Газета "Правда". Это не игрушки
Отборная антисоветская «клюква» — именно такая мысль родилась у автора этих строк после знакомства с широко рекламируемой отечественной компьютерной игрой под названием «Atomic Heart» («Атомное сердце»). Её сегодня наперебой расхваливают и характеризуют не иначе как «прорывную», «мирового уровня», «наш ответ Западу» и так далее. После знакомства с игрой разделить повальный восторг никоим образом не получилось.
Тематика компьютерных игр редко появляется на страницах нашей газеты, но сегодня тот случай, когда это, пожалуй, необходимо. Автор далёк от того, чтобы хаять все компьютерные игрушки оптом. Как говорится, сам грешен: поигрываю. Игры — это важная часть современного общества и его культуры. Они неодинаковы, как нет одинаковых книг или фильмов. Есть среди них и своего рода шедевры — это ведь творчество. А ещё игры, как любой продукт современной масскультуры, могут быть заряжены идеологией и пропагандой. И не замечать этого — наивность, крайне опасная в политике.
Что не так с «Atomic Heart»? Это классическая «стрелялка» с сюжетом в жанре научной фантастики, а точнее — так называемой альтернативной истории. Её действие разворачивается в 1955 году в вымышленном СССР, который якобы совершил невиданный прорыв в области робототехники и искусственного интеллекта. Однако что-то пошло не так, и главному герою майору Нечаеву, от имени которого и действует игрок, приходится разбираться с проделками советских учёных.
Создатели игры как коммерческого продукта, естественно, всё сделали для того, чтобы он был привлекательным. Они нещадно эксплуатируют царящую в современной России, судя по соцопросам, ностальгию по СССР. Мир игры наполнен милыми сердцу многих деталями советского быта, архитектурными образами, плакатами и прочим. Звучат современные ремиксы на советские шлягеры разных лет: тут вам и «На недельку до второго я уеду в Комарово», и «Я так хочу, чтобы лето не кончалось» и так далее. Для привлечения юношеской аудитории мужского пола присутствуют предельно сексуализированные образы женоподобных роботов, для анимации движений которых прототипом выступила профессиональная балерина. Короче, заманивали, кого могли, как могли и чем могли.
Сайты и группы в соцсетях, посвящённые компьютерным играм, завалены положительными отзывами на игру, написанными, как под копирку: «Какое всё красивое, какое всё советское!» Кроме того, в интернете бродит пара текстов с критикой «Atomic Heart». Причём критикой безумно тупой, кондовой, изобилующей неточностями и откровенными фейками. Этот приём не из новых: специально вбросить глупо выглядящую и легко опровергаемую ложь. Учитывая то, что костяк разработчиков игры пришёл из рекламщиков, резонно предположить, что это работа на опережение, чтобы заранее купировать иную, аргументированную критику проекта.
Но самое главное: игра вышла не только в России, но и на Западе. И тут игроделы со своими фантазиями на тему экспериментов в СССР, угрожающих всему миру, метко попали в антироссийскую и антисоветскую конъюнктуру. Буквально в самую десятку.
Вот и спрашивается: чего на таком фоне нам, гражданам России, особенно левых взглядов, бурно радоваться этому «игровому продукту мирового уровня»? Слёзно умиляться на знакомые советские мелодии, на серпы, молоты и звёзды или на присутствующего в игре старого «Москвича»? И не замечать при этом такого простенького, к примеру, посыла: вышедший из-под контроля проект называется «Коллектив». Вам ясно, дети? Коллектив — это плохо. Или не видеть, что в игре персонажи, в том числе неоднозначные, носят важные для нашей истории фамилии Молотов и Сеченов, хотя и с другими именами. И не удивляйтесь потом, когда неокрепшие юные умы, поиграв, будут уверены, что известный русский физиолог жаждал мирового господства, а майора Нечаева использовали, чтобы убить сталинского наркома. А ведь когда-то мы смеялись над генералом Гоголем из эпопеи про Джеймса Бонда. А тут не американцы, тут свои постарались.
Так что это совсем не безобидно. Можно вспомнить известного негодяя и предателя Владимира Резуна, автора псевдоисторического «Ледокола». Кто-то думает, что он случайно взял псевдоним Виктор Суворов? Нет, ему кураторы посоветовали использовать известную в России фамилию с положительной коннотацией. Вот и в случае с «Atomic Heart» то, что подаётся её создателями как придуманная ими «альтернативная история», на самом деле выглядит как издёвка и глумление. И далее мы покажем, что мотивы для этого у них без сомнения есть.
