Газета "Правда". Что это ныне значит — учиться коммунизму?
Прежде всего хочу выразить благодарность «Правде» за публикацию такого интересного и актуального материала, который начал в газете обсуждение насущной проблемы «Что это ныне значит — учиться коммунизму?». Признаюсь, меня вопрос этот давно волнует, и в системе партийной политической учёбы, где много лет активно работаю, мы уже не раз обращались к нему. Думаю, акция ваша многих читателей привлечёт и равнодушными не оставит.
Очень полезное занятие — перечитывать классические труды Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Всякий раз нахожу здесь нужные рекомендации для современной практической работы. И вот теперь «Правда» побудила меня снова обратиться к одному из выдающихся выступлений Владимира Ильича.
Хочу поделиться своими мыслями после очередного прочтения работы Ленина «Задачи союзов молодёжи» (речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодёжи 2 октября 1920 года). Сейчас уже не могу сказать, сколько раз я перечитывал это произведение, но запомнил, что впервые познакомился с ним в четырнадцатилетнем возрасте, когда вступал в ВЛКСМ.
В повседневной общественной работе мне постоянно приходится сочетать теорию с практикой. А с сентября 2020 года я активно участвую в реализации просветительского проекта «Начальный курс марксизма-ленинизма», который мы начали в Москве.
До недавнего времени руководителем этого проекта был председатель ЦС РУСО, доктор технических наук, профессор И.И. Никитчук. В этом проекте также приняли участие известные российские учёные социалистической ориентации — доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН И.М. Братищев, доктор исторических наук, профессор В.Я. Гросул, доктор экономических наук, профессор Н.В. Сычёв, доктор экономических наук, профессор, А.А. Ковалёв, доктор философских наук, профессор В.В. Трушков, кандидат технических наук А.И. Евсеев, кандидат исторических наук М.Б. Чистый, кандидат физико-математических наук Г.Н. Змиевской, кандидат исторических наук, профессор В.А. Попович.
Партийным куратором нашего проекта является депутат Госдумы, секретарь Московского горкома КПРФ Д.А. Парфёнов.
По программе проекта подготовлено 15 учебных фильмов (большое участие руководителя телеканала «РассветТВ» Т.А. Бычковской) и издано учебное пособие. Мы провели на нескольких потоках циклы лекций (в каждом цикле — четыре лекции и экзамен). За это время успешно сдали экзамен 197 выпускников. В рамках этого же просветительского проекта мы создали клуб любителей кино, где совместно смотрим и обсуждаем советские киноленты. А также, что считаю весьма важным, организовали 19 экскурсий по музеям Москвы и Подмосковья, связанным с революционной и советской тематикой.
В ноябре 2023 года развёрнутый сюжет о нашем проекте подготовил телеканал «Красная Линия». После чего оценку нашей работе дал Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов: «Я рад, что сегодня молодёжь проявляет неподдельный интерес к таким занятиям. Это говорит о её сознательности и желании познать и преобразовать этот мир на основе принципов справедливости, равенства, мира и прогресса. Я всячески поддерживаю молодёжь в её стремлении глубже познать учение марксизма-ленинизма».
А теперь, опираясь на современную нашу практическую деятельность, перейдём к анализу упомянутой выше ленинской работы, которая ныне стала основой актуальнейшей страницы в «Правде». Выступая в далёком 1920 году, вождь поставил перед коммунистической молодёжью цель огромной важности. В.И. Ленин: «…эти задачи молодёжи вообще и союзов коммунистической молодёжи и всяких других организаций в частности можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться»; «..и вся молодёжь, вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму».
Далее вождь подробно разъясняет, каким образом необходимо учиться коммунизму, а также предостерегает от возможных ошибок.
Так, Ленин категорически осуждает зубрёжку и начётничество, то есть обучение «по верхушкам», без осмысления прочитанного. В.И. Ленин: «Ещё более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только коммунистические лозунги. Если бы мы вовремя эту опасность не поняли и если бы мы всю нашу работу не направили на то, чтобы эту опасность устранить, тогда наличие полумиллиона или миллиона людей, молодых юношей и девушек, которые после такого обучения коммунизму будут называть себя коммунистами, принесло бы только великий ущерб для дела коммунизма». «Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм»; «…так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует»; «…коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания».
В связи с этим приведу пример из нашей практики. На занятиях студент привёл определение пролетариата из брошюры Энгельса «Принципы коммунизма». Энгельс: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала…»
Пришлось объяснить студенту, что «Принципы коммунизма» — это одна из ранних работ Энгельса и что данное определение пролетариата «устарело» ещё при жизни самого автора. Позже Маркс в своей книге «Капитал» доказал, что пролетарии продают не свой труд, а свою рабочую силу. И я теперь всякий раз на лекциях привожу этот пример, чтобы показать, что учение Маркса — это не застывшие догмы, а постоянно развивающаяся наука.
Ленин предостерегает преподавателей и обучающихся об опасности отрыва теории от практики. В.И. Ленин: «Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества».
Данный ленинский тезис я всякий раз развиваю на своих лекциях, когда даю определение ревизионизму и догматизму. Пока существует марксизм, не прекращаются этот спор и взаимные обвинения в догматизме и ревизионизме. Даже сам Ленин не избежал обвинений в ревизионизме со стороны современников, когда сделал вывод о том, что пролетарская революция произойдёт в наиболее слабом месте цепи мирового империалистического фронта.
Может произойти и так, предположил Ленин, что страна, прорвавшая фронт капитала, окажется менее развитой в капиталистическом отношении, чем другие — более развитые страны. В этой связи напомню, что Энгельс и Маркс ранее пришли к выводу, что социалистическая революция может победить лишь при одновременном ударе во всех или в большинстве цивилизованных стран. Но потом сама жизнь, практика доказали правоту Ленина.
Разумеется, на лекциях я обязательно привожу ленинскую аргументацию, чтобы студенты смогли самостоятельно обосновать «теорию слабого звена». И всегда завершаю этот рассказ лаконичной фразой Маркса: «Практика — критерий истины». Вот уж, действительно, лучше не скажешь!
Ленин призывает увязать обучение коммунизму с классовой борьбой. В.И. Ленин: «Я постараюсь ответить и на вопрос, как этому нужно учиться: только связывая каждый шаг деятельности в школе, каждый шаг воспитания, образования и учения неразрывно с борьбой всех трудящихся против эксплуататоров».
В этой связи мы настоятельно рекомендуем студентам для глубокого постижения нашего учения не пренебрегать участием в политической жизни. Наоборот, всячески развивать его! На примере наших курсов отмечу, что наилучшие знания на экзамене демонстрируют как раз те студенты, которые активно участвуют в партийной, комсомольской или профсоюзной работе.
Ленин призывает соединить обучение коммунизму с трудом рабочих и крестьян. В.И. Ленин: «И нужно, чтобы Коммунистический союз молодёжи своё образование, своё учение и свое воспитание соединил с трудом рабочих и крестьян, чтобы он не запирался в свои школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами»; «..все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодёжь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».
В этой связи на примере наших курсов отмечу, что работающие студенты, а в особенности те из них, кто работает на капиталиста и ежедневно подвергается капиталистической эксплуатации, лучше остальных осваивают марксистско-ленинскую науку. И наоборот, в среде тех интеллигентов, кому впрямую ни разу не пришлось работать на капиталиста, кто, образно говоря, «на своей шкуре» не испытал капиталистическую эксплуатацию, больше всего сторонников буржуазной теории конвергенции — слияния капитализма и социализма. И таких интеллигентов сложнее всего переубедить, потому что у них отсутствует соответствующий жизненный опыт. Проще говоря, они ещё не сталкивались с произволом капитала, а поэтому по-настоящему не прониклись ненавистью к нему.
Ленин призывает опереться на позитивный прошлый опыт, накопленный человечеством в предшествующие столетия. В.И. Ленин: «Учение, воспитание и образование молодёжи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом. Мы можем строить коммунизм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества»; «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
А сегодня для нас, конечно, особо ценен советский опыт — во всём его многообразии.
Так, когда мы готовили цикл наших лекций и учебные фильмы, использовали большое количество советской учебной литературы. Я не согласен с аргументацией (которую нередко приходиться слышать), что якобы советские учебники по истории, обществоведению, марксистской философии, политэкономии и научному коммунизму «устарели». Мы очень многое позаимствовали у наших советских предшественников! Но, разумеется, на лекциях стараемся приводить конкретные примеры не только из прошлой, а прежде всего из современной жизни.
На нашем сайте мы собрали и систематизировали солидную библиотеку научной и учебной литературы. Рекомендуем нашим студентам собранную нами фильмотеку советских научных и учебных документальных фильмов. Нами составлена богатейшая фильмография художественных фильмов о Марксе, Ленине, Сталине, о революции, Гражданской войне, о Великой Отечественной войне, о социалистическом строительстве в СССР и о покорении Космоса.
Ленин особо подчеркнул универсальность учения Маркса, его применимость ко всем странам и ко всем народам. В.И. Ленин: «Вы читали и слышали о том, как коммунистическая теория, коммунистическая наука, главным образом созданная Марксом, как это учение марксизма перестало быть произведением одного, хотя и гениального социалиста XIX века, как это учение стало учением миллионов и десятков миллионов пролетариев во всём мире, применяющих это учение в своей борьбе против капитализма».
Уже на самой первой лекции мы рассказываем студентам, что не случайно при Сталине было предложено наше учение называть марксизм-ленинизм. Не только потому, чтобы отметить сравнимый с Марксом теоретический и практический вклад Ленина в развитие нашего учения, но также для того, чтобы подчеркнуть преемственность ленинизма с марксизмом. Ведь до сих пор приходится отбивать попытки вбить клин между Марксом и Лениным, когда слышим заявления, что якобы ленинизм — это чисто российское учение, поэтому он существует в отрыве от марксизма, который, по мнению этих «знатоков», якобы применим для европейских стран. Мало того, этими «знатоками» делаются выводы, что якобы корнями ленинизм уходит в народничество, несмотря на то что, как известно, Плеханов с Лениным и разгромили это идейное течение.
Ленин призывает к критическому усвоению новых знаний. В.И. Ленин: «Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ними критически…»; «Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьёзнейшей, труднейшей большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно».
На наших лекциях мы даём классические знания. В обучении придерживаемся принципа «От простого — к сложному». Главными научными авторитетами считаем Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, потому что во многом их учение было подтверждено практикой. Мы не только знакомим студентов с выводами классиков, но и обязательно приводим их аргументацию. И по возможности стараемся иллюстрировать эти выводы примерами из современной жизни.
Во время одной из лекций студент, ссылаясь на мнение известного современного учёного, заявил, что диктатура пролетариата совсем не обязательна для построения социализма. В ответ я привёл вывод В.И. Ленина: «Развитие вперёд, то есть к коммунизму, идёт через диктатуру пролетариата и иначе идти не может, ибо сломить сопротивление эксплуататоров-капиталистов больше некому и иным путем нельзя».
Да ведь и сама жизнь подтверждает ленинскую правоту! В Европе социал-демократы не раз одерживали победу на выборах в парламент и даже формировали свои правительства. В Англии лейбористы возглавляли правительства неоднократно. Подобные примеры были в Чили, Молдавии, Венесуэле. Но без диктатуры пролетариата нигде не удалось поколебать господство буржуазии.
Вождь чётко формулирует приоритетные задачи пролетариата на разных этапах. До Октябрьской революции главная задача пролетариата, по Ленину, сводилась к свержению буржуазии. В.И. Ленин: «Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, умения сплотить свои силы».
После Великого Октября задачи пролетариата (опять-таки по Ленину) усложнились. Прежде всего — это «поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов». И вторая важнейшая задача — «построить коммунистическое общество». В.И. Ленин: «Перед вами задача строительства, и вы её можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы».
На III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи Ленин через определения коммунистической нравственности и классовой борьбы делает главный вывод. Этой ленинской цитатой я и хочу завершить свою статью. В.И. Ленин: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чём состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чём состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму».
Воистину так!
Алексей БРАГИН, член КПРФ, пропагандист системы партийной учёбы. г. Москва.
***
Чтобы умело других убеждать
Предложение «Правды» обсудить именно этот вопрос горячо поддерживаю. По-моему, для членов КПРФ и сторонников нашей партии он сегодня чрезвычайно важен. Конечно, в ряды коммунистов приходят, как правило, люди с определёнными взглядами, которые продиктовала им сама жизнь. Однако взгляды эти нередко бывают весьма поверхностными. То есть сам-то человек уверен в своей правоте, а вот другим её доказать не может.
Но ведь совершенно верно утверждается, что коммунист призван быть идеологическим бойцом. И что из этого вытекает? Да, абсолютно по Ленину: учиться коммунизму! Учиться, чтобы побеждать в споре с идеологическими противниками, чтобы уметь убеждать других и вести их за собой.
Признаюсь, я с восхищением наблюдаю, сколь блистательно делают это некоторые мои товарищи. Сознаю: хорошо получается у них не просто так, а в результате большого повседневного труда над собой. Много читают, размышляют, стараются искать толковые ответы на самые острые вопросы…
А вот у меня пока в этом смысле не очень-то радостно складывается. Потому все материалы обсуждения в «Правде» буду читать с особым вниманием.
Владимир ЧЕПУРНОЙ,
агроном, член КПРФ с 2021 года.
Ленинградская область.
Высокое звание —пропагандист
А знаете ли вы поимённо лучших пропагандистов нашей партии? Дело, которым они заняты, — очень трудное. Разумеется, и благородное, но как-то редко мы об этом вспоминаем.
Редко и, считаю, недостаточно чествуем тех, кто несёт на себе груз огромной идеологической работы по коммунистическому воспитанию наших товарищей. Между тем, как мы знаем, моральное поощрение удваивает силы. Значит, надо бы во всех партийных отделениях — от первичных до региональных — продумать и внедрить красивую систему поддержки наших идеологических кадров.
Да, в некоторых местах это уже есть. Но необходимо, чтобы было везде. Чтобы все понимали: пропагандист — это звание высокое, и лучших пропагандистов, которые учат людей коммунизму, мы возводим на пьедестал почёта.
Татьяна СОЛОВЬЁВА.
Свердловская область.
Стоит всюду обсудить
У меня нет сомнений в особой актуальности темы, которую наша «Правда» вынесла на обсуждение. Желаю родной газете как можно интереснее провести его. Однако есть и одно предложение.
А почему обсуждение — только на газетных страницах? Тема ведь настолько важна и злободневна, что её, по-моему, следовало бы обсудить во всех партийных отделениях. Думаю, это дало бы гораздо более объёмный материал, необходимый всей нашей партии.
Ну а самое интересное надо, конечно, публиковать в «Правде». Кстати, я лично выписываю её со студенческой поры (конкретно — с 1980 года).
Н.А. ЛЕОНТЬЕВ, педагог.
г. Челябинск.
Нужны спрос и контроль
В партийных отделениях, с которыми я знаком, самое слабое место — это как раз политическая учёба. Есть у меня и ответ, почему так. Он простой: нет конкретного спроса и контроля за учёбой каждого.
Призывы, конечно, звучат, но… выходит, звучат они зачастую просто в пустоту. Моё предложение следующее. В каждом первичном отделении должен быть индивидуальный план учёбы для каждого коммуниста. И регулярно на партийных собраниях пусть товарищи отчитываются, как он выполняется.
Николай ТРАВИН.
г. Пермь.
Самообразование — дело добровольное, но необходимое
Когда речь заходит об учёбе коммунистов и их сторонников, сразу же возникает вопрос о системе политического просвещения. Вот и при начале данного обсуждения так же.
Я согласен, что система эта важна и необходима. Но, по-моему, не менее необходимо то, что ныне остаётся почти совсем забытым. Я имею в виду самообразование.
А ведь какую огромную роль сыграло оно в истории нашей Коммунистической партии! Сколько выдающихся партийных деятелей выросло именно благодаря ему! Сразу же хочется назвать Иосифа Виссарионовича Сталина — пример ярчайший. Из писателей-классиков встаёт в памяти, конечно же, Алексей Максимович Горький. Великолепный список этот можно продолжать и продолжать.
Знаю, что и сегодня есть увлечённые, упорные, талантливые наши товарищи, которые стараются все силы и время по максимуму использовать для своего интеллектуального роста. Но известен ли их интереснейший опыт тем, кто живёт и работает рядом? Как правило, нет.
Не стоит ли принять меры, чтобы изменить такое положение? Согласитесь, нормальным его не назовёшь...
Лариса ОСИПОВА,
преподаватель вуза.
г. Красноярск.
Негативный опыт тоже учит
В статье Виктора Кожемяко, открывшей данное обсуждение, привлекла наибольшее моё внимание вот какая мысль. Учиться нам следует не только на положительном опыте, но и на негативном. Всё-таки удалось же нашим врагам (и внутри СССР, и за рубежом) прервать социалистическое строительство, которое, казалось бы, вполне успешно развивалось на одной шестой части Земли.
Знаю, что в Китае созданы даже специальные научные институты для углублённого изучения советской катастрофы. Понятно, товарищи в стране социалистического созидания и коммунистической перспективы ни в коем случае не хотят допустить ничего подобного нашей трагедии. А мы?
Разумеется, за истекшие более 30 лет КПРФ провела очень значительную работу по извлечению уроков временного нашего поражения. Однако я считаю, что начатое со временем надо не сокращать, а расширять. Далеко не всё проанализировано на должном уровне. Так давайте продолжим нужнейшую работу познания!
К.В. СОКОЛОВ, инженер-строитель.
г. Владивосток.
Есть с кого брать пример
Ни в коем случае нельзя нам забывать очень хороший способ ученья коммунизму. Я имею в виду замечательный пример самых достойных коммунистов, которые и составили славную историю нашей партии. Их имена — в этой истории навсегда, и нам всем надо о них знать, их помнить, у них учиться.
Предлагаю разработать программу, по которой вступающие в КПРФ могли бы изучать жизнь и деятельность тех, кем наша партия по праву гордится. Они вдохновляют, они дают нам, сегодняшним, прилив новых сил!
Скажем, до чего же ярко светит новым поколениям бессмертный образ Николая Островского, как и самого известного его героя — Павла Корчагина. Скоро памятная дата — 120 лет со дня рождения выдающегося советского писателя. Так давайте поставим как можно полнее это событие на службу делу коммунистического воспитания. Вот он, наш ориентир, помогающий совершать, казалось бы, невозможное. Оказывается, всё можно предолеть, всё осилить, если ты заряжен великой идеей, которая не имеет себе равных в мировой истории.
Но достойные подражания есть не только в прошлом. Они и в нашей жизни. Оглянитесь вокруг повнимательнее! Ветераны войн и труда, очень много сделавшие для Родины и для утверждения социализма, о многом могут рассказать молодым, многому их научить.
Между тем, по моим наблюдениям, к молодым зовут их в последние годы всё реже. По-моему, такую ошибку следует поскорее исправлять. Учиться коммунизму — это прежде всего перенимать опыт самых убеждённых и знающих, самых умелых и беспокойных, самых честных и принципиальных.
Коммунизм — общество высшей справедливости. За него отдали свою жизнь лучшие из лучших, о чём очень верно написал в своей статье Виктор Кожемяко. А наш долг — начатое продолжать, причём в нелёгких современных условиях, когда строительство социализма временно прервано в нашей стране.
Вернём социализм в Россию! И пусть коммунистическая перспектива никогда не покидает нас, а наиболее достойные ведут всех вперёд. Так, как вёл людей среди тьмы горьковский Данко, осветивший трудный путь огнём своего пылающего сердца…
Мария КВАСНИКОВА, студентка.
г. Пенза.
Без «Правды» нам нельзя
Можно ли успешно учиться коммунизму без постоянного взаимодействия с нашей партийной прессой, а прежде всего — без её испытанной правофланговой, то есть ленинской, «Правды»? Отвечаю с абсолютной убеждённостью: нельзя»!
Я выписываю «Правду» всю свою сознательную жизнь. И, знаете, трудно даже просто перечислить все опубликованные в ней материалы, которые существенно сказались на моём сознании и мировоззрении. Поверьте на слово: были такие газетные статьи, которые произвели впечатление гораздо более сильное, нежели целые книжные тома. Лучшим авторам «Правды» я персонально за это благодарна!
И мне крайне досадно, что много моих однопартийцев по-прежнему не выписывают самую главную свою газету. Как это можно? Ну да, в Уставе партии прямо не записано, что каждый её член обязан подписываться на основной партийный орган, чтобы, кроме всего прочего, материально его поддерживать. Однако это же само собой разумеется! По-моему, даже как-то мелочно выглядит уклонение партийца от этой важной его партийной обязанности.
Чтобы преодолеть дурную инерцию некоторых, я взялась за агитационную работу. А если конкретно, стала снимать ксерокопии наиболее понравившихся мне статей из «Правды» и распространять среди жителей моего микрорайона. Число ксерокопий иногда переваливало за сотню и более. А территория действий моих со временем тоже расширялась.
Результат? У «Правды» появились новые друзья! Особенной радостью моей стало то, что начали расти ряды подписчиков моей любимой газеты.
Так что завершу призывом ко всем — коммунистам и беспартийным. Если хотите по-настоящему овладевать наукой коммунизма, постоянно выписывайте и читайте «Правду»!
З.Г. СЮТРУКОВА,
ветеран КПСС — КПРФ.
г. Чебоксары.