Публицист Валентин Симонин: Борьба с хищениями набирает обороты
«Монахи в большинстве своём таковы, что ради собственной выгоды готовы продать самого Будду. Их умение надувать поистине неисчерпаемо, словно море. Не одного простака одурачили они. А всё потому, что людские сердца сплошь да рядом пребывают во мраке». Ихара Сайкаку. Япония. XVII век.
В последнее время в России осуществляется некая операция, которую СМИ нарекли так: «Борьба с мошенничеством и хищениями».
В ходе этой юридической операции вскрываются потрясающие факты. Некоторые персоны, к которым российская публика ещё недавно относилась также трепетно, как японцы в XVI веке, т.е. до «раннего нового времени», к своим буддистским монахам, а потом открылось, что они ради своей выгоды дурят людей, оказались отъявленными мошенниками, казнокрадами, ворами и подлецами.
На днях Мещанский районный суд Москвы заочно арестовал фигурантов громкого дела о хищении средств «Роснано». По ходатайству следователей МВД наручники в случае обнаружения в России или экстрадиции из-за рубежа должны быть надеты на бывшего зампреда компании Олега Киселева, которого называли правой рукой экс-главы «Роснано» Анатолия Чубайса, и управляющего директора Ирину Рапопорт. Наряду с экс-президентом банка «Пересвет» Александром Швецом и экс-директором «дочки» «Роснано» Олегом Дьяченко они обвиняются в растрате 1,6 млрд руб. Последнего вскоре начнут судить.
По свидетельству журналистов газеты «Коммерсантъ», ходатайства представителей Следственного департамента (СД) МВД России об избрании для Олега Киселева и Ирины Рапопорт мер пресечения в виде содержания под стражей рассмотрела судья Татьяна Изотова. Они БЫЛИ УДОВЛЕТВОРЕНЫ — фигуранты расследования об особо крупной растрате (ч. 4 ст. 160 УК) должны быть помещены в СИЗО на два месяца «с момента задержания на территории Российской Федерации либо передачи российской стороне компетентными органами иностранных государств». «Следствие просило арестовать, мы возражали, с решением не согласны и будем его обжаловать», - заявил прессе адвокат Владимир Панкратов, воздержавшись от других комментариев. Но это он логично поступает: если тебе деньги платят за защиту, ну, так и защищай!
Официальное обвинение Следственный департамент МВД предъявил фигурантам громкого расследования еще весной этого года. Как считают следователи, 1,676 млрд руб. были похищены у «Роснано» группой, в которую входили помимо О.Киселева и И.Рапопорт директор «дочки» «Роснано» Nanoenergo Fund Limited Олег Дьяченко и бывший президент и председатель правления АКБ «Пересвет» Александр Швец. Стало известно, что для вывода средств из компании в 2012–2015 годах использовалась замысловатая схема с участием целого ряда подконтрольных фигурантам фирм.
Журналисты «Коммерсанта», явно осторожничая, написали, что «якобы» еще в 2012 году для этого на Кипре был учрежден фонд Nanoenergo Fund Limited, в котором по 50% акций принадлежало «Роснано» и «Пересвету». В махинациях участвовали «дочки» Nanoenergo — ОАО «Композитные трубы», ООО «Биоинновации», ООО «Сармат», ООО РВТ, ООО «Гидроэнерготех», ООО УИТ и ряд других предприятий, включая ЗАО «УК "Сберинвест"», где в свое время числился Олег Дьяченко, а также использовались договоры займов и поручительства с банком «Пересвет». В итоге в фонд попали внушительные средства, которые участники аферы потом вывели по фиктивным договорам и присвоили.
Следователи потрогали за вымя эту самую подпольную фирму ещё в 2016 году, тогда её, условно говоря, «владелец» (чёткое обозначение может дать только решение суда) Александр Швец исчез из России, после введения в этот самый «Пересвет» временной администрации, а к нему самому возникли серьезные вопросы у правоохранителей. Через некоторое время где-то за границей потерялись следы Олега Киселева и Ирины Рапопорт. Очно предъявить обвинение удалось лишь Олегу Дьяченко, у которого осенью 2022 года были проведены обыски. Наблюдатели отмечают, что он, видимо, стал сотрудничать со следствием, заключил досудебное соглашение, а потому остался на подписке о невыезде. На днях материалы его уголовного дела поступили для рассмотрения по существу в Пресненский районный суд Москвы.
Как отмечают журналисты, учитывая позицию обвиняемого, процесс может пройти в особом режиме. Дата начала слушаний пока не определена. Заочные аресты других фигурантов понадобились для организации их международного розыска по линии Интерпола. Однако это скорее формальность, потому что, после начала СВО, международно-правовое сотрудничество со многими странами было фактически свернуто. При этом тот же А.Швец уже много лет живет, по некоторым данным, в Израиле, где недавно обосновался и Анатолий Чубайс.
Кстати, к последнему пока, несмотря на уголовные дела на лиц из его ближайшего окружения, никаких претензий (будем надеяться, пока!) нет. Так, в деле о выведенных с помощью «Пересвета» деньгах «Роснано» он даже и не упоминается, а организатором туманно указывается «неустановленное лицо из числа руководителей "Роснано"». (А не секрет ли это Полишинеля?) В самом же «Роснано» прекращать преследование расхитителей не намерены, в компании периодически напоминают, что вместе с МВД, ФСБ и Генпрокуратурой активно ведется «работа по возврату инвестиций и возмещению ущерба». В частности, гражданские процессы идут на Кипре, где были похищены средства.
Работая в «Правде» с 2004 по 2018 годы, я иногда обращался за консультациями по экономическим вопросам к коллегам в журнал «Эксперт». С благодарностью отмечаю, что всегда получал исчерпывающие ответы. Так вот, однажды в журнале опубликовали, находящийся ныне в Интернете, вывод о том, что когда-то лучшая в мире советская энергетическая система, «Единая энергетическая система Советского Союза», которую в начале нового века усилиями Чубайса «модифицировали» (т.е. разрушили») себя исчерпала, а техническая политика постсоветского руководства отрасли оказалась несостоятельной. А кто ею руководил-то? Как раз сам этот прожжённый реформатор, неутомимый промоутер буржуазной демократии. Толенька Чубайс тоже смотался, к тому же, обратим внимание, в Израиль, который, как известно, попавших в эту страну евреев, даже плохих, в другие страны не выдаёт.
Ну, и пусть его. Главное всё же, наконец, официально дать оценку его деятельности в нашей стране, в том числе его вклада в аварию на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, в которой, по официальным данным, он таки сыграл свою роль. Это нам надо, чтобы «сердца россиян не пребывали во мраке», а головы не путались в плешках.