Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
Мосблдума готовит базу для внедрения продуктовых карточек.
Власти Подмосковья всерьез задумались о внедрении продовольственных карточек для малоимущих на своей территории.
Как заявили СМИ сами представители Мособлдумы, региональные парламентарии ведут активную работу над законопроектом, регламентирующим вопрос предоставления с 2026 года продовольственных сертификатов для семей, находящихся в трудном материальном положении.
«Получателями сертификатов станут семьи, чей среднедушевой доход не превышает установленный в Московской области прожиточный минимум. А сумма сертификата будет рассчитываться как минимум 30% от общего прожиточного минимума на члена семьи. Это означает, что размер поддержки будет зависеть от количества членов семьи и актуального уровня прожиточного минимума», — пояснили они, подчеркнув, что критерий нуждаемости крайне важен.
Согласно Постановлению правительства Московской области № 1393-ПП от 13 октября 2025 года, с 1 января прожиточный минимум в регионе на душу населения составит для трудоспособного населения — 22 112 рублей, для пенсионеров — 17 446 рублей, для детей — 19 677 рублей.
Следовательно, среднестатистическая подмосковная семья из трех человек с совокупным доходом в 44 224 рубля может претендовать в Подмосковье на получение электронного сертификата на 13 267 рублей, а одинокий пенсионер - на без малого 5 240 рублей.
Предполагается, что «обналичить» эти сертификаты не получится, а использовать их можно будет лишь на приобретение базовых продуктов питания из утвержденного перечня, кроме алкоголя и табака.
Более конкретные параметры и механизмы действия будут определены в ходе прохождения документом законодательных процедур. Однако если отталкиваться от общей практики «отзеркаливания» Подмосковьем всех социальных программ столицы, логично предположить, что со следующего года регион с большой долей вероятности будет точно так же «зеркалить» программу, которая действует в Москве вот уже второй десяток лет.
То есть на условную «карту подмосквича», скорее всего, станут ежемесячно начисляться баллы в виде электронного купона, который по истечение 30 календарных дней будет сгорать, если его не использовать в сетевых торговых точках, присоединившихся к программе.
Нельзя сказать, что подобное решение — такой уж нонсенс для современной России. Подобные программы поддержки малоимущих уже действуют в десяти субъектах РФ — помимо столицы это республики Адыгея, Бурятия и Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский и Алтайский края, а также Вологодская, Ленинградская и Сахалинская области.
Каждая из них, конечно, имеет ряд собственных индивидуальных особенностей. В первую очередь отличаются сами размеры таких социальных выплат в силу разности прожиточных минимумов, которые для каждого региона свои.
Однако по своему принципу все они сильно напоминают американскую программу помощи малоимущим гражданам Supplemental Nutrition Assistance Program (SNAP). С той лишь разницей, что, согласно данным из открытых источников, средние выплаты по ней на приобретение продуктов питания составляют около 670 долларов на домохозяйство, в Москве же среднеарифметическая выплата на семью из двух взрослых и ребенка составляет сейчас порядка 16 300 рублей.
Вопрос о том, сколько и какого качества продуктов можно купить на 56 000 рублей в США и на 204 доллара (если переводить эти выплаты по официальному обменному курсу валют на сегодняшний день) в Москве, оставим за скобками.
Равно как и вопрос, хватит ли этого объема продовольствия среднестатистической малоимущей столичной семье, чтобы удовлетворить свои минимальные месячные потребности в пропитании, когда девятисотграммовая бутылка молока и трехсотграммовый батон белого хлеба день за днем бьют ценовые рекорды, штурмуя психологические отметки в 100 рублей, а о бешено галопирующей розничной стоимости мяса, колбасный изделий, рыбы и даже имитированной красной икры уже и говорить не приходится.
Лучше обратим внимание на тот факт, что о возвращении России к «карточной» системе эксперты начали рассуждать довольно давно. Однако власти отчего-то не спешат вводить продовольственные сертификаты в общефедеральную практику, хотя соответствующие призывы звучат регулярно.
Возможно, все дело в том, что мало-мальски широкое внедрение любых социальных программ, хоть отдаленно напоминающих «талоны на еду» эпохи горбачевской «перестройки», все еще вызывают у населения, живо помнящего все прелести того периода, негативную реакцию. Вот и нынешняя новость о намерении депутатов Мособлдумы ввести с 2026 года продовольственные сертификаты для малоимущих не стала исключением. «Докатились, теперь уже в столичном регионе хлеб опять по карточкам продавать будут», — такова, судя по пользовательским комментариям в лентах новостных агентств, основная и безальтернативная суть подавляющего большинства высказываний рядовых россиян по этому поводу.
А тут еще и дефицит нового трехлетнего бюджета вырисовывается неслабый. Тут, как говорится, не до жиру, быть бы живу. «На все без малого 12 миллионов, согласно последней официальной статистике, малоимущих россиян его может и не хватить, так что пусть регионы сами выгребают, как могут», — чем не резон для федерального центра в нынешних тяжелых условиях?
Вот только взваливая на свои плечи государственную ношу забот о малоимущих, регионы рискуют и надорваться.
Однако совершенно ясно, что для подобного шага необходимо затронуть коммерческие интересы определенных структур и персоналий. Но вместо этого, рассудил секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, власть упорно отказывается снимать серьезные дивиденды с того, что вывозят из страны олигархи, и обкладывать серьезными налогами сверхдоходы банков. «У КПРФ уже давно есть свой просчитанный вариант бюджета, где все расписано — что и откуда можно взять, чтобы государство полностью соответствовало рангу социального. Но никак не хотят принимать его в работу, потому что это затрагивает интересы олигархов», — резюмировал он.
Вот и получается, что субъекты РФ вроде как и протягивают малоимущим руку помощи, только вот абсолютно надежной и верной она не выглядит, все больше напоминая ритуальный жест.