"Модель социально-экономического развития Иркутской области: опыт передового региона". Доклад В.Ф. Рашкина
4-6 сентября в Иркутске проходит форум "Байкальский регион: Достижения прошлого. Образы Будущего". По приглашению губернатора-коммуниста Сергея Левченко на форуме с докладом выступил депутат Госдумы от фракции КПРФ Валерий Рашкин.
В настоящее время российская экономика
переживает непростые времена. И сегодня, анализируя достижения прошлого и
обсуждая будущее, мы не зря говорим о производственных силах: нашей стране
крайне необходим рывок для развития национальной обрабатывающей промышленности
и ухода от пагубной экспортно-сырьевой модели. Эта цель должна быть
приоритетной на всех уровнях экономического планирования и быть важнейшим
пунктом как федеральной повестки, так и повестки в макрорегионах и отдельных
субъектах страны.
При этом следует понимать, что, несмотря
на федеративный статус, Российская Федерация – это единое государство с единым
социально-экономическим курсом, определяемым на федеральном уровне, и единым
бюджетом. Возможности отдельных регионов в этих условиях весьма ограничены. И
дело даже не в том, что одному в поле сложно быть воином, дело в том, что
единая система диктует свои институциональные рамки и правила, которых необходимо
придерживаться.
Более того, сама система устроена таким
образом, что губернаторам проще, удобнее и выгоднее служить своим личным
интересам, а не заниматься долгосрочным развитием своего региона. Большинство
глав регионов предпочитают плыть по течению, а вся их экономическая политика –
это попытка выпросить побольше денег у федерального центра. Во время своего
пребывания у власти они создают и укрепляют бизнес для себя и друзей, формируют
площадку для своего личного будущего. На серьезное планирование региональной
экономической политики решаются единицы.
Однако практика показала, что применение
альтернативной модели развития в рамках отдельного региона возможно – для этого
нужна политическая воля и серьезные управленческие решения. Если управленческая
команда ставит перед собой стратегические задачи и в ее интересах развитие
региона, а не какие-то личные цели, то можно добиться очень внушительных
результатов.
Руководство Иркутской области взяло на
вооружение модель «государства развития», которая предполагает усиление роли
государства в экономике, введение системы государственного планирования
социально-экономического развития. Дело в том, что неолиберальный курс успел
продемонстрировать свою полную несостоятельность. Пользуясь условиями
«свободного рынка», крупный бизнес беспрепятственно захватывает ключевые
ресурсы, а потом занимается их распродажей и выводом средств за рубеж. С точки
зрения долгосрочного развития страны последствия катастрофичны: это даже не
позиция вечно догоняющего, это позиция сырьевого придатка для развитых стран.
Параллельно происходит постепенная деградация инфраструктуры и социальной сферы
– неолиберальный подход плохо сочетается с декларируемыми принципами
социального государства. Поэтому государству давно пора пересмотреть принципы
управления. Модель «государства развития» компенсирует недостатки
неолиберального подхода при сохранении рыночной системы.
Что было сделано в регионе и какие были
получены первые результаты?
Прежде всего, руководство региона
обозначило приоритет в экономике – рост промышленного производства и реализация
политики реального импортозамещения. Чтобы достичь этих целей, задействуются
механизмы государственного стратегического планирования. В стимулировании
развития производственных сил на территории Иркутской области государство
играет ключевую роль: региональные власти применяют систему прямых и косвенных
мер поддержки конкурентоспособных предприятий и территорий, имеющих потенциал
развития. В регионе был зарегистрирован первый в СФО фонд развития
промышленности, а за первые шесть месяцев 2017 года было заключено 20
соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями региона.
При этом те условия, которые
гарантируются предприятиям для развития, – такие, как предоставление пониженных
налоговых ставок – создаются, только если соблюдаются все требования и
обеспечивается эффективное производство. Нужен рост производительности труда,
выпуск конкурентоспособной продукции, «государство развития» не должно и не
будет поддерживать тот бизнес, который нацелен не на развитие и честное
партнерство, а на получение «легких» государственных денег. В частности, руководством
области уже проведена активная работа по оптимизации налоговых льгот: уже
утвержден план по устранению неэффективных льгот.
На взаимоотношениях государства и
бизнеса хотелось бы остановиться особо. В Иркутской области они выстраиваются
на следующих основаниях: государство создает бизнесу условия для работы и
развития (в том числе и в виде прямой поддержки), но и бизнес, в свою очередь,
должен гарантировать соблюдение законов, уплату налогов и своевременную выплату
заработной платы своим работникам, социальную ответственность своей
деятельности (в том числе, заботиться о состоянии окружающей среды),
вкладываться в развитие производства, не выводить капитал за рубеж.
Все это – не абстрактные правила, а
реально работающая модель, которая уже начала приносить результаты. Уже в 2016
году в Иркутской области зафиксирован рост промышленного производства на 5,7%,
что выше, чем в целом по России (1,1%) и чем по СФО (0,4%). Регион
продемонстрировал и более высокие темпы роста для обрабатывающих производств
(1,9%), заняв 1 место среди регионов СФО.
