матери» – таково
назначение этих денег. Читатель понимает, что, если действительно эти деньги
потратить на питание, на продовольствие которое не содержит пальмового масла,
на свежее мясо и охлажденную рыбу – деньги в Южно-Сахалинске закончатся в
первый же день. Кушайте, мамочка, и ни в чем себе не отказывайте.
А ведь губернатор сказал: «Был у нас бюджет в сто миллиардов и таковым и остался, что изменилось?». Да он просто перспективно похудел.