Однако, описав впечатления от игры на своей страничке в социальной сети, автор этих строк оказался под прицелом критики. Причём это был «дружественный огонь»: критиковали молодые и не очень люди левых, коммунистических убеждений, включая членов КПРФ. Картинка-то в игре — красивенькая, советская и вроде бы наша. Многие пребывают в наивном восторге. А вот то, что в неё «вшита» антисоветская пропаганда, — это всё вроде как домыслы, непонимание современной (и советской тоже) культуры, и чуть ли не паранойя.
Спорить в таком случае — дело гиблое. Однако есть вещи неоспоримые. Можно просто взять и посмотреть на авторов «Atomic Heart», чтобы понять: что они имели в виду? Какие у них цели и убеждения? В конце концов носителями сознания какого класса они являются? Или для коммуниста это уже не важно? Что ж, вот и поглядим.
В интервью «Матч ТВ» в 2019 году руководитель проекта Роберт Багратуни вполне откровенно комментировал утверждения о том, что игра нацелена на западную аудиторию: «Надо понимать, что масштабы рынков несравнимы. С точки зрения продаж мы, конечно, целимся на Запад... Но в наших планах нет отказа от СНГ-рынка. Просто необходимо тонко прочувствовать грань, чтобы быть интересными всей геймерской аудитории». Так что изначально основной потребитель этого продукта с нежным «клюквенным» ароматом — Запад, а для бывшего СССР — ностальгические «заманухи». А кто-то всерьёз подумал, что это пропаганда чего-то советского? Торгашей с Арбата, продающих сувениры с советской символикой, тоже в коммунисты запишем? Не смешите...
Сценарист и художник игры — Артём Галеев, которого его шеф Багратуни назвал главным вдохновителем проекта. По сути, это основной идеолог игры, придумавший тот самый «альтернативный» СССР 1955 года. Галеев давно уже проживает главным образом в США, а не в РФ, но дело не только в месте жительства. Что пишет этот человек на своих страницах в соцсетях? Процитируем немного.
«Русский всё лежит на печи, но лежит разбитым стеклом на всех дорожках к бассейну социальных благ. Он адово тупой и ленивый, как тюлень на суше. И все лежат, прижавшись друг к другу, как животные в ожидании тревожного движения тел. Все спят в социализме».
«Мы все до сих пор упороты (то есть одурманены — слово пришло из наркоманского сленга. — М.К.) коммунизмом, и всё наше поведение говорит об этом».
«Россия в настоящее время офшор для тунеядства. Наше общество живёт социальными коммунами с поддержкой друг друга, примерно как чёрные в Штатах... Государство вынуждено медлить с западными принципами жёсткого капитализма, ведь иначе бунт».
«Я хочу агрессивной политики в отношении эконом. реформ. Удаление пособий и отказ от бесплатной медицины. Пусть я сам не выживу, но малый класс выживших станет конкурентоспособным...»
По нашему мнению, мы имеем дело с глубоким поклонником социал-дарвинизма с абсолютно мелкобуржуазной психологией. Такие идеи, с поправкой на лексику, мог бы высказать кулак из рубежа 1920—1930-х. Так что с классовой позицией тут всё предельно ясно. Кто-то по-прежнему уверен, что такой кадр будет продвигать коммунистическую повестку? Те из коммунистов, кто восхитился игрой, как у вас с классовым чутьём, ребята? Как вы умудрились не понять, что адский проект в игре совершенно не случайно носит название «Коллектив»? Это же тонкая, но явная издёвка над ключевым для советского общества понятием коллективизма.
Как следует из написанного господином Галеевым, всё коллективистское ему явно глубоко омерзительно. И, кстати, это как минимум странно: ведь современные компьютерные игры — всегда результат коллективной работы. Впрочем, возможно, Галеев считает себя не членом коллектива, а его хозяином. В публикациях 2019 года работу над игрой характеризовали как «производственный ад», из которого часть рядовых программистов ушли сами, а часть вышвырнули руководители. Если априори считать людей ленивыми животными, то иначе и быть не может.
Теперь пара слов насчёт «прорывного» характера игры. Конечно, в завышенной самооценке авторам «Atomic Heart» не откажешь. Но вот их претензии на оригинальность несколько сомнительны. Дело в том, что их творение оказалось глубоко вторичным. Ещё в 2007 году вышла игра от американо-австралийских разработчиков под названием «BioShock». A «Atomic Heart» начали делать в 2008 году.
