Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Сергей Обухов – «Независимой газете»: Партия власти продолжит курс на профанацию выборов и чисто формальное поддержание легитимности

Региональные выборы показывают, что неплохие проценты не гарантируют адекватное число мандатов.

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Обухов
Сергей
Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Персональная страница

«НГ» проанализировала статистику прошедшей избирательной кампании, связанную с неадекватным на первый взгляд пересчетом процентов, полученных партиями, в депутатские места. Это когда за результаты, различающиеся в разы, все равно полагается одинаковое число мандатов. Тут все дело в применяемой большинством субъектов РФ неравномерно смешанной пропорционально-мажоритарной системе: примерно треть Заксобрания избирается по партспискам, две трети – по одномандатным округам. «НГ» спросила экспертов о том, стоит ли ждать подобной реформы под выборы в Госдуму-2026. Ведь так можно и степень показательной демократичности не снижать, и реальный уровень представительности оппозиции регулировать. Пока превалирует мнение, что политических предпосылок для урезания доли партсписков вроде бы как нет.

Если еще и численность депутатов Заксобрания небольшая, то тогда случаются такие истории, как, например, в Хабаровском крае. Там КПРФ получила чуть более 12,5% голосов, но лишь один мандат, а «Новые люди» взяли тоже один за 5% с небольшим. Тогда как ЛДПР на 16,8% заработала два мандата.

Или, например, в Республике Алтай, в Госсобрании которой 41 депутат, ЛДПР получила 18,17% по спискам – и в итоге также два мандата. КПРФ за 13,6% дали один мандат, «Справедливой России – за правду» (СРЗП) тоже один – за 5,7%. Более адекватно разделили места, скажем, в Брянской области, но там вообще-то 60 депутатов, которые избираются пополам на пополам. А вот в Волгоградской области, где система хотя и равномерно смешанная, но депутатов облдумы только 36, флуктуации чуть более заметны, но не аномальны.

Неравномерно смешанная система действует в большей части регионов уже давно.

Но в этом году ее последствия проявились наиболее ярко, видимо потому, что «Единая Россия» забрала под себя одномандатные округа по максимуму. А это сразу выявило всю изначальную нищету той доли мандатов, которая приходится на партсписочные выборы. Однако с точки зрения демонстрации уровня демократии все выглядит неплохо: партии вроде бы получают солидные проценты, а дальше идут уже последствия применения закона, если они не нравятся – пожалуйста, в суд. Поэтому и возник вопрос, не ждут ли соответствующие изменения и Госдуму в преддверии выборов 2026 года?

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов считает, что «федеральные политадминистраторы явно задумались о планах трансформации политической системы в 2025–2026 годах». Продолжится «заморозка» политической и общественной активности. Можно предполагать, что партия власти в таких условиях «продолжит курс на профанацию выборов и чисто формальное поддержание легитимности». По его словам, «как уже сейчас говорят эксперты, реальное политическое содержание выборов не относится к волеизъявлению масс, а результат выборов лишь замеряет степень контроля того или иного губернатора над чиновничьим и силовым аппаратом региона». «Можно предположить, что при инерционном развитии политического процесса у ЕР будет большой искус провести переформатирование партийно-политического поля. В частности, перевести выборы в Госдуму на мажоритарную систему или резко сократить ее партийную часть, что уже проведено в регионах. Это будет шаг к дальнейший департизации политики, а еще и возможность выйти за рамки привычных партийных реалий», – сказал «НГ» Обухов. Потому что при сохранении нынешней системы пока не удается лишить КПРФ статуса второй политической силы. «При этом прогнозируемое стремление власти к замораживанию политической активности и переформатированию партийно-политического поля явно не учитывает стратегические вызовы, стоящие перед страной», – отметил он.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «Все будет зависеть от того, что для власти будет приоритетом. Или недопущение оппозиции, или реформирование партийной системы, или насыщение смыслом «Единой России», или необходимость поддерживать партийную систему как таковую. И пока весь этот набор приоритетов возможен, рано что-то проектировать».

На это член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов заметил, что переход к полностью мажоритарным выборам или увеличение числа одномандатников было бы целесообразно для самой власти, если бы в ее планах была радикальная партийная реформа. В многопартийной же системе, в которой сегодня существует Россия, на выборах выгодны как раз партсписки. «У нас сейчас фактически полуторапартийная система, целую партию представляет ЕР, а 0,5 партии – все четыре оппозиционые. Есть большая доля вероятности, что при уменьшении пропорциональной системы эти партии минимизируются или исчезнут. А основной принцип работы администрации президента все последние годы такой: «не надо ломать то, что работает».

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.