Обсудили и осудили. Волгоградские парламентарии и общественники дали негативную оценку ювенальным технологиям на круглом столе, организованном КПРФ
Введение принципов ювенальной юстиции в России должно проходить только после широкого общественного обсуждения и с учетом мнения населения. То, что пытаются сегодня «навязать» – не отвечает национальной русской ментальности, духовности и традиционной культуре. Прикрываясь защитой прав ребенка «ювенальщики» могут разрушить даже благополучные семьи. Такие мнения звучали в рамках работы «круглого стола» в Волгоградской областной Думе, который состоялся 5 февраля по инициативе депутатов фракции КПРФ.
Его участниками стали депутаты областной Думы и Волжской гордумы, представители общественных организаций, Волгоградской Епархии, Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области, представители регионального Министерства образования и науки.
«Право чиновника досматривать семьи, презумпция виновности родителей, запрет на любые воспитательные меры – принципы ювенальной системы», - отметила председатель волгоградского отделения Всероссийского женского союза «Надежда России» Наталья Белянова. – Это система принудительного контроля над каждой семьей, узаконят процесс изъятия ребенка из семьи, любой семьи. К примеру, из-за плохой эмоциональной атмосферы. Толковать такие понятия можно широко».
Депутат областной Думы Тамара Головачева, в свою очередь, уверена, что ювенальная юстиция «не оздоравливает отношения, а порождает зло». Заведующий отделом социального служения Волгоградской Епархии Валентин Скрыпников напомнил, что православие держится семьей. Однако подчеркнул, что сейчас «ослабла общественная составляющая в воспитании». Уполномоченный по правам человека Валерий Ростовщиков считает, что акцент ставить надо на «профилактику», а не на «запретительные меры». Об ослаблении профилактической, воспитательной части работы с несовершеннолетними говорили и представители регионального Минобразования.
Тем временем, настоятель прихода преподобного Амвросия Оптинского Виктор Иващенко в своем выступлении сослался на принятый накануне Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документ – «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Там, в частности, отмечается, что современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что «противоречит библейским основам семейных отношений». Кроме того, церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. «Вмешательство чиновников в такую деликатную область как семья может повлечь трагические ошибки и перегибы. И жертвами станут, в первую очередь, дети», - заключил представитель Епархии.
«Перестроили и переустроили почти всё. Теперь берутся за самое святое – за семью! И это при том, что сегодня государство не принимает никакого участия в воспитании детей – всё на плечах родителей», - отметила председатель общественной организации «Волгоградская областная Женская Палата» Нина Салина.
По мнению руководителя фракции КПРФ облдумы Николая Паршина, введение ювенальной системы требует широкого общественного обсуждения. «Нельзя замалчивать. Это не должно быть проектом одного-двух человек, которые близки власти. Защищать детей надо, но не менее важно учитывать «российские особенности». Основа государства – семья и сейчас ставят ее под угрозу», - прокомментировал итоги заседания Николай Паршин.
В числе рекомендаций «круглого стола» - предложения президенту (проведение народного Референдума по вопросам внедрения ювенальной юстиции в России и т.д.), Правительству РФ (исключить из действующего законодательства положения, позволяющие изымать детей из семей по широким и неопределенным критериям и т.д.), Государственной Думе ФС РФ (отклонить проекты ФЗ по «социальному патронату и деятельности органов опеки и попечительства», «об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот» и т.д.), Правительству Волгоградской области (в СМИ развернуть широкое обсуждение проблемы внедрения системы ювенальной юстиции, разработать Концепцию региональной семейной политики и т.д.), Волгоградской областной Думе (провести общественные слушания по ювенальной юстиции и т.д.).
Справка:
Первоначально идея «Ювенальной юстиции» сводилась к созданию специализированных детских судов и была реализована в США - в Чикаго в 1899 году был создан первый детский суд. Затем идея расширялась и через несколько лет оформилась как «ювенальная система», куда входили различные учреждения, занимающиеся вопросами детства. В России система судов по делам несовершеннолетних действовала с 1910 по 1917 гг. В современной России принципы ювенальной юстиции впервые законодательно были закреплены в 1995 году Указом президента Ельцина (№242). С этого времени стали оформляться общественные силы, которые противостояли этому. В 2001 году в Ростовский области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. В результате в марте 2004 году в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд. В Волгоградской области площадкой для пилотного проекта был выбран г. Волжский.
В прошлом году в Государственную Думу было внесено 9 законодательных инициатив по так называемым «ювенальным технологиям» (механизмы насильственного изменения семейно-общественной иерархии и традиционных для страны нравственно-ценностных установок). Например, о введении «социального патроната» («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства»). Осенью 2012 году документ прошел первое чтение, фракция КПРФ единственная выступила против, пояснив, что «последствиями внедрения соцпатроната станет окончательное уничтожение иерархии семьи, изменение основополагающих принципов взаимодействия государства с семьей, окончательное лишение ее суверенности и автономности».