Невозможно избавиться от ощущения, что российские разработчики решили: крайне несправедливо, что «BioShock» придумали не они. И взялись сделать «лучше, чем в Америке». Позиция ущербная и заведомо проигрышная. Многие из тех, кому в целом понравилась «Atomic Heart», говорят как минимум о цитировании «BioShock». Вот только цитирование это в объёме почти всего костяка сюжета вокруг главного героя, который в обеих играх страдает провалами в памяти и в итоге оказывается жертвой манипуляции. А ещё в обоих случаях у главного героя есть очень непростой помощник, который как бы ведёт его по сценарию игры. И там, и там в центре сюжета — жуткие эксперименты. Да и время действия: 1955 год — у российской игры и 1960-й — у её западного предшественника. Есть ещё немало менее явных совпадений и с другими играми.
Короче говоря, по-настоящему оригинальным в «Atomic Heart» является по сути только один момент: её действие разворачивается в псевдосоветских декорациях. Этот игровой долгострой мучили 15 лет, неоднократно переносили сроки выхода и теперь, наконец, решили сбыть, хотя многие пользователи жалуются на то, что игра «глючит» и требует доработок. Почему именно сейчас? Момент для выпуска очень удобный: злые русские или советские — снова модная тема. Благодаря усилиям западной пропаганды через масскультуру она отлично знакома не одному поколению тамошней аудитории со времён «холодной войны».
Полагаем, что создателям «Atomic Heart» всё равно, на чём делать кассу — хоть бы и на ненависти Запада к их собственной стране. Но одновременно тот же Артём Галеев при своих антисоветских взглядах не против заработать на наивной ностальгии сограждан по временам СССР и, возможно, попутно посмеяться в душе над теми, кого он открыто сравнивает с животными. Цинично? Да, конечно. Но Галеев же явно не считает себя членом нашего «коллектива».
Антисоветчина упакована в действительно крайне привлекательную визуальную составляющую игры, которая красива в прямом смысле слова. Люди левых взглядов, купившиеся на эту яркую обёртку, радостно пишут, что подростки в восхищении от игры и через неё приобщатся к советскому наследию. Но ведь известно, что дети воспринимают информацию некритично. У многих из них игровой сюжет действительно станет основой их представлений о Советском Союзе. А какой образ СССР формирует «Atomic Heart»? Тот самый, демонический, выработанный Западом.
Сюжет игры полностью соответствует именно западному взгляду на СССР. Тут вам и стремление к мировому господству, и маньяки-учёные, и гнусная партийная верхушка, и тоталитарное общество в западном его понимании, то есть полное презрение к свободам граждан, над которыми хотят установить контроль путём нейросети под названием «Коллектив». Игра уверенно актуализирует антисоветские и русофобские штампы прошлых десятилетий. И, на наш взгляд, это полностью соответствует мировоззрению её авторов — сторонников дикого капитализма, индивидуалистов, антикоммунистов, западников.
С удивлением отметим, что некоторые из коммунистов, защищая создателей «Atomic Heart», умудрились написать, что в претензиях на мировое господство нет ничего плохого. Видимо, десятилетия унижений нашей страны после развала СССР сыграли с ними злую шутку. Только вот реальный, а не выдуманный, Советский Союз Ленина и Сталина никогда к этому не стремился. И причина проста: в мировоззрении коммуниста нет места положительному восприятию таких понятий, как «господин» и «господство», потому что в марксизме они неразрывно связаны с понятиями «эксплуатация» и «присвоение».
У автора нет сомнений в том, что эта игра в той или иной степени сработает против советского периода истории и нашей страны в целом. Пропаганда — это не игрушки, но вот компьютерная игра, как видим, вполне может быть пропагандой. Поражаться остаётся другому: многие коммунисты и люди левых взглядов не готовы понять и принять это.
Считать, что «Atomic Heart» прославляет СССР, может только тот, кто думает, что фильм «Т-34» (тот самый, где советский танкист пожимает руку эсэсовцу в знак уважения. — М.К.) — дань памяти ветеранов Великой Отечественной. Путать яркий фантик с содержанием можно было в начале 1990-х, когда не было опыта реальной борьбы с буржуазными агитками. Но сегодня кушать полной ложкой такой «клюквенный» продукт и просить ещё — верх политической наивности. Как говорит товарищ старшина: «Что тут думать? Тут соображать надо». Приходится в очередной раз вспомнить бессмертное ленинское: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».