Сергей Обухов – «Свободной прессе». Слова Путина о «Русском мире» - это еще не тост Сталина за русский народ в мае 1945, но вектор правильный
Заявления президента — это еще не тост Сталина за русский народ в мае 1945, но вектор движения правильный.
Выступая на очередном пленарном заседании Всемирного русского народного собора (ВРНС), президент России Владимир Путин рассказал, что, по его мнению, представляет собой Русский мир, и что такое в его понимании быть русским.
«Русский мир — это все поколения наших предков и наши потомки, которые будут жить после нас, — заявил он. — Русский мир — это Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, современная Россия, которая возвращается, укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава. Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры, независимо даже от национальной и религиозной принадлежности. Без русских как этноса, без русского народа нет и не может быть Русского мира и самой России».
«Быть русским, — уточнил президент, — это прежде всего ответственность. Повторю, огромная ответственность за сбережение России. Именно в этом истинный патриотизм». И уточнил — понятие «русские» больше чем национальность, это в том числе культурная и историческая идентичность.
«Владимир Путин сформулировал тезисы будущей российской идеологии, которые лежали на поверхности, но в силу каких-то причин замалчивались отечественным чиновничеством, — так оценил выступление президента военкор СВО Александр Коц. — Идея Русского мира после триумфального возвращения Крыма годами вызревала в непризнанных границах Донбасса и головах тех, кто за него болел сердцем. В прошлом году она вырвалась за пределы ставших Россией республик, но Система по инерции продолжала чего-то стесняться. Или ждать одобрения сверху. Ну так вот оно. Национальная идея — это концепция единства Русского мира, который не ограничен ни юридическими, ни географическими, ни временными границами. <…> Привет всем чиновникам и культурным деятелям, которые из страха — как бы чего не вышло — в „дни единства“ и „праздники многонациональности“ чествовали всех, кроме русских».
Но все ли разделяют эту точку зрения?
— Сказано, конечно, красиво, — признал секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — И это, в любом случае, шаг вперед по сравнению с тем образом президента, который Владимир Владимирович формировал несколькими годами ранее. Тогда он, по моим собственным ощущениям, категорически избегал всяческой «русскости» событий.
Помните, с возвращением Крыма в состав России у нас была «Русская весна»? Она ведь очень быстро по распоряжению сверху стала именоваться «Крымской весной». А почему? Да как раз потому, что «Русская весна» подразумевала те процессы, которые в 2014 году тут же развернулись в Новороссии — и Харьковская Народная Республика было возникла наряду с Донецкой и Луганской, да и Одесса вместе с остальным черноморским побережьем присягнула по сути России. И после «майдана» в Киеве на фоне развала украинской государственности могли бы быть одним махом разрешены все те проблемы, на решение которых сейчас наша страна вынуждена тратить изрядные силы, проливая пот и кровь.
Все эти слова, по-хорошему, должны были прозвучать еще в 2014 году. Однако то, что они наконец-то прозвучали в 2023 году накануне президентских выборов в России, уже хорошо. Значит, власть в стране все-таки понемногу начинает прозревать.