Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета "Правда". Суд восстановил коммунистку Марину Васильеву в качестве депутата Собрания Ногликского городского округа Сахалинской области

18 ноября Девятый кассационный суд общей юрисдикции во Владивостоке постановил восстановить Марину Васильеву в качестве депутата Собрания Ногликского городского округа Сахалинской области (далее — Собрание). Тем самым были отменены решение Ногликского районного суда и апелляционное определение Сахалинского областного суда, согласившихся с решением Собрания о лишении депутатских полномочий депутата от фракции КПРФ М.С. Васильевой в связи с тем, что она якобы нарушила антикоррупционное законодательство, не представив, будучи кандидатом в депутаты на выборах 2019 года, сведений о своих доходах.

Вадим СОЛОВЬЁВ, секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам, руководитель Юридической службы ЦК КПРФ.
2020-12-04 10:10
Соловьев Вадим Георгиевич
Секретарь ЦК КПРФ
Соловьев
Вадим
Георгиевич
Секретарь ЦК КПРФ
Персональная страница

ПРЕДЫСТОРИЯ вопроса такова. В сентябре 2019 года было избрано Собрание в количестве 16 депутатов, в том числе 6 от КПРФ, в результате чего фракция КПРФ стала крупнейшей. Фракция «Единой России» получила лишь 5 мандатов, хотя в Собрании предыдущего созыва она располагала квалифицированным большинством, то есть более чем две трети общего числа депутатов.

Таким образом, по итогам выборов 2019 года «Единая Россия» утратила в Ногликском районе статус ведущей политической силы, уступив по числу депутатов КПРФ. Депутаты от КПРФ решили не голосовать за избрание председателем Совета представителя «Единой России». Без их голосов оказалось невозможным избрать председателя Совета, так как для этого требуется две трети голосов, то есть из 16 депутатов «за» должны проголосовать 11. Именно поэтому «единороссы» и решили лишить мандата депутата от КПРФ Марину Васильеву, чтобы отсчитывать необходимые две трети не от 16 депутатов, а от 15. В этом случае им было бы достаточно и 10 голосов.

Следует отметить, что помогли «единороссам» избрать своего председателя Совета и лишить М.С. Васильеву мандата депутаты от ЛДПР и «Родины», ведь своих 5 голосов для принятия таких решений «единороссам» было мало. Депутаты от этих псевдооппозиционных партий и по иным вопросам всецело оказались на стороне «Единой России».

Но какими же правовыми основаниями руководствовались и Собрание, лишая депутатского мандата Марину Васильеву, и сахалинские суды, подтверждая законность принятого Собранием решения? Согласно п. 1

ч. 1 ст. 1 Закона Сахалинской области от 27.11.2017 г. №106-30 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений», справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения) представляют граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, если иное не установлено федеральным законом. А согласно ч. 2 упомянутой статьи, сведения представляются губернатору Сахалинской области.

При этом абзац 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-ФЗ) устанавливает, что под лицом, замещающим муниципальную должность, понимается в том числе депутат, член выборного органа местного самоуправления.

Указанные нормы сахалинского закона основываются вроде бы и на федеральном законе. Так, в соответствии с ч. 4.2 и 4.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Собрание и сахалинские суды не захотели вчитаться в выделенные нами жирным шрифтом слова: «если иное не установлено федеральным законом».

А Федеральным законом от 12.06. 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отношении граждан, являющихся кандидатами на выборные муниципальные должности, выдвинутых в качестве претендентов на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления либо зарегистрированных соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидатов, предусмотрен особый порядок представления сведений о доходах. Так, в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также о его имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах.

Таким образом, указанный выше порядок представления упомянутых сведений кандидатом в депутаты как раз и подпадает под исключение, предусмотренное ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона №273-ФЗ и ч. 1 ст. 1 Закона №106-30, являясь особой процедурой представления рассматриваемых сведений кандидатами на выборные муниципальные должности в избирательную комиссию. Эта правовая позиция соответствует Методическим рекомендациям по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, изложенным в письме минтруда России от 26.12.2019 г. №18-2/10/П-11879 (далее — Методические рекомендации минтруда).

Сахалинские суды, рассматривая дело Васильевой, проигнорировали Методические рекомендации минтруда. Ногликский районный суд в своём решении сослался на то, что они носят исключительно рекомендательный характер. Но суд не учёл то, что, согласно подпункту «в» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» министерству труда и социальной защиты предписано «издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Поэтому непредоставление Васильевой как кандидатом в депутаты губернатору сведений о размере и об источниках её доходов, а также об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах не является нарушением Федерального закона №273-ФЗ.

Не учли сахалинские суды и то, что при принятии решения о лишении Васильевой мандата Собрание руководствовалось положением ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которому «депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». За невыполнение установленных данной нормой обязанностей этой же статьёй закона предусмотрена санкция в виде досрочного прекращения полномочий депутата. А в решении Собрания «О досрочном прекращении полномочий М.С. Васильевой» ей было поставлено в вину невыполнение обязанностей, установленных ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ в период, когда она не являлась депутатом Собрания. Но, как следует из содержания ч. 7.1 ст. 40 этого закона, данной нормой права установлены обязанности и санкция за их неисполнение для лиц, уже избранных депутатами Собрания. То есть законодательство РФ не предусматривает досрочного лишения полномочий депутата за невыполнение кандидатом в депутаты обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ.

Не смутил сахалинскую Фемиду и тот факт, что положение Закона Сахалинской области №106-30, устанавливающее обязанность кандидатов в депутаты помимо избирательной комиссии предоставлять сведения о доходах и имуществе губернатору, было введено в сахалинский закон прямо перед выборами 2019 года и отменено уже в октябре 2019 года (сразу после выборов) в связи с тем, что это положение не соответствовало федеральному законодательству. То есть Марина Васильева была лишена мандата за нарушение регионального закона, который на момент её лишения депутатских полномочий в январе 2020 года уже был отменён ввиду его противоречия федеральному законодательству!!!

Таким образом, основания для досрочного прекращения полномочий Васильевой как депутата Собрания отсутствовали.

Сахалинское областное отделение КПРФ противопоставило антиправовым действиям власти высокий профессионализм юристов ЦК КПРФ и обкома КПРФ, неутомимо и грамотно обжаловавших постановления сахалинских судов. Так, главный юрисконсульт ЦК КПРФ Александр Федорович во время командировки на Сахалин не только принял участие как юрист в контроле за выборами в Единый день голосования 13 сентября 2020 года, но и представлял интересы коммунистов в нескольких сахалинских судах, оказав Сахалинскому обкому необходимую правовую помощь, и подготовил кассационную жалобу Марины Васильевой, предельно ясно изложив вышеуказанную правовую позицию, позволившую суду кассационной инстанции принять верное решение.

В поддержку Марины Васильевой включилась и депутатская вертикаль КПРФ. Депутат Государственной думы от КПРФ Алексей Корниенко подготовил и направил запросы в Генеральную прокуратуру РФ. Рассмотрев эти запросы, Генеральная прокуратура заняла сторону КПРФ в данном споре. Благодаря этому резко поменялась позиция и сахалинских прокуроров. Так, на заседании Собрания, на котором решался вопрос о лишении полномочий депутата Марины Васильевой, присутствовал ногликский районный прокурор Вадим Евдокимов, который поддержал тогда незаконное решение депутатов. Но затем он изменил свою позицию в пользу Васильевой, возможно, получив указания из Генеральной прокуратуры.

Теперь Собрание Ногликского городского округа обязано исполнить решение кассационного суда и восстановить депутатские полномочия Марины Васильевой. Вывод из этой истории очевиден: надо быть уверенным в своих силах, идти до конца, опираясь на поддержку товарищей по партии и квалифицированных юристов, которыми располагает КПРФ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.