В I полугодии 2017 года результат еще
более впечатляющий: прирост промышленного производства достиг 9,4%, когда в
целом по России этот показатель составил только 2%, а по СФО – 3,2%. Что
особенно важно: вырос индекс промышленного производства главным образом за счет
обрабатывающих производств. По этому виду деятельности прирост составил 16%
(это очень серьезный прирост!), тогда как в целом по стране этот показатель в I
полугодии 2017 года равен 1,2%, по СФО – 1,1%. Это показывает, что Иркутская
область не только продолжает завоевывать позицию промышленного лидера Сибири,
но и выходит на первые места в целом по стране: так, по приросту обрабатывающих
промышленных производств в первой половине 2017 года регион занял 7-е место в
России. Наиболее серьезные результаты выявлены для производства машин и
оборудования (индекс производства вырос в 3 раза), химических веществ (индекс
производства составил 190,6%), лекарственных средств (индекс производства –
122,3%), обработки древесины (118,4%), производства нефтепродуктов (110,9%).
Руководство Иркутской области провело
системную работу с налогоплательщиками региона. В 2016 году бюджет области стал
не просто профицитным – он стал лучшим по доходам за всю историю, поступления
налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет на 23% превысили
поступления 2015 года. В 2017 году доходы консолидированного бюджета региона
продолжили расти, и это несмотря на изменения федерального законодательства,
сократившие нормативы зачисления отдельных налоговых доходов. По сравнению с I
полугодием прошлого года налоговые и неналоговые доходы консолидированного
бюджета Иркутской области в I полугодии 2017 года выросли на 16,1%, причем этот
рост происходит главным образом за счет роста поступлений от налога на прибыль
организаций (на 37,4% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года).
Соответственно, растут и поступления налоговых платежей с территории Иркутской
области в федеральный бюджет – в I полугодии 2017 года по сравнению с I
полугодием 2016 года они выросли на 76%. Таким образом, достижения от
применения нового социально-экономического курса в регионе вносят прямой вклад
и на федеральный уровень.
Перечислять экономические достижения Иркутской
области за последние полтора года можно долго: увеличился объем инвестиций в
основной капитал, сократился госдолг, растут показатели в сельском хозяйстве,
лесопромышленном комплексе, сфере строительства и других отраслях. Главное, что
мы видим: в непростое время стагнации после кризисных лет Иркутская область
смогла достичь внушительных экономических показателей, свидетельствующих об
успехе новой модели.
Модель «государства развития»
предусматривает также ответственность государства за восстановление и развитие
инфраструктуры, в том числе социальной. В рамках этой концепции государство не
устраняется от регулирования социальной сферы, а, напротив, вкладывает
значительные ресурсы в развитие человеческого капитала. В Иркутской области был
взят долгосрочный курс на повышение качества жизни граждан, и уже в 2016-2017
годах зафиксированы показатели, свидетельствующие об улучшении ситуации в
здравоохранении, образовании, ЖКХ, а также на рынке труда и с точки зрения
уровня жизни населения.
Наконец, модель «государства развития»
предполагает экономное государство, которое рационально расходует свои ресурсы,
а также исповедует принципы максимально эффективного управления. Разумеется,
это несовместимо с коррупцией, уходом предприятий от налогов, уводом капиталов
в офшоры. Руководство Иркутской области ведет активную борьбу со всеми этими
явлениями. В частности, уже была проведена масштабная работа в сфере
госзакупок, и только за счет наведения порядка в этой сфере региону уже удалось
сэкономить около 500 млн рублей. А ведь это только одно из направлений
сокращения бюджетных издержек. Если бы другие регионы пошли по стопам Иркутской
области, в стране бы высвободились огромные средства.
В целом, очевидно, что даже в нынешних
условиях политическая воля и управленческий подход, выстроенный на основании
модели, альтернативной доминирующему неолиберальному курсу, способны дать
серьезные результаты в экономике и социальной сфере в отдельно взятом регионе.
Для всех остальных регионов успехи Иркутской области – это, как минимум, повод
задуматься об эффективности методов, которые применило руководство региона для
достижения этих результатов. При этом все рецепты уже есть, и они работают,
вопрос только в желании заниматься развитием региона, а не исключительно своей
карьерой.
Федеральному центру стоит обратить на достижения Иркутской области особое внимание. Во-первых, следует поощрять такие регионы-первопроходцы, создавать все условия для того, чтобы мотивировать региональные власти субъектов страны заниматься долгосрочным планированием развития своих регионов. Во-вторых, – и это главное – нельзя отрицать эффективность самой модели, которая была взята на вооружение в Иркутской области. Модель «государства развития» – это то, что сегодня нужно всей стране для преодоления недостатков нынешней социально-экономической системы и стабильного экономического роста.