Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Энергия городов — локомотив развития». Мэр Новосибирска, 1-й секретарь обкома КПРФ Анатолий Локоть о своей работе градоначальника

В 2017 году наша страна вспоминает о большом историческом событии. 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции – не просто памятная дата. Это своего рода «призыв истории» применить в сегодняшних условиях принцип подлинного народовластия.

Локоть Анатолий Евгеньевич
Мэр Новосибирска, член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ
Локоть
Анатолий
Евгеньевич
Мэр Новосибирска, член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ
Персональная страница

Партия научила нас направлять энергию общественности, пробуждать творческую инициативу людей. Поэтому мы, коммунисты, лучше других чувствуем, что эта энергия в масштабах страны сегодня не находит должного применения.

Люди хотят вести равноправный уважительный диалог с властью. Открытость, справедливость, честность – вот требуемые параметры этого диалога. А результат – появление нового механизма развития страны, работающего за счет включения энергии городов. Три года назад благодаря активной поддержке Коммунистической партии мне удалось получить мандат доверия новосибирцев и победить на выборах мэра.

Современный опыт управления Новосибирском – третьим по численности городом России – помогает увидеть вектор, направление правильного пути развития для всей страны. Идти по нему можно при условии, что у миллионов жителей российских городов появится больше рычагов влияния на решения власти.

Все последние годы заметен четкий тренд, когда виноватыми во всех неудачах и проблемах становятся местные власти. Плохие дороги – виноват мэр, разваливаются ветхие дома – значит, мэрия бездействует, не хватает школ и детских садов – чиновники не выделяют денег на строительство. И таких примеров можно привести много. Как мэр крупнейшего муниципального образования страны я вовсе не пытаюсь снять с себя ответственность. Но давайте смотреть реальности в лицо – местные бюджеты уже давно не способны финансово обеспечивать возложенные на них полномочия. Когда все ресурсы широким потоком идут в федеральный центр, возвращаясь в муниципалитеты тонкой струйкой.

В текущих условиях мы просто вынуждены расставлять приоритеты. Город постоянно стоит перед выбором, что нам профинансировать в этом году – ремонт тротуара или дороги? И жители должны иметь возможность повлиять на это решение.

На примере Новосибирска мы видим, что применить ленинский принцип народовластия вполне возможно и в современных условиях. Сегодня в вопросах развития городского хозяйства мы в первую очередь ориентируемся на запрос от жителей на изменение ситуации. И принимаем решения, не навязывая свое мнение, а в диалоге. Это позволяет снять многие проблемы. Горожане становятся непосредственными участниками изменений, в лучших традициях Советского времени. Энергия людей ускоряет работу всех механизмов городского хозяйства, а также исключает пустые траты. Это создает импульс для роста экономики городов.


Хаотичный рост порождает асфальтовые гетто


Как и многие крупные города, Новосибирск столкнулся с негативными последствиями хаотичного роста последних двадцати лет. Активно строятся новые микрорайоны, увеличивается население. Ежегодно возводится более миллиона квадратных метров нового жилья. Город Новосибирск растет и развивается, но и нагрузка на дорожную сеть, коммунальную и социальную инфраструктуру становится чрезмерной.

Ложный тезис о «волшебной руке рынка», которая все отрегулирует, на деле обернулся бедой – проекты застройки новых микрорайонов годами принимались без нормальных дорог, школ и поликлиник. Там нет ни спортивных объектов, ни зеленых зон, парков и скверов. «Рука рынка» приводит к появлению асфальтовых гетто.

Но нельзя же оставлять жителей «запертыми» в каменных джунглях! Городская власть обязана обеспечить людям комфортную жизненную среду, однако для этого не хватает ресурсов, так как собственные бюджетные возможности города нам из года в год урезают. Поэтому мы сосредоточились на нескольких направлениях.

Проблемы транспортной доступности решаем благодаря эффективному участию в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», в итоге в 2017 году мы получим дополнительный миллиард рублей. Второе – направили максимум ресурсов города, насколько это позволяет дефицит бюджета, и средства инвесторов-застройщиков, и начали строить новые школы. И третье – изменили курс от простого благоустройства к созданию действительно комфортной для жителей городской среды.

Муниципальный транспорт большинства городов России сегодня работает в режиме хронического недофинансирования. Например, в Новосибирске еще в 90-х выгодные маршруты перешли в руки частников. Годами складывалась ущербная практика. В ней действия перевозчиков были направлены исключительно на извлечение максимальной выручки, а интересы пассажиров отходили на второй план. Наличный расчет на транспорте порождает «серые» схемы, поэтому перевод на безналичные системы – это способ вывода из тени денежного оборота.

Мы вернулись к строительству трамвайных путей – новых линий в городе не строили уже 30 лет! Более того, в Новосибирске создано совместное российско-белорусское предприятие по ремонту и изготовлению трамваев. Это позволит нам экономить на каждом новом трамвае около 7 млн рублей. Опираясь на побратимские отношения с Минском, в кратчайшие сроки создали новое производство на муниципальном предприятии – фактически мы подхватили выпавшую из рук государства функцию по созданию стратегически важных производств.


Городские приоритеты – выбор горожан


В Новосибирской области со времен СССР, благодаря депутатам-коммунистам, сохранилась система работы с наказами избирателей. Действует специальный закон, на уровне области и города приняты программы реализации наказов, исполнение которых контролирует как депутатский корпус, так и активисты территориального общественного самоуправления. Был накоплен богатый опыт, но за три года мы дополнили его новыми формами диалога с общественностью.

Мы научились разрабатывать и корректировать наши планы совместно с новосибирцами, с экспертами общественных советов – в ходе публичных дискуссий. Именно так – публично и открыто, мы подошли к определению приоритетов развития Новосибирска.

Провели совместное обсуждение в форме дискуссионных площадок, где открыто говорили с жителями о проблемах, задачах и основных направлениях развития города. Где каждый мог высказать свое мнение и внести свои предложения. Вместе с жителями мы сформировали понятные достижимые цели – городские приоритеты. И сейчас у нас есть ясное понимание, по каким направлениям мы будем двигаться. Это развитие:

— дорожно-транспортной сферы;

— социальной инфраструктуры;

— зеленых зон и комфортной городской среды.

Задача власти – сделать так, чтобы каждый горожанин мог беспрепятственно получить информацию о развитии территории, проанализировать ее, высказать собственное мнение и представить свои предложения. Через интернет-голосование люди ежегодно участвуют в составлении плана ремонта дорог. Мы существенно упростили возможность организовать публичные слушания по тем или иным градостроительным решениям. Через эти механизмы тысячи людей получают возможность управлять ресурсами муниципалитета. Я уверен, что опыт Новосибирска может быть применен в масштабах всей страны.


Муниципалитет твердо идет к открытости!


Мы полностью открыли данные о дорогах, которые находятся на гарантии и должны ремонтироваться за счет подрядчиков. Создали общегородскую электронную очередь на жилье для льготников. Запустили новый сервис для родителей детей-дошкольников по обмену путевками в детские сады через муниципальный портал. Опубликовали полный перечень строящихся многоквартирных домов, на которые выданы разрешения на строительство. С помощью электронного сервиса можно отслеживать местоположение транспорта выбранного маршрута по карте города в режиме реального времени. На электронной карте города «Мой Новосибирск» отражаются сведения о ремонте автомагистралей и дорог частного сектора. Где и как быстро работает снегоуборочная техника можно увидеть благодаря системе ГЛОНАСС.

Мы постоянно продолжаем искать новые формы участия граждан в управлении.


«Зеленый город» вместо каменных джунглей


Скверы и парки Новосибирска долго оставались территорией, привлекательной для «серой» коммерции. В том бюрократическом буреломе кто-то извлекал выгоду, но никто не думал об интересах людей, не отвечал за полулегальные рестораны и «налепленные» киоски. Например, пачками выдавались разрешения на возведение ресторанов быстрого питания, и вместо привычного скверика утром новосибирец мог неожиданно уткнуться в забор стройплощадки.

Поэтому «Зеленый город» – это приоритет понятный всем жителям, но важно было не просто сделать зеленые зоны уютнее и безопаснее. Надо было понять, что именно нужно горожанам, какой путь развития лучше для каждой конкретной территории. В результате обсуждения с участием депутатов, горожан и экспертов разработали четкую Концепцию развития озелененных общественных пространств, что стало новшеством в масштабах страны. Впервые были созданы детальные паспорта 32 зеленых территорий.

К новым подходам мэрии не все отнеслись с радостью. Поэтому мне пришлось увольнять и менять руководителей, всего заменили пятерых руководителей парков, в том числе и Центрального.

Помня о том, что развитие зеленых зон зависит от градостроительной политики в целом, от нашего пристального контроля над правовой стороной вопросов выделения земли и согласования строительства объектов, мы довели до ума еще один важнейший процесс – изменение правил землепользования и застройки. Они стали поворотом в градостроительной политике и ознаменовали отказ от точечной застройки.

Не все стройки в зеленых зонах удалось остановить: некоторые разрешения выданы пять, восемь лет назад. До сих пор правовой департамент мэрии защищает в судах нашу позицию в отношении десятков объектов, где в нарушение интересов жителей велось строительство. Для меня было принципиально прекратить коммерческую эксплуатацию зеленых территорий. Было всякое: и суды, и чего похуже, но теперь, с нашими новыми правилами землепользования, с запретом на точечное строительство стало значительно проще защищать интересы людей.

У нас появилась возможность работать с надежными партнерами, привлекать их к реализации важных проектов. Приведу пример: в партнерстве с авиационным заводом имени Чкалова за год был разработан план и проведена полная реконструкция «Сада Дзержинского», заброшенного и заросшего бурьяном за десятилетия.

В 2017 году мы вложим 450 миллионов в благоустройство дворовых территорий – в четыре раза больше, чем в прошлом году! Это поможет нам включить в дело озеленения самый главный ресурс – неравнодушных жителей, которые тратят на обустройство небольших скверов время, силы, а иногда и собранные в складчину деньги. Мы обустроим 200 дворов – а это 200 новых удобных площадок с газонами, скамейками, деревьями и кустарниками.

Наконец, в Новосибирске на берегу реки Обь появится красивая, обустроенная Михайловская набережная, и это тоже был выбор самих горожан.


Бюджетная справедливость


Чтобы поддерживать улицы в нормативном состоянии, каждый год в Новосибирске необходимо полноценно ремонтировать не менее 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров дорог. Последние три года ремонтируем около миллиона, но с учетом прошлых лет недоремонт уже достиг порядка 4 миллионов квадратных метров дорожного полотна. Это проблема не только Новосибирска, а всех крупных мегаполисов в стране. Сегодня ситуацию спасает участие в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», а завтра? Нельзя строить жизнь города с населением 1,6 млн человек, планируя его развитие только от одной федеральной программы до другой.

Допустим, детские сады – они построены по федеральной программе, но никто не говорит о том, какой нагрузкой ложится на муниципалитеты содержание новых зданий и оплата труда новых сотрудников. Следующий этап – строительство школ. В этом году в Новосибирске школьников стало больше на 9 тысяч, и каждый год мы наблюдаем прирост на тысячи человек. При этом количество мест в строящихся по федеральной программе школах отстает от реальной потребности.

Люди нас спрашивают: почему власть больше не занимается проблемой ветхого и аварийного жилья? В городе 1500 домов с износом выше 60%, из которых только 201 дом признан ветхим и аварийным. У нас еще целые кварталы деревянных бараков в десятках городов страны, а в Москве готовы тратить миллиарды на расселение панельных домов. Это несправедливо – и наши жители все острее чувствуют этот отрыв московской реальности от тех, кто за МКАДом.

Складывается парадоксальная ситуация: являясь бюджетными донорами, крупные города не имеют возможностей за счет собственных средств решать широкий круг задач. Сегодня большинство крупных городов, не говоря уже о малых, остались практически без бюджетов развития.

В 2016 году из всех налоговых доходов, собранных на территории Новосибирска, в федеральный бюджет ушло 32% (38 млрд руб.), в бюджет области – 54% (65 млрд руб.), в городе осталось только 14% или 17 млрд рублей. Как видите, положение города-донора, на 70% формирующего бюджет Новосибирской области, выглядит ущербным, и такое перераспределение финансов трудно назвать справедливым. Финансовая устойчивость муниципалитетов, раскрытие их потенциала заложат фундамент для нового экономического подъема.


Новая экономическая политика


Сегодня у КПРФ есть опыт управления крупнейшим муниципалитетом России, позволяющий сокращать социальные разрывы. Есть четкое понимание того, как с наилучшим результатом использовать общественный, промышленный и научный потенциал городов России.

Новосибирский Академгородок в этом году отмечает юбилей – 60-летие. Благодаря гению отцов-основателей Сибирского отделения Академии наук наш город обладает выдающейся историей успеха разработки и внедрения научно-технических достижений. У нас «под боком» есть уникальная база по разработке технологий, которые превосходят мировой уровень, а мы для их внедрения не обладаем полноценными возможностями.

Новосибирск, так же, как и другие муниципальные образования, серьезно ограничен в проведении собственной промышленной политики. По сути, единственным ресурсом, с которым муниципалитет может участвовать в индустриально-парковых проектах, являются земельные участки, предоставляемые под строительство. Однако и этот ресурс в крупных городах практически исчерпан.

Города должны иметь возможность в полной мере задействовать мощнейший потенциал отечественной науки, внедрять прорывные технологии в муниципальное хозяйство. Это тоже должно быть одной из основных задач государственной политики, потому что в одиночку муниципалитетам это выполнить невозможно. Нам очень важно, чтобы разработки ученых приносили пользу, развивали инфраструктуру города, улучшали экологию и качество жизни. Но нам нужны полномочия, ресурсы и федеральная поддержка для их реализации.

Создание стимулов и возможностей для развития муниципалитетов должно стать приоритетом экономической политики России. Если такой приоритет появится, я уверен, что наша страна направит мощную энергию российских городов в позитивное, созидательное русло